Почему рынок медиабизнеса всё ещё не насыщен, и есть возможности роста
Рынок медиабизнеса продолжает развиваться, не смотря на сложную политическую обстановку. Кому-то может показаться, что количество активно работающих авторов слишком велико. А конкуренция такая, что выдержать и остаться на плаву начинающим проектам просто невозможно.
На самом деле, возможности роста не ограничены. В России появилось множество способов развить свои социальные сети. Об этом расскажут двое авторов нашей платформы, Владимир Морозов из проекта TacticMedia и Максим Михеев из проекта Подкаст Hobby Talks
Тяжелый период
С началом Специальной военной операции на рынке медиабизнеса произошли изменения, которые привели к снижению заработка авторов. Так, в первые месяцы приоритеты у значительной части пользователей сменились. Необходимость в потреблении развлекательного, информационного и другого контента резко снизилась. Рынок просел.
Также в 2022 году Роскомнадзор заблокировал популярную площадку Patreon, которая позволяла блогерам зарабатывать на своем контенте. Стало понятно: так, как раньше, уже не будет. Авторам пришлось искать новые способы зарабатывать на блоге, чтобы продолжать заниматься любимым делом. Естественно, решения находились.
Новая реальность
Новым трендом стала диверсификация источников дохода. Одни стали делать больше рекламных интеграций, чтобы иметь возможность получать стабильный и легко прогнозируемый доход. Вторые начали проводить стримы и собирать донаты. Третьи создали проект на новой площадке Sponsr, которая стала российским аналогом Patreon.
Возможности роста
Площадка Sponsr собрала талантливых авторов и предложила им готовые инструменты для монетизации. Создатели контента начали создавать проекты в новом сервисе и публиковать эксклюзивные материалы, предлагая пользователям получить к ним доступ за подписку. У блогеров появились новые возможности роста даже в период военных действий и пандемии коронавируса.
Единственным сдерживающим фактором остается платежеспособность пользователей. Практически любой контент, который создают блогеры, не считается жизненно необходимым. Это касается даже авторов-экспертов, публикующих только ценные полезные материалы.
Мнение Максима Михеева и его советы, куда двигаться дальше
С началом СВО произошёл ряд событий, которые привели к снижению заработка создателей контента в первые месяцы СВО: значительной части потребителей контента стало не до потребления этого контента, ограничения со стороны Патреона, затруднение вывода средств, полученных из западных стран и т. д.
Конкретно у нас произошло падение количества подписчиков на Патреоне примерно на 2/3. Остались только те, кто слушает нас из-за рубежа (традиционно их было порядка трети всех подписчиков, эта цифра практически не меняется уже много лет). В связи с этим создателям контента пришлось искать дополнительные источники заработка. Кто-то пришёл на Спонсор (как мы), кто-то — на Бусти, кто-то стал активнее брать рекламу, кто-то стал создавать больше контента, устраивать стримы с донатами и пр. Новой нормальностью стала диверсификация источников дохода.
Мы получаем доход от Спонсора и Патреона, от живых выступлений одного из ведущих, развиваем канал на YouTube (на этой неделе мы доросли до монетизации на нём). К счастью для нас, у нас есть доступ как в российской, так и к западной финансовой системе (один из ведущих живёт в Москве, второй — в Стокгольме). Что касается прогнозов… После шоковых явлений начала СВО, когда значительная часть слушателей была занята решением личных вопросов, интерес к подкасту восстановился до прежних значений.
Мы не ожидаем значительных изменений количества слушателей в будущем, как показывает динамика последних десяти лет, рост интереса к нашему контенту происходит постоянно, но с небольшой скоростью. Доходы растут, но медленнее, чем до СВО и пандемии коронавируса. Ощущается общее ухудшение уровня жизни слушателей и подписчиков, начавшееся ещё во время пандемии. Без улучшения макро-экономической конъюнктуры мы не ожидаем существенного роста доходов. Из нашего опыта зависимость между прилагаемыми усилиями с нашей стороны и доходами не является линейной. Всегда есть ограничения со стороны платёжеспособности слушателей.
Наш контент является развлекательным, а не жизненно необходимым, поэтому у слушателей нет сильной мотивации платить больше, чем они платят (или не платят) в любой конкретный момент времени. Повлиять на процесс, разумеется можно. Для себя мы выделяем несколько способов это сделать: Повышение цен на подписку. Самый простой и очевидный способ. Мы не повышали цены с начала СВО, но, скорее всего, рано или поздно это придётся сделать из-за сохраняющейся заметной инфляции. Перетасовка системы вознаграждения на Спонсоре и Патреоне. У нас есть опыт такого на Патреоне, обычно изменения приводят к росту доходов (поскольку обычно с этой целью и затеваются).
Создание дополнительных источников заработка, новых форм контента (например, в нашем случае — живые выступления и YouTube).
Реклама. Для нас актуальна на YouTube, в подкасте нет рекламы по принципиальным соображениям. Из прочих способов повышения дохода (не используемых нами) отметим: Увеличение аудитории (в том числе, подписчиков) за счёт коллаборации с другими создателями контента.
У нас есть негативный опыт такого сотрудничества, мы стараемся его избегать. Использование связей для получения госфинансирования по грантам/программам и всякому такому. Не используем по принципиальным соображениям и из-за отсутствия соответствующих связей.
Как видит развитие рынка Владимир Морозов
Изначально свой проект мы начинали как некоммерческий, не планируя зарабатывать на освещении военной истории страны. Но канал вырос, стал требовать всё больше ресурсов нашей команды, временных, финансовых, появилось сообщество. Тогда ещё работал ютуб, монетизация, и не было необходимости в сборе пожертвований.
Но в 2022 все доступные нам механизмы монетизации поломались, проект мог выжить только благодаря помощи подписчиков и мы были вынуждены предложить аудитории канала поддерживать нас на регулярной основе. Наши зрители откликнулись и подписались на проект на Спонсоре. Мы продолжили выпускать материалы почти в том же объеме, что и раньше. Но примерно два года ушло, чтобы вернуться по уровню доходов к довоенному периоду. Конечно, сейчас есть очень серьёзная неопределённость в отношении экономической стабильности, политической ситуации и т. п. Из-за этого может меняться структура дохода у наших зрителей, когда, допустим, вчера они могли тратить деньги на нас, а сегодня не могут.
Неопределённость становится ещё большей потому, что всё привязывается к годовым циклам жизни проекта и годовым циклам оплаты (существенная часть зрителей покупает доступ на год вперед в марте–апреле из-за массовой миграции наших зрителей на Спонсор как раз в марте 2022 года). Мы не знаем сколько подписчиков сможет и захочет продлить годовые подписки и не можем заранее прогнозировать, как наши доходы будут распределены по другим месяцам. Но даже в такой ситуации есть возможности для развития, на мой взгляд.
Количество наших зрителей всё равно растёт, от аудитории часто поступает вопрос, а как можно поддержать то, что вы делаете и т. п. И это при том, что значительная часть наших подписчиков — люди старшего возраста, которые не привыкли платить за контент, считают, что военная история должна быть бесплатна и для всех, а любые попытки монетизации воспринимают болезненно.
Потому те, кто может и хочет, поддерживают нас платными подписками, не для того, чтобы получить эксклюзив (мы всё равно выкладываем в открытый доступ все материалы, просто позже), а потому, что считают это важным. Еще один важный нюанс в отношении нашего проекта заключается в том, что он объединил довольно большое число единомышленников — историков-исследователей, увлеченных изучением истории нашей страны. Это защищает проект в целом от выгорания конкретных авторов и повышает уровень доверия к нему. Полагаю, что рынку платных подписок ещё есть куда расти.
Лет 10 назад сложно было представить, что люди будут платить за фильмы, книги, доступ к роликам в интернете, а сегодня это обычная реальность. Это открывает двери многим авторам, которые хотят заниматься любимым делом и не зависеть от финансовой конъюнктуры.
Имеющаяся у нас динамика, которую поддержит выход крупного проекта TacticMedia — документального фильма о сражении под Прохоровкой, позволяет ожидать роста числа подписок на 20-30 процентов в ближайший год. А как будет расти весь рынок сказать сложно, но очевидно, что потенциал для роста еще далеко не исчерпан.
0 комментариев