logo Историк Александр Свистунов

Военное дело Античности: Афины в классическую эпоху

Афинский ‎флот

В‏ ‎течение ‎V ‎века ‎до ‎н.э.‏ ‎сравнительно ‎крупные‏ ‎города-государства‏ ‎Афины ‎и ‎Спарта‏ ‎сложились ‎как‏ ‎две ‎особые ‎формы ‎греческой‏ ‎военной‏ ‎системы. ‎Не‏ ‎в ‎последнюю‏ ‎очередь ‎благодаря ‎этому ‎они ‎стали‏ ‎одними‏ ‎из ‎самых‏ ‎влиятельных ‎держав‏ ‎в ‎Греции. ‎На ‎этом ‎этапе‏ ‎оба‏ ‎полиса‏ ‎смогли ‎перерасти‏ ‎мелкомасштабную ‎войну,‏ ‎которая ‎была‏ ‎характерна‏ ‎для ‎прежней‏ ‎греческой ‎военной ‎истории, ‎и, ‎основываясь‏ ‎на ‎более‏ ‎прагматичных‏ ‎системах ‎союзов, ‎смогли‏ ‎установить ‎гегемонию‏ ‎над ‎Грецией.

Афины ‎были ‎самым‏ ‎густонаселенным‏ ‎полисом ‎в‏ ‎Греции, ‎но‏ ‎до ‎V ‎века ‎не ‎играли‏ ‎заметной‏ ‎политической ‎роли.‏ ‎Ситуация ‎изменилась‏ ‎с ‎победами ‎над ‎персидским ‎экспедиционным‏ ‎корпусом‏ ‎в‏ ‎сухопутном ‎сражении‏ ‎при ‎Марафоне‏ ‎(490 ‎год‏ ‎до‏ ‎н. ‎э.)‏ ‎и ‎над ‎главными ‎силами ‎персидского‏ ‎флота ‎в‏ ‎морском‏ ‎сражении ‎при ‎Саламине‏ ‎(480 ‎год‏ ‎до ‎н. ‎э.). ‎Успех‏ ‎во‏ ‎втором ‎сражении‏ ‎был ‎достигнут‏ ‎благодаря ‎усилиям ‎греческого ‎флота, ‎и‏ ‎именно‏ ‎афиняне ‎предоставили‏ ‎самый ‎большой‏ ‎контингент ‎кораблей. ‎После ‎490 ‎года‏ ‎Афины‏ ‎последовательно‏ ‎создавали ‎новый‏ ‎флот ‎за‏ ‎счет ‎доходов‏ ‎от‏ ‎серебряных ‎рудников‏ ‎Лавреона ‎в ‎южной ‎Аттике, ‎и‏ ‎впоследствии ‎стали‏ ‎ведущей‏ ‎морской ‎державой ‎Греции.

В‏ ‎гомеровские ‎времена‏ ‎– ‎примерно ‎между ‎800‏ ‎и‏ ‎700 ‎годами‏ ‎до ‎н.э.‏ ‎– ‎пиратство ‎было ‎общепринятым ‎ремеслом,‏ ‎а‏ ‎в ‎VI‏ ‎веке, ‎помимо‏ ‎мореплавателей ‎Ближнего ‎Востока, ‎в ‎Эгейском‏ ‎регионе‏ ‎уже‏ ‎существовали ‎известные‏ ‎греческие ‎морские‏ ‎державы, ‎такие‏ ‎как‏ ‎Хиос, ‎Самос‏ ‎или ‎Коринф; ‎однако ‎Афинам ‎еще‏ ‎только ‎предстояло‏ ‎стать‏ ‎значимой ‎морской ‎державой.‏ ‎При ‎создании‏ ‎собственного ‎флота ‎в ‎качестве‏ ‎основной‏ ‎ударной ‎силы‏ ‎они ‎использовали‏ ‎триеры ‎(название ‎образовано ‎от ‎греческих‏ ‎слов,‏ ‎означающих ‎«три»‏ ‎и ‎«грести»),‏ ‎которые, ‎вероятно, ‎были ‎изобретены ‎во‏ ‎второй‏ ‎половине‏ ‎VI ‎века‏ ‎в ‎районе‏ ‎восточного ‎Средиземноморья.‏ ‎Это‏ ‎был ‎военный‏ ‎корабль ‎со ‎сложной ‎конструкцией, ‎приводившийся‏ ‎в ‎движение‏ ‎170‏ ‎веслами, ‎расположенными ‎в‏ ‎три ‎яруса.‏ ‎На ‎носу ‎чуть ‎ниже‏ ‎или‏ ‎на ‎уровне‏ ‎воды ‎располагался‏ ‎бронзовый ‎таран, ‎при ‎помощи ‎которого‏ ‎рулевые‏ ‎пытались ‎врезаться‏ ‎в ‎борт‏ ‎неприятельского ‎корабля, ‎намереваясь ‎потопить ‎его.‏ ‎Они‏ ‎должны‏ ‎были ‎довольно‏ ‎искусно ‎маневрировать,‏ ‎чтобы ‎подвести‏ ‎свой‏ ‎корабль ‎идеально‏ ‎под ‎углом ‎девяносто ‎градусов ‎к‏ ‎противнику, ‎а‏ ‎затем‏ ‎обрушить ‎всю ‎мощь‏ ‎на ‎вражеский‏ ‎борт. ‎Для ‎этого ‎атакующий‏ ‎корабль‏ ‎должен ‎был‏ ‎быть ‎очень‏ ‎маневренным ‎и ‎за ‎короткое ‎время‏ ‎развивать‏ ‎большую ‎скорость.‏ ‎Триера ‎соответствовала‏ ‎этим ‎запросам, ‎потому ‎что ‎она‏ ‎была‏ ‎достаточно‏ ‎узкой ‎и,‏ ‎при ‎этом,‏ ‎имела ‎относительно‏ ‎большой‏ ‎экипаж, ‎который‏ ‎мог ‎развить ‎необходимую ‎скорость ‎на‏ ‎веслах. ‎Для‏ ‎преодоления‏ ‎больших ‎расстояний ‎триера‏ ‎была ‎оснащена‏ ‎парусами, ‎которые ‎позволяли ‎гребцам‏ ‎сохранять‏ ‎свои ‎силы‏ ‎для ‎боя.‏ ‎В ‎бою, ‎вероятнее ‎всего, ‎паруса‏ ‎убирали,‏ ‎поскольку ‎они‏ ‎мешали ‎бы‏ ‎точному ‎и ‎быстрому ‎маневрированию. ‎Недостатком‏ ‎триеры‏ ‎было‏ ‎то, ‎что‏ ‎ее ‎древесина‏ ‎быстро ‎впитывала‏ ‎воду‏ ‎и ‎становилась‏ ‎тяжелее. ‎Поэтому ‎корабли ‎зачастую ‎по‏ ‎ночам ‎вытаскивали‏ ‎на‏ ‎берег, ‎чтобы ‎высушить‏ ‎их ‎и‏ ‎иметь ‎возможность ‎использовать ‎их‏ ‎преимущества‏ ‎в ‎маневренности‏ ‎на ‎следующий‏ ‎день. ‎Для ‎этого ‎было ‎достаточно‏ ‎просто‏ ‎вытащить ‎их‏ ‎на ‎ровный‏ ‎и ‎плоский ‎берег; ‎с ‎другой‏ ‎стороны,‏ ‎капитальный‏ ‎ремонт, ‎который‏ ‎регулярно ‎требовалось‏ ‎проводить ‎для‏ ‎этого‏ ‎хрупкого ‎корабля,‏ ‎проводили ‎в ‎безопасной ‎гавани ‎со‏ ‎специально ‎построенными‏ ‎эллингами.

Помимо‏ ‎гребцов, ‎составлявших ‎львиную‏ ‎долю ‎экипажа‏ ‎триеры, ‎в ‎ее ‎команду‏ ‎входили‏ ‎те, ‎кого‏ ‎обобщенно ‎называли‏ ‎термином ‎«гиперезия» ‎(hyperesia) ‎– ‎капитан‏ ‎(триерарх),‏ ‎рулевые, ‎келейст‏ ‎(надсмотрщик ‎над‏ ‎гребцами, ‎боцман), ‎штурман ‎(кибернетос, ‎буквально‏ ‎–‏ ‎«управляющий»),‏ ‎флейтист, ‎задававший‏ ‎гребцам ‎ритм,‏ ‎корабельный ‎плотник,‏ ‎казначей‏ ‎и ‎матросы,‏ ‎которые ‎управляли ‎парусами, ‎выступали ‎в‏ ‎качестве ‎лоцманов‏ ‎или‏ ‎выполняли ‎другую ‎работу.‏ ‎Кроме ‎них‏ ‎на ‎триере ‎присутствовали ‎воины-эпибатаи‏ ‎в‏ ‎количестве ‎10‏ ‎человек ‎на‏ ‎корабль. ‎Эти ‎воины ‎были ‎экипированы‏ ‎как‏ ‎гоплиты. ‎Также‏ ‎присутствовали ‎четыре‏ ‎лучника. ‎Всего ‎экипаж ‎насчитывал ‎около‏ ‎200‏ ‎человек,‏ ‎170 ‎из‏ ‎которых ‎были‏ ‎гребцами, ‎а‏ ‎остальные‏ ‎представляли ‎«гиперезию».

Снаряженная‏ ‎к ‎бою ‎триера, ‎конечно, ‎не‏ ‎годилась ‎для‏ ‎перевозки‏ ‎грузов. ‎Вероятно, ‎она‏ ‎могла ‎нести‏ ‎запас ‎провизии ‎только ‎на‏ ‎один‏ ‎день. ‎Таким‏ ‎образом, ‎в‏ ‎дополнение ‎к ‎этому ‎типу ‎кораблей,‏ ‎греческий‏ ‎флот ‎также‏ ‎включал ‎грузовые‏ ‎транспортные ‎суда ‎и ‎суда ‎для‏ ‎перевозки‏ ‎воинов‏ ‎и ‎лошадей.

Командование‏ ‎как ‎одним‏ ‎кораблем, ‎так‏ ‎и‏ ‎координация ‎эскадр‏ ‎или ‎целых ‎флотов ‎требовали ‎от‏ ‎гребцов ‎и‏ ‎офицеров‏ ‎последовательных ‎тренировок ‎для‏ ‎приобретения ‎необходимых‏ ‎навыков ‎и ‎теоретических ‎знаний.‏ ‎Хорошо‏ ‎известно, ‎что‏ ‎афинский ‎флот‏ ‎проводил ‎постоянные ‎тренировки ‎и ‎тактические‏ ‎маневры‏ ‎в ‎море,‏ ‎чтобы, ‎с‏ ‎одной ‎стороны, ‎таким ‎образом ‎контролировать‏ ‎свои‏ ‎территориальные‏ ‎воды, ‎а‏ ‎с ‎другой‏ ‎— ‎набираться‏ ‎опыта.‏ ‎Несмотря ‎на‏ ‎ряд ‎серьезных ‎поражений, ‎которые ‎Афины‏ ‎потерпели ‎в‏ ‎годы‏ ‎Пелопоннесской ‎войны, ‎в‏ ‎целом ‎афинский‏ ‎флот ‎с ‎его ‎сравнительно‏ ‎хорошо‏ ‎обученными ‎экипажами‏ ‎в ‎V‏ ‎и ‎IV ‎веках ‎существенно ‎превосходил‏ ‎своих‏ ‎оппонентов ‎на‏ ‎море. ‎Военная‏ ‎мощь ‎Афин ‎в ‎эпоху ‎классической‏ ‎Греции‏ ‎основывалась‏ ‎именно ‎на‏ ‎силе ‎флота.

Большой‏ ‎флот ‎мог‏ ‎включать‏ ‎до ‎сотни‏ ‎и ‎более ‎кораблей, ‎для ‎которых‏ ‎нужно ‎было‏ ‎набирать‏ ‎команды ‎общей ‎численностью‏ ‎более ‎20‏ ‎000 ‎человек. ‎Существовали ‎также‏ ‎резервные‏ ‎корабли, ‎которые‏ ‎еще ‎не‏ ‎были ‎в ‎мореходном ‎состоянии ‎и‏ ‎стояли‏ ‎в ‎доках.‏ ‎Дошедшие ‎до‏ ‎нас ‎корабельные ‎списки ‎свидетельствуют ‎о‏ ‎том,‏ ‎что‏ ‎в ‎отдельные‏ ‎годы ‎в‏ ‎Афинах ‎было‏ ‎до‏ ‎400 ‎кораблей.‏ ‎Для ‎поддержания ‎такого ‎флота ‎нужно‏ ‎было ‎построить‏ ‎порты‏ ‎и ‎верфи ‎и‏ ‎обеспечить ‎поставку‏ ‎древесины; ‎нужно ‎ремонтировать ‎корабли,‏ ‎снабжать‏ ‎такелажем, ‎рулями,‏ ‎якорями ‎и‏ ‎канатами, ‎набирать ‎команды, ‎распределять ‎их‏ ‎и‏ ‎снабжать ‎припасами,‏ ‎выплачивать ‎им‏ ‎жалование ‎и ‎многое ‎другое. ‎Наконец,‏ ‎что‏ ‎не‏ ‎менее ‎важно,‏ ‎богатые ‎граждане‏ ‎Афин ‎должны‏ ‎были‏ ‎оплачивать ‎поддержание‏ ‎кораблей ‎в ‎боевой ‎готовности ‎в‏ ‎рамках ‎своих‏ ‎обязательств‏ ‎перед ‎обществом ‎(литургия).‏ ‎Они ‎оплачивали‏ ‎ремонт ‎и ‎снаряжение ‎отдельных‏ ‎кораблей‏ ‎из ‎своих‏ ‎собственных ‎средств‏ ‎и ‎под ‎свою ‎ответственность, ‎а‏ ‎затем‏ ‎также ‎номинально‏ ‎брали ‎на‏ ‎себя ‎функции ‎капитана ‎(триерарха) ‎на‏ ‎построенном‏ ‎ими‏ ‎корабле. ‎С‏ ‎другой ‎стороны,‏ ‎сам ‎корпус‏ ‎корабля‏ ‎и ‎мачты‏ ‎для ‎него ‎предоставлял ‎город-полис. ‎На‏ ‎разных ‎этапах‏ ‎истории‏ ‎Афин ‎роль ‎города‏ ‎в ‎постройке‏ ‎кораблей ‎менялась. ‎Например, ‎в‏ ‎годы‏ ‎Пелопоннесской ‎войны‏ ‎город ‎также‏ ‎оплачивал ‎корабельные ‎снасти ‎и ‎прочее‏ ‎снаряжение,‏ ‎в ‎то‏ ‎время ‎как‏ ‎триерархи ‎лишь ‎обеспечивали ‎набор ‎команд‏ ‎и‏ ‎подготовку‏ ‎гребцов.

Однако ‎главными‏ ‎бенефициарами ‎военно-морской‏ ‎политики ‎были‏ ‎так‏ ‎называемые ‎феты,‏ ‎преимущественно ‎безземельный ‎низший ‎класс ‎Афин.‏ ‎Они ‎нашли‏ ‎для‏ ‎себя ‎новые ‎способы‏ ‎заработка ‎в‏ ‎гавани ‎и ‎на ‎кораблях.‏ ‎Прежде‏ ‎их ‎редко‏ ‎привлекали ‎к‏ ‎военным ‎действиям, ‎потому ‎что ‎у‏ ‎них‏ ‎не ‎было‏ ‎средств ‎на‏ ‎покупку ‎снаряжения. ‎Благодаря ‎развитию ‎флота‏ ‎они‏ ‎теперь‏ ‎нашли ‎свое‏ ‎место ‎в‏ ‎качестве ‎гребцов‏ ‎на‏ ‎военных ‎кораблях‏ ‎и ‎внесли ‎значительный ‎вклад ‎в‏ ‎военный ‎успех‏ ‎Афин,‏ ‎что ‎оказало ‎значительное‏ ‎влияние ‎на‏ ‎их ‎уверенность ‎в ‎себе‏ ‎как‏ ‎граждан ‎и,‏ ‎следовательно, ‎как‏ ‎политической ‎силы. ‎Поэтому, ‎чтобы ‎удовлетворить‏ ‎высокий‏ ‎спрос ‎на‏ ‎гребцов, ‎Афины‏ ‎в ‎первую ‎очередь ‎прибегали ‎к‏ ‎услугам‏ ‎своих‏ ‎граждан. ‎Кроме‏ ‎того, ‎временами‏ ‎они ‎набирали‏ ‎гребцов‏ ‎из ‎других‏ ‎социальных ‎групп ‎– ‎в ‎первую‏ ‎очередь ‎из‏ ‎метеков,‏ ‎выходцев ‎из ‎других‏ ‎регионов, ‎проживающих‏ ‎в ‎Афинах, ‎а ‎также‏ ‎могли‏ ‎брать ‎на‏ ‎службу ‎людей‏ ‎из ‎других ‎союзных ‎городов, ‎нанимавшихся‏ ‎гребцами.‏ ‎Также ‎нам‏ ‎известны ‎случаи,‏ ‎когда ‎по ‎большой ‎нужде ‎и‏ ‎в‏ ‎порядке‏ ‎исключения ‎в‏ ‎качестве ‎гребцов‏ ‎использовали ‎рабов,‏ ‎но‏ ‎это ‎были‏ ‎единичные ‎случаи.

Флот, ‎а ‎с ‎ним‏ ‎и ‎феты,‏ ‎стал‏ ‎важнейшим ‎инструментом ‎афинской‏ ‎экспансии, ‎начавшейся‏ ‎после ‎478 ‎года ‎в‏ ‎результате‏ ‎победы ‎над‏ ‎персами. ‎Афинам‏ ‎удалось ‎создать ‎союз, ‎объединивший ‎многие‏ ‎острова‏ ‎Эгейского ‎моря,‏ ‎северные ‎греческие‏ ‎государства ‎и ‎греков ‎с ‎запада‏ ‎Малой‏ ‎Азии.‏ ‎Первоначально ‎союз‏ ‎служил ‎цели‏ ‎совместного ‎предотвращения‏ ‎посягательств‏ ‎персов ‎на‏ ‎Эгейское ‎море, ‎но ‎со ‎временем‏ ‎все ‎больше‏ ‎превращался‏ ‎в ‎политическое ‎орудие‏ ‎сильнейшего ‎из‏ ‎союзников ‎– ‎Афин. ‎Этому‏ ‎процессу‏ ‎благоприятствовал ‎тот‏ ‎факт, ‎что‏ ‎вместо ‎предоставления ‎собственных ‎кораблей ‎для‏ ‎объединенного‏ ‎флота ‎жители‏ ‎союзных ‎полисов‏ ‎могли ‎компенсировать ‎это ‎обязательство ‎денежными‏ ‎выплатами‏ ‎в‏ ‎пользу ‎Афин.‏ ‎Большинство ‎более‏ ‎мелких ‎членов‏ ‎федерации‏ ‎предпочитали ‎именно‏ ‎этот ‎способ ‎и, ‎таким ‎образом,‏ ‎позволяли ‎афинянам‏ ‎финансировать‏ ‎большую ‎часть ‎своего‏ ‎флота ‎за‏ ‎счет ‎вклада ‎(фороса) ‎союзников.‏ ‎Союз‏ ‎использовался ‎не‏ ‎только ‎как‏ ‎эффективное ‎средство ‎сдерживания ‎внешней ‎угрозы‏ ‎—‏ ‎к ‎450‏ ‎году ‎персы‏ ‎признали ‎Эгейское ‎море ‎сферой ‎интересов‏ ‎Афин‏ ‎—‏ ‎но ‎и‏ ‎как ‎инструмент‏ ‎внутренней ‎власти,‏ ‎с‏ ‎помощью ‎которого‏ ‎союзники ‎удерживались ‎под ‎афинским ‎правлением,‏ ‎даже ‎против‏ ‎их‏ ‎воли, ‎если ‎это‏ ‎было ‎необходимо.

С‏ ‎появлением ‎и ‎успехом ‎афинского‏ ‎флота‏ ‎военное ‎дело‏ ‎в ‎Греции‏ ‎существенно ‎усложнилось. ‎Теперь ‎приходилось ‎преодолевать‏ ‎не‏ ‎только ‎новые‏ ‎организационные ‎проблемы,‏ ‎но ‎и ‎покрывать ‎резко ‎возросшую‏ ‎потребность‏ ‎в‏ ‎деньгах. ‎Воины‏ ‎из ‎числа‏ ‎свободных ‎граждан‏ ‎хотели,‏ ‎чтобы ‎им‏ ‎платили, ‎содержание ‎кораблей ‎и ‎экипажа‏ ‎было ‎дорогим,‏ ‎и‏ ‎поэтому ‎успех ‎на‏ ‎войне ‎все‏ ‎больше ‎зависел ‎от ‎наличия‏ ‎достаточных‏ ‎финансовых ‎ресурсов.‏ ‎Доходы ‎Афин‏ ‎от ‎морского ‎союза, ‎торговли, ‎портовых‏ ‎сборов,‏ ‎серебряных ‎рудников,‏ ‎добычи ‎и‏ ‎упомянутых ‎выше ‎литургий, ‎то ‎есть‏ ‎обязательных‏ ‎взносов‏ ‎со ‎стороны‏ ‎богатых ‎граждан‏ ‎в ‎пользу‏ ‎общества,‏ ‎были ‎больше,‏ ‎чем ‎у ‎других ‎полисов. ‎Однако‏ ‎в ‎IV‏ ‎веке‏ ‎— ‎особенно ‎после‏ ‎полного ‎поражения‏ ‎в ‎Пелопоннесской ‎войне ‎(404‏ ‎год‏ ‎до ‎н.‏ ‎э.), ‎приведшего‏ ‎к ‎краху ‎морской ‎империи ‎—‏ ‎Афины‏ ‎более ‎не‏ ‎могли ‎эффективно‏ ‎вести ‎такую ‎морскую ‎политику. ‎В‏ ‎результате‏ ‎пострадали‏ ‎размер ‎и‏ ‎качество ‎флота;‏ ‎тем ‎не‏ ‎менее,‏ ‎даже ‎в‏ ‎этот ‎период ‎Афины ‎оставались ‎самой‏ ‎важной ‎морской‏ ‎державой‏ ‎Эгейского ‎моря, ‎но‏ ‎их ‎отрыв‏ ‎от ‎конкурентов ‎значительно ‎сократился.

Политический‏ ‎и‏ ‎социальный ‎аспекты

Мобилизуя‏ ‎фетов ‎для‏ ‎службы ‎на ‎флоте, ‎афиняне ‎наилучшим‏ ‎образом‏ ‎использовали ‎свои‏ ‎демографические ‎ресурсы,‏ ‎и ‎только ‎тогда ‎они ‎смогли‏ ‎укомплектовать‏ ‎свой‏ ‎огромный ‎флот.‏ ‎В ‎отличие‏ ‎от ‎службы‏ ‎в‏ ‎фаланге, ‎служба‏ ‎на ‎флоте ‎была ‎добровольной, ‎но‏ ‎поскольку ‎она‏ ‎могла‏ ‎предложить ‎постоянный ‎доход,‏ ‎набор ‎не‏ ‎составлял ‎труда. ‎Феты ‎разделяли‏ ‎с‏ ‎правящим ‎классом‏ ‎жизненную ‎заинтересованность‏ ‎в ‎расширении ‎формирующейся ‎империи ‎и‏ ‎получении‏ ‎прибыли. ‎Для‏ ‎элиты ‎война‏ ‎являлась ‎чем-то ‎вроде ‎почетно ‎испытания,‏ ‎в‏ ‎котором‏ ‎можно ‎было‏ ‎обрести ‎честь,‏ ‎престиж ‎и‏ ‎влияние,‏ ‎которые ‎впоследствии‏ ‎использовались ‎в ‎политических ‎целях.

Даже ‎если‏ ‎на ‎море‏ ‎иногда‏ ‎приходилось ‎прибегать ‎к‏ ‎помощи ‎неафинян,‏ ‎вооруженные ‎силы ‎в ‎классической‏ ‎Греции‏ ‎и, ‎особенно,‏ ‎в ‎Афинах‏ ‎оставались ‎делом ‎самих ‎граждан ‎полиса.‏ ‎Именно‏ ‎граждане ‎составляли‏ ‎большую ‎часть‏ ‎войск ‎— ‎как ‎на ‎суше,‏ ‎так‏ ‎и‏ ‎на ‎море.‏ ‎Именно ‎полис‏ ‎решал, ‎когда‏ ‎вести‏ ‎войну, ‎против‏ ‎кого, ‎где ‎и ‎какими ‎средствами.‏ ‎В ‎афинской‏ ‎демократии‏ ‎решающее ‎значение ‎для‏ ‎этого ‎имело‏ ‎народное ‎собрание, ‎в ‎V‏ ‎веке‏ ‎на ‎нем‏ ‎могли ‎голосовать‏ ‎все ‎граждане. ‎Таким ‎образом, ‎у‏ ‎подавляющего‏ ‎большинства ‎граждан‏ ‎было ‎несколько‏ ‎ролей: ‎они ‎были ‎не ‎только‏ ‎получателями‏ ‎приказов‏ ‎в ‎качестве‏ ‎солдат ‎или‏ ‎гребцов, ‎но‏ ‎и‏ ‎участниками ‎процесса‏ ‎принятия ‎политических ‎решений.

Тем ‎не ‎менее,‏ ‎обществу ‎требовались‏ ‎военачальники,‏ ‎которым ‎народ ‎мог‏ ‎бы ‎доверить‏ ‎важнейшие ‎военные ‎посты. ‎В‏ ‎классических‏ ‎Афинах ‎это‏ ‎были ‎десять‏ ‎стратегов, ‎которые ‎ежегодно ‎избирались ‎народным‏ ‎собранием.‏ ‎Они ‎отвечали‏ ‎за ‎выполнение‏ ‎военных ‎задач, ‎поставленных ‎народным ‎собранием,‏ ‎а‏ ‎также‏ ‎должны ‎были‏ ‎отчитываться ‎о‏ ‎своих ‎успехах‏ ‎и‏ ‎неудачах ‎на‏ ‎посту ‎командующих. ‎Порой ‎это ‎могло‏ ‎иметь ‎роковые‏ ‎последствия‏ ‎для ‎стратегов: ‎народ‏ ‎и ‎народный‏ ‎суд ‎не ‎гнушались ‎приговаривать‏ ‎к‏ ‎смертной ‎казни‏ ‎неудачливых ‎военачальников.‏ ‎Несмотря ‎на ‎этот ‎немалый ‎риск,‏ ‎кандидатов‏ ‎в ‎стратеги‏ ‎всегда ‎хватало.‏ ‎Этот ‎пост ‎оставался ‎привлекательным ‎для‏ ‎амбициозных‏ ‎представителей‏ ‎высшего ‎сословия‏ ‎Афин, ‎которые‏ ‎хотели ‎отличиться‏ ‎на‏ ‎войне ‎и,‏ ‎таким ‎образом, ‎приобрести ‎политический ‎вес.

Каждый‏ ‎из ‎стратегов‏ ‎был‏ ‎уполномочен ‎народным ‎собранием‏ ‎– ‎в‏ ‎одиночку ‎или ‎сообща ‎с‏ ‎другими‏ ‎– ‎провести‏ ‎конкретную ‎военную‏ ‎операцию. ‎В ‎V ‎веке ‎они‏ ‎также‏ ‎пользовались ‎значительным‏ ‎политическим ‎влиянием;‏ ‎они ‎могли ‎в ‎любое ‎время‏ ‎взять‏ ‎слово‏ ‎на ‎совете‏ ‎или ‎народном‏ ‎собрании, ‎чтобы‏ ‎отчитаться‏ ‎от ‎своих‏ ‎делах, ‎а ‎также ‎дать ‎совет‏ ‎или ‎внести‏ ‎предложения.‏ ‎Поскольку ‎на ‎данной‏ ‎должности ‎было‏ ‎возможно ‎переизбрание, ‎а ‎действительно‏ ‎компетентных‏ ‎военачальников ‎было‏ ‎немного ‎(поскольку‏ ‎армия ‎не ‎была ‎профессиональной), ‎многие‏ ‎стратеги‏ ‎пребывали ‎в‏ ‎своей ‎должности‏ ‎по ‎несколько ‎раз. ‎Следовательно, ‎«стратегия»‏ ‎предоставляла‏ ‎платформу‏ ‎для ‎непрерывной‏ ‎политической ‎карьеры,‏ ‎в ‎отличие‏ ‎от‏ ‎других ‎городских‏ ‎институтов, ‎которые ‎могли ‎не ‎допускать‏ ‎повторного ‎избрания‏ ‎на‏ ‎должность. ‎Ярким ‎примером‏ ‎является ‎афинский‏ ‎политик ‎и ‎военный ‎деятель‏ ‎V‏ ‎века ‎Перикл,‏ ‎однако ‎стратеги‏ ‎Клеон ‎и ‎Никий ‎в ‎том‏ ‎же‏ ‎столетии ‎или‏ ‎Каллистрат ‎или‏ ‎Фокион ‎в ‎IV ‎веке ‎также‏ ‎неоднократно‏ ‎занимали‏ ‎должности ‎стратегов‏ ‎и ‎временами‏ ‎обладали ‎большой‏ ‎политической‏ ‎властью.

Тот ‎факт,‏ ‎что ‎каждый ‎год ‎избиралось ‎всего‏ ‎десять ‎стратегов,‏ ‎объясняется‏ ‎не ‎военными ‎соображениями,‏ ‎а ‎скорее‏ ‎социальными ‎и ‎структурными ‎предпосылками.‏ ‎В‏ ‎классические ‎времена‏ ‎общество ‎Афин‏ ‎делилось ‎на ‎десять ‎так ‎называемых‏ ‎фил‏ ‎(административных ‎единиц),‏ ‎которые ‎выполняли‏ ‎политические, ‎культовые ‎и ‎социальные ‎задачи,‏ ‎и‏ ‎каждая‏ ‎из ‎этих‏ ‎фил ‎имела‏ ‎над ‎собой‏ ‎своего‏ ‎стратега. ‎Это‏ ‎обеспечивало ‎определенную ‎близость ‎коллегии ‎к‏ ‎гражданам ‎и‏ ‎возможность‏ ‎представлять ‎интересы ‎народа‏ ‎каждой ‎конкретной‏ ‎филы.

Однако ‎фила ‎должна ‎была‏ ‎не‏ ‎выставить ‎не‏ ‎только ‎стратега,‏ ‎но ‎и ‎десятую ‎часть ‎фаланги‏ ‎гоплитов.‏ ‎Можно ‎предположить,‏ ‎что ‎воины‏ ‎каждой ‎филы ‎также ‎составляли ‎отдельную‏ ‎боевую‏ ‎единицу.‏ ‎Тот ‎факт,‏ ‎что ‎каждый‏ ‎здоровый ‎гражданин‏ ‎призывного‏ ‎возраста, ‎независимо‏ ‎от ‎его ‎социального ‎статуса, ‎выполнял‏ ‎свой ‎военно-гражданский‏ ‎долг‏ ‎наравне ‎со ‎всеми‏ ‎другими ‎товарищами‏ ‎по ‎филе, ‎должен ‎был‏ ‎способствовать‏ ‎сплочению ‎бойцов‏ ‎в ‎отряде‏ ‎и ‎их ‎идентификации ‎с ‎обществом.

Обязанности‏ ‎стратегов‏ ‎не ‎ограничивались‏ ‎непосредственно ‎руководством‏ ‎воинами ‎в ‎бою. ‎Хотя ‎гоплитам‏ ‎во‏ ‎время‏ ‎сбора ‎приказывали‏ ‎брать ‎с‏ ‎собой ‎еду‏ ‎на‏ ‎три ‎дня,‏ ‎если ‎поход ‎длился ‎дольше ‎и‏ ‎воины ‎были‏ ‎вынуждены‏ ‎уходить ‎на ‎существенное‏ ‎расстояние ‎от‏ ‎родного ‎полиса, ‎ответственный ‎стратег‏ ‎должен‏ ‎был ‎следить‏ ‎за ‎тем,‏ ‎чтобы ‎солдаты ‎либо ‎могли ‎получить‏ ‎свои‏ ‎припасы ‎с‏ ‎рынков ‎на‏ ‎дружественной ‎территории, ‎либо ‎могли ‎найти‏ ‎их‏ ‎посредством‏ ‎грабежа ‎неприятельских‏ ‎земель, ‎в‏ ‎противном ‎случае‏ ‎он‏ ‎сам ‎должен‏ ‎был ‎откуда-то ‎изыскать ‎необходимые ‎припасы.‏ ‎Кроме ‎того,‏ ‎стратег‏ ‎отвечал ‎за ‎снабжение‏ ‎войска ‎пресной‏ ‎водой. ‎Походный ‎лагерь ‎должен‏ ‎был‏ ‎располагаться ‎возле‏ ‎источников, ‎рек‏ ‎или ‎других ‎водоемов, ‎чтобы ‎воины‏ ‎не‏ ‎испытывали ‎нужды‏ ‎в ‎воде.

Наивно‏ ‎было ‎бы ‎ожидать, ‎что ‎в‏ ‎ополченческой‏ ‎армии‏ ‎свободных ‎граждан,‏ ‎которые ‎активно‏ ‎участвовали ‎в‏ ‎политической‏ ‎жизни ‎города,‏ ‎строгая ‎дисциплина ‎будет ‎чем-то ‎самой‏ ‎собой ‎разумеющимся.‏ ‎На‏ ‎этот ‎случай ‎у‏ ‎афинского ‎стратега‏ ‎были ‎карательные ‎полномочия, ‎но‏ ‎он‏ ‎должен ‎был‏ ‎применять ‎их‏ ‎с ‎чувством ‎меры, ‎чтобы ‎по‏ ‎окончании‏ ‎кампании ‎не‏ ‎оказаться ‎под‏ ‎судом ‎в ‎родном ‎городе. ‎Стратег‏ ‎должен‏ ‎был‏ ‎служить ‎образцом‏ ‎для ‎подражания,‏ ‎чтобы ‎поддерживать‏ ‎боевой‏ ‎дух ‎и‏ ‎мотивацию ‎войска, ‎и ‎особенно ‎это‏ ‎было ‎актуально‏ ‎в‏ ‎дни ‎неудач. ‎Поэтому‏ ‎навыки ‎психологического‏ ‎управления ‎были ‎столь ‎же‏ ‎важны,‏ ‎как ‎и‏ ‎чисто ‎военно-технические‏ ‎навыки.

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048