Человек как сюжет
Мое утверждение сделанное в эссе “О лангольерстве” о том, что подлинность - это самоотдача - не осталось без последствий.
В дверь не стучали. В нее просто вошли. Молодой человек недовольно осмотрел меня и начал тираду:
Вот с чего вы решили что подлинность - это обязательно самоотдача? Я что - не могу быть просто собой? Моя искренность - не подлинность?
Ну, это смотря в чем вы искренни, извините, - ответил я.
Какая разница? Всегда найдется человек, который может принять тебя таким какой ты есть и тебе не нужно будет меняться. Нужно просто его найти.
А вы сами-то разве не хотите измениться?
С чего бы? Я собой вполне доволен. Мне бы просто найти человека со схожими вкусами…
Я включил рентгеновский аппарат “Иван Грозный” оставленный мне Рахманом Усмановичем и показал юноше его богатый внутренний мир.
Это что все у меня внутри? - изумился юноша. - Гадость какая. А почему вся эта живность - в пустыне?
Потому что вы ничем себя не заполнили.
Этот случай - одновременно и крайне тяжелый и крайне распространенный на территориях знакомых с роскошью стабильности и благополучия, которые делают людей ненужными друг другу потому что им нечему противостоять, не от чего друг друга спасать и незачем знать друг друга, чтобы что-то создавать.
Условия жизни человека изменились, но его природа осталась неизменной. В результате человек просто заблудился и потерялся среди кварталов и проспектов, выделенных волокон и вай-фая.
Ему кажется, что ему нужно найти кого-то, кто его примет. Хотя на самом деле он бесконечно ищет себя самого.
Человеку стало казаться, что он - некая не вечная но неизменная суть летящая из материнского лона в землю, по дороге пересекающаяся с другими такими же летунами пригодными для того, чтобы скоротать время в дороге.
Это ужасная ложь.
То, что человек - это череда радикальных и необратимых изменений, скорее даже перерождений было известно с самого начала.
Наши предки отлично знали, что взрослый человек появляется в общине не потому, что у него выросли волосы в паху и подмышках, а потому, что он прошел через инициацию - ритуальную смерть и путешествие в мир предков, откуда вернулся взрослым, способным на речь, но ответственность, на брак. Ребенок же - остался там - за пределами мира живых.
Вступая в брак, женщины надевали белое - цвет смерти. Они умирали для рода родителей и рождались для рода мужа. Именно поэтому молодым было запрещено есть на свадьбе в отличие от гостей - они считались не принадлежащими миру живых. Мужчина в ритуале барака тоже расставался с прежним собой - с холостяков и рождался как неразрывная часть брака - единая плоть с другим человеком.
Все пункты биографии человека - присоединения к сословию воинов или шаманов, вступление в монашеские или рыцарские ордена - все это было смертью предыдущего человека и рождением нового.
Обряд посвящения в шаманы, например отражен в саге о обретении меда поэзии, в которой Один принес сам себя в жертву отдал свой глаз и несколько дней и ночей провисел пронзенный собственным копьем, чтобы обрести дар понимать руны и сплетать слова в стихи.
Знаю, висел я,
в ветвях на ветру
девять долгих ночей,
пронзенный копьем.
Посвященный Одину,
В жертву себе же,
На дереве том.
Чьи корни сокрыты
В недрах неведомых
Никто не питал.
Никто не поил меня,
Взирая на землю,
Поднял я руны,
Стеная их поднял, —
И с дерева рухнул.
А бог христиан доказал свою подлинность - умерев человеческой смертью и отправившись в ад, чтобы освободить всех его пленников начиная с Адама и Евы.
Свою истинность человек доказывает и оплачивает отдавая себя. Делу, Родине, женщине, Богу.
Это не важно чему. Но отдавая вплоть до ненависти к тому себе, что был раньше.
Иными словами у человека есть сюжет и дуга характера.
Точнее говоря - несколько сюжетов. Сюжет перехода во взрослость, сюжет обретения, сюжет подвига, сюжет старения.
И самый последний - венчающий все предыдущие сюжеты сюжет.
Все что действительно является настоящим всегда требует настоящую цену. Эта цена - ты.
Вот почему бессмысленно искать кого-то, кто примет тебя таким какой ты есть. Такая связь ничего не стоит и не существует.
Настоящая связь - это всегда крушение, катастрофа и конец света, который прежние люди не переживают.
Поэтому бессмысленно искать и ждать дополнения к своей временной неизменности.
Искать нужно то, что ты готов встретить как собственный конец.
Сохраняя собственную неизменность, пытаясь себя законсервировать, мы лишаем себя своей сути, создаем внутри себя пустыню, которую в итоге начинают обживать чудовища и гады.
4 комментария
1. Про "неизменность". Человек, который выходит на ринг с Майком Тайсоном должен проявить чудеса самоотдачи и подвижничества, чтобы просто остаться неизменным (по крайней мере, неизменно стоящим на ногах).
2. Про "подлинность". Из подлинности следует самоотдача, но только лишь из самоотдачи подлинность не произрастает. Самоотдача на пути к "пустой" цели явление, увы, не новое и рождает только суету. При этом "пустотность" цели, едва ли, можно определить внешним наблюдателем
2. Верно.