Бонус. Упражнение "Спуск в подземелье"
Каждый знает, что регресс – это движение назад, а прогресс – это движение вперёд. Трансгрессия – это выход за пределы. Упражнение "Спуск в подземелье" – возможность встретиться с самим собой-прошлым. Любой выход за пределы знакомого – это встреча с неизведанным миром, с тайной, и включает в себя элемент приключения и опасности.
Текст упражнения
Вот как оно выглядит: "Представьте, что вы находитесь в старом заброшенном здании, и обнаруживаете лестницу, ведущую в подземелье. Вы пробираетесь по ней вниз, считая шаги. Сколько всего ступеней?
В подземелье царит полный мрак. Остановитесь, прислушайтесь. До вас доносятся звуки, издаваемые, похоже, другим человеком. Это не речь, это что-то иное. Опишите, что это? Стон? Плач? Как вы реагируете на эти звуки? Где их источник? Какое ваше первое желание в момент, что вы их слышите?
Развернитесь и поднимайтесь по ступеням лестницы. Обернитесь в дверях ненадолго. Что вы хотите сказать человеку, издающему эти звуки? Скажите эти слова. Возвращайтесь в реальность.
Напишите в отчёте, куда вы ходили и что делали в воображении".
Как устроено упражнение?
Оно задаёт вам ассоциативные рамки. Старое заброшенное здание символизирует ваше прошлое. Оно есть, но живёте вы уже в другом времени, в настоящем. В другом доме своей души.
Ваше прошлое может быть безобидным, как одноэтажный дом "частного сектора" или панельная многоэтажка, давно оставленным жильцами. Прошлое может быть небезопасным, и психологическая защита "отдаление" превратит его в замок (отдалив от настоящего подальше во времени, на несколько веков назад) или в американский щитовой дом (отбросив от настоящего подальше в пространстве, за тысячи километров, за океан).
Инструкция упражнения отправляет вас не просто в прошлое – а в раннее детство, в прошлое, покрытое мраком забвения. В подземелье, где нет солнечного света, сознания и памяти. В те детские годы, когда вы ещё не умели говорить, а умели только кричать, плакать, смеяться, - издавать звуки.
В подземелье может быть разная степень освещённости: от кромешного мрака до мягкого света из проёмов или щелей. Чем больше света в подземелье, тем больше надежды, оптимизма было в вас-ребёнке.
Бояться темноты, неизвестного, опасности, возможно, таящейся в подземелье, совершенно естественно. Однако инструкция упражнения отправляет вас в ваше собственное прошлое, которое вы, в глубине души, прекрасно знаете. Именно поэтому часто сразу, интуитивно, появляется готовый ответ, сколько в лестнице вниз ступеней – до того, как вы прошли его в воображении "телом".
Как трактуется спуск
Это путь к себе, если вы ступили на него (или прыгнули в него) - вы способны быть в контакте с разными частями своего Я.
- число ступеней лестницы, - чем их больше, тем больше болезненных эпизодов в раннем детстве,
- пропавшие ступени лестницы, - разлуки с людьми, которых вы любили ребёнком, и к кому были очень привязаны,
- подгнившие ступени лестницы, - болезни в детстве, сильные или долгие,
- ширина и прочность ступеней, ваша устойчивость на них, - ваш целительный контакт с пережитой душевной болью. Чем твёрже и увереннее вы ступаете, тем крепче ваш дух и способность выносить жизненные невзгоды.
Бывают ответы, что исчезла часть лестницы или пола, - это маркер сильного запрета самому себе быть в контакте с состоянием, которое выражает живущая в подземелье часть Я.
Бывают ответы, что лестница делает повороты на девяносто или сто восемьдесят градусов, - это switch, маркер определённого склада психики.
В одной сцене внутри упражнения оказываются, таким образом, два состояния Я: детское бессловесное и взрослое, умеющее понимать себя и говорить. Их встреча запускает процесс трансформации. Если вы делали упражнение, то знаете, что вернулись из подземелья немного в другом состоянии.
Упражнение "Спуск в подземелье" можно повторять. Вы удивитесь, но спустя год вы можете увидеть себя совершенно в другом месте – потому что время и внимание других умеют исцелять душевные раны.
Повторяющиеся мотивы и сюжет встречи
Вместе с тем, при повторе упражнений спустя месяцы и годы одним и тем же человеком, можно заметить повторяющиеся мотивы. Их можно трактовать как проявление сильных сторон натуры человека.
Описывать эти стороны проще как ключевые идеи, например, "вращать и вращаться" – такие люди спускаются в подземелье по винтовым лестницам, "карабкаться, спускаться и подниматься по вертикальной лестнице", "факел", "огонь", "зажжённая свеча"; "благоухание" или "вонь" – такие люди описывают запахи внутри подземелья, "чувство меры, счёта" – такие люди описывают капли, которые размеренно капают в одном и том же ритме; "пение", "звуки веселья и застолья". Связано это с ведущим (от рождения, в натуре наиболее сильным) бессознательным влечением.
Каждый человек подходит к этой встрече взволнованным. Не все одинаково хорошо справляются с эмоциональными перегрузками.
Взрослое Я может отличаться хорошим самообладанием и уметь укрощать страх. Тогда оно переживает страх на уровне психики и легко отдаёт себе отчёт в своих чувствах, пользуясь словами: мне тревожно, мне страшно, мне любопытно, мне интересно.
Взрослое Я может не владеть чувствами. Тогда оно переживает страх на уровне психосоматики и описывает свои ощущения словами про парализующий страх, холодный пот, сильный стук сердца, подкашивающиеся ноги, по коже мурашки, мысли путаются, мысли мечутся, я в ужасе.
Наконец, взрослое Я может быть полностью во власти эмоций. Тогда оно переживает страх как полностью поглотивший тело, и на помощь приходит психологическая защита –диссоциация. Отдаление уже было описано выше, диссоциация означает, что человек словно "вышел из своего тела" и видит себя со стороны, как в кино.
Далее упражнение ставит вас перед выбором: идти на контакт детским бессловесным Я или не приближаться к нему. Иногда испуг слишком силён, и при всём желании контакта, страх побеждает любопытство. Чаще любопытство побеждает страх.
Потом упражнение повторяет эту дилемму, уже с безопасного расстояния на выходе из подземелья. Сказать слова детскому бессловесному Я – значит установить с ним контакт. Не всем это удаётся с первого раза. Многие покидают подземелье молча, не желая быть обнаруженными. Это значит, что какая-то важная часть себя не имеет доступа к вашей сегодняшней жизни, заперта в подземелье без права на то, чтобы с её желаниями считались.
Бывают ответы, когда в подземелье кроме взрослого Я никого нет, пустота и тишина. Это особое мироощущение, присущее людям определённого характерологического склада.
Вид подземелья
Вид подземелья всегда строго индивидуален. Это отпечаток вашей личности. Мусор трактуется как обиды и злопамятность; влажность и сырость как неоплаканная утрата, детское горе; свет в подземелье – как надежда; пыль - как детская депрессия, когда пришлось отказаться от себя-настоящего и смолоть в пыль самого себя, чтобы подчиниться властным родителям. Эхо в подземелье – одиночество, дистантные отношения с теми, кто обычно заботится о ребёнке. Паутина – отношения с заботящимся лицом, которое искажённо трактовало реальность (газлайтинг в отношении ребёнка). Цепи, прикреплённые к стене – симбиотические отношения, в которые вовлекало ребёнка заботящееся о нём лицо.
В упражнении вы оказываетесь во внутреннем мире своего детства своим взрослым, знающим жизнь и правильные слова, Я.
Раз уж вспомнили про слова – люди различаются по ведущему виду интеллекта. Те, у кого от рождения очень сильный вербально-лингвистический интеллект, оставляют отчёты одного вида (живописуют словом, красноречивы, закручивают сюжет). Понимая, что блеснули талантом перед теми, у кого такого дара нет, они обычно оставляют извинительную приписку или обесценивают своё творение – отчёт – каким-то другим образом. Люди с хорошим вербально-лингвистическим интеллектом оставляют структурированные, детальные описания. Люди с обычным вербально-лигвистическим интеллектом одним предложением описывают суть, не вдаваясь в подробности. Люди, у кого вербально-лингвистический интеллект – их слабое место, вздыхают и ничего не пишут, потому что им трудно найти слова для выражения, даже скупого, своих переживаний. В выполнении задания встретится разброс от 30 до 300 слов, почти десятикратный.
Отношение к себе
Упражнение просит ваше взрослое Я действовать в пространстве детского болезненного опыта – поэтому оно имеет терапевтический эффект. При некоторой тренировке ведущее побуждение легко вычленить. Это и будет самоотношение, ваше отношение к самому себе.
Это может быть желание взять слабого под свою защиту, спасти, обогреть, выручить из беды. Это может быть чувство вины за своё бессилие помочь.
Это может быть испуг, замешательство, смущение – сильный эмоциональный выплеск, который дезорганизует любой план и любое конструктивное взаимодействие.
Это может быть ощущение себя лишним, - отчуждённость.
Это может быть предложение помощи, дружески и на равных.
Это может быть желание пообщаться, потребность в собеседнике.
Это может быть острое осознание опасности во время встречи, как будто встретился с психопатом в самом себе.
Это может быть сожаление от того, что не случилось диалога.
Это может быть желание вернуться более готовым к встрече, вернуться в другом качестве.
Нужно быть готовым к тому, что у людей бывает травматический опыт. Тогда травма перекроет встречу с самим собой и в спуск в подземелье "отыграет" ситуацию из реальной жизни, когда человек однажды оказался реальной жертвой нападения.
Встреча со своим детским бессловесным Я всегда эмоционально окрашена. Бывает, что люди плачут после того, как побывали внутри своего детства. Этой реакции надо дать состояться, душа умоется слезами, и станет легче.
Психологи полагают, что бессознательно мы строим отношения с другими людьми по лекалам отношения к самому себе – повторяем то, что хорошо знакомо нам в опыте. Упражнение помогает это обнаружить и осознать. Ваша реакция на звуки в подземелье часто похожа на то, как вы ведёте себя в обычной жизни при столкновении с незнакомым или страшным.
Звуки в подземелье
Звуки, которые вы услышали в подземелье. Обычно это вокализации: вой, завывание, крик, плач, рыдание, всхлипы, стон боли, кряхтенье, стон сексуального удовольствия, крики под пытками, смех, мычание, шум дыхания, хлюпание носом; неречевые звуки: стуки, шаги, шорох ткани, звон железа, падающие капли воды, лязг цепей; и варианты речи: бормотание, шёпот, молитва, пение, игра на музыкальных инструментах.
В этом аспекте детского опыта зашифровано то, как окружающие откликались на ваше страдание "там и тогда". Как ваше Взрослое Я откликается "здесь и сейчас", описывает контакт в подземелье и на пороге. Звуки в темноте беспамятства дают знать, как действовали родные в вашем детстве.
Родные и те, кто заботился о ребёнке, либо утешали его в его страдании, откликались на его голос (тогда в упражнении вокализации), либо игнорировали его страдание, оставляя его настороженным и не доверяющим миру (тогда в упражнении неречевые звуки), либо ребёнок сам отказался от помощи людей, которые рядом, и поддержку ему дал над-личный уровень опыта (мироздание, музыка, Бог). Он нашёл, как пройти через душевную боль в одиночку, без людей.
Слова
Наконец, фраза, которую Взрослое Я говорит детской бессловесной части – это предложение контакта на своих условиях. Фраза восстанавливает баланс между разными частями опыта, взрослое Я было во власти детского, когда спускалось глубоко в подземелье, в бессознательное, теперь детское – во власти взрослого, которое сознательно.
Слова фразы многое говорят о том, как будет вести себя человек, когда станет начальником или облечённым властью человеком. В том числе родительской властью, когда у него самого будут дети.
При первом контакте с детской частью часто хочется сбежать. Это вариант одной из трёх реакций самосохранения: нападай, беги, замри. Те, кто выбрал первую, отважно исследовали подвал и шли навстречу звукам в темноте. Те, кто сбежал, не поговорив, в дилемме "fight or fly" предпочитают второе. Есть ещё так называемая "негативная паника", состояние паралича. Это когда возбуждение так велико, что вся система "зависает" и человек замирает на месте. Как вы уже, наверное, догадались, это значит, что в стрессовой ситуации человек ведёт себя, скорее всего, соответственно.
Люди могут на выходе из подземелья терять дар речи. Расставаться в молчании. Это может быть реакцией на стресс здесь и сейчас, а может быть жизненным уроком, вынесенным из того, как там и тогда родители или заботящиеся о нём лица обращались с его детской частью. Психологи обычно задают уточняющие вопросы, прежде чем предложить вывод.
Интернет-тест похожего сюжета
В интернете существует ассоциативный тест аналогичного сюжета, где в финале взрослая часть остаётся в подземелье, ожидая прихода спасителя – кого-то, кто появится наверху и спустится к нему сверху по лестнице. Это христианский сюжет о Спасителе.
В психологическом упражнении "Спуск в подземелье" терапевтический эффект достигается не за счёт веры в появление в жизни Бога, а за счёт способности быть сильнее своего детского горя и смелости пере-прожить болезненные моменты в воображении. Заговорить с самим собой.
Следует особо сказать, что люди с сильным внутриличностным интеллектом способны очень глубоко погрузиться в упражнение, и скажут вам, что видят в человеке из подземелья свои черты лица. Так и должно быть, это встреча с самим собой, по сути.
И эта встреча может быть наполнена светлыми чувствами и желанием делать жизнь друг друга лучше, а не страхом и болью.
0 комментариев