logo
Роршах головного мозга
logo Роршах головного мозга

Бонус. Упражнение "Спуск в подземелье"

Каждый ‎знает,‏ ‎что ‎регресс ‎– ‎это ‎движение‏ ‎назад, ‎а‏ ‎прогресс‏ ‎– ‎это ‎движение‏ ‎вперёд. ‎Трансгрессия‏ ‎– ‎это ‎выход ‎за‏ ‎пределы.‏ ‎Упражнение ‎"Спуск‏ ‎в ‎подземелье"‏ ‎– ‎возможность ‎встретиться ‎с ‎самим‏ ‎собой-прошлым.‏ ‎Любой ‎выход‏ ‎за ‎пределы‏ ‎знакомого ‎– ‎это ‎встреча ‎с‏ ‎неизведанным‏ ‎миром,‏ ‎с ‎тайной,‏ ‎и ‎включает‏ ‎в ‎себя‏ ‎элемент‏ ‎приключения ‎и‏ ‎опасности.

Текст ‎упражнения

Вот ‎как ‎оно ‎выглядит:‏ ‎"Представьте, ‎что‏ ‎вы‏ ‎находитесь ‎в ‎старом‏ ‎заброшенном ‎здании,‏ ‎и ‎обнаруживаете ‎лестницу, ‎ведущую‏ ‎в‏ ‎подземелье. ‎Вы‏ ‎пробираетесь ‎по‏ ‎ней ‎вниз, ‎считая ‎шаги. ‎Сколько‏ ‎всего‏ ‎ступеней?

В ‎подземелье‏ ‎царит ‎полный‏ ‎мрак. ‎Остановитесь, ‎прислушайтесь. ‎До ‎вас‏ ‎доносятся‏ ‎звуки,‏ ‎издаваемые, ‎похоже,‏ ‎другим ‎человеком.‏ ‎Это ‎не‏ ‎речь,‏ ‎это ‎что-то‏ ‎иное. ‎Опишите, ‎что ‎это? ‎Стон?‏ ‎Плач? ‎Как‏ ‎вы‏ ‎реагируете ‎на ‎эти‏ ‎звуки? ‎Где‏ ‎их ‎источник? ‎Какое ‎ваше‏ ‎первое‏ ‎желание ‎в‏ ‎момент, ‎что‏ ‎вы ‎их ‎слышите?

Развернитесь ‎и ‎поднимайтесь‏ ‎по‏ ‎ступеням ‎лестницы.‏ ‎Обернитесь ‎в‏ ‎дверях ‎ненадолго. ‎Что ‎вы ‎хотите‏ ‎сказать‏ ‎человеку,‏ ‎издающему ‎эти‏ ‎звуки? ‎Скажите‏ ‎эти ‎слова.‏ ‎Возвращайтесь‏ ‎в ‎реальность.‏ ‎

Напишите ‎в ‎отчёте, ‎куда ‎вы‏ ‎ходили ‎и‏ ‎что‏ ‎делали ‎в ‎воображении".

Как‏ ‎устроено ‎упражнение?

Оно‏ ‎задаёт ‎вам ‎ассоциативные ‎рамки.‏ ‎Старое‏ ‎заброшенное ‎здание‏ ‎символизирует ‎ваше‏ ‎прошлое. ‎Оно ‎есть, ‎но ‎живёте‏ ‎вы‏ ‎уже ‎в‏ ‎другом ‎времени,‏ ‎в ‎настоящем. ‎В ‎другом ‎доме‏ ‎своей‏ ‎души.

Ваше‏ ‎прошлое ‎может‏ ‎быть ‎безобидным,‏ ‎как ‎одноэтажный‏ ‎дом‏ ‎"частного ‎сектора"‏ ‎или ‎панельная ‎многоэтажка, ‎давно ‎оставленным‏ ‎жильцами. ‎Прошлое‏ ‎может‏ ‎быть ‎небезопасным, ‎и‏ ‎психологическая ‎защита‏ ‎"отдаление" ‎превратит ‎его ‎в‏ ‎замок‏ ‎(отдалив ‎от‏ ‎настоящего ‎подальше‏ ‎во ‎времени, ‎на ‎несколько ‎веков‏ ‎назад)‏ ‎или ‎в‏ ‎американский ‎щитовой‏ ‎дом ‎(отбросив ‎от ‎настоящего ‎подальше‏ ‎в‏ ‎пространстве,‏ ‎за ‎тысячи‏ ‎километров, ‎за‏ ‎океан).

Инструкция ‎упражнения‏ ‎отправляет‏ ‎вас ‎не‏ ‎просто ‎в ‎прошлое ‎– ‎а‏ ‎в ‎раннее‏ ‎детство,‏ ‎в ‎прошлое, ‎покрытое‏ ‎мраком ‎забвения.‏ ‎В ‎подземелье, ‎где ‎нет‏ ‎солнечного‏ ‎света, ‎сознания‏ ‎и ‎памяти.‏ ‎В ‎те ‎детские ‎годы, ‎когда‏ ‎вы‏ ‎ещё ‎не‏ ‎умели ‎говорить,‏ ‎а ‎умели ‎только ‎кричать, ‎плакать,‏ ‎смеяться,‏ ‎-‏ ‎издавать ‎звуки.

В‏ ‎подземелье ‎может‏ ‎быть ‎разная‏ ‎степень‏ ‎освещённости: ‎от‏ ‎кромешного ‎мрака ‎до ‎мягкого ‎света‏ ‎из ‎проёмов‏ ‎или‏ ‎щелей. ‎Чем ‎больше‏ ‎света ‎в‏ ‎подземелье, ‎тем ‎больше ‎надежды,‏ ‎оптимизма‏ ‎было ‎в‏ ‎вас-ребёнке.

Бояться ‎темноты,‏ ‎неизвестного, ‎опасности, ‎возможно, ‎таящейся ‎в‏ ‎подземелье,‏ ‎совершенно ‎естественно.‏ ‎Однако ‎инструкция‏ ‎упражнения ‎отправляет ‎вас ‎в ‎ваше‏ ‎собственное‏ ‎прошлое,‏ ‎которое ‎вы,‏ ‎в ‎глубине‏ ‎души, ‎прекрасно‏ ‎знаете. Именно‏ ‎поэтому ‎часто‏ ‎сразу, ‎интуитивно, ‎появляется ‎готовый ‎ответ,‏ ‎сколько ‎в‏ ‎лестнице‏ ‎вниз ‎ступеней ‎–‏ ‎до ‎того,‏ ‎как ‎вы ‎прошли ‎его‏ ‎в‏ ‎воображении ‎"телом".

Как‏ ‎трактуется ‎спуск

Это‏ ‎путь ‎к ‎себе, ‎если ‎вы‏ ‎ступили‏ ‎на ‎него‏ ‎(или ‎прыгнули‏ ‎в ‎него) ‎- ‎вы ‎способны‏ ‎быть‏ ‎в‏ ‎контакте ‎с‏ ‎разными ‎частями‏ ‎своего ‎Я.

- число‏ ‎ступеней‏ ‎лестницы, ‎-‏ ‎чем ‎их ‎больше, ‎тем ‎больше‏ ‎болезненных ‎эпизодов‏ ‎в‏ ‎раннем ‎детстве,

- пропавшие ‎ступени‏ ‎лестницы, ‎-‏ ‎разлуки ‎с ‎людьми, ‎которых‏ ‎вы‏ ‎любили ‎ребёнком,‏ ‎и ‎к‏ ‎кому ‎были ‎очень ‎привязаны,

- подгнившие ‎ступени‏ ‎лестницы,‏ ‎- ‎болезни‏ ‎в ‎детстве,‏ ‎сильные ‎или ‎долгие,

- ширина ‎и ‎прочность‏ ‎ступеней,‏ ‎ваша‏ ‎устойчивость ‎на‏ ‎них, ‎-‏ ‎ваш ‎целительный‏ ‎контакт‏ ‎с ‎пережитой‏ ‎душевной ‎болью. ‎Чем ‎твёрже ‎и‏ ‎увереннее ‎вы‏ ‎ступаете,‏ ‎тем ‎крепче ‎ваш‏ ‎дух ‎и‏ ‎способность ‎выносить ‎жизненные ‎невзгоды.

Бывают‏ ‎ответы,‏ ‎что ‎исчезла‏ ‎часть ‎лестницы‏ ‎или ‎пола, ‎- ‎это ‎маркер‏ ‎сильного‏ ‎запрета ‎самому‏ ‎себе ‎быть‏ ‎в ‎контакте ‎с ‎состоянием, ‎которое‏ ‎выражает‏ ‎живущая‏ ‎в ‎подземелье‏ ‎часть ‎Я.

Бывают‏ ‎ответы, ‎что‏ ‎лестница‏ ‎делает ‎повороты‏ ‎на ‎девяносто ‎или ‎сто ‎восемьдесят‏ ‎градусов, ‎-‏ ‎это‏ ‎switch, ‎маркер ‎определённого‏ ‎склада ‎психики.

В‏ ‎одной ‎сцене ‎внутри ‎упражнения‏ ‎оказываются,‏ ‎таким ‎образом,‏ ‎два ‎состояния‏ ‎Я: ‎детское ‎бессловесное ‎и ‎взрослое,‏ ‎умеющее‏ ‎понимать ‎себя‏ ‎и ‎говорить.‏ ‎Их ‎встреча ‎запускает ‎процесс ‎трансформации.‏ ‎Если‏ ‎вы‏ ‎делали ‎упражнение,‏ ‎то ‎знаете,‏ ‎что ‎вернулись‏ ‎из‏ ‎подземелья ‎немного‏ ‎в ‎другом ‎состоянии.

Упражнение ‎"Спуск ‎в‏ ‎подземелье" ‎можно‏ ‎повторять.‏ ‎Вы ‎удивитесь, ‎но‏ ‎спустя ‎год‏ ‎вы ‎можете ‎увидеть ‎себя‏ ‎совершенно‏ ‎в ‎другом‏ ‎месте ‎–‏ ‎потому ‎что ‎время ‎и ‎внимание‏ ‎других‏ ‎умеют ‎исцелять‏ ‎душевные ‎раны.

Повторяющиеся‏ ‎мотивы ‎и ‎сюжет ‎встречи

Вместе ‎с‏ ‎тем,‏ ‎при‏ ‎повторе ‎упражнений‏ ‎спустя ‎месяцы‏ ‎и ‎годы‏ ‎одним‏ ‎и ‎тем‏ ‎же ‎человеком, ‎можно ‎заметить ‎повторяющиеся‏ ‎мотивы. ‎Их‏ ‎можно‏ ‎трактовать ‎как ‎проявление‏ ‎сильных ‎сторон‏ ‎натуры ‎человека.

Описывать ‎эти ‎стороны‏ ‎проще‏ ‎как ‎ключевые‏ ‎идеи, ‎например,‏ ‎"вращать ‎и ‎вращаться" ‎– ‎такие‏ ‎люди‏ ‎спускаются ‎в‏ ‎подземелье ‎по‏ ‎винтовым ‎лестницам, ‎"карабкаться, ‎спускаться ‎и‏ ‎подниматься‏ ‎по‏ ‎вертикальной ‎лестнице",‏ ‎"факел", ‎"огонь",‏ ‎"зажжённая ‎свеча";‏ ‎"благоухание"‏ ‎или ‎"вонь"‏ ‎– ‎такие ‎люди ‎описывают ‎запахи‏ ‎внутри ‎подземелья,‏ ‎"чувство‏ ‎меры, ‎счёта" ‎–‏ ‎такие ‎люди‏ ‎описывают ‎капли, ‎которые ‎размеренно‏ ‎капают‏ ‎в ‎одном‏ ‎и ‎том‏ ‎же ‎ритме; ‎"пение", ‎"звуки ‎веселья‏ ‎и‏ ‎застолья". ‎Связано‏ ‎это ‎с‏ ‎ведущим ‎(от ‎рождения, ‎в ‎натуре‏ ‎наиболее‏ ‎сильным)‏ ‎бессознательным ‎влечением.

Каждый‏ ‎человек ‎подходит‏ ‎к ‎этой‏ ‎встрече‏ ‎взволнованным. ‎Не‏ ‎все ‎одинаково ‎хорошо ‎справляются ‎с‏ ‎эмоциональными ‎перегрузками.

Взрослое‏ ‎Я‏ ‎может ‎отличаться ‎хорошим‏ ‎самообладанием ‎и‏ ‎уметь ‎укрощать ‎страх. ‎Тогда‏ ‎оно‏ ‎переживает ‎страх‏ ‎на ‎уровне‏ ‎психики ‎и ‎легко ‎отдаёт ‎себе‏ ‎отчёт‏ ‎в ‎своих‏ ‎чувствах, ‎пользуясь‏ ‎словами: ‎мне ‎тревожно, ‎мне ‎страшно,‏ ‎мне‏ ‎любопытно,‏ ‎мне ‎интересно.

Взрослое‏ ‎Я ‎может‏ ‎не ‎владеть‏ ‎чувствами.‏ ‎Тогда ‎оно‏ ‎переживает ‎страх ‎на ‎уровне ‎психосоматики‏ ‎и ‎описывает‏ ‎свои‏ ‎ощущения ‎словами ‎про‏ ‎парализующий ‎страх,‏ ‎холодный ‎пот, ‎сильный ‎стук‏ ‎сердца,‏ ‎подкашивающиеся ‎ноги,‏ ‎по ‎коже‏ ‎мурашки, ‎мысли ‎путаются, ‎мысли ‎мечутся,‏ ‎я‏ ‎в ‎ужасе.

Наконец,‏ ‎взрослое ‎Я‏ ‎может ‎быть ‎полностью ‎во ‎власти‏ ‎эмоций.‏ ‎Тогда‏ ‎оно ‎переживает‏ ‎страх ‎как‏ ‎полностью ‎поглотивший‏ ‎тело,‏ ‎и ‎на‏ ‎помощь ‎приходит ‎психологическая ‎защита ‎–диссоциация.‏ ‎Отдаление ‎уже‏ ‎было‏ ‎описано ‎выше, ‎диссоциация‏ ‎означает, ‎что‏ ‎человек ‎словно ‎"вышел ‎из‏ ‎своего‏ ‎тела" ‎и‏ ‎видит ‎себя‏ ‎со ‎стороны, ‎как ‎в ‎кино.

Далее‏ ‎упражнение‏ ‎ставит ‎вас‏ ‎перед ‎выбором:‏ ‎идти ‎на ‎контакт ‎детским ‎бессловесным‏ ‎Я‏ ‎или‏ ‎не ‎приближаться‏ ‎к ‎нему.‏ ‎Иногда ‎испуг‏ ‎слишком‏ ‎силён, ‎и‏ ‎при ‎всём ‎желании ‎контакта, ‎страх‏ ‎побеждает ‎любопытство.‏ ‎Чаще‏ ‎любопытство ‎побеждает ‎страх.

Потом‏ ‎упражнение ‎повторяет‏ ‎эту ‎дилемму, ‎уже ‎с‏ ‎безопасного‏ ‎расстояния ‎на‏ ‎выходе ‎из‏ ‎подземелья. ‎Сказать ‎слова ‎детскому ‎бессловесному‏ ‎Я‏ ‎– ‎значит‏ ‎установить ‎с‏ ‎ним ‎контакт. ‎Не ‎всем ‎это‏ ‎удаётся‏ ‎с‏ ‎первого ‎раза.‏ ‎Многие ‎покидают‏ ‎подземелье ‎молча,‏ ‎не‏ ‎желая ‎быть‏ ‎обнаруженными. ‎Это ‎значит, ‎что ‎какая-то‏ ‎важная ‎часть‏ ‎себя‏ ‎не ‎имеет ‎доступа‏ ‎к ‎вашей‏ ‎сегодняшней ‎жизни, ‎заперта ‎в‏ ‎подземелье‏ ‎без ‎права‏ ‎на ‎то,‏ ‎чтобы ‎с ‎её ‎желаниями ‎считались.

Бывают‏ ‎ответы,‏ ‎когда ‎в‏ ‎подземелье ‎кроме‏ ‎взрослого ‎Я ‎никого ‎нет, ‎пустота‏ ‎и‏ ‎тишина.‏ ‎Это ‎особое‏ ‎мироощущение, ‎присущее‏ ‎людям ‎определённого‏ ‎характерологического‏ ‎склада.

Вид ‎подземелья

Вид‏ ‎подземелья ‎всегда ‎строго ‎индивидуален. ‎Это‏ ‎отпечаток ‎вашей‏ ‎личности.‏ ‎Мусор ‎трактуется ‎как‏ ‎обиды ‎и‏ ‎злопамятность; ‎влажность ‎и ‎сырость‏ ‎как‏ ‎неоплаканная ‎утрата,‏ ‎детское ‎горе;‏ ‎свет ‎в ‎подземелье ‎– ‎как‏ ‎надежда;‏ ‎пыль ‎-‏ ‎как ‎детская‏ ‎депрессия, ‎когда ‎пришлось ‎отказаться ‎от‏ ‎себя-настоящего‏ ‎и‏ ‎смолоть ‎в‏ ‎пыль ‎самого‏ ‎себя, ‎чтобы‏ ‎подчиниться‏ ‎властным ‎родителям.‏ ‎Эхо ‎в ‎подземелье ‎– ‎одиночество,‏ ‎дистантные ‎отношения‏ ‎с‏ ‎теми, ‎кто ‎обычно‏ ‎заботится ‎о‏ ‎ребёнке. ‎Паутина ‎– ‎отношения‏ ‎с‏ ‎заботящимся ‎лицом,‏ ‎которое ‎искажённо‏ ‎трактовало ‎реальность ‎(газлайтинг ‎в ‎отношении‏ ‎ребёнка).‏ ‎Цепи, ‎прикреплённые‏ ‎к ‎стене‏ ‎– ‎симбиотические ‎отношения, ‎в ‎которые‏ ‎вовлекало‏ ‎ребёнка‏ ‎заботящееся ‎о‏ ‎нём ‎лицо.

В‏ ‎упражнении ‎вы‏ ‎оказываетесь‏ ‎во ‎внутреннем‏ ‎мире ‎своего ‎детства ‎своим ‎взрослым,‏ ‎знающим ‎жизнь‏ ‎и‏ ‎правильные ‎слова, ‎Я.

Раз‏ ‎уж ‎вспомнили‏ ‎про ‎слова ‎– ‎люди‏ ‎различаются‏ ‎по ‎ведущему‏ ‎виду ‎интеллекта.‏ ‎Те, ‎у ‎кого ‎от ‎рождения‏ ‎очень‏ ‎сильный ‎вербально-лингвистический‏ ‎интеллект, ‎оставляют‏ ‎отчёты ‎одного ‎вида ‎(живописуют ‎словом,‏ ‎красноречивы,‏ ‎закручивают‏ ‎сюжет). ‎Понимая,‏ ‎что ‎блеснули‏ ‎талантом ‎перед‏ ‎теми,‏ ‎у ‎кого‏ ‎такого ‎дара ‎нет, ‎они ‎обычно‏ ‎оставляют ‎извинительную‏ ‎приписку‏ ‎или ‎обесценивают ‎своё‏ ‎творение ‎–‏ ‎отчёт ‎– ‎каким-то ‎другим‏ ‎образом.‏ ‎Люди ‎с‏ ‎хорошим ‎вербально-лингвистическим‏ ‎интеллектом ‎оставляют ‎структурированные, ‎детальные ‎описания.‏ ‎Люди‏ ‎с ‎обычным‏ ‎вербально-лигвистическим ‎интеллектом‏ ‎одним ‎предложением ‎описывают ‎суть, ‎не‏ ‎вдаваясь‏ ‎в‏ ‎подробности. ‎Люди,‏ ‎у ‎кого‏ ‎вербально-лингвистический ‎интеллект‏ ‎–‏ ‎их ‎слабое‏ ‎место, ‎вздыхают ‎и ‎ничего ‎не‏ ‎пишут, ‎потому‏ ‎что‏ ‎им ‎трудно ‎найти‏ ‎слова ‎для‏ ‎выражения, ‎даже ‎скупого, ‎своих‏ ‎переживаний.‏ ‎В ‎выполнении‏ ‎задания ‎встретится‏ ‎разброс ‎от ‎30 ‎до ‎300‏ ‎слов,‏ ‎почти ‎десятикратный.

Отношение‏ ‎к ‎себе

Упражнение‏ ‎просит ‎ваше ‎взрослое ‎Я ‎действовать‏ ‎в‏ ‎пространстве‏ ‎детского ‎болезненного‏ ‎опыта ‎–‏ ‎поэтому ‎оно‏ ‎имеет‏ ‎терапевтический ‎эффект.‏ ‎При ‎некоторой ‎тренировке ‎ведущее ‎побуждение‏ ‎легко ‎вычленить.‏ ‎Это‏ ‎и ‎будет ‎самоотношение,‏ ‎ваше ‎отношение‏ ‎к ‎самому ‎себе.

Это ‎может‏ ‎быть‏ ‎желание ‎взять‏ ‎слабого ‎под‏ ‎свою ‎защиту, ‎спасти, ‎обогреть, ‎выручить‏ ‎из‏ ‎беды. ‎Это‏ ‎может ‎быть‏ ‎чувство ‎вины ‎за ‎своё ‎бессилие‏ ‎помочь.

Это‏ ‎может‏ ‎быть ‎испуг,‏ ‎замешательство, ‎смущение‏ ‎– ‎сильный‏ ‎эмоциональный‏ ‎выплеск, ‎который‏ ‎дезорганизует ‎любой ‎план ‎и ‎любое‏ ‎конструктивное ‎взаимодействие.

Это‏ ‎может‏ ‎быть ‎ощущение ‎себя‏ ‎лишним, ‎-‏ ‎отчуждённость.

Это ‎может ‎быть ‎предложение‏ ‎помощи,‏ ‎дружески ‎и‏ ‎на ‎равных.

Это‏ ‎может ‎быть ‎желание ‎пообщаться, ‎потребность‏ ‎в‏ ‎собеседнике.

Это ‎может‏ ‎быть ‎острое‏ ‎осознание ‎опасности ‎во ‎время ‎встречи,‏ ‎как‏ ‎будто‏ ‎встретился ‎с‏ ‎психопатом ‎в‏ ‎самом ‎себе.

Это‏ ‎может‏ ‎быть ‎сожаление‏ ‎от ‎того, ‎что ‎не ‎случилось‏ ‎диалога.

Это ‎может‏ ‎быть‏ ‎желание ‎вернуться ‎более‏ ‎готовым ‎к‏ ‎встрече, ‎вернуться ‎в ‎другом‏ ‎качестве.

Нужно‏ ‎быть ‎готовым‏ ‎к ‎тому,‏ ‎что ‎у ‎людей ‎бывает ‎травматический‏ ‎опыт.‏ ‎Тогда ‎травма‏ ‎перекроет ‎встречу‏ ‎с ‎самим ‎собой ‎и ‎в‏ ‎спуск‏ ‎в‏ ‎подземелье ‎"отыграет"‏ ‎ситуацию ‎из‏ ‎реальной ‎жизни,‏ ‎когда‏ ‎человек ‎однажды‏ ‎оказался ‎реальной ‎жертвой ‎нападения.

Встреча ‎со‏ ‎своим ‎детским‏ ‎бессловесным‏ ‎Я ‎всегда ‎эмоционально‏ ‎окрашена. ‎Бывает,‏ ‎что ‎люди ‎плачут ‎после‏ ‎того,‏ ‎как ‎побывали‏ ‎внутри ‎своего‏ ‎детства. ‎Этой ‎реакции ‎надо ‎дать‏ ‎состояться,‏ ‎душа ‎умоется‏ ‎слезами, ‎и‏ ‎станет ‎легче.

Психологи ‎полагают, ‎что ‎бессознательно‏ ‎мы‏ ‎строим‏ ‎отношения ‎с‏ ‎другими ‎людьми‏ ‎по ‎лекалам‏ ‎отношения‏ ‎к ‎самому‏ ‎себе ‎– ‎повторяем ‎то, ‎что‏ ‎хорошо ‎знакомо‏ ‎нам‏ ‎в ‎опыте. ‎Упражнение‏ ‎помогает ‎это‏ ‎обнаружить ‎и ‎осознать. ‎Ваша‏ ‎реакция‏ ‎на ‎звуки‏ ‎в ‎подземелье‏ ‎часто ‎похожа ‎на ‎то, ‎как‏ ‎вы‏ ‎ведёте ‎себя‏ ‎в ‎обычной‏ ‎жизни ‎при ‎столкновении ‎с ‎незнакомым‏ ‎или‏ ‎страшным.

Звуки‏ ‎в ‎подземелье

Звуки,‏ ‎которые ‎вы‏ ‎услышали ‎в‏ ‎подземелье.‏ ‎Обычно ‎это‏ ‎вокализации: ‎вой, ‎завывание, ‎крик, ‎плач,‏ ‎рыдание, ‎всхлипы,‏ ‎стон‏ ‎боли, ‎кряхтенье, ‎стон‏ ‎сексуального ‎удовольствия,‏ ‎крики ‎под ‎пытками, ‎смех,‏ ‎мычание,‏ ‎шум ‎дыхания,‏ ‎хлюпание ‎носом;‏ ‎неречевые ‎звуки: ‎стуки, ‎шаги, ‎шорох‏ ‎ткани,‏ ‎звон ‎железа,‏ ‎падающие ‎капли‏ ‎воды, ‎лязг ‎цепей; ‎и ‎варианты‏ ‎речи:‏ ‎бормотание,‏ ‎шёпот, ‎молитва,‏ ‎пение, ‎игра‏ ‎на ‎музыкальных‏ ‎инструментах.

В‏ ‎этом ‎аспекте‏ ‎детского ‎опыта ‎зашифровано ‎то, ‎как‏ ‎окружающие ‎откликались‏ ‎на‏ ‎ваше ‎страдание ‎"там‏ ‎и ‎тогда".‏ ‎Как ‎ваше ‎Взрослое ‎Я‏ ‎откликается‏ ‎"здесь ‎и‏ ‎сейчас", ‎описывает‏ ‎контакт ‎в ‎подземелье ‎и ‎на‏ ‎пороге.‏ ‎Звуки ‎в‏ ‎темноте ‎беспамятства‏ ‎дают ‎знать, ‎как ‎действовали ‎родные‏ ‎в‏ ‎вашем‏ ‎детстве.

Родные ‎и‏ ‎те, ‎кто‏ ‎заботился ‎о‏ ‎ребёнке,‏ ‎либо ‎утешали‏ ‎его ‎в ‎его ‎страдании, ‎откликались‏ ‎на ‎его‏ ‎голос‏ ‎(тогда ‎в ‎упражнении‏ ‎вокализации), ‎либо‏ ‎игнорировали ‎его ‎страдание, ‎оставляя‏ ‎его‏ ‎настороженным ‎и‏ ‎не ‎доверяющим‏ ‎миру ‎(тогда ‎в ‎упражнении ‎неречевые‏ ‎звуки),‏ ‎либо ‎ребёнок‏ ‎сам ‎отказался‏ ‎от ‎помощи ‎людей, ‎которые ‎рядом,‏ ‎и‏ ‎поддержку‏ ‎ему ‎дал‏ ‎над-личный ‎уровень‏ ‎опыта ‎(мироздание,‏ ‎музыка,‏ ‎Бог). ‎Он‏ ‎нашёл, ‎как ‎пройти ‎через ‎душевную‏ ‎боль ‎в‏ ‎одиночку,‏ ‎без ‎людей.

Слова

Наконец, ‎фраза,‏ ‎которую ‎Взрослое‏ ‎Я ‎говорит ‎детской ‎бессловесной‏ ‎части‏ ‎– ‎это‏ ‎предложение ‎контакта‏ ‎на ‎своих ‎условиях. ‎Фраза ‎восстанавливает‏ ‎баланс‏ ‎между ‎разными‏ ‎частями ‎опыта,‏ ‎взрослое ‎Я ‎было ‎во ‎власти‏ ‎детского,‏ ‎когда‏ ‎спускалось ‎глубоко‏ ‎в ‎подземелье,‏ ‎в ‎бессознательное,‏ ‎теперь‏ ‎детское ‎–‏ ‎во ‎власти ‎взрослого, ‎которое ‎сознательно.

Слова‏ ‎фразы ‎многое‏ ‎говорят‏ ‎о ‎том, ‎как‏ ‎будет ‎вести‏ ‎себя ‎человек, ‎когда ‎станет‏ ‎начальником‏ ‎или ‎облечённым‏ ‎властью ‎человеком.‏ ‎В ‎том ‎числе ‎родительской ‎властью,‏ ‎когда‏ ‎у ‎него‏ ‎самого ‎будут‏ ‎дети.

При ‎первом ‎контакте ‎с ‎детской‏ ‎частью‏ ‎часто‏ ‎хочется ‎сбежать.‏ ‎Это ‎вариант‏ ‎одной ‎из‏ ‎трёх‏ ‎реакций ‎самосохранения:‏ ‎нападай, ‎беги, ‎замри. ‎Те, ‎кто‏ ‎выбрал ‎первую,‏ ‎отважно‏ ‎исследовали ‎подвал ‎и‏ ‎шли ‎навстречу‏ ‎звукам ‎в ‎темноте. ‎Те,‏ ‎кто‏ ‎сбежал, ‎не‏ ‎поговорив, ‎в‏ ‎дилемме ‎"fight ‎or ‎fly" ‎предпочитают‏ ‎второе.‏ ‎Есть ‎ещё‏ ‎так ‎называемая‏ ‎"негативная ‎паника", ‎состояние ‎паралича. ‎Это‏ ‎когда‏ ‎возбуждение‏ ‎так ‎велико,‏ ‎что ‎вся‏ ‎система ‎"зависает"‏ ‎и‏ ‎человек ‎замирает‏ ‎на ‎месте. ‎Как ‎вы ‎уже,‏ ‎наверное, ‎догадались,‏ ‎это‏ ‎значит, ‎что ‎в‏ ‎стрессовой ‎ситуации‏ ‎человек ‎ведёт ‎себя, ‎скорее‏ ‎всего,‏ ‎соответственно.

Люди ‎могут‏ ‎на ‎выходе‏ ‎из ‎подземелья ‎терять ‎дар ‎речи.‏ ‎Расставаться‏ ‎в ‎молчании.‏ ‎Это ‎может‏ ‎быть ‎реакцией ‎на ‎стресс ‎здесь‏ ‎и‏ ‎сейчас,‏ ‎а ‎может‏ ‎быть ‎жизненным‏ ‎уроком, ‎вынесенным‏ ‎из‏ ‎того, ‎как‏ ‎там ‎и ‎тогда ‎родители ‎или‏ ‎заботящиеся ‎о‏ ‎нём‏ ‎лица ‎обращались ‎с‏ ‎его ‎детской‏ ‎частью. ‎Психологи ‎обычно ‎задают‏ ‎уточняющие‏ ‎вопросы, ‎прежде‏ ‎чем ‎предложить‏ ‎вывод.

Интернет-тест ‎похожего ‎сюжета

В ‎интернете ‎существует‏ ‎ассоциативный‏ ‎тест ‎аналогичного‏ ‎сюжета, ‎где‏ ‎в ‎финале ‎взрослая ‎часть ‎остаётся‏ ‎в‏ ‎подземелье,‏ ‎ожидая ‎прихода‏ ‎спасителя ‎–‏ ‎кого-то, ‎кто‏ ‎появится‏ ‎наверху ‎и‏ ‎спустится ‎к ‎нему ‎сверху ‎по‏ ‎лестнице. ‎Это‏ ‎христианский‏ ‎сюжет ‎о ‎Спасителе.

В‏ ‎психологическом ‎упражнении‏ ‎"Спуск ‎в ‎подземелье" ‎терапевтический‏ ‎эффект‏ ‎достигается ‎не‏ ‎за ‎счёт‏ ‎веры ‎в ‎появление ‎в ‎жизни‏ ‎Бога,‏ ‎а ‎за‏ ‎счёт ‎способности‏ ‎быть ‎сильнее ‎своего ‎детского ‎горя‏ ‎и‏ ‎смелости‏ ‎пере-прожить ‎болезненные‏ ‎моменты ‎в‏ ‎воображении. ‎Заговорить‏ ‎с‏ ‎самим ‎собой.

Следует‏ ‎особо ‎сказать, ‎что ‎люди ‎с‏ ‎сильным ‎внутриличностным‏ ‎интеллектом‏ ‎способны ‎очень ‎глубоко‏ ‎погрузиться ‎в‏ ‎упражнение, ‎и ‎скажут ‎вам,‏ ‎что‏ ‎видят ‎в‏ ‎человеке ‎из‏ ‎подземелья ‎свои ‎черты ‎лица. ‎Так‏ ‎и‏ ‎должно ‎быть,‏ ‎это ‎встреча‏ ‎с ‎самим ‎собой, ‎по ‎сути.

И‏ ‎эта‏ ‎встреча‏ ‎может ‎быть‏ ‎наполнена ‎светлыми‏ ‎чувствами ‎и‏ ‎желанием‏ ‎делать ‎жизнь‏ ‎друг ‎друга ‎лучше, ‎а ‎не‏ ‎страхом ‎и‏ ‎болью.

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048