Нацизм германский и нацизм украинский (Ч V)
Долго я писала эту – пятую часть. Хотела материал дать в более компактном виде, и при этом важные данные не потерять. Ну и все-таки я же не научный труд пишу, а обычную статью. В общем, постаралась «упихать» в этот текст максимум возможного – и то, как воевали гитлеровские союзники, и то, как воевали на стороне фашистов нейтральные страны.
Но все равно следующая статья будет снова посвящена германскому нацизму – там я расскажу о коллаборантах и о том, как строилась пропаганда в гитлеровской Германии, а еще немного о Новой церкви Гиммлера. И только после этого можно будет перейти к разговору о нацизме украинском.
Итак
Я в самом начале говорила и, практически, в каждой статье посвященной теме германского нацизма, повторяю: Европа, по которой недавно «бродил призрак коммунизма», столкнулась с тем, что в начале двадцатых годов, этот самый призрак «оброс довольно мощной плотью» коммунистических партий – практически в каждой европейской державе набирали силу левые движения. Противоречия между богатыми и бедными невозможно было решить без яростного противостояния, как на политической арене, так и во вспышках насилия. Да собственно, и Франция «отдала» Гитлеру Рур поскольку была сосредоточена на внутренних проблемах, как раз связанных с набирающим силу социалистическим движением. То же самое происходило и в Италии, где в 1920 году почти случилась социалистическая революция. Но почти – это не значит, что случилась.
В 1920 году Ленин писал: «Буржуазия Италии и всех стран мира сделает все возможное, пойдет на все преступления и зверства, чтобы не дать пролетариату власти, чтобы свергнуть его власть» В. И. Ленин. Соч. Т. XXV, стр. 468.
Причиной того, что итальянские коммунисты не смогли завершить начатое, стало предательство реформистов и центристов это оказало решающее влияние на исход борьбы, предопределило поражение пролетариата, облегчило победу фашизма и привело к власти Муссолини. И, как знаем, Муссолини был союзником Гитлера. И, точно так же мы знаем, что буржуазия, как абсолютно точно отметил В.И. Ленин, пошла на все преступления и зверства ради того, чтобы «священное право частной собственности» осталось неприкосновенным.
Италия и Финляндия стали официальными союзниками Гитлера и открыто послали на Восточный фронт свои войска. На Восточном фронте против СССР воевала 8-я итальянская армия и две финских армии (14 дивизий и две бригады).
Несмотря на то, что в Испании, к началу Второй мировой войны, также установился фашистский режим, Франко не стал союзником Гитлера. И воевать на стороне Германии у испанского генерала тоже не было большого желания, но… исходя из соображения «а вдруг» Франко все же отправил на Восточный фронт некоторое количество войск – ровно столько, чтобы продемонстрировать Гитлеру свою лояльность.
Нужно добавить, что на стороне Гитлера воевала не только союзная итальянская армия. В СС тоже было немало итальянских добровольцев. И, таким образом, когда Италия в 1943 году вышла из войны и откололась от стран оси, то Гитлер смог отправить несколько бригад, сформированных из итальянских добровольцев для борьбы с англо-американскими войсками.
Что до Финляндии… То мы же помним, что в 1939-1940 году была война между СССР и Финляндией в результате которой финны лишились части территорий. Естественно, что нападение Гитлера на СССР вызвало горячее желание Финляндии поучаствовать в войне с тем, чтобы вернуть утраченное.
Весной 1941 года, когда отношения между СССР и Германией обострились, Финляндия приняла сторону Третьего Рейха, но официального соглашения заключено не было. Не смотря на это, Финляндия приняла участие в плане «Барбаросса». Официально.
Но, многие граждане Финляндии, как и итальянцы помимо того, что им было разрешено было воевать на стороне Гитлера, записывались в добровольческие батальоны СС. Это были либо убежденные нацисты либо убежденные антисоветчики.
Ну а теперь о тех странах, которые считались нейтральными.
Можно считать, что Швейцария была единственным нейтральным государством в период Второй мировой войны. В том, что Гитлер не стал нападать на эту страну, скорее всего, решающее значение сыграли несколько факторов – географическое положение и ландшафт (в горах тяжело воевать), давняя традиция политического нейтралитета и то, что Швейцария и так была полностью окружена странами оси. Ну и еще было полезно иметь нейтральную территорию, на которой можно бы было проводить переговоры, неофициальные. Но при всем при этом, добровольцы из этой страны тоже воевали в войсках СС. Немного, всего человек 800 и практически все они воевали в дивизии «Викинг». За годы Второй мировой войны 33 швейцарца из войск СС получили офицерские звания.
И они же, швейцарские добровольцы, служили и в полку «Курт Эггерт» – это военные корреспонденты.
В Швеции ситуация была иной, хоть эта страна так же считалась нейтральной. Я не знаю политического расклада в Швеции во время Второй мировой войны, поэтому могу только положиться на слова историков, о том, что Швеция, будучи нейтральной, оказывала помощь Германии под давлением. Так в 1940 году Швеция пропустила через свою территорию немецкое войско, которое направлялось нападать на Норвегию.
Конечно, в считавшейся нейтральной Швеции, было запрещен призыв в германскую армию, но полулегальный рекрутинг все-таки был. Правительство Швеции смотрело на эту ситуацию сквозь пальцы. А с момента нападения Германии на СССР так и вовсе стало закрывать глаза на подобную ситуацию: хотят граждане страны воевать против коммунистов, ну и прекрасно, особенно тогда, когда эти граждане записываются не в германскую армию, а в финскую. Шведский батальон «Хангё», входивший в состав 13-го пехотного полка финской армии воевал против Красной армии на Свирском фронте.
Вообще же, общее количество шведских добровольцев, воевавших против СССР не известно. Есть данные, что 3-я рота разведывательного батальона «Нордланд» была укомплектована шведами. Еще есть сведения о том, что шведские добровольцы оказались бывшими солдатами и отлично управлялись с минометами, а в той же дивизии «Нордланд» был сформирован моторизированный минометный взвод «Шевенцуг». Еще были документы указывающие, что шведы воевали и в составе добровольческой моторизированной дивизии СС «Нидерланды» и принимали участие в сражениях с партизанами в Югославии, а затем были переброшены на Ленинградский фронт. Потом воевали под Нарвой, понесли тяжелые потери, после «доукомплектации» принимали участие в боях за Берлин.
Про Испанию я уже упоминала, но чуть дополню: Франко не горел желанием присоединяться к странам оси. В 1940 году, еще до оккупации Франции, Гитлер пообещал, что если Франко заключит союз между Германией и Испанией, то получит в свои владения французское Марокко. Но Франко тогда не пошел на сделку. И сколь бы горячим не было его желание владеть Марокко, Гибралтаром и Оран во французском Алжире, осторожность все равно победила – на все предложения Гитлера Франко отвечал отказом. Но после июня 1941 года Франко охотно разрешил испанцам служить добровольцами в гитлеровской армии «ведущей крестовый поход против большевизма». Испанских добровольцев было много – насчитывалось что-то порядка дивизии, а это по испанским стандартам 19 000 человек.
Испанские добровольцы влились в состав 250 пехотной дивизии вермахта, их было 17 924 человека – офицеры и рядовые. Из них было сформировано три полка: 226 пехотный полк состоял из уроженцев Барселоны, 263 – из уроженцев Валенсии и 269 – из уроженцев Севильи. Ну вот, собственно именно это войсковое подразделение и называли «голубой дивизией».
К августу 1941 года испанцами было закончено обучение боевой подготовке, и дивизия влилась в группу армий «Центр», для наступления на Москву. Однако планы командования были изменены и испанцев отправили под Ленинград. Первый бой «Голубой дивизии» состоялся 12 октября 1941 года между озером Ильмень и западным берегом Волхова.
Бои были страшные, «Голубая дивизия» была на грани полного уничтожения и Франко, заботясь «о чести страны» посылал на Ленинградский фронт новые пополнения. Так продолжалось вплоть до 1943 года, когда Англия вынудила Испанию объявить полный нейтралитет. Весной 1943 года начались переговоры Испании и Германии о выводе «Голубой дивизии» с Восточного фронта. Переговоры закончились успешно, дивизию стали готовить к выводу с фронта. Однако солдатам дивизии было предложено продолжить службу на добровольной основе, и из добровольцев был создан легион. Но в целом и для легиона все закончилось не очень хорошо.
Россия стала потрясением для испанцев. Тут не только холода и ожесточенные сражения сыграли свою роль. Говорят, что советские солдаты неохотно брали испанцев в плен. Известен эпизод, когда в поселке «Ударник» красноармейцы убивали испанцев кирками. Зафиксировано количество испанцев попавших в советский плен – 452 человека.
В период между июнем 1941 и октябрем 1943 года в составе «Голубой дивизии» служили 45 тыс. человек. За два года войны потери дивизии составили: 3436 – убитыми, 8466 – ранеными, 326 человек пропало без вести.
После объявления Испанией полного нейтралитета и вывода с Восточного фронта «Голубой дивизии» и «Голубого легиона», многие испанцы остались воевать с «проклятыми большевиками» в составе Испанского добровольческого легиона. И, более того, этот батальон имел постоянный приток добровольцев, которые нелегально перебирались через Пиренеи и шли во французский Лурд, где размещался зондерштаб, который и занимался переправкой таких добровольцев в войска СС. Таким образом испанцы воевали на стороне Третьего Рейха вплоть до мая 1945 года – до окончания войны.
Известно как Гитлер оценивал испанских военных. По его мнению, добровольцы воевали хорошо, а вот командиры оставляли желать лучшего. Испанские солдаты – говорил фюрер – чрезвычайно храбры и отважны в боях, но крайне недисциплинированны. И еще Гитлеру не нравились отношения между испанскими солдатами и командирами: солдаты живут очень скудно, а офицеры катаются как сыр в масле.
Вот, собственно, на этом я и закончу «официальную часть», а под конец, расскажу одну расхожую байку. Если кто-то уже ее слышал – не обессудьте. Ну а те, кто нет – слушайте:
В нашем беззаботном советском детстве была популярна песенка про зиму, которую исполнял Эдуард Хиль. Слова в песенке такие:
У леса на опушке жила Зима в избушке.
Она снежки солила в березовой кадушке,
Она сучила пряжу, она ткала холсты
Ковала ледяные над реками мосты.
Припев:
Потолок ледяной, дверь скрипучая
За шершавой стеной тьма колючая
Как шагнешь за порог – всюду иней
А из окон парок синий-синий.
Это, скажем, официальные слова песенки. А были еще и «народные» и в этой интерпретации припев звучал так:
Потолок кровяной, дверь шатается
За кровавой стеной тьма сгущается
Как пойдешь за порог – всюду кости
А из окон скелет лезет в гости.
И вот эту-то, народную версию песенки, и распевали школьники.
Автором «официальной» версии считается Сергей Григорьевич Островой, однако именно в случае с этой песней Островой выступил переводчиком. Текст, а вернее стих, который в последствии стал веселой песней, был написан военнопленным испанцем – Хавьером Линаресом.
Линарес родился в 1916 году, в Андалусии, был сторонником Франко и членом «Испанской фаланги». Во время Великой отечественной войны – Второй мировой – вступил добровольцем в «Голубую дивизию», был ранен под Ленинградом, попал в плен и вернулся в Испанию только в 1954 году. А в 1962 году вышел его поэтический сборник «Лоза» (единственный), в котором и опубликовано стихотворение «Синий пар», потом ставшее песней. Оно единственное в сборнике о России.
Стихотворение «Синий пар» написано зимой 1943 года, во время войсковой операции «Полярная звезда». И образ зимы, в стихотворении Линареса – это образ смерти. В дословном русском переводе стихотворение и называется «Смерть».
Испанский подстрочник выглядит так: С потолка свисает лёд С ужасом прислушиваешься к скрипу двери. За шершавыми стенами поджидает колючая тьма. Там - обмороженная мертвенная пустыня, И из окон вырывается выморочный синий пар.
Не думаю, что кто-то из тех «народников», кто угадал истинные слова и посыл исходного текста песни, знали испанский. Нет. Скорее всего, просто интуитивно «попали в точку»: где испанцу Смерть, там русскому – Забава.
Продолжение следует….
5 комментариев