Об истоках "антиспутниковской" истерии и несостоявшихся "королях российского инсулина"
Вчера коллега Роман Носиков написал великолепную статью про вакцинацию в России, справедливо отметив, что те наши сограждане, кто ни под каким предлогом не идёт прививаться от COVID-19 (хотя для этого созданы все условия), являются виновниками нового роста заболеваемости и смертности, а также дают повод западным государствам и СМИ ругать "Спутник V". От себя я бы добавил, что эти же самые люди в случае (не дай Бог!) повторного введения в нашей стране режима самоизоляции, вызванного безудержным ростом заболеваемости и смертности, будут обвинять в этом Собянина, Путина, Минздрав, Роспотребнадзор, но только не самих себя. Хотя именно они и будут главными виновниками такого сценария развития событий.
Признаться, я до последнего надеялся на то, что завоевание "Спутником V" новых зарубежных рынков, сообщения о многочисленных пострадавших от вакцин Pfizer и AstraZeneca, а также арест одного из главных внутренних спонсоров "антиспутниковской" истерии, экс-сенатора и фармацевтического магната Бориса Шпигеля и штрафы за распространение фальшивых новостей существенно снизят остроту пропаганды призывающих сорвать вакцинацию от COVID-19. Однако эта пропаганда практически не ослабла, а её выразители чувствуют себя весьма вольготно. Данная тенденция невольно наводит на размышления: может быть, у дискредитации "Спутника V" есть и другие внутрироссийские спонсоры? И они нашлись...
Знакомьтесь - Игорь Викторович Никулин, или просто Человек-Самозванец. Называет себя советником Кофи Аннана в бытность того генсеком ООН и членом комиссии ООН по химическому и биологическому оружию. Вот только никем из вышеперечисленных Никулин не является: на сайте ООН о нём нет совершенно никакой информации, равно как нет его фамилии и среди бывших экспертов комитета 1540, занимающегося как раз проблемами химического и биологического оружия. Единственное, как Никулин был связан с ООН, - его участие в программе "Нефть в обмен на продовольствие", в рамках которой он, возглавляя фармкомпанию, поставлял в Ирак лекарства.
С началом пандемии COVID-19, а впоследствии и массовой вакцинации, Никулина стали приглашать различные СМИ и информагентства как эксперта по химическому и биологическому оружию, представляя его лживые "регалии". Взялся самозваный "эксперт" рассуждать не только о происхождении нового коронавриуса, но и о российской вакцине. Когда она была только зарегистрирована, выражал фальшивую "обеспокоенность", что от неё чуть ли не гепатитом будут болеть. Когда же в России уже началась массовая вакцинация, а "Спутник V" был зарегистрирован и закупался в нескольких десятках государств, Никулин по особому подошёл к его дискредитации:
Классическое англосаксонское highly likely. Я знаю, что есть, но не знаю, что именно. И плевать на то, что Гейтс, через подставные фонды контролирующий компанию Pfizer, является основным конкурентом Центра Гамалеи и активно препятствует выходу российской вакцины на международные рынки, не гнушаясь при этом ни давления, ни подкупа. Логику и факты - в топку, главное - выдвинуть броский обвинительный лозунг, чтобы он овладел массовым сознанием. Чтобы российские граждане и дальше болели и умирали, а такие вот Никулины обвиняли бы во всём российские власти. Чтобы репутация зарегистрированного уже почти в 70 иностранных государствах "Спутника V" была подорвана, как в этих странах, так и в самой России. И подобная попытка дискредитировать российскую вакцину ничем не отличается от либеральных фейков. Просто она ориентирована на другую целевую аудиторию - туда же, где аналогичные фальшивки создают марионетки Шпигеля вроде Шукшиной и Четвериковой.
Причин, по которой Игорь Никулин занимается дискредитацией "Спутника V", две: политическая и коммерческая. Начнём с политической. Никулин в политике достаточно давно: в 2004 году он был доверенным лицом кандидата в президенты Глазьева, на которого тогда делал ставку Борис Березовский. Впоследствии он баллотировался в Госдуму от партии "Справедливая Россия" по Серпуховскому району, выступая с крайне националистических, близких к нацистским позиций. Никулин участвовал в акциях на Болотной площади, был даже знаком с "берлинским пациентом" Навальным. Сейчас является членом ПДС НПСР - структуры, где собираются разношёрстные антигосударственные элементы, возглавляемой бывшим основателем "Яблока" и автором закона об СРП (Соглашении о разделе продукции, по которому в 90-е значительная доля доходов от российских ресурсов уходила западным компаниям) Юрием Болдыревым. Иными словами, Никулин входит в команду перекрасившегося ельциниста, который сейчас пытается выставить себя не то "коммунистом", не то "патриотом". Кроме того, Никулин возглавляет отделение партии "Справедливая Россия - За правду" по Серпуховскому району. Наконец, Никулин - ещё и руководитель монархической партии "Справедливость", называет себя "последним Рюриковичем", вследствие чего хочет установить в России монархию во главе с собой любимым. Если подытожить, то с политической точки зрения Игорь Никулин - самый настоящий антигосударственник и псевдопатриот, и поэтому неудивительно, что он занимается дискредитацией российской вакцины "Спутник V".
Однако у такого поведения есть и коммерческая причина. Дело в том, что Игорь Никулин был вице-президентом фармацевтической компании Биоран, долгое время занимавшей почти монопольные позиции на российском рынке инсулина. Президентом и единоличным акционером компании до конца 2015 года был Армен Сергеевич Садгян, а его советником - Виктор Петрович Никулин, приходящийся Игорю Викторовичу Никулину отцом. Также стоит отметить, что компания пользовалась покровительством Юрия Сергеевича Осипова, бывшего в 1991-2013 годах президентом РАН и председателем наблюдательного совета компании. Пользуясь такой "крышей", Биоран контролировала почти весь российский рынок инсулина, однако не спешила развивать собственное производство, довольствуясь реализацией в нашей стране импортного инсулина и его аналогов.
После возвращения Владимира Путина в 2012 году на должность президента России был поставлен вопрос о преодолении инсулиновой зависимости от западных государств и компаний. Для этого предполагалось построить несколько инсулиновых заводов, два из которых должны были располагаться в Подмосковье: в наукограде Пущино и в посёлке Оболенск Серпуховского района. Само собой, Биоран стала претендовать на строительство обоих заводов и даже послала в Оболенск своего главного инженера Владимира Давыденко. Однако государство обоснованно не доверяло Садгяну и семье Никулиных. К тому же, в 2013 году свой пост покинул их покровитель Юрий Осипов, против которого выдвигались обвинения в коррупции. В итоге строительство завода в Оболенске досталось компании Герофарм, и на сегодняшний день он уже вышел на проектную мощность, будучи способным покрыть около 30% потребности России в инсулине.
Что касается наукограда Пущино, то поначалу Биоран получила разрешение на строительство там инсулинового завода. Однако вскоре, в конце 2015 года контрольный пакет акций компании купила государственная Нацимбио (входит в Ростех), что логично, учитывая, что импортозамещение в производстве инсулина - дело государственной важности и должно государством контролироваться. Руководство Биоран не устроил такой подход, ведь они теряли значительные деньги. Но и государство не могло доверять тем, кто целое десятилетие пользовался монопольным положением на российском рынке инсулина и не отладил за это время его отечественное производство, предпочитая закупать его у Big Pharma.
Таким образом, Игорь Никулин, его отец Виктор и Армен Садгян лишились статуса "инсулиновых королей России" и значительных денег, за что и затаили обиду на государство. В данном случае попытки Никулина дискредитировать российскую вакцину от COVID-19 является своего рода "отложенной местью" за потерю бизнеса и возможных политических дивидендов. Если бы Биоран контролировала завод в Оболенске, то у Никулина в Серпуховском районе появились бы преимущества перед политическими противниками. И кстати, для Игоря Никулина в его дискредитации "Спутника V" характерен такой приём, как проекция; этот же приём характерен и для Садгяна, пытающегося выставить себя жертвой мягкой национализации инсулина. Руководители компании Биоран, сами будучи по уши связанными с западными фармкомпаниями, обвиняют в этих связях конкурентов и государственные предприятия. Никулин льёт грязь на Институт Гамалеи, Садгян - на Герофарм и руководство Нацимбио, обвиняя их в порочных связях с Big Pharma, но на деле оба пытаются подорвать импортозамещение в фармацевтической отрасли только потому, что его контролируют не они.
Я не Никулин, поэтому руководствуюсь лишь фактами и логикой, а не highly likely. Но на мой взгляд, не мешало бы дать ответы на следующие вопросы: 1) не был ли Игорь Никулин завербован ЦРУ во время своей деятельности в Ираке? 2) не имела ли компания Биоран отношения к спонсированию беспорядков на Болотной площади? 3) не участвуют ли Армен Садгян и Юрий Осипов вместе с Никулиным в спонсировании антиспутниковской истерии? Что-то подсказывает, что ответы на эти вопросы будут "да, был", "да, имела", "да, участвуют". А обвинения Никулина в адрес США по поводу происхождения COVID-19, которые можно сегодня часто встретить на различных сайтах - не более чем способ сойти за своего в подлинно патриотическом сообществе.
4 комментария