Тема №42. ВКК. Что делать маленьким МО?
Dura lex, sed lex - Закон суров, но это закон.
Приказ 785н недвусмысленно себя позиционирует как приказ, обязательный для исполнения всеми медицинскими организациями вне зависимости от форм собственности….и я бы от себя добавил «вне зависимости от размеров и численности штата»
Так же, приказ, в п.5 разъясняет, кто должен это все делать, а именно: . В зависимости от вида медицинской организации по решению руководителя медицинской организации внутренний контроль организуется и проводится Комиссией (Службой) по внутреннему контролю (далее - Комиссия (Служба), включающей работников медицинской организации, и (или) уполномоченным лицом по качеству и безопасности медицинской деятельности (далее - Уполномоченное лицо)
В многочисленных пояснениях, «из скольких же человек должен состоять отдел ВКК» звучат рекомендации типа: « … если у вас большая организация, от 500 до несколько тысяч сотрудников – то в Службу ВКК требуется несколько человек, а если маленькая (300 – 600 человек) – ограничьтесь одним Уполномоченным по качеству».
И как то за всей этой феерией теряется одни маленький, но очень важный нюанс. А если в организации 200 - 100 человек, или 50, или 10, или 2, а может и 1??? Что делать им?
А что делать одному Уполномоченному по качеству, которого «осчастливили» данной задачей, и как бы «забыли» снять всю ту предыдущую работу, которую он тянул до этого?
На самом деле это очень сложный вопрос, точнее несколько вопросов, выливающихся в проблемы. Реальные, прикладные проблемы, от которых нельзя взять и отмахнуться. Точнее можно, но тогда результат будет , мягко говоря, весьма плачевным.
Проблема №1. Кто все это будет делать?
Проще говоря, стоматологический кабинет на 1 кресло и 2 человек персонала и многопрофильная клиника в 1000 сотрудников имеют разницу в персонале в 500 раз (1000/2).
В тоже время разница, между системой ВКК у этих двух юридических лиц будет, но не в такую астрономическую пропорцию.
Если нет возможности создать отдельно структуру по ВКК, и вывести туда людей, которые только и будут, что работать по этому направлению, то у МО остается только один путь – делать все самостоятельно силами своего персонала, в качестве доп. нагрузки и факультатива.
Простая арифметика показывает, что разработать 10000 (десять тысяч) документов (возьмем по максимуму) МО штатом в 1000 человек гораздо проще ( 10 документов на 1 сотрудника), чем разработать всего 1000 (одну тысячу) документов штатом в 2 человека (100 документов на 1 сотрудника).
Проблема №2 Дефицит компетенций.
В штате из 1000 условных сотрудников всегда найдется специалист с нужными компетенциями, что бы разработать документы по выбранным направлениям. А направлений там немало, и компетенции требуются совершенно разные:
- управление персоналом,
- лекарственная безопасность,
- эпидемиологическая безопасность,
- хирургическая безопасность,
- трансфузиологическая безопасность,
- идентификация личности и безопасность персональных денных,
- безопасность и уход за пациентами,
- безопасность инженерной инфраструктуры,
- экстренная помощь и ее организация,
- медицинская помощь согласно клиническим рекомендациям…и т.д. и т.п.
В небольшой организации вероятность отсутствия сотрудника с необходимыми знаниями – очень велика. Просто неким будет закрыть направление.
Проблема №3. Дефицит времени.
Извечная проблема, когда дело касается доп. нагрузки. И если в государственных мед.учреждениях эту проблему решают «добровольно – принудительным» путем, то данный метод совершенно не проходит в частных структурах, где большинство работают по совместительству, их время четко расписано, и самое главное – цена времени имеет реальную стоимость, и весьма существенную стоимость.
И отрывать людей от зарабатывания денег себе и вам никто не согласиться.
К тому же работа по ВКК – весьма специфичная деятельность, требующая особых навыков, которых у врача или медицинской сестры просто нет.
В маленьких МО каждый сотрудник уже исполняет несколько функций, и взвалить еще и СМК – это идти на сознательный риск что «Боливар не выдержит двоих».
Проблема №4 Дефицит управленческого ресурса.
Что бы сотрудники начали работать над данным мегапроектом (а формирование системы внутреннего контроля качества – это магапроект), требуется структура по организации и координации всей этой деятельности. Требуются административные, финансовые, управленческие ресурсы.
По опыту знаю, что в медицинских организациях данную работу пытаются «повесить» на заместителя главного врача по КЭР и главную медицинскую сестру. При всем уважении к данным специалистам, могу сказать, что такие решения, за редким исключением, обречены на неудачу.
С небольшими МО, как вы понимаете, совсем грустно.
Я уж не говорю про мероприятий внутреннего контроля, которые обязательны для всех организаций, проводимые в непрерывном режиме, и требующее полного вовлечения тех, кто его проводит!
Одним словом – если для большой МО система ВКК – это очень-очень сложно и очень- очень долго, то для маленьких организаций это вообще становится маловыполнимым в практическом смысле этого слова.
И получаем мы классическую дилемму: Совершенно необходимо и абсолютно невозможно!
Так что же делать?
Мой ответ – частичный или полный аутсорс.
Воспользуйтесь услугами тех, кто занимается этим профессионально и на постоянной основе.
Да, вам не удастся полностью переложить ответственность по созданию системы ВКК и БМД в вашей медицинской организации на кого то другого, но вы:
- избавитесь от чувства неуправляемости данного процесса,
- всегда будете знать, у кого прояснить непонятный момент (как это делать?)
- для вас не останется непонятных и спорных моментов,
- ничего не придется переделывать, потому что все сразу будет делаться правильно
- огромный объем документов СМК уже разработан, и осталось только «подогнать» его под вашу организацию,
- не нужно будет отрывать своих сотрудников на создание документов СМК,
- будет сформирована ваша внутренняя структура линейных аудиторов
- в общении с проверяющими структурами (Департамент и Росздравнадзор) появиться уверенность и уйдет чувство беспомощности и многое – многое другое.
Да, и еще… не бойтесь варианты дистанционного сотрудничества.
Смелее применяйте новые технологии удаленной работы и возможности цифровизации.
Телемедицина, удаленка, аутсорс, как показала пандемия – это удобно, экономично и помогает решать многие задачи
Если у вас остались вопросы, свяжитесь со мной, и я постараюсь на них ответить:
WhatsApp: 8 961 17 23 279
Email: Lyadov1980@bk.ru