logo Историк Александр Свистунов

Баллада о Дракуле: Колосажатель

Влад ‎III‏ ‎Дракула, ‎потомок ‎княжеской ‎династии ‎Басарабов,‏ ‎основавшей ‎Валашское‏ ‎государство‏ ‎в ‎1291–1292 ‎годах,‏ ‎родился ‎в‏ ‎Трансильвании, ‎в ‎то ‎время‏ ‎принадлежавшей‏ ‎Венгерскому ‎королевству.‏ ‎Его ‎отец,‏ ‎Влад ‎II, ‎находился ‎в ‎изгнании‏ ‎и‏ ‎какое-то ‎время‏ ‎не ‎мог‏ ‎вернуться ‎домой. ‎Детство ‎Влада ‎прошло‏ ‎в‏ ‎Валахии,‏ ‎где ‎его‏ ‎отец ‎с‏ ‎перерывами ‎правил‏ ‎с‏ ‎1436 ‎по‏ ‎1447 ‎год. ‎Затем ‎юного ‎Влада‏ ‎отправили ‎в‏ ‎качестве‏ ‎заложника ‎ко ‎двору‏ ‎османского ‎султана‏ ‎Мурада ‎II, ‎где ‎он‏ ‎провел‏ ‎четыре ‎года.‏ ‎В ‎1448‏ ‎году ‎Влад ‎ненадолго, ‎всего ‎на‏ ‎месяц,‏ ‎занял ‎валашский‏ ‎престол, ‎после‏ ‎чего ‎жил ‎в ‎изгнании ‎в‏ ‎Молдавии‏ ‎и‏ ‎Венгрии. ‎В‏ ‎1456 ‎году‏ ‎в ‎результате‏ ‎государственного‏ ‎переворота ‎он‏ ‎вернул ‎себе ‎трон ‎и ‎правил‏ ‎шесть ‎лет.‏ ‎Его‏ ‎современник, ‎Никколо ‎де‏ ‎Модрусса, ‎описывал‏ ‎Влада ‎так:

«Он ‎не ‎был‏ ‎высоким,‏ ‎но ‎был‏ ‎сильным ‎и‏ ‎энергичным, ‎с ‎видом ‎свирепым ‎и‏ ‎жестоким.‏ ‎У ‎него‏ ‎был ‎большой‏ ‎орлиный ‎нос, ‎широкие ‎ноздри ‎и‏ ‎тонкая,‏ ‎слегка‏ ‎красноватая ‎кожа.‏ ‎Очень ‎длинные‏ ‎ресницы ‎обрамляли‏ ‎широко‏ ‎открытые, ‎я‏ ‎бы ‎сказал, ‎угрожающие ‎зеленые ‎глаза,‏ ‎под ‎густыми‏ ‎черными‏ ‎бровями. ‎Лицо ‎и‏ ‎подбородок ‎были‏ ‎выбриты, ‎за ‎исключением ‎усов.‏ ‎Выступающие‏ ‎виски ‎делали‏ ‎его ‎голову‏ ‎массивной. ‎Бычья ‎шея ‎соединяла ‎голову‏ ‎с‏ ‎широкими ‎плечами,‏ ‎на ‎которые‏ ‎падали ‎черные ‎кудрявые ‎волосы».

Дедом ‎Влада‏ ‎был‏ ‎Мирча‏ ‎Старый ‎—‏ ‎тот ‎самый,‏ ‎который ‎строил‏ ‎пограничные‏ ‎крепости, ‎расплачиваясь‏ ‎за ‎них ‎солью, ‎и ‎при‏ ‎котором ‎Валахия‏ ‎достигла‏ ‎пика ‎богатства ‎и‏ ‎влияния. ‎Увы,‏ ‎после ‎его ‎смерти ‎все‏ ‎это‏ ‎было ‎довольно‏ ‎быстро ‎потеряно.‏ ‎Отцом ‎же ‎был ‎воевода ‎Влад‏ ‎II‏ ‎Дракул ‎(без‏ ‎«а» ‎на‏ ‎конце). ‎Вообще, ‎на ‎прозвище ‎надо‏ ‎остановиться‏ ‎чуть‏ ‎подробнее. ‎На‏ ‎русский ‎слово‏ ‎«дракул» ‎можно‏ ‎перевести‏ ‎как ‎«дракон»‏ ‎и ‎даже ‎«черт», ‎«дьявол». ‎Есть‏ ‎версия, ‎что‏ ‎Влад‏ ‎II ‎удостоился ‎такого‏ ‎прозвища ‎за‏ ‎то, ‎что ‎был ‎членом‏ ‎рыцарского‏ ‎ордена ‎Дракона,‏ ‎основанного ‎в‏ ‎1408 ‎году ‎венгерским ‎королем ‎для‏ ‎борьбы‏ ‎с ‎турками.‏ ‎Впрочем, ‎есть‏ ‎вероятность, ‎что ‎прозвище ‎Дракул ‎ему‏ ‎могли‏ ‎дать‏ ‎враги, ‎якобы‏ ‎подчеркивая ‎так‏ ‎его ‎жестокость.‏ ‎Что‏ ‎касается ‎прозвища‏ ‎Дракула, ‎с ‎«а» ‎на ‎конце,‏ ‎то ‎оно‏ ‎означает‏ ‎«сын ‎дракона», ‎«драконович»,‏ ‎что ‎было‏ ‎логично ‎в ‎случае ‎Влада‏ ‎III.

Из‏ ‎первых ‎двадцати‏ ‎пяти ‎лет‏ ‎жизни ‎Влад ‎порядка ‎семнадцати ‎лет‏ ‎провел‏ ‎в ‎изгнании,‏ ‎и, ‎само‏ ‎собой, ‎за ‎эти ‎годы ‎неоднократно‏ ‎размышлял‏ ‎о‏ ‎природе ‎власти.‏ ‎Он ‎пришел‏ ‎к ‎выводу,‏ ‎что‏ ‎лучший ‎способ‏ ‎правления ‎— ‎это ‎способ ‎турецкого‏ ‎султана. ‎В‏ ‎данном‏ ‎случае ‎речь ‎шла‏ ‎о ‎Мехмеде‏ ‎II, ‎завоевателе ‎Константинополя, ‎абсолютном‏ ‎владыке‏ ‎своих ‎подданных.‏ ‎Подданные ‎были‏ ‎его ‎рабами, ‎и ‎над ‎ними‏ ‎он‏ ‎имел ‎право‏ ‎жизни ‎и‏ ‎смерти. ‎Никакой ‎тебе ‎мятежной ‎аристократии,‏ ‎как‏ ‎в‏ ‎Валахии ‎и‏ ‎Венгрии ‎того‏ ‎времени! ‎Понравилась‏ ‎молодому‏ ‎князю ‎и‏ ‎меритократия ‎османских ‎институтов, ‎которые ‎принимали‏ ‎людей ‎разного‏ ‎происхождения‏ ‎и ‎позволяли, ‎например,‏ ‎сыну ‎простого‏ ‎муэдзина ‎или ‎горшечника ‎стать‏ ‎пашой.‏ ‎Он ‎попытался‏ ‎применить ‎этот‏ ‎стиль ‎правления ‎в ‎своей ‎маленькой‏ ‎стране.‏ ‎Чтобы ‎произвести‏ ‎лучшее ‎впечатление,‏ ‎он ‎выбрал ‎турецкую ‎одежду ‎—‏ ‎кафтан,‏ ‎расшитый‏ ‎золотыми ‎нитями‏ ‎с ‎цветочными‏ ‎мотивами, ‎и‏ ‎шапку,‏ ‎отороченную ‎мехом,‏ ‎— ‎вместо ‎традиционного ‎костюма ‎западного‏ ‎образца, ‎который‏ ‎носили‏ ‎его ‎отец ‎и‏ ‎дед.

Но ‎на‏ ‎практике ‎это ‎обернулось ‎катастрофой‏ ‎и‏ ‎привело ‎к‏ ‎массовым ‎казням‏ ‎бояр, ‎в ‎том ‎числе ‎самых‏ ‎влиятельных.‏ ‎Подражая ‎османской‏ ‎модели ‎и‏ ‎в ‎экономической ‎сфере, ‎Влад ‎принял‏ ‎протекционистские‏ ‎меры‏ ‎в ‎пользу‏ ‎своих ‎подданных,‏ ‎торговцев ‎и‏ ‎ремесленников.‏ ‎Но ‎это‏ ‎привело ‎его ‎к ‎конфликту ‎с‏ ‎«саксонскими ‎патрициями»‏ ‎трансильванских‏ ‎городов ‎Брашов ‎(по-немецки‏ ‎Кронштадт) ‎и‏ ‎Сибиу ‎(Германштадт). ‎У ‎этих‏ ‎городов‏ ‎было ‎двойственное‏ ‎положение ‎—‏ ‎фактически ‎ими ‎владел ‎валашский ‎воевода,‏ ‎хотя‏ ‎принадлежали ‎они‏ ‎Венгерскому ‎королевству.‏ ‎Местная ‎немецкая ‎община ‎— ‎те‏ ‎самые‏ ‎«саксы»‏ ‎— ‎держала‏ ‎всю ‎тамошнюю‏ ‎торговлю ‎и‏ ‎совсем‏ ‎не ‎горела‏ ‎желанием ‎терять ‎прибыль ‎из-за ‎политических‏ ‎решений ‎Влада.‏ ‎Саксы‏ ‎были ‎очень ‎активны‏ ‎в ‎международной‏ ‎торговле ‎между ‎Востоком ‎и‏ ‎Центральной‏ ‎Европой ‎и‏ ‎до ‎сих‏ ‎пор ‎пользовались ‎огромными ‎привилегиями, ‎которые‏ ‎им‏ ‎еще ‎в‏ ‎1368 ‎году‏ ‎предоставил ‎валашский ‎воевода, ‎а ‎все‏ ‎последующие‏ ‎правители‏ ‎лишь ‎подтверждали‏ ‎их. ‎В‏ ‎число ‎«плюшек»‏ ‎входили:‏ ‎свободное ‎передвижение‏ ‎товаров ‎по ‎валашской ‎территории, ‎возможность‏ ‎покупать ‎и‏ ‎продавать‏ ‎с ‎освобождением ‎от‏ ‎налогов, ‎использование‏ ‎венгерской ‎валюты ‎(которая ‎часто‏ ‎девальвировалась‏ ‎для ‎оплаты‏ ‎этих ‎покупок)…‏ ‎словом, ‎исключительно ‎благоприятный ‎для ‎их‏ ‎интересов,‏ ‎но ‎пагубный‏ ‎для ‎Валахии‏ ‎режим. ‎Такова ‎была ‎цена, ‎которую‏ ‎вассальное‏ ‎государство‏ ‎должно ‎было‏ ‎платить ‎своему‏ ‎венгерскому ‎сюзерену.

Из‏ ‎страха‏ ‎перед ‎турками

Хотя‏ ‎Влад ‎был ‎вассалом ‎венгерского ‎короля,‏ ‎он ‎был‏ ‎вынужден‏ ‎платить ‎дань ‎туркам‏ ‎как ‎«залог‏ ‎мира», ‎проще ‎говоря, ‎подвергался‏ ‎вымогательству.‏ ‎Случай ‎Дракулы‏ ‎показателен ‎для‏ ‎геополитической ‎ситуации ‎его ‎страны: ‎6‏ ‎сентября‏ ‎1456 ‎года,‏ ‎через ‎несколько‏ ‎часов ‎после ‎своего ‎восшествия ‎на‏ ‎престол,‏ ‎Влад‏ ‎подписал ‎договор‏ ‎о ‎союзе‏ ‎с ‎венгерским‏ ‎королем‏ ‎и ‎саксами‏ ‎Брашова. ‎В ‎тексте ‎договора, ‎предварительно‏ ‎напомнив ‎о‏ ‎заслугах‏ ‎своего ‎деда ‎Мирчи‏ ‎и ‎его‏ ‎потомков ‎перед ‎венгерскими ‎королями‏ ‎и‏ ‎«священной ‎короной»‏ ‎в ‎защите‏ ‎веры, ‎Влад ‎заявляет ‎о ‎своем‏ ‎намерении‏ ‎следовать ‎их‏ ‎примеру. ‎Поэтому‏ ‎он ‎ставит ‎себя ‎под ‎защиту‏ ‎короля,‏ ‎«нашего‏ ‎милостивейшего ‎господина»,‏ ‎из ‎страха‏ ‎перед ‎турками‏ ‎(pro‏ ‎timore ‎turcorum)‏ ‎и ‎клянется ‎в ‎верности ‎посланникам‏ ‎трансильванских ‎торгашей.‏ ‎Текст‏ ‎клятвы ‎гласил, ‎что‏ ‎в ‎случае‏ ‎турецкой ‎угрозы ‎или ‎изгнания,‏ ‎навязанного‏ ‎внутренними ‎врагами,‏ ‎воевода ‎может‏ ‎пользоваться ‎правом ‎убежища ‎в ‎Венгрии‏ ‎и‏ ‎Трансильвании. ‎Со‏ ‎своей ‎стороны,‏ ‎Влад ‎обязался ‎защищать ‎саксов ‎от‏ ‎их‏ ‎врагов‏ ‎и ‎разрешил‏ ‎им ‎свободно‏ ‎передвигаться ‎со‏ ‎своими‏ ‎товарами ‎по‏ ‎Валахии ‎без ‎уплаты ‎каких-либо ‎налогов.

Но‏ ‎соглашение ‎было‏ ‎нарушено‏ ‎всего ‎через ‎четыре‏ ‎дня ‎после‏ ‎его ‎подписания. ‎10 ‎сентября‏ ‎в‏ ‎Тырговиште ‎прибыло‏ ‎посольство, ‎отправленное‏ ‎Мехмедом ‎II ‎Завоевателем, ‎с ‎требованием‏ ‎выплаты‏ ‎ежегодной ‎дани‏ ‎(десять ‎тысяч‏ ‎золотых ‎дукатов), ‎отправки ‎в ‎Константинополь‏ ‎сына‏ ‎воеводы‏ ‎в ‎качестве‏ ‎заложника, ‎и‏ ‎свободного ‎прохода‏ ‎через‏ ‎Карпатские ‎горы‏ ‎для ‎грабежа ‎Трансильвании ‎и ‎ее‏ ‎богатых ‎городов‏ ‎—‏ ‎тех ‎самых, ‎где‏ ‎заправляли ‎немецкие‏ ‎торгаши. ‎В ‎письме, ‎которое‏ ‎Влад‏ ‎отправил ‎в‏ ‎тот ‎же‏ ‎день ‎бюргерам ‎Брашова, ‎он ‎мрачно‏ ‎объявил,‏ ‎что ‎«настал‏ ‎час ‎и‏ ‎время, ‎которые ‎мы ‎предсказывали». ‎Он‏ ‎заявил,‏ ‎что,‏ ‎со ‎своей‏ ‎стороны, ‎ему‏ ‎было ‎легко‏ ‎заключить‏ ‎мир ‎и‏ ‎добиться ‎спокойствия ‎для ‎своей ‎страны,‏ ‎но ‎он‏ ‎не‏ ‎может ‎согласиться ‎служить‏ ‎сообщником ‎у‏ ‎османских ‎армий, ‎которые ‎направляются‏ ‎в‏ ‎Южную ‎и‏ ‎Центральную ‎Трансильванию.‏ ‎Чтобы ‎укрепить ‎свою ‎позицию, ‎он‏ ‎просил‏ ‎их ‎срочно‏ ‎прислать ‎«двести,‏ ‎сто ‎или ‎пятьдесят ‎отборных ‎воинов»,‏ ‎чтобы‏ ‎произвести‏ ‎впечатление ‎на‏ ‎турок. ‎Он‏ ‎пригрозит ‎им,‏ ‎сказав,‏ ‎что ‎на‏ ‎подходе ‎еще ‎больше ‎солдат. ‎Таким‏ ‎образом, ‎думал‏ ‎он,‏ ‎турки ‎«смягчатся» ‎и‏ ‎откажутся ‎от‏ ‎своих ‎претензий. ‎Князь ‎преподал‏ ‎им‏ ‎урок ‎политической‏ ‎стратегии:

«Вы ‎должны‏ ‎подумать ‎вот ‎о ‎чем: ‎когда‏ ‎человек‏ ‎или ‎князь‏ ‎силен ‎и‏ ‎могущественен, ‎он ‎может ‎делать ‎все,‏ ‎что‏ ‎ему‏ ‎заблагорассудится. ‎Но‏ ‎когда ‎он‏ ‎слаб, ‎придет‏ ‎кто-то‏ ‎сильнее ‎его‏ ‎и ‎сделает ‎с ‎ним ‎все,‏ ‎что ‎ему‏ ‎заблагорассудится».

Но‏ ‎ни ‎венгры, ‎ни‏ ‎саксы ‎не‏ ‎прислали ‎воинов ‎ему ‎в‏ ‎помощь,‏ ‎фактически ‎«кинув»‏ ‎Дракулу, ‎и‏ ‎Влад ‎был ‎вынужден ‎уплатить ‎дань,‏ ‎которую‏ ‎он ‎должен‏ ‎был ‎лично‏ ‎доставить ‎«Повелителю ‎мира». ‎Также ‎он‏ ‎должен‏ ‎был‏ ‎отправить ‎своего‏ ‎сына ‎в‏ ‎качестве ‎заложника‏ ‎ко‏ ‎двору ‎султана.‏ ‎Современный ‎турецкий ‎летописец ‎отметил, ‎что‏ ‎Дракула ‎«был‏ ‎обязан‏ ‎выполнять ‎тяжкие ‎повинности:‏ ‎каждый ‎год‏ ‎он ‎лично ‎являлся ‎с‏ ‎данью‏ ‎и ‎множеством‏ ‎подарков ‎и,‏ ‎поцеловав ‎„порог ‎счастья“ ‎(так ‎в‏ ‎Стамбуле‏ ‎называли ‎султанский‏ ‎двор), ‎возобновлял‏ ‎свои ‎полномочия». ‎Падишах ‎отправлял ‎его‏ ‎обратно‏ ‎в‏ ‎свою ‎страну‏ ‎«нагруженным ‎богатыми‏ ‎одеждами, ‎красным‏ ‎кафтаном,‏ ‎позолоченной ‎меховой‏ ‎шапкой ‎и ‎другими ‎императорскими ‎подарками»,‏ ‎— ‎свидетельствует‏ ‎османский‏ ‎автор ‎Турсун-бей. ‎По‏ ‎иронии ‎судьбы,‏ ‎история ‎повторялась, ‎напоминая ‎о‏ ‎тяготах,‏ ‎которые ‎перенес‏ ‎его ‎отец‏ ‎во ‎время ‎своего ‎двухлетнего ‎плена‏ ‎в‏ ‎Адрианополе ‎во‏ ‎времена ‎султана‏ ‎Мурада ‎II.

Такое ‎положение ‎дел ‎продолжалось‏ ‎два‏ ‎года.‏ ‎В ‎течение‏ ‎этого ‎времени‏ ‎Венгрия ‎и‏ ‎Трансильвания‏ ‎были ‎охвачены‏ ‎гражданской ‎войной ‎между ‎сторонниками ‎императора‏ ‎Фридриха ‎III‏ ‎Габсбурга‏ ‎и ‎Матьяша ‎Корвина‏ ‎— ‎сына‏ ‎знаменитого ‎Яноша ‎Хуньяди, ‎венгерского‏ ‎дворянина‏ ‎румынского ‎происхождения.‏ ‎В ‎итоге‏ ‎последний ‎взял ‎бразды ‎правления ‎в‏ ‎свои‏ ‎руки. ‎Тотчас‏ ‎же, ‎в‏ ‎1458 ‎году, ‎османская ‎армия ‎без‏ ‎предупреждения‏ ‎пересекла‏ ‎границу, ‎но‏ ‎Влад ‎атаковал‏ ‎ее, ‎разбил‏ ‎и‏ ‎обратил ‎в‏ ‎бегство. ‎С ‎этого ‎момента ‎он‏ ‎отказался ‎платить‏ ‎какую-либо‏ ‎дань ‎и ‎разорвал‏ ‎отношения ‎с‏ ‎османами. ‎Наконец, ‎он ‎навлек‏ ‎на‏ ‎себя ‎неприязнь‏ ‎молдавского ‎князя,‏ ‎своего ‎бывшего ‎протеже, ‎из-за ‎города‏ ‎Килия,‏ ‎дунайского ‎порта,‏ ‎которым ‎владели‏ ‎обе ‎стороны.

Против ‎воров, ‎монахов ‎и‏ ‎нищих

В‏ ‎вопросах‏ ‎внутренней ‎политики‏ ‎Влад ‎стремился‏ ‎нравственно ‎оздоровить‏ ‎общество‏ ‎и ‎безжалостно‏ ‎карать ‎воров, ‎нищих, ‎католических ‎монахов,‏ ‎цыган ‎—‏ ‎и‏ ‎всех, ‎кто ‎нарушал‏ ‎законы. ‎Он‏ ‎использовал ‎метод ‎публичной ‎казни,‏ ‎сажание‏ ‎на ‎кол,‏ ‎который ‎сделал‏ ‎его ‎знаменитым ‎среди ‎современников. ‎Влад‏ ‎стремился‏ ‎искоренить ‎воровство‏ ‎и ‎насилие.‏ ‎Об ‎этом ‎рассказывает ‎русский ‎автор‏ ‎XV‏ ‎века‏ ‎Федор ‎Васильевич‏ ‎Курицын ‎(в‏ ‎своем ‎произведении‏ ‎«Сказание‏ ‎о ‎Дракуле‏ ‎воеводе»), ‎чьи ‎показания ‎подтверждаются ‎несколькими‏ ‎немецкими ‎и‏ ‎латинскими‏ ‎источниками:

«И ‎так ‎ненавидел‏ ‎Дракула ‎зло‏ ‎в ‎своей ‎земле, ‎что,‏ ‎если‏ ‎кто ‎совершит‏ ‎какое-либо ‎преступление,‏ ‎украдет, ‎или ‎ограбит, ‎или ‎обманет,‏ ‎или‏ ‎обидит, ‎не‏ ‎избегнуть ‎тому‏ ‎смерти. ‎Будь ‎он ‎знатным ‎вельможей,‏ ‎или‏ ‎священником,‏ ‎или ‎монахом,‏ ‎или ‎простым‏ ‎человеком, ‎пусть‏ ‎бы‏ ‎он ‎владел‏ ‎несметными ‎богатствами, ‎все ‎равно ‎не‏ ‎мог ‎откупиться‏ ‎он‏ ‎от ‎смерти, ‎так‏ ‎грозен ‎был‏ ‎Дракула.

Был ‎в ‎земле ‎его‏ ‎источник‏ ‎и ‎колодец,‏ ‎и ‎сходились‏ ‎к ‎тому ‎колодцу ‎и ‎источнику‏ ‎со‏ ‎всех ‎сторон‏ ‎дороги, ‎и‏ ‎множество ‎людей ‎приходило ‎пить ‎воду‏ ‎из‏ ‎того‏ ‎колодца ‎и‏ ‎родника, ‎ибо‏ ‎была ‎она‏ ‎холодна‏ ‎и ‎приятна‏ ‎на ‎вкус. ‎Дракула ‎же ‎возле‏ ‎того ‎колодца,‏ ‎хотя‏ ‎был ‎он ‎в‏ ‎безлюдном ‎месте,‏ ‎поставил ‎большую ‎золотую ‎чару‏ ‎дивной‏ ‎красоты, ‎чтобы‏ ‎всякий, ‎кто‏ ‎захочет ‎пить, ‎пил ‎из ‎той‏ ‎чары‏ ‎и ‎ставил‏ ‎ее ‎на‏ ‎место, ‎и ‎сколько ‎времени ‎прошло‏ ‎—‏ ‎никто‏ ‎не ‎посмел‏ ‎украсть ‎ту‏ ‎чару».

Посмотрим ‎теперь,‏ ‎как‏ ‎он ‎обращался‏ ‎с ‎бедными ‎и ‎нищими. ‎Об‏ ‎этом ‎рассказывают‏ ‎многочисленные‏ ‎источники, ‎например, ‎все‏ ‎то ‎же‏ ‎«Сказание»:

«Однажды ‎объявил ‎Дракула ‎по‏ ‎всей‏ ‎земле ‎своей:‏ ‎пусть ‎придут‏ ‎к ‎нему ‎все, ‎кто ‎стар,‏ ‎или‏ ‎немощен, ‎или‏ ‎болен ‎чем,‏ ‎или ‎беден. ‎И ‎собралось ‎к‏ ‎нему‏ ‎бесчисленное‏ ‎множество ‎нищих‏ ‎и ‎бродяг,‏ ‎ожидая ‎от‏ ‎него‏ ‎щедрой ‎милостыни.‏ ‎Он ‎же ‎велел ‎собрать ‎их‏ ‎всех ‎в‏ ‎построенном‏ ‎для ‎того ‎хороме‏ ‎и ‎велел‏ ‎принести ‎им ‎вдоволь ‎еды‏ ‎и‏ ‎вина; ‎они‏ ‎же ‎пировали‏ ‎и ‎веселились. ‎Дракула ‎же ‎сам‏ ‎к‏ ‎ним ‎пришел‏ ‎и ‎спросил:‏ ‎„Чего ‎еще ‎хотите?“ ‎Они ‎же‏ ‎все‏ ‎отвечали:‏ ‎„Это ‎ведомо‏ ‎Богу, ‎государь,‏ ‎и ‎тебе:‏ ‎на‏ ‎что ‎тебя‏ ‎Бог ‎наставит“. ‎Он ‎же ‎спросил‏ ‎их: ‎„Хотите‏ ‎ли,‏ ‎чтобы ‎сделал ‎я‏ ‎вас ‎счастливыми‏ ‎на ‎этом ‎свете, ‎и‏ ‎ни‏ ‎в ‎чем‏ ‎не ‎будете‏ ‎нуждаться?“ ‎Они ‎же, ‎ожидая ‎от‏ ‎него‏ ‎великих ‎благодеяний,‏ ‎закричали ‎разом:‏ ‎„Хотим, ‎государь!“ ‎А ‎Дракула ‎приказал‏ ‎запереть‏ ‎хором‏ ‎и ‎зажечь‏ ‎его, ‎и‏ ‎сгорели ‎все‏ ‎те‏ ‎люди. ‎И‏ ‎сказал ‎Дракула ‎боярам ‎своим: ‎„Знайте,‏ ‎почему ‎я‏ ‎сделал‏ ‎так: ‎во-первых, ‎пусть‏ ‎не ‎докучают‏ ‎людям, ‎и ‎не ‎будет‏ ‎нищих‏ ‎в ‎моей‏ ‎земле, ‎а‏ ‎будут ‎все ‎богаты; ‎во-вторых, ‎я‏ ‎и‏ ‎их ‎самих‏ ‎освободил: ‎пусть‏ ‎не ‎страдает ‎никто ‎из ‎них‏ ‎на‏ ‎этом‏ ‎свете ‎от‏ ‎нищеты ‎или‏ ‎болезней“.

Мораль ‎этой‏ ‎истории‏ ‎заключается ‎в‏ ‎том, ‎что ‎Дракула ‎намеренно ‎исказил‏ ‎смысл ‎Священного‏ ‎Писания,‏ ‎которое ‎проповедует ‎милосердие‏ ‎к ‎бедным‏ ‎и ‎больным. ‎Вместо ‎того,‏ ‎чтобы‏ ‎подавать ‎милостыню,‏ ‎он ‎принес‏ ‎всех ‎нищих ‎в ‎жертву, ‎чтобы‏ ‎они‏ ‎скорее ‎попали‏ ‎в ‎рай‏ ‎и ‎избавились ‎от ‎своих ‎страданий.‏ ‎Очень‏ ‎мрачный‏ ‎троллинг ‎от‏ ‎Влада ‎III.

История‏ ‎с ‎нищими‏ ‎имела‏ ‎неожиданное ‎продолжение.‏ ‎Однажды ‎у ‎Дракулы ‎случился ‎религиозный‏ ‎диспут ‎с‏ ‎двумя‏ ‎заезжими ‎монахами-францисканцами ‎(католиками),‏ ‎в ‎ходе‏ ‎которой ‎речь ‎зашла ‎и‏ ‎о‏ ‎спорных ‎методах‏ ‎Влада ‎по‏ ‎облегчению ‎мирской ‎участи ‎собственных ‎подданных.‏ ‎Один-то‏ ‎монах ‎сразу‏ ‎понял, ‎с‏ ‎кем ‎имеет ‎дело, ‎и ‎похвалил‏ ‎Дракулу‏ ‎за‏ ‎мудрость ‎и‏ ‎милосердие. ‎А‏ ‎вот ‎второй‏ ‎обрушился‏ ‎на ‎воеводу‏ ‎с ‎критикой ‎— ‎дескать, ‎нельзя‏ ‎так, ‎грех‏ ‎великий‏ ‎и ‎тому ‎подобное.‏ ‎Дракула ‎внимательно‏ ‎выслушал ‎обоих, ‎после ‎чего‏ ‎первого‏ ‎наградил, ‎а‏ ‎второго ‎—‏ ‎который ‎его ‎критиковал ‎— ‎пересадил‏ ‎с‏ ‎мягкого ‎кресла‏ ‎на ‎кол.‏ ‎Вниз ‎головой. ‎И ‎это ‎тоже‏ ‎был‏ ‎своеобразный‏ ‎мрачный ‎троллинг‏ ‎от ‎Влада,‏ ‎потому ‎что‏ ‎Святой‏ ‎Андрей ‎некогда‏ ‎был ‎казнен ‎так ‎же ‎—‏ ‎дескать, ‎если‏ ‎ты‏ ‎такой ‎святоша, ‎то‏ ‎вот ‎тебе‏ ‎и ‎достойная ‎святого ‎казнь.‏ ‎Автор‏ ‎«Сказания» ‎предлагает‏ ‎другую ‎мотивацию‏ ‎поступку ‎Дракулы: ‎«Дракула ‎же, ‎призвав‏ ‎первого‏ ‎монаха, ‎сказал‏ ‎ему: ‎„Зачем‏ ‎же ‎ты ‎вышел ‎из ‎монастыря‏ ‎и‏ ‎из‏ ‎кельи ‎своей‏ ‎и ‎ходишь‏ ‎по ‎великим‏ ‎государям,‏ ‎раз ‎ничего‏ ‎не ‎смыслишь? ‎Сам ‎же ‎сказал,‏ ‎что ‎люди‏ ‎эти‏ ‎— ‎мученики, ‎вот‏ ‎я ‎и‏ ‎хочу ‎тебя ‎тоже ‎мучеником‏ ‎сделать,‏ ‎будешь ‎и‏ ‎ты ‎с‏ ‎ними ‎в ‎мучениках“.

Надо ‎сказать, ‎что‏ ‎Дракула‏ ‎вообще ‎был‏ ‎тот ‎еще‏ ‎тролль. ‎Вот, ‎например, ‎была ‎у‏ ‎него‏ ‎такая‏ ‎привычка: ‎если‏ ‎посол, ‎посланный‏ ‎султаном ‎или‏ ‎королем‏ ‎Венгрии, ‎приходил‏ ‎во ‎дворец ‎и ‎не ‎был‏ ‎одет ‎с‏ ‎достоинством‏ ‎и ‎стилем ‎или‏ ‎не ‎умел‏ ‎отвечать ‎на ‎его ‎коварные‏ ‎вопросы,‏ ‎он ‎сажал‏ ‎его ‎на‏ ‎кол ‎и ‎говорил: ‎«Я ‎не‏ ‎виноват‏ ‎в ‎твоей‏ ‎смерти, ‎а‏ ‎виноват ‎твой ‎государь ‎или ‎ты‏ ‎сам.‏ ‎Не‏ ‎говори ‎обо‏ ‎мне ‎плохо.‏ ‎Если ‎твой‏ ‎государь,‏ ‎зная, ‎что‏ ‎ты ‎малоумен, ‎послал ‎тебя ‎ко‏ ‎мне, ‎государю‏ ‎весьма‏ ‎мудрому, ‎то ‎значит,‏ ‎твой ‎господин‏ ‎тебя ‎убил. ‎А ‎если‏ ‎ты‏ ‎осмелился ‎прийти‏ ‎по ‎своей‏ ‎воле, ‎не ‎получив ‎наставлений, ‎то‏ ‎ты‏ ‎сам ‎себя‏ ‎убил». ‎И‏ ‎не ‎поспоришь. ‎Для ‎одного ‎из‏ ‎таких‏ ‎послов‏ ‎он ‎велел‏ ‎поставить ‎очень‏ ‎высокий, ‎весь‏ ‎позолоченный‏ ‎кол, ‎на‏ ‎который ‎и ‎посадил ‎его. ‎А‏ ‎государю ‎этого‏ ‎посла‏ ‎он ‎написал: ‎«Не‏ ‎посылай ‎больше‏ ‎в ‎качестве ‎посла ‎к‏ ‎мудрому‏ ‎государю ‎человека‏ ‎слабого ‎духом‏ ‎и ‎невежественного».

А ‎вот ‎преследование ‎Дракулой‏ ‎цыган‏ ‎выявило ‎конфликт‏ ‎юрисдикций. ‎Влад‏ ‎хотел ‎посадить ‎на ‎кол ‎цыгана,‏ ‎совершившего‏ ‎кражу.‏ ‎Его ‎община‏ ‎начала ‎протестовать,‏ ‎сославшись ‎на‏ ‎то,‏ ‎что, ‎согласно‏ ‎грамоте ‎императора ‎Сигизмунда ‎Люксембургского, ‎ее‏ ‎члены ‎могут‏ ‎быть‏ ‎судимы ‎только ‎старейшинами‏ ‎своего ‎клана.‏ ‎Лучше ‎бы ‎молчали ‎в‏ ‎тряпочку!‏ ‎В ‎итоге‏ ‎Дракула ‎приказал‏ ‎сварить ‎виновного ‎в ‎котле, ‎после‏ ‎чего‏ ‎заставил ‎цыган‏ ‎съесть ‎его‏ ‎и, ‎в ‎конце ‎концов, ‎посадил‏ ‎всех‏ ‎на‏ ‎кол ‎за‏ ‎людоедство. ‎Урок‏ ‎заключался ‎в‏ ‎том,‏ ‎что ‎великий‏ ‎государь ‎не ‎может ‎терпеть ‎в‏ ‎своей ‎стране‏ ‎чужих‏ ‎законов, ‎а ‎все‏ ‎должны ‎подчиняться‏ ‎законам ‎его ‎страны. ‎Готовый‏ ‎сюжет‏ ‎для ‎песни‏ ‎группы ‎«Король‏ ‎и ‎Шут».

Против ‎бояр

Но ‎главными ‎врагами‏ ‎Дракулы‏ ‎были ‎бояре.‏ ‎Эта ‎очень‏ ‎многочисленная ‎и ‎наследственная ‎олигархия ‎составляла‏ ‎замкнутую‏ ‎группу,‏ ‎внутри ‎которой‏ ‎постоянно ‎шла‏ ‎грызня ‎за‏ ‎богатство‏ ‎и ‎почести,‏ ‎так ‎что ‎ни ‎о ‎каком‏ ‎едином ‎дворянском‏ ‎сословии‏ ‎и ‎речи ‎не‏ ‎шло. ‎В‏ ‎глазах ‎Влада ‎они ‎были‏ ‎коварными‏ ‎интриганами, ‎смутьянами,‏ ‎жадными ‎и‏ ‎готовыми ‎предать ‎своего ‎князя ‎при‏ ‎первой‏ ‎же ‎возможности.‏ ‎В ‎общем-то,‏ ‎он ‎был ‎плюс-минус ‎прав. ‎Точно‏ ‎так‏ ‎же‏ ‎их ‎отцы‏ ‎и ‎деды‏ ‎поступали ‎с‏ ‎предками‏ ‎Влада ‎на‏ ‎престоле. ‎В ‎итоге ‎за ‎время‏ ‎своего ‎правления‏ ‎Дракула‏ ‎перебил ‎немало ‎собственных‏ ‎бояр, ‎а‏ ‎другие ‎искали ‎убежища ‎в‏ ‎Трансильвании‏ ‎или ‎Турции.‏ ‎А ‎сам‏ ‎он ‎окружил ‎себя ‎новыми ‎людьми‏ ‎из‏ ‎всех ‎слоев‏ ‎общества ‎(и‏ ‎даже ‎турками), ‎которым ‎он ‎раздал‏ ‎титулы‏ ‎и‏ ‎имущество, ‎конфискованное‏ ‎у ‎преступников.‏ ‎Бояр, ‎как‏ ‎представителей‏ ‎знати, ‎казнили‏ ‎отсечением ‎головы ‎— ‎Дракула ‎не‏ ‎стал ‎лишать‏ ‎их‏ ‎этой ‎последней ‎милости.‏ ‎Для ‎всех‏ ‎остальным ‎было ‎предусмотрено ‎посажение‏ ‎на‏ ‎кол ‎—‏ ‎любимая ‎казнь‏ ‎Влада, ‎которой ‎он ‎был ‎обязан‏ ‎своим‏ ‎вторым ‎прозвищем.‏ ‎Цепеш, ‎или‏ ‎Колосажатель.

Случай ‎избавиться ‎от ‎лидеров ‎боярской‏ ‎оппозиции‏ ‎представился‏ ‎во ‎время‏ ‎празднования ‎Пасхи‏ ‎1458 ‎года.‏ ‎Дракула‏ ‎пригласил ‎самых‏ ‎влиятельных ‎из ‎них ‎на ‎большой‏ ‎пир ‎в‏ ‎своем‏ ‎дворце ‎в ‎Тырговиште.‏ ‎Как ‎рассказывает‏ ‎Михаэль ‎Бехайм ‎(современник ‎событий,‏ ‎поэт‏ ‎и ‎трубадур),‏ ‎он ‎спросил‏ ‎их: ‎«Скольких ‎бывших ‎воевод ‎Валахии‏ ‎вы‏ ‎можете ‎вспомнить?».‏ ‎В ‎поэме‏ ‎говорится, ‎что ‎ответы ‎варьировались ‎от‏ ‎семи‏ ‎до‏ ‎тридцати, ‎что‏ ‎было ‎довольно‏ ‎расплывчато. ‎Речь‏ ‎шла‏ ‎не ‎о‏ ‎конкретных ‎людях ‎— ‎известно, ‎что‏ ‎с ‎1291‏ ‎по‏ ‎1456 ‎год ‎было‏ ‎всего ‎четырнадцать‏ ‎князей, ‎— ‎а ‎о‏ ‎количестве‏ ‎смен ‎правления,‏ ‎поскольку ‎некоторые‏ ‎из ‎них ‎правили ‎по ‎несколько‏ ‎раз‏ ‎с ‎перерывами.‏ ‎И ‎вот‏ ‎что ‎ответил ‎Дракула: ‎«Скажите ‎мне,‏ ‎почему‏ ‎в‏ ‎нашей ‎стране‏ ‎было ‎так‏ ‎много ‎воевод‏ ‎и‏ ‎государей? ‎Виноваты‏ ‎ваши ‎позорные ‎распри». ‎После ‎чего‏ ‎он ‎приказал‏ ‎посадить‏ ‎их ‎всех ‎на‏ ‎кол. ‎Это‏ ‎было ‎унизительное ‎наказание, ‎предназначенное‏ ‎для‏ ‎воров ‎и‏ ‎разбойников. ‎Тот‏ ‎же ‎источник ‎говорит ‎о ‎пятистах‏ ‎жертвах,‏ ‎что ‎невозможно,‏ ‎если ‎учесть‏ ‎размеры ‎банкетного ‎зала ‎дворца ‎—‏ ‎двенадцать‏ ‎на‏ ‎семь ‎метров.

Более‏ ‎поздний ‎румынский‏ ‎источник ‎утверждает,‏ ‎что‏ ‎Дракула ‎начал‏ ‎с ‎наказания ‎жителей ‎Тырговиште ‎после‏ ‎того, ‎как‏ ‎обнаружил,‏ ‎что ‎они ‎виновны‏ ‎в ‎убийстве‏ ‎его ‎старшего ‎брата, ‎которого‏ ‎похоронили‏ ‎заживо ‎в‏ ‎1447 ‎году.‏ ‎Когда ‎могилу ‎вскрыли, ‎то ‎обнаружили,‏ ‎что‏ ‎он ‎лежит‏ ‎лицом ‎вниз.‏ ‎Это ‎была ‎ужасная ‎смерть, ‎и,‏ ‎согласно‏ ‎поверьям‏ ‎местных ‎жителей,‏ ‎человек, ‎погребенный‏ ‎так, ‎после‏ ‎смерти‏ ‎обращался ‎в‏ ‎вампира. ‎Само ‎собой, ‎Дракула ‎тотчас‏ ‎же ‎распорядился‏ ‎перезахоронить‏ ‎брата ‎нормально ‎—‏ ‎как ‎того‏ ‎требовал ‎православный ‎обряд. ‎А‏ ‎уже‏ ‎после ‎этого‏ ‎принялся ‎вершить‏ ‎месть. ‎В ‎отместку ‎Влад ‎посадил‏ ‎на‏ ‎кол ‎городских‏ ‎старейшин, ‎допустивших‏ ‎такое, ‎а ‎их ‎молодых ‎сыновей‏ ‎отправил‏ ‎отбывать‏ ‎тяжелейшее ‎заключение‏ ‎в ‎крепости‏ ‎Поенари. ‎И‏ ‎«тяжелейшее»‏ ‎здесь ‎—‏ ‎не ‎фигура ‎речи. ‎Заключенным ‎было‏ ‎запрещено ‎менять‏ ‎одежду,‏ ‎которая ‎превратилась ‎в‏ ‎лохмотья, ‎пока‏ ‎они ‎не ‎остались ‎голыми.

Леоник‏ ‎Халкокондил,‏ ‎греческий ‎историк‏ ‎и ‎современник‏ ‎событий, ‎объяснил ‎политику ‎Дракулы ‎в‏ ‎отношении‏ ‎бояр ‎тонким‏ ‎политическим ‎замыслом.‏ ‎Он ‎сравнивал ‎события ‎в ‎Валахии‏ ‎с‏ ‎политикой‏ ‎султанов, ‎которые‏ ‎окружали ‎себя‏ ‎гвардией ‎янычар:

«Когда‏ ‎он‏ ‎пришел ‎к‏ ‎власти, ‎первым ‎делом ‎он ‎создал‏ ‎личную ‎гвардию,‏ ‎которая‏ ‎сопровождала ‎его ‎днем‏ ‎и ‎ночью.‏ ‎Затем ‎он ‎вызвал ‎к‏ ‎себе‏ ‎по ‎одному‏ ‎знатных ‎людей‏ ‎страны, ‎подозреваемых ‎в ‎причастности ‎к‏ ‎свержению‏ ‎предыдущих ‎князей.‏ ‎Он ‎посадил‏ ‎их ‎на ‎кол ‎вместе ‎с‏ ‎их‏ ‎детьми,‏ ‎женами ‎и‏ ‎слугами. ‎Эти‏ ‎события ‎приобрели‏ ‎такую‏ ‎известность, ‎что‏ ‎дошли ‎до ‎наших ‎ушей ‎[в‏ ‎Османской ‎империи].‏ ‎Мы‏ ‎узнали, ‎что ‎пришел‏ ‎человек, ‎который‏ ‎совершает ‎великую ‎резню ‎людей.‏ ‎Действительно,‏ ‎чтобы ‎утвердить‏ ‎свою ‎власть,‏ ‎он ‎за ‎короткое ‎время ‎убил,‏ ‎как‏ ‎говорят, ‎двадцать‏ ‎тысяч ‎мужчин,‏ ‎женщин ‎и ‎детей. ‎Окружив ‎себя‏ ‎доблестными‏ ‎воинами‏ ‎и ‎стражниками,‏ ‎он ‎осыпал‏ ‎их ‎богатством,‏ ‎отдав‏ ‎им ‎имущество‏ ‎и ‎владения ‎тех, ‎кого ‎он‏ ‎убил. ‎В‏ ‎результате‏ ‎за ‎очень ‎короткое‏ ‎время ‎Дада‏ ‎(то ‎есть ‎Валахия) ‎изменилась‏ ‎сверху‏ ‎донизу. ‎Общественные‏ ‎дела ‎претерпели‏ ‎настоящую ‎революцию ‎благодаря ‎этому ‎человеку».

Эти‏ ‎кровавые‏ ‎расправы ‎не‏ ‎искоренили ‎всю‏ ‎оппозицию ‎Дракуле, ‎поскольку ‎многие ‎бояре‏ ‎и‏ ‎так‏ ‎уже ‎находились‏ ‎в ‎изгнании‏ ‎в ‎Трансильвании.‏ ‎Саксонские‏ ‎города ‎отказывались‏ ‎выдавать ‎их. ‎В ‎1460 ‎году‏ ‎претендент ‎на‏ ‎престол‏ ‎по ‎имени ‎Дан,‏ ‎также ‎член‏ ‎династии ‎Басарабов, ‎попытал ‎счастья.‏ ‎Он‏ ‎вошел ‎в‏ ‎Валахию ‎во‏ ‎время ‎Пасхи. ‎Влад, ‎предупрежденный ‎своими‏ ‎шпионами,‏ ‎застал ‎врасплох‏ ‎небольшую ‎армию‏ ‎претендента ‎и ‎разбил ‎ее ‎наголову.‏ ‎Только‏ ‎семи‏ ‎людям ‎удалось‏ ‎спастись, ‎остальные‏ ‎пали ‎на‏ ‎поле‏ ‎боя ‎или‏ ‎были ‎взяты ‎в ‎плен ‎и‏ ‎посажены ‎на‏ ‎кол.‏ ‎Несчастный ‎Дан ‎был‏ ‎взят ‎живым.‏ ‎Влад ‎устроил ‎ему ‎торжественные‏ ‎и‏ ‎необычные ‎похороны.‏ ‎Рядом ‎с‏ ‎уже ‎вырытой ‎для ‎Дана ‎могилой‏ ‎в‏ ‎присутствии ‎последнего,‏ ‎еще ‎живого,‏ ‎отслужили ‎заупокойную. ‎После ‎чего ‎ему‏ ‎отрубили‏ ‎голову‏ ‎и ‎похоронили.

Существование‏ ‎других ‎претендентов,‏ ‎скрывавшихся ‎на‏ ‎юге‏ ‎Трансильвании, ‎дало‏ ‎Владу ‎повод ‎для ‎карательных ‎военных‏ ‎походов ‎в‏ ‎этот‏ ‎район. ‎Он ‎хотел‏ ‎наказать ‎их‏ ‎сторонников: ‎жителей ‎районов ‎Амиаш‏ ‎и‏ ‎Фэгэраш, ‎бывших‏ ‎феодов ‎валашского‏ ‎князя. ‎Ввалахия ‎утратила ‎их ‎по‏ ‎воле‏ ‎венгерского ‎короля‏ ‎во ‎времена‏ ‎предшественника ‎Влада. ‎Территории ‎он ‎так‏ ‎и‏ ‎не‏ ‎вернул, ‎но‏ ‎изрядно ‎попортил‏ ‎крови ‎местным‏ ‎обитателям.

Против‏ ‎султана

В ‎январе‏ ‎1462 ‎года ‎султан ‎Мехмед ‎II‏ ‎решил ‎покончить‏ ‎со‏ ‎своим ‎вассалом, ‎который‏ ‎больше ‎не‏ ‎платил ‎дань ‎и ‎выходил‏ ‎из-под‏ ‎контроля. ‎Для‏ ‎этого ‎он‏ ‎сначала ‎попытался ‎захватить ‎его ‎хитростью.‏ ‎Но‏ ‎Влад ‎разгадал‏ ‎устроенную ‎ему‏ ‎ловушку, ‎и ‎сам ‎взял ‎в‏ ‎плен‏ ‎турецкого‏ ‎пашу, ‎посланного‏ ‎по ‎его‏ ‎душу, ‎и‏ ‎всю‏ ‎его ‎свиту.‏ ‎Что ‎с ‎ними ‎стало ‎потом?‏ ‎Да ‎вы‏ ‎и‏ ‎сами ‎уже ‎знаете‏ ‎ответ. ‎Дракула‏ ‎посадил ‎их ‎на ‎кол‏ ‎перед‏ ‎окнами ‎своего‏ ‎дворца ‎в‏ ‎столице. ‎В ‎том ‎самом ‎месте,‏ ‎где,‏ ‎как ‎говорят‏ ‎источники, ‎он‏ ‎обычно ‎прогуливался ‎и ‎даже ‎обедал‏ ‎в‏ ‎тени‏ ‎настоящего ‎леса‏ ‎из ‎таких‏ ‎вот ‎кольев.‏ ‎Лес‏ ‎насчитывал ‎около‏ ‎двадцати ‎тысяч ‎тел ‎и ‎простирался‏ ‎на ‎три‏ ‎километра‏ ‎в ‎длину ‎и‏ ‎один ‎в‏ ‎ширину.

Месть ‎Влада ‎на ‎этом‏ ‎не‏ ‎закончилась. ‎Посреди‏ ‎зимы ‎он‏ ‎перешел ‎по ‎замерзшему ‎Дунаю, ‎разделил‏ ‎свою‏ ‎армию ‎на‏ ‎несколько ‎отрядов‏ ‎и ‎совершил ‎опустошительный ‎набег ‎территорию‏ ‎подвластной‏ ‎османам‏ ‎Болгарии. ‎Княжеские‏ ‎отряды ‎буквально‏ ‎выжгли ‎полосу‏ ‎земли‏ ‎общей ‎протяженностью‏ ‎800 ‎км, ‎не ‎щадя ‎ни‏ ‎турок, ‎ни‏ ‎даже‏ ‎православных ‎болгар. ‎У‏ ‎последних ‎был‏ ‎выбор ‎— ‎уйти ‎жить‏ ‎к‏ ‎единоверцам ‎в‏ ‎Валахию, ‎под‏ ‎власть ‎воеводы, ‎либо ‎погибнуть ‎в‏ ‎своих‏ ‎домах. ‎В‏ ‎итоге ‎тысячи‏ ‎болгарских ‎крестьян ‎перешли ‎по ‎льду‏ ‎Дуная‏ ‎на‏ ‎север ‎и‏ ‎поселились ‎в‏ ‎землях ‎Дракулы.

В‏ ‎открытом‏ ‎письме, ‎разосланном‏ ‎по ‎всей ‎Европе, ‎Влад ‎сообщил‏ ‎венгерскому ‎королю‏ ‎о‏ ‎результатах ‎этой ‎кровавой‏ ‎кампании. ‎Он‏ ‎писал ‎о ‎23 ‎883‏ ‎убитых,‏ ‎«не ‎считая‏ ‎тех, ‎кто‏ ‎был ‎сожжен ‎заживо ‎в ‎своих‏ ‎домах‏ ‎или ‎чьи‏ ‎головы ‎не‏ ‎были ‎представлены ‎нашим ‎командирам ‎[для‏ ‎подсчета]».‏ ‎Османы‏ ‎никогда ‎не‏ ‎несли ‎таких‏ ‎потерь ‎за‏ ‎столь‏ ‎короткое ‎время.‏ ‎В ‎заключение ‎он ‎просил ‎помощи‏ ‎у ‎короля‏ ‎Матьяша‏ ‎Корвина, ‎чтобы ‎противостоять‏ ‎туркам. ‎Он‏ ‎знал, ‎что ‎вскоре ‎они‏ ‎пожалуют‏ ‎к ‎нему‏ ‎в ‎гости.

И‏ ‎они ‎пожаловали. ‎В ‎июне ‎1462‏ ‎года‏ ‎Мехмед ‎II‏ ‎лично ‎явился‏ ‎во ‎главе ‎большой ‎армии ‎с‏ ‎намерением‏ ‎спросить‏ ‎с ‎Дракулы‏ ‎за ‎все.‏ ‎Влад ‎уклонился‏ ‎от‏ ‎генерального ‎сражения‏ ‎и ‎сумел ‎измотать ‎противника ‎внезапными‏ ‎атаками. ‎Он‏ ‎даже‏ ‎совершил ‎блестящий ‎ночной‏ ‎набег ‎на‏ ‎лагерь ‎султана ‎в ‎лучших‏ ‎традициях‏ ‎партизанской ‎или‏ ‎асимметричной ‎войны.‏ ‎В ‎итоге ‎кампания ‎не ‎выявила‏ ‎явного‏ ‎победителя ‎—‏ ‎у ‎Дракулы‏ ‎было ‎слишком ‎мало ‎сил, ‎чтобы‏ ‎сразиться‏ ‎с‏ ‎турками ‎лицом‏ ‎к ‎лицу,‏ ‎а ‎султан‏ ‎не‏ ‎мог ‎бесконечно‏ ‎гоняться ‎за ‎воеводой ‎по ‎валашским‏ ‎лесам. ‎В‏ ‎конце‏ ‎концов, ‎Мехмед ‎нашел‏ ‎компромиссный ‎вариант‏ ‎— ‎он ‎оставил ‎на‏ ‎престоле‏ ‎Раду ‎Красивого,‏ ‎младшего ‎брата‏ ‎Влада, ‎чтобы ‎завоевать ‎сердца ‎валахов.

Подданных‏ ‎Влада‏ ‎такой ‎расклад‏ ‎устроил, ‎и‏ ‎они ‎отвернулись ‎от ‎воеводы. ‎А‏ ‎затем‏ ‎его‏ ‎предал ‎и‏ ‎венгерский ‎сюзерен‏ ‎Матьяш ‎Корвин.‏ ‎Король‏ ‎попросту ‎не‏ ‎захотел ‎рисковать. ‎Сражаться ‎с ‎османской‏ ‎армией ‎на‏ ‎чужой‏ ‎земле ‎и ‎за‏ ‎чужие, ‎в‏ ‎общем-то, ‎интересы ‎— ‎спасать‏ ‎шкуру‏ ‎непокорного ‎и‏ ‎непредсказуемого ‎вассала.‏ ‎Да ‎кому ‎оно ‎вообще ‎надо?

Влада‏ ‎арестовали‏ ‎и ‎заключили‏ ‎в ‎башню‏ ‎в ‎Вышеграде, ‎бывшей ‎столице ‎Венгрии.‏ ‎Там‏ ‎он‏ ‎провел ‎долгие‏ ‎годы. ‎В‏ ‎конце ‎концов,‏ ‎ему‏ ‎было ‎предоставлено,‏ ‎скажем ‎так, ‎«условно-досрочное ‎освобождение». ‎Его‏ ‎час ‎снова‏ ‎пробил‏ ‎в ‎1475 ‎году,‏ ‎когда ‎его‏ ‎позвали ‎принять ‎участие ‎в‏ ‎венгерском‏ ‎походе ‎против‏ ‎турок. ‎Во‏ ‎время ‎той ‎кампани ‎он ‎совершил‏ ‎большие‏ ‎зверства. ‎Затем,‏ ‎в ‎1476‏ ‎году, ‎он, ‎наконец, ‎вернул ‎себе‏ ‎валашский‏ ‎престол.‏ ‎Однако ‎радость‏ ‎его ‎была‏ ‎недолгой. ‎Через‏ ‎месяц‏ ‎он ‎был‏ ‎убит ‎одним ‎из ‎своих ‎слуг‏ ‎во ‎время‏ ‎битвы‏ ‎с ‎турками. ‎Его‏ ‎голову, ‎отрезанную‏ ‎и ‎набитую ‎соломой, ‎отправили‏ ‎султану.‏ ‎Тот ‎выставил‏ ‎ее ‎перед‏ ‎императорским ‎дворцом ‎в ‎Константинополе. ‎Согласно‏ ‎местному‏ ‎преданию, ‎его‏ ‎тело ‎было‏ ‎похоронено ‎в ‎церкви ‎монастыря ‎Снагова,‏ ‎на‏ ‎острове‏ ‎к ‎северу‏ ‎от ‎Бухареста.‏ ‎В ‎1935‏ ‎году‏ ‎гробницу ‎нашли‏ ‎и ‎эксгумировали ‎тело, ‎но ‎оно‏ ‎тут ‎же‏ ‎разложилось‏ ‎на ‎глазах ‎у‏ ‎археологов.

После ‎смерти

У‏ ‎Влада ‎осталось ‎трое ‎сыновей.‏ ‎Один‏ ‎из ‎них,‏ ‎Михня ‎Рэу‏ ‎(«Злой»), ‎правил ‎два ‎года, ‎с‏ ‎1508‏ ‎по ‎1510‏ ‎год. ‎В‏ ‎историю ‎он ‎вошел ‎как ‎жестокий‏ ‎и‏ ‎распутный‏ ‎человек.

Влад ‎Дракула‏ ‎стал ‎знаменитым‏ ‎после ‎публикации‏ ‎в‏ ‎1463 ‎году‏ ‎брошюры ‎на ‎немецком ‎языке. ‎В‏ ‎ней ‎был‏ ‎его‏ ‎портрет ‎и ‎рассказ‏ ‎о ‎его‏ ‎злодеяниях. ‎Это ‎сделало ‎его‏ ‎новым‏ ‎Иродом, ‎Нероном‏ ‎или ‎Диоклетианом,‏ ‎гонителем ‎детей ‎и ‎христиан. ‎Брошюра‏ ‎была‏ ‎напечатана ‎в‏ ‎четырнадцати ‎изданиях,‏ ‎выпущенных ‎в ‎крупнейших ‎городах ‎Германии‏ ‎(Нюрнберг,‏ ‎Аугсбург,‏ ‎Бамберг, ‎Любек‏ ‎и ‎Страсбург).‏ ‎Она ‎разошлась‏ ‎по‏ ‎всему ‎миру‏ ‎и ‎обеспечила ‎ему ‎печальную ‎славу.‏ ‎В ‎1486‏ ‎году‏ ‎дьяк ‎московского ‎князя‏ ‎собрал ‎различные‏ ‎версии ‎в ‎единый ‎текст,‏ ‎который‏ ‎перевел ‎на‏ ‎русский ‎язык.‏ ‎Этот ‎текст ‎способствовал ‎широкому ‎распространению‏ ‎славы‏ ‎этого ‎персонажа‏ ‎в ‎Восточной‏ ‎Европе.

Его ‎имя ‎закрепилось ‎в ‎коллективной‏ ‎памяти‏ ‎как‏ ‎символ ‎тирании‏ ‎и ‎жестокости.‏ ‎Так ‎его‏ ‎охарактеризовал‏ ‎в ‎начале‏ ‎XIX ‎века ‎английский ‎дипломат, ‎работавший‏ ‎в ‎Бухаресте,‏ ‎столице‏ ‎Валахии, ‎когда ‎писал‏ ‎книгу ‎об‏ ‎этой ‎стране. ‎В ‎1896‏ ‎году,‏ ‎во ‎время‏ ‎морского ‎путешествия,‏ ‎британский ‎писатель ‎Брэм ‎Стокер ‎наткнулся‏ ‎на‏ ‎эту ‎книгу.‏ ‎Он ‎почерпнул‏ ‎из ‎нее ‎вдохновение ‎для ‎создания‏ ‎главного‏ ‎героя‏ ‎своего ‎романа‏ ‎«Дракула» ‎—‏ ‎вампира, ‎мечтающего‏ ‎покорить‏ ‎Британскую ‎империю‏ ‎и ‎весь ‎мир. ‎Так ‎родился‏ ‎миф ‎о‏ ‎Дракуле,‏ ‎который ‎жив ‎до‏ ‎сих ‎пор.

Предыдущий

Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048