«Смута» в стане врага
4 апреля в свет вышла «Смута» — одна из самых ожидаемых игр в России, посвящённая историческим событиям времён Смутного времени. Многие уже успели в неё поиграть, и интернет пестрит противоречивыми отзывами: есть те кому игра понравилась в принципе, те, кто в целом похвалил её, но отметил ряд объективно присутствующих недостатков (таких непредвзятых критиков, к слову, было очень мало) и те, кто просто хаял игру за то, что она российская, высасывая из пальца совершенно надуманные проблемы, не забывая обвинить студию Cyberia Nova в «распиле» бюджетных средств.
На мой субъективный взгляд, игра получилась нормальной, в чём-то даже хорошей, но не замечательной и не плохой. Её достоинства и недостатки в целом сопоставимы со схожими игровыми проектами других стран, но в чём состоит главное положительное качество игры — она является своего рода интерактивным музеем, повествующим о событиях тех лет. Такой учебник истории, в котором можно самому, в качестве игрового персонажа, принять участие, а также узнать много новых и интересных фактов и сведений о той эпохе, когда без преувеличения решалась судьба России.
Ещё одним безусловным достоинством «Смуты» является графика. Художники постарались передать эпоху максимально аутентично, изображая персонажей и здания так, как они и выглядели тогда. Язык диалогов также давал понять, что мы находимся в начале XVII века, хотя некоторые реплики пестрели отсылками к современности. Так, диалоги главного героя с немецкими наёмниками являлись своего рода «антиповесткой» и высмеивали западные тренды по пиханию в культуру всевозможных меньшинств. Имя же главного героя — Юрий Милославский — отсылает не только к первоисточнику в виде романа Михаила Загоскина «Юрий Милославский, или русские в 1612 году», но и к Жоржу Милославскому из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», учитывая, что имена Юрий и Георгий исторически были одним и тем же.
Сюжет у игры довольно противоречив, многие его аспекты можно назвать достоинствами и недостатками одновременно, в частности, линию главного героя, который по ходу игры кому только ни служит. Ряд обозревателей назвали его слишком наивным и даже глупым, но на мой взгляд, в его поведении отражается природа того времени, когда люди en masse не могли понять, кто на самом деле является властью и кто победит, стараясь не попасть в немилость к очередному триумфатору. И так продолжалось более 10 лет, пока не было сформировано Второе ополчение, возглавляемое Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским и взявшее на себя задачу освободить нашу страну от иноземных захватчиков, — к которому в итоге и примыкает главный герой.
К объективным недостаткам можно отнести боевую систему: в «Смуте» она если и не отсутствует, то реализована в ряде моментов весьма коряво. Особенно это ощущается при регистрации попаданий по врагу, которая работает непонятно как. В этом плане игра напоминает Diablo, где данная механика тоже функционирует через пень колоду, и если врагов много, то шанс, что главного героя убьют, повышается примерно до 100%. В «Смуте» этот момент особенно сильно ощущается в битве с дикими зверями, например, со стаей волков: если нарвался на них — считай, не жилец.
Механика stealth action, или скрытого прохождения, в целом проработана неплохо, но её портит возможность застрять в текстурах укрытия и попросту оттуда не выбраться. Главным врагом здесь становятся не игровые противники, а декорации, с которыми особо не повоюешь. Тем не менее, справедливости ради стоит отметить, что «забагованные» текстуры присущи довольно многим играм, в том числе относящим себя к ААА-проектам, и поэтому «Смуту» за этот недостаток, безусловно, можно и нужно критиковать, но делать это надо, не скатываясь в риторику «только в российских играх такое бывает». Не только.
Как итог: «Смута» — игра среднего уровня как для российского, так и для мирового геймдева с хорошей проработкой игровой вселенной, но с откровенными косяками по части экшена и несколько однотипными побочными квестами. В принципе, такую характеристику можно дать великому множеству современных игр, к которым, однако, не приковано так много внимания и которые не вызывают столь большую и одновременно беспочвенную волну откровенной ненависти. С чем же это связано?
Ни для кого не секрет, что современная игровая индустрия сильно политизирована, и этот процесс начали далеко не мы. Достаточно вспомнить высокопоставленных отставников из ЦРУ и Пентагона, работающих в руководстве Activision Blizzard, с лёгкой руки которых серия Call of Duty стала пропагандистской. Можно упомянуть пример Польши, чьи МИД и Минкульт оказывали сильную поддержку студии CD Projekt RED в пиаре «Ведьмака» и «Киберпанк 2077». Французское правительство помогало компании Ubisoft в разработке новых игровых движков и защищало её от поглощения со стороны Electronic Arts. Там, где крупный бизнес (а тем более такой, который можно использовать в пропагандистских целях), частные интересы заканчиваются и начинаются государственные.
В России к осознанию важности игровой индустрии для современной государственной политики пришли не сразу, но всё-таки пришли. Удивляться тому, что «Смута» сделана на грант Института развития Интернета (ИРИ), являющегося госучреждением, и тем более ставить это игре в упрёк совершенно бессмысленно. Другая известная отечественная игра, Atomic Heart, хотя и (официально) не получала денег от государства на разработку, активно продвигалась на международную аудиторию усилиями Россотрудничества. Поэтому в смычке игровой индустрии с госструктурами нет ничего необычного или характерного только для нашей страны: тенденция наблюдается по всему миру.
Хейтерские — не критические, а именно ненавистнические, — комментарии в отношении «Смуты» вызваны двумя факторами: нежеланием зарубежных конкурентов видеть сильную игровую индустрию в нашей стране и модой в игрожурской тусовочке хаять всё русское. Однако хотелось бы надеяться, что невзирая на все эти выпады и вопли, наш игрострой продолжит своё поступательное шествие, тем более что для него уже положено неплохое начало, устроившее сперва своеобразный ядерный взрыв, а затем и смуту в стане врага.
P. S. Материал открыт по принципиальным соображениям.
1 комментарий