Расплата
Ну вот, собственно, предыдущая статья – «Балканы…» – завершила рассказ о том, что собой являла гитлеровская армия в годы Второй мировой (с сентября 1939 по сентябрь 1945) и Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 по 9 мая 1945). Думаю что теперь пояснять, почему говорят, что против СССР в Великой Отечественной войне стояла вся Европа, не нужно. И так понятно, но я все-таки повторю названия стран, что поставляли Гитлеру солдат.
Первые добровольческие легионы, сформированные Германией, набирались из членов нацистских организаций в Австрии, Судетской области и в Данциге. Здесь стремились к политическому союзу с Третьим Рейхом и активно вели агитацию в его пользу. Их деятельность направлялась из Берлина и велась под руководством Гиммлера.
Франция регулярно поставляла добровольцев, сражавшихся с Красной армией. Части 33‑й дивизии СС «Шарлемань» участвовали в боях за Берлин в 1945 году. Канны, Бретань и Нормандия были призывными пунктами, рекрутирующими для ВМС гитлеровской Германии моряков – крингсмарин. В годы Второй мировой войны в кригсмарине служило примерно 2 тысячи французов. Во Франции по инициативе германских ВМС была создана морская полиция из французов под названием «Кригсмарине Вермэннер».
Дивизия «Викинг», одного из самых боеспособных соединений войск СС и всех немецких вооруженных сил состояла из членов нацистских партий Дании, Норвегии, Бельгии, Нидерландов.
Финляндия отправила на Восточный фронт 14 дивизий и 2 бригады, что составило две армии
От Испании с СССР воевала 8-я армия.
От Италии, на Восточный фронт отравился экспедиционный корпус.
Не смотря на то, что англичан, на стороне Гитлера, воевало незначительное количество, но они были.
Индия отправила на помощь Гитлеру легион солдат и офицеров.
Славянские Балканы тоже воевали на стороне Гитлера – хорваты, сербы, словенцы, боснийцы, албанцы.
Так же на стороне Гитлера воевали предатели Родины – коллаборанты – граждане советских республик: Литвы, Латвии, Эстонии, Азербайджана, Туркмении, Казахстана, Украины, Крыма, жители Поволжья, русские.
Были на стороне фашистов и поляки, болгары, македонцы… Много, очень много. Гитлер, чтобы уничтожить СССР, собрал гигантскую армию. И проиграл!
Не только живой силой помогала Европа Третьему Рейху, европейские страны снабжали гитлеровскую армию оружием и техникой, строили оборонительные сооружения, шили одежду для армии, поставляли продукты и медикаменты… Европейцы делали все, чтобы СССР исчез с лица земли, чтобы раз и навсегда забыть о России и чтобы никогда более не существовало бы такого народа – русские.
Но Гитлер проиграл. СССР чудовищным напряжением сил смог победить фашистскую Германию. СССР – победил, сломил, но не уничтожил… Сегодня внукам и правнукам победителей, снова выпало бороться с фашизмом и нацисткой бесчеловечностью. Вот в этот раз, надо не сломить и победить, а уничтожить. Необходимо полностью уничтожить и семена, и зерна нацизма и фашизма. Уничтожить, искоренить так, чтобы правнукам нынешних победителей не пришлось вновь вступать в бой с нацизмом.
___________________
Расплата
Вопрос о тех, кто служил в Германской армии, поднял Черчилль, на Тегеранской конференции (28 ноября – 1 декабря 1943 года). Британский премьер выразил озабоченность относительно большого количества солдат из войск Британского Содружества, воевавших на восточных территориях или попавших в плен и удерживаемых немцами в концентрационных лагерях. Он предположил, что эти люди будут освобождены наступающими советскими войсками (он полагал, что даже без открытия второго фронта Красная армия может достичь границ Голландии и Бельгии).
Сталин тоже хотел возвращения своих солдат, находившихся в плену у немцев, и по возможности, стремился скорее вернуть их Советский Союз. Ну и, конечно, в СССР очень ждали предателей, чтобы их преступления не остались безнаказанными. Ну а у союзничков, относительно и советских военнопленных, и предателей, были свои планы. Тогда, в 1943-1944 годах в странах-союзницах вполне серьезно рассматривался вопрос о том, чтобы создать из освобождаемых военнопленных и сдающихся в плен американцам и англичанам коллаборантов, армию, которая займется свержением «режима» Сталина. Однако какими бы ни были планы союзников, в Тегеране было решено, что представители всех народов после победы над Гитлером вернутся к себе на родину.
Позднее, на Ялтинской конференции (февраль 1945 г.), статус военнопленных, был определен таким образом: все советские граждане, освобожденные войсками, действующими под союзным командованием, и все подданные союзных государств, освобожденные советскими войсками, будут отделяться от вражеских военнопленных и содержаться отдельно в лагерях или сборных пунктах до момента их передачи, соответственно, советским или союзным властям. Сама же политика репатриации была оговорена за несколько месяцев до Ялтинской конференции. В сентябре 1944 года американский дипломат Александр Кирк отправил телеграмму Госсекретарю Корделлу Халлу, в которой сообщалось о том, что между русскими и англичанами достигнуто соглашение о репатриации советских граждан, оказавшихся в немецком плену, «независимо от их желания или нежелания возвращаться в Советскую Россию».
В конце 1941 года примерно 150 тысяч советских людей служило в различных частях вермахта. Через год это число увеличилось до 500 тысяч – в это число входят люди, угнанные на работы с оккупированных фашистами советских территорий. Из них 200 тысяч находилось во фронтовых частях – обеспечение тыла, строительство переправ и укрепсооружений. В июне 1943 г., согласно докладу начальника Генерального штаба сухопутных сил Цейтцлера, насчитывалось 220 тыс. хиви – работников. В это число не входят те, кто служил в армии Власова и КОНР, ОУН, УПА, легионах ваффен СС.
Итак, по окончании Великой Отечественной войны, согласно договору со странами-союзницами, в СССР прибыло примерно 4,5 миллиона человек. И около 110 тыс. человек прибыли в СССР после 1948 года – это были люди (или потомки тех), что эмигрировали за границу еще из Российской Империи и в период гражданской войны из Советской России.
Из числа репатриированных было осуждено 994,3 тыс. человек – предателей Родины. Из них 135 тыс. было расстреляно за совершенные преступления против советского народа; 422,7 тыс. направлено в штрафные подразделения; 436,6 тыс. отбывали наказание в местах заключения.
В Западной Европе, как и в СССР, процесс наказания коллаборационистов начался сразу по окончании войны. Но вот там правительствам пришлось покрутиться, поскольку судить приходилось тех, кого сами же, эти правительства и «благословляли» на помощь Гитлеру. Например, в Дании статус бывших фрейкоровцев стал большой проблемой. Еще в годы войны министр обороны Дании одобрил вступление своих соотечественников во фрейкор, однако позднее занял другую позицию. И после войны добровольцев осудили как коллаборационистов. Однако на суде участники фрейкора заявили, что их убедили в том, что датское правительство поддерживает фрейкор и правительство Третьего Рейха. Правительство Дании, в свою очередь, ответило на это, в исключительно демократической манере, заявив, что, даже если оно и высказало одобрение, то добровольцам все равно следовало понимать, что это было сделало под давлением немцев. Далее власти Дании лишили фрейкоровцев права на пенсию, и большая их часть была осуждена на сроки в один‑два года.
К. Мартинсен, командир фрейкора «Данмарк», был казнен 26 июня 1949 года. Сроки четырехлетнего тюремного заключения получили 3 641 человек; 9 737 человек были временно лишены гражданских прав; 2 936 человек были навечно лишены гражданских прав.
После войны по обвинению в коллаборационизме было арестовано 15 724 датчанина, из них 1 229 человек было оправдано, остальные получили разные сроки заключения – от года до пожизненного (62 человека). Смертная казнь, отмененная в 1895 году, была повторно введена особым законом от 1 июня 1945 года за чрезвычайные случаи коллаборационизма или преступления против человечности. Суды вынесли 112 смертных приговоров, приведено в исполнение 46.
В Голландии были созданы специальные суды для рассмотрения преступлений многих тысяч коллаборационистов и тех, кто служил в германской армии. Впервые после 1873 года была снова введена смертная казнь. Судами было вынесено 138 смертных приговоров, из них приведено в действие 36. Восемнадцать немцев получили смертные приговоры за преступления, совершенные ими в Голландии, но казнены были пять человек.
Международный военный трибунал в Нюрнберге вынес приговор рейхскомиссару Зейссу‑Инкварту. В обвинительном акте говорилось, что этот человек «был сознательным и добровольным соучастником военных преступлений против человечности, совершенных во время оккупации Голландии». 16 октября 1946 года Зейсс‑Инкварт был повешен.
Сразу после освобождения Голландии в ней было арестовано 120–150 тысяч человек, заподозренных в измене, но в октябре 1945 года только 72 321 мужчина и 23 723 женщины оставались в тюрьмах. Для рассмотрения дел коллаборационистов были созданы тридцать пять судов, состоявших из пяти судей и двух непрофессионалов. Примерно 60 тысяч человек за службу в немецкой армии были лишены голландского гражданства, а их имущество конфисковано в пользу государства. Это распространялось на тех, кто служил в вермахте, кригсмарине, люфтваффе и войсках СС, Landstorm Nederland, немецких охранных и полицейских батальонах, охранных ротах Организации Тодта, в имперской службе труда.
Если помните, то описывая голландских добровольцев, я указывала на то, что с момента оккупации Голландии гитлеровцами добровольческие батальоны набирались для несения службы в самой Голландии – раз, и два – в войсковые подразделения вермахта и СС. Набор шел именно из числа добровольцев, с одобрения правительства Нидерландов. А с 1943 года (после разгрома под Сталинградом) набор шел в обязательном порядке, но людям разрешали сделать выбор между войсковыми частями или инженерно-строительными. Большинство записывались в вермахт и СС – там паек и выплаты были больше, а семьям погибших полагался пенсион.
В Бельгии так же были учреждены особые суды, состоящие из двух гражданских и трех военных судей, рассматривавших дела коллаборационистов.
Примерно 100 тысяч человек было арестовано, но перед судом предстало лишь 87 тысяч. Порядка 10 тысяч было оправдано. Смертные приговоры получили 4 170 человек из них 3 193 человека за службу в германской армии. Казнено – 230 человек; 16 тысяч –
получили длительные сроки тюремного заключения.
Леон Дегрелль (валлонцы), лидер «рексистской» партии, командир валлонского легиона, сбежавший в Испанию, был заочно приговорен к смертной казни. Однако это ни в коей мере не помешало ему дожить до 1994 года. Он так и остался в Испании, открыл строительную фирму, которая была вполне успешной и жил припеваючи, ни в чем себе не отказывая. Между делом написал несколько книг, некоторые переведены на русский. Вот, например, «ПЫЛАЮЩИЕ ДУШИ. Записки о мире, войне, изгнании» выдержала в Испании порядка пятидесяти изданий. В аннотации к книге пишут, что «Строки, написанные автором, включают в себя ряд замёток психологического характера, которые автор писал урывками, ведя полную приключению жизнь накануне и во время Второй Мировой Войны». Вот так, «полная приключений жизнь» и «психологические заметки на полях».
С фламандцами поступили суровее. Военнослужащие фламандского легиона, служившие в войсках СС, отступили от Одера и сдались американцам под Шверином 2 мая 1945 года. Отсюда их отправили в бывший немецкий концлагерь в Нойенгамме, в котором англичане теперь содержали пленных эсэсовцев. Осенью фламандцев передали бельгийской армии, и предателей в вагонах для скота переправили в армейский лагерь в Беверло. Первый «контингент» состоял из 1 900 мужчин и четырех медсестер Красного Креста. По прибытии на вокзал их избили и пешком отправили в лагерь, расстояние до которого оставляло около 5 километров. Там их снова подвергли избиениям и оскорблениям. Считается, что они испытали на себе то, что испытывали узники нацистских концлагерей.
В Норвегии (которая встала под знамена Третьего Рейха в числе первых) полиция провела расследования в отношении 90 тысяч человек, заподозренных в сотрудничестве с немецкими оккупантами. Из них 18 тысяч были отправлены в тюрьмы, а 28 тысяч получили различные наказания (большинство были лишены гражданских прав). Государственных служащих, сотрудничавших с немцами, увольняли с работы. Предателям было вынесено 3 500 приговоров, в результате чего они получили тюремное заключение сроком на три года и больше; 600 человек были приговорены к длительным срокам заключения (больше 8 лет). В Норвегии была восстановлена смертная казнь, отмененная в 1870 году. Было вынесено 30 смертных приговоров, из которых привели в исполнение 28. Для тех норвежцев, кто добровольно служил в германской армии, приговоры варьировались по срокам от 4 до 8 лет в зависимости от их социального статуса и возраста.
В отличие от рядовых, офицеры были признаны в большей степени виновными. Например, Артур Квист, командовавший добровольческим легионом «Норвегия» в 1942–1943 годах, был приговорен к десятилетнему тюремному заключению. Женщин‑добровольцев в Норвегии освободили от наказания.
Ну а вскоре последовали амнистии, которые еще больше смягчили приговоры. Закон от 9 июля 1948 года, например, позволил отпустить на свободу всех тех, кто отсидел половину своего тюремного срока. Ну, то есть, в 1945 – арестовали, в 1946 – вынесли приговор, а в 1948 году – свободен как птица и чист, как капля росы.
Единственный человек, кто не нашел снисхождения у норвежских властей – Видкун Квислинг. После того как он добровольно сдался норвежскому правительству, его осудили за государственную измену, признали виновным и, несмотря на произнесенную им семичасовую оправдательную речь, приговорили к смерти и казнили в октябре 1945 года.
Во Франции, в той самой «союзнице-победительнице», что сдалась за 38 дней и той самой, чьих граждан служило Гитлеру верой и правдой в два раза больше, чем в союзных войсках, суды над предателями продолжались с сентября 1944 до конца 1949 года. По приговорам суда 2 071 человек были приговорены к смерти. В их число не вошли заочные приговоры, которых было 4 400.
Бравые французы-победители приговорили к смертной казни большое количество женщин и несовершеннолетних подростков. Благо все эти приговоры были отменены де Голлем. И из 2 071 привели в исполнение 768 приговоров.
3 035 офицеров французской армии были с позором уволены со службы, и 2 635 человек под нажимом властей подали в отставку. Примерно 5 тысяч государственных служащих, включая работников 18 магистратов, лишились своих постов. Еще 6 тысяч человек понесли менее строгое наказание. В качестве альтернативы тюремному заключению бывшим членам Французского добровольческого легиона и французским эсэсовцам предложили службу в Индокитае. Многие приняли это предложение и погибли в боях с отрядами «Вьетминя».
Заметка на полях
Французские суды… приговорить к смерти женщин и детей, и уволить с позором из армии мужиков…
Индийских военных, что служили в легионе СС, тоже судили. Приговором для них стало увольнение из армии.
Ну и, наконец, о судьбах немецких военнопленных в СССР.
Все немецкие военнопленные содержались в лагерях без различия в видах вооруженных сил. В лагерях они должны были выполнять любые задачи, что ставились перед ними. Принцип был прост: каждый дееспособный пленный будет получать пропитание, только если будет вносить вклад в восстановление народного хозяйства Советского Союза. Через десять лет после окончания войны – в 1955 году – все кто выжили вернулись на родину. На 22 апреля 1956 г. 2 млн. 967 тыс. 686 человек из общего числа (3 млн 486,2 тыс.) пленных (вермахт и его союзники), учтенных в лагерях НКВД, было освобождено и репатриировано (85,1 %). Умерло в плену 518 520 человек (14,9 %).
Для справки: всего было пленено 4 377300 человек. Сразу после проверки отпустили около 600 тыс., около 57 тыс. умерло по пути в лагеря, а 220 тыс. пленных из числа граждан СССР, воевавших на стороне Германии, и 14,1 тыс. военных преступников отправили в спецлагеря.
Вот так…
Денацификация и дефашизация? Это коснулось ГДР, и социалистических стран Варшавского договора и не имело никакого отношения западноевропейским странам. Нацизм и фашизм там просто притаился на время, а потом потихонечку, полегонечку стал проявлять себя. И сегодня мы видим его воочию, а с теми нацистами, что оказались уже у наших границ, России сегодня приходится воевать. Впрочем, про страны Варшавского договора – это я загнула, а про бывшую советскую Прибалтику просто забыла. Нет, нацизм и фашизм укоренился там настолько мощно, что …. Боюсь, денацификация должна быть физической – это мое сугубо личное, оценочное мнение.
_________________________
Ну что, на этом я закончила рассказ о том, как Европа воевала с Советским Союзом и проиграла. Писать что «продолжение следует» не стану, поскольку дальше буду писать о том, из чего «вырос» германский нацизм, про пропаганду нацизма, которую начал развивать лично Гитлер и про «Новую церковь» Гиммлера. Так что тем, кому данные темы интересны, скажу – До встречи.
А с теми, кому дальше нам не по пути, прощаюсь и благодарю за внимание.
Использованная литература:
Кристофер Эйлсби, «Иностранные легионы нацистской Германии. Добровольческие
формирования, воевавшие на стороне Гитлера 1941–1945», Центрполиграф; Москва; 2012
Н.М. Филатов, «История стран ближнего зарубежья», Пермь; ПГПУ; 2004
А.Б. Суслов, «История России (1917-1997)», 2-е изд., испр. и доп.; Пермь; ПГПУ; 1997
Н. Бондарев «Русские тайны Иосипа Броз Тито», (Серия: Мифы и правда истории); «Вече»; 2019 г.
Е. Матонин «Иосип Броз Тито», (Серия: ЖЗЛ), «Молодая гвардия»; 2012 г.
0 комментариев