Сигнализирование в международной политике: кейс российско-украинских переговоров
Сигнализирование является одной из важных составляющих внешней политики и дипломатии государства. В ходе военных действий или переговоров проблема сигнализирования особенно актуализируется: руководство страны, часто не имея возможности комментировать их ход прямо (и тем более оглашать свои планы на будущее!), подаёт определённые сигналы внешней и внутренней аудитории. Ряд таких сигналов может являться обманными манёврами, призванными сбить противника с толку, в полном соответствии со знаменитым трактатом Сунь-Цзы "Искусство войны".
Вместе с тем, необходимость сигнализирования различным референтным группам, - как внешним, так и внутренним, - часто порождает необходимость подавать разные, иногда диаметрально противоположные сигналы. Доцент МГИМО Игорь Александрович Истомин в своей замечательной книге "Логика поведения государств в международной политике" привёл пример Ирана. В 2013-2015 годах, когда шли активные переговоры по иранской ядерной программе, официальный Тегеран, с одной стороны, демонстрировал международным партнёрам (не только США и их союзникам, но и России и Китаю) готовность к уступкам по ядерной сделке, а с другой, не мог показать себя слабым в глазах региональных соперников и внутренней оппозиции. По этой причине иранское руководство активно вело переговоры с "шестёркой" посредников (Россия, Китай, США, Британия, Франция, Германия) и при этом достаточно резко противостояло Израилю и Саудовской Аравии.
Для России, которая сейчас ведёт специальную военную операцию на Украине, тоже важно подавать различные сигналы для достижения своих целей и задач. Москва заинтересована в решении четырёх задач одновременно: 1) консолидировать население России в духе "народ и армия едины!"; 2) показать странам Запада, что Россия пойдёт до конца; 3) показать странам не-Запада и в первую очередь нашим партнёрам по БРИКС, что Россия помимо военных методов защиты своих интересов применяет и дипломатические (дескать, не звери же мы какие-то); 4) расколоть политический класс Украины и нациков, чтобы пауки в банке поубивали друг друга и развалили страну на конфедерацию регионов.
Именно для решения означенных задач, которые к тому же нужно решать одновременно, российское руководство, устами своих разных представителей, вынуждено направлять означенным референтным группам (население России, политический класс Украины, коллективный Запад и коллективный не-Запад) различные, диаметрально противоположные сигналы. Что бы ни говорили представители околосоловьёвской синагоги на выезде и прочие обладатели больного воображения, Шойгу и Мединский работают на одну и ту же цель, просто их сигналы направлены на разные группы! Минобороны устами министра Шойгу, пресс-секретаря Конашенкова и начальника НЦУО Мизинцева посылает сигнал населению России (операция продвигается успешно) и Западу (мы пойдём до конца). Мединский же, будучи главой переговорной делегации, "окучивает" совершенно другую аудиторию. Его главная задача - показать не-Западу, который к Москве относится с благожелательным нейтралитетом, красивую картинку с имитацией бурной деятельности. Вдобавок вместе с Сергеем Лавровым Мединский решает задачу раскола украинского политического класса, убеждая радикалов в том, что переговорщики от Киева сами предложили письменные уступки в виде нейтралитета и отказа от притязаний на Крым и Донбасс, дабы спровоцировать войну между различными политическими кланами Украины.
Однако, как показала практика, референтные группы порой не понимают, какой сигнал кому адресован. Особенно этого не поняли некоторые наши сограждане, предварительно накрученные истерикой околосоловьёвского пула и вопившие про "Хасавюрт 2.0" и "партию слива". Они всерьёз подумали, что слова Мединского о прогрессе на переговорах адресованы населению России, что было в корне неверно. Этот сигнал, как уже было сказано, был адресован украинским элитам с целью спровоцировать раскол в их рядах и не-Западу, чтобы показать картинку переговоров. Всё. Других адресатов посыл Мединского не имел. С населением нашей страны общаются представители Минобороны.
Пытливый читатель спросит: а что же нужно делать, чтобы наши сограждане правильно понимали, какой сигнал из международной деятельности российского руководства (и в частности, ситуации вокруг Украины) послан им, а какой нет? И ваш покорный слуга, набравшись аналитического смирения (того самого, о котором писал Кримсон в своём Телеграме), честно ответит: я не знаю. У меня нет полноценной универсальной методики, как исправить эту ситуацию на 100%. Но одно я могу сказать точно: необходимо учиться думать и анализировать. Понимать, что российское руководство находится в конфронтации с США и их союзниками, причём конфронтация эта началась не в феврале этого года и не в 2014, а гораздо раньше, как минимум с 2007 года (а по ряду аспектов ещё раньше). И, исходя из этого, помнить, что в приказе №227 после слов "Ни шагу назад!" шли слова "Трусы и паникёры должны истребляться на месте". Отказать паникёрам в жизни и свободе россияне не могут, но они запросто могут отказать им в доверии.
Вдобавок мне хотелось бы написать о том, чего нельзя делать ни в коем случае, хотя такой способ выглядит наипростейшим для облегчения понимания наших сограждан. Этот способ состоит в отказе от сигнализирования и повышении предсказуемости российского внешнеполитического руководства. Говорить всем одно и то же, оглашать планы наперёд, не разыгрывать многоходовые комбинации. Именно на этом, кстати, настаивают самопровозглашённые патриоты (не путать с настоящими): якобы так население России будет уверено, что "государство не предаст". Однако во-первых, государство не собирается предавать, потому что люди, принимающие в России стратегические решения, являются настоящими государственниками. Только они разведчики, и не надо пытаться делать из них предсказуемых танкистов. А во-вторых, как отметил бывший инспектор ООН Скотт Риттер в одном из своих интервью, сила России и Путина - в невозможности нас просчитать. Подумайте, кому выгодно лишить нас этой силы.
P.S. Пост открыт по принципиальным соображениям.
5 комментариев