Нацизм германский и нацизм украинский (Ч VI)
В принципе, относительно европейских легионов Ваффен СС – добровольцах воевавших на стороне Гитлера – разговор почти закончен. Осталось рассказать о незавидной судьбе итальянцев в России и падении Муссолини, ну и о британцах, вступивших в британский корпус.
Италия
То что Италия официально была союзником Гитлера известно, как известно и то, что Муссолини отправил на Восточный фронт довольно значительную группировку войск. Собственно, как раз союзные войска Германии и Италии и напали на Советский Союз 22 июня 1941 года. Начало наступления на «красных жидо-большевиков» было воодушевляющем и для немцев, и для итальянцев.
Вообще же, даже планы немецкого командования говорили о том, что ни Гитлер, ни его европейские сателлиты никак не могли предположить, что начав войну с Советской Россией они могут проиграть. Европа решила, что большевики сдадутся практически без сопротивления и это мнение подпитывалось белоэмигрантами. Не всеми. Но была довольно значительная часть русской эмиграции, которая всячески порочила большевиков и создаваемое ими государство. Эти люди считали, что «против большевиков хоть с чертом».
И началось это не с приходом Гитлера к власти, а намного раньше, ну а уж когда Третий Рейх захватил всю Европу, то многие видные представители белой эмиграции записались в освободительную армию Власова и комитет спасения России. Впрочем, я немного тороплю события. О власовской армии и прочих коллаборантах разговор будет отдельный. Сейчас, все-таки нужно закончить с европейцами и немного сказать об экзотическом индийском легионе Ваффен СС.
Эйфория у фашистов скоро закончилась: планы и расчеты штабистов не выполнялись, война, которую хотели закончить к зиме, затягивалась. Да еще и итальянские корпуса оказались плохо вооруженными. Моторизированный итальянский экспедиционный корпус ходил по Украине пешком – не было техники, не было тяжелых вооружений. И в общем-то, побили наши итальянцев быстро, а русская зима завершила разгром. В марте 1942 года Муссолини собирает и отправляет на Восточный фронт второй корпус, состоявший из трех пехотных дивизий и элитный альпийский корпус, в который так же входили три альпийские дивизии. Позднее к этим двум итальянским корпусам добавились чернорубашечники. Объеденные итальянские военные части составили восьмую армию, в ее составе воевало 227 тысяч человек.
В августе 1942 года итальянская восьмая армия встала севернее Сталинграда, в районе реки Дон и… была разгромлена начавшимся зимним наступлением Красной армии. Итальянцы не смогли противостоять массированному наступлению танковых соединений. Среднедонская наступательная операция началась 16 декабря, а танковые корпуса были введены в сражение 17 декабря 1942 года.
Два итальянских корпуса были сразу смяты мощным натиском, части альпийского корпуса – разгромлены, и в результате в германских оборонительных позициях на Дону образовалась гигантская брешь.
Считается, что итальянцев подвела нехватка противотанковых орудий и средних танков. Немцы ничем не могли помочь итальянцам, и пять дивизий и три бригады были уничтожены советскими войсками. Так восьмая итальянская армия была полностью разгромлена в январе 1943 года. Были попытки переформирования, но они, ни к чему не привели, так как немцы, разочаровавшись в союзниках, просто отправили их в Италию.
А вот в Италии дела стали развиваться интересно…
На Восточном фронте итальянцам и правда досталось так, что долго-долго икалось. Тут ведь не только танки, орудия и рукопашная выпали на злую долю южан. Русские холода –
генерал Мороз сказал свое слово. И неподготовленные к зиме, плохо экипированные итальянцы, не имея достаточного вооружения, без поддержки авиации просто не имели шансов выстоять против частей Красной армии. То есть то, что выжившим довелось пережить, с полной уверенностью можно назвать кошмаром.
Прибыв на родину, воевавшие против СССР итальянцы обвинили в неудаче и Гитлера, и Муссолини. Это обвинение, возможно, стало последней каплей, и Большой фашистский совет Италии принял резолюцию об отставке Муссолини и передачи власти королю. Произошло это 24 июля 1943 года, а 25 июля дуче был приглашен к королю на аудиенцию, где и был арестован. И в начале сентября Италия официально вышла из войны.
Гитлера такое положение дел не устраивало, как не крути, а союзник в данном стратегическом направлении ему был нужен. И вот, 12 сентября, группа немецких десантников под командованием Отто Скорцени освобождает Муссолини и вывозит его в Германию.
Позднее, в Италии, на берегу озера Гарда в городе Сало было создана Итальянская социальная республика (ее еще называли республика Сало) во главе с Муссолини. В октябре 1943 года были созданы вооруженные силы республики, а в самой Италии началась гражданская война. Вооруженные силы Италии разделились на три части: одни оказали сопротивление немцам и были разгромлены и пленены – не многие из них дожили до окончания Второй мировой войны. Вторая часть военных присоединилась к Сопротивлению – по всем канонам военной науки было организовано партизанское движение, а третья часть осталась верна фашистской идее и продолжила воевать на стороне Гитлера, но уже не на Восточном фронте. Верные Гитлеру итальянские военные здесь, на родине, громили своих соотечественников – партизан.
Профашистские итальянские военные базировались на территории республики Сало, боролись с партизанами и сохраняли жизненно важные пути коммуникации между Северной Италией и Австрией.
Ну вот, собственно, на этом и закончилась бравада итальянских фашистов. Безусловно, какие-то войсковые соединения итальянцев еще воевали на Восточном фронте, но уже под знаменами дивизий и армий других стран.
В целом, за период ведения военных действий против СССР советскими войсками было пленено 48 957 итальянских военных. Из них 27 683 человека погибли в лагерях для военнопленных. Вообще, показатель смертности пленных итальянцев был самым высоким, и умирали они в основном от обморожений.
Британия
А вот с англичанами немцам не повезло. Британский свободный корпус – это, собственно, только название, так как состояло в нем всего около шестидесяти человек и то, настолько неблагонадежных, что выдавать им оружие немцы просто опасались.
Набирались англичане из среды военнопленных, просто потому, что никто другой на призыв встать под знамена Третьего Рейха и идти в поход против большевизма с братским немецким народом не отозвался.
Гитлеру идея с пленными не нравилась, но ничего другого придумать было нельзя.
В 1932 году, в Британии действительно была организована фашистская партия, и входило в нее порядка сорока тысяч человек. Но когда Гитлер начал свой поход на Европу, британское правительство, решило, что пятая колонна ему не нужна и арестовало всех членов партии. Так что опоры в Британии у Гитлера не было и приходилось «работать с тем, что есть».
Посещение немецкими вербовщиками лагерей, где содержались английские военнопленные, никакого результата не дало – ни один человек на их призывы не отозвался. Тогда за дело решил взяться некий Джон Эмери, который предположил, что из этих пленных можно сформировать легион антибольшевистского толка.
Этот предприимчивый товарищ, Джон Эмери, консерватор, был сыном министра по делам Индии Лео Эмери.
Джон был типичным представителем золотой молодежи и беспечно прожигал жизнь, пока не разорился, тогда ему пришлось покинуть Англию. В годы гражданской войны в Испании он воевал на стороне франкистов и служил офицером разведки в подразделении итальянских добровольцев. Был знаком с Жаком Дорио, лидером французских фашистов, а в 1940–1942 годах Эмери жил в вишистской Франции, где на него обратил внимание немецкий офицер связи и предложил поработать на Третий Рейх. Эмери согласился – стал выступать по радио и приступил к формированию батальона из английских предателей. Он проехался по лагерям военнопленных и везде говорил о том, что нет бессмысленнее войны, чем война между братскими народами – немцами и англичанами. Рассказывал о тайном комитете, который ради объединения двух великих держав в «нордический союз» одобрил создание Антибольшевистской лиги. Но никто на его измышления не купился. И немцы отказались от его услуг, но не отказались от идеи создать британский батальон.
Вторым совершил попытку вербовки пленных англичан Томас Хеллор Купер. Этому удалось больше, он смог набрать шестьдесят человек. Как я уже говорила, крайне ненадежных, но вместе с тем, очень полезных для пропаганды – народы Европы плечом к плечу воюют против «большевизма».
Однако, нужно сказать что, не смотря на стойкость пленных английских военнослужащих, британцы все-таки воевали против Советского Союза. Не так много, как хотелось Гитлеру, из них нельзя было создать отдельную войсковую часть, но между тем. А получилось это благодаря тому, что когда Лига наций признала СССР страной агрессором, развязавшим войну против Финляндии, английское правительство дало разрешение подданным короны вступать в ряды финской армии в качестве добровольцев. И вот эти-то люди и стали теми, кто воевал против СССР в рядах финских частей на стороне Гитлера.
Индия
Индийский легион в составе гитлеровской армии – самая большая экзотика. Создавался он, так же как и британский, из числа военнопленных индийцев. Помним, что Гитлер воевал еще и в Северной Африке, вот там-то и попали в плен индийские военнослужащие, воевавшие под флагом Британской короны. В самой Индии не прекращаются попытки избавления от колониальной зависимости, Махатма Ганди – лидер общенационального движения. Но Индия пока так и остается британской колонией и отправляет своих солдат на фронт, умирать за интересы ненавистной империи.
В стране создана партия Индийский национальный конгресс – это массовое политическое движение, цель которого независимость Индии. И вот внутри этой партии вызревает еще одно движение – «Свободная Индия», члены которого не согласны с методами, предлагаемыми Махатмой Ганди. «Свободная Индия» – это в большой степени националистическое движение и лидер его некий Субхас Чандра Бос.
Бос – индийский революционер, адвокат, получивший образование в Кембридже. Какое то время он даже был мэром Калькутты и возглавлял партию Индийский национальный конгресс. В общем, Чандра Бос был одной из влиятельных политических фигур, боровшихся за независимость Индии. Он считал себя вождем Индии и охотно принимал значимые титулы и благосклонно реагировал на неприкрытую лесть.
В 1933–1936 годах Бос жил в Европе, главным образом в Италии и Германии и был восхищен тем, как устроены политические государственные системы в этих странах. В Индии он мечтал создать такое же государство – по западному образцу.
В 1939 году Бос посетив Берлин завязал несколько знакомств, прозондировал почву на предмет поддержки в борьбе за независимость своей страны, вернулся в Индию и оставался там до начала войны. С началом бомбежек Англии, британское правительство, как и в случае с собственной фашисткой партией, решило перестраховаться и Боса поместили под домашний арест, откуда он сбежал и при помощи сотрудников Абвера добрался до границы с Афганистаном.
Дальше ему помогли переправиться в Афганистан, а оттуда, тоже при помощи агентов Абвера, Бос попал в СССР. Уже в Союзе сотрудники НКВД переправили его в Москву, где он надеялся получить помощь для организации восстания индийцев против колонизаторов. Советское правительство Босу отказало и он отправился в немецкое посольство в Москве, где встретился с послом Германии графом фон дер Шуленбургом. В начале апреля 1941 года тот переправил Боса на самолете в Берлин.
И о националистических взглядах, и о честолюбии, амбициозности, и о нежном и ранимом чувстве собственного достоинства Боса уже было сказано. Но я не упомянула еще о том, что Бос буквально восхищался Гитлером и его самолюбие было уязвлено, когда приступив к работе на Третий Рейх, оказалось, что собственно его персона никого, кроме сотрудников немецкого МИДа, не интересует. Но между тем Бос все-таки работает и создает в Берлине Свободный индийский центр. По итогам проделанной работы, ему устраивают аудиенцию у фюрера. Беседа была короткой и малозначащей, Гитлер и Бос обменялись подарками и на этом собственно все. Никаких последствий встреча не носила, но во время беседы Гитлер пообещал придать Индийскому центру статус временного правительства. И с этого момента Бос, стал именовать себя «президентом временного правительства Индии». Он был убежден в том, что его «верительные грамоты» признаны Гитлером.
Ну вот такой человек и принялся создавать индийский легион Ваффен СС с того, что Свободный индийский центр выпустил несколько почтовых марок и банкнот для Индийской национальной армии. В 1942 году Бос разработал награды «Свободной Индии» четырех степеней, которые вручалась на немецкий манер – с мечами или без таковых. Награды предназначались как для индийцев, так и для и немцев и раздавались массово. Награды носили интересные названия: так, например, орден «Свободной Индии» – большая звезда четырех степеней. Первая степень – звезда «Тигр Индии», вторая степень – «Полководец», третья степень – «Герой Индии» и четвертая степень – «Мученик Отечества».
Бос рекламировал идею о том, что свободу Индии, возможно завоевать лишь через победу Германии в войне. Самопровозглашенный «президент» повторял это послание в своих поездках по лагерям для военнопленных, в которых содержались индийцы, попавшие в плен в Северной Африке. Босу представилась прекрасная возможность для вербовки в легион еще в апреле 1941 года, когда Африканский корпус Роммеля взял в Ливии в плен британскую 3‑ю (индийскую) моторизованную бригаду.
В общем, немцам индийский легион нужен был исключительно в пропагандистских целях, они никогда не планировали использовать индийцев на фронте. Но набрать людей в какое-нибудь войсковое соединение им хотелось – ну хоть батальон, для чисто представительских функций. И в этом им Бос помог. Он смог завербовать шесть тысяч человек.
Мороки с индийскими военными, конечно, было очень много. Все-таки, индийцы своеобразный народ, а немцы не привыкли подстраиваться, под кого бы то ни было, а тут все-таки пришлось. Уже одно то, что завербованные сикхи не признавали никаких иных головных уборов кроме чалмы, говорит о многом.
Сформированное индийское войсковое подразделение отправили на учебную базу, где их стали учить биться шестами. Одно это говорит о том, что немцы даже не планировали привлекать индийцев к военным действиям.
Встает закономерный вопрос: для какой цели Гитлеру потребовался индийский батальон, если он не планировал использовать его в военных действиях? Какую пропаганду можно выстроить на плохо обученных военному делу индийцах, с трудом подчиняющихся немецким командирам и инструкторам?
Ответ: Гитлер, через индийских мусульман – на тот момент самая большая и хорошо организованная мусульманская община – вознамерился сделать своими союзниками всех мусульман. И был у Гитлера на примете человек, идеально подходящий на роль лидера мусульманского мира – Амин аль‑Хусейни, главный муфтий Иерусалима. Тут, думаю, будет достаточно сказать, что аль-Хусейни призывал своих сторонников убивать евреев.
Амин аль‑Хусейни в 1921 году был назначен муфтием Иерусалима. Назначение он получил от верховного комиссар Палестины, сэра Герберта Сэмюэля. Амин тут же принял звание великого муфтия, развернул антибританскую деятельность и стал всячески подстрекать мусульман, призывая их убивать евреев. Англичане были вынуждены отдать приказ о его аресте, но Амин сбежал в Сирию. Позднее он установил контакты с Италией и Германией и завязал добросердечные отношения с Муссолини и Гитлером. В 1941 году он встретился с Муссолини и предложил поднять мятеж в Палестине, направленный главным образом против евреев. Поддержка муфтием политического курса Третьего рейха должна была убедить мусульман не только в Индии, но и на Балканском полуострове в священной сути нацизма, способного улучшить жизнь всего мусульманского мира. Глава СС Генрих Гиммлер с воодушевлением отнесся к контактам с мусульманскими радикалами, которые с ненавистью относились к евреям, и вскоре приступил к формированию мусульманских батальонов СС.
Бос тем временем был переправлен в Японию, где объявлен главой правительства Индии в изгнании.
На тот момент Сингапур был в руках японцев, и шли сражения в Бирме. Бос заявил, что Индийская армия будет сражаться на стороне японцев в Бирме и оттуда войдет в Индию и освободит ее от английского владычества.
Относительно освобождения Индии от английского владычества… тут, сказать сложно. Известно, что немцы совместно с японцами действительно разрабатывали довольно авантюрный план освобождения Индии. Авантюрный – потому что по этому плану можно спокойно писать сценарий крутого боевика. Удался бы этот план или нет, сейчас уже не узнать.
Зимой 1942-43 годов немцы потерпели сокрушительное поражение под Сталинградом, не ладились у них дела и в Северной Африке и «президент» Бос необъяснимым образом исчез с политической арены, а Индийский легион так и мотался с базы на базу, изредка принимая участия в сражениях, чаще всего с партизанами. Вообще, Гитлер считал, что из индийцев воинов никогда не получится: Единственное, на что они годны – крутить молитвенный барабан.
Индийский легион существовал до 1945 года. В конце марта его перевели в Радольфцелль на берегу Боденского озера у швейцарской границы. Здесь индийцы благополучно сдались в плен американским и французским войскам. Считается, что немало индийцев погибло от рук французов. Те, кто остался жив, в конце 1945 года вернулись на родину, где какое то время провели в заключении, но в 1946 году были выпущены на свободу.
Продолжение следует…
0 комментариев