Стоит ли беречь свою идею (спойлер - нет)
Много лет я занимался созданием проектов в привычной физической реальности, не помышляя о том, чтобы перейти в онлайн. Да, честно говоря, на заре моей деятельности и онлайна никакого толком не было. Зачаточные социальные медиа в лице Живого журнала, сайты разной степени нелепости, вот пожалуй и все.
И в привычном офлайн-формате традиционно считалось, что свои гениальные идеи надо беречь. Не отдавать их никому, тщательно оберегать от воровства и пытаться реализовывать самостоятельно. Другое дело, что никто не объяснял нам следующие вещи:
а) как реализовать идею собственными силами, особенно, если она требует серьезных вложений и привлечения большого количества разных ресурсов.
б) как пытаться найти эти ресурсы и вложения, при этом не рассказывая потенциальным партнерам свою идею.
в) что делать, если все-таки озвученная где-то идея вдруг заимствуемая кем-то нехорошим, как достоять свое право на изобретение.
Конечно, некий призрачный ответ на последний вопрос существовал. Говорилось о каких-то загадочных патентных бюро, в которых можно было зарегистрировать что угодно. Но и здесь энтузиастов подстерегала масса неожиданностей. Во-первых, было очевидно, что данная процедура дело очень дорогое. Непонятно, как с этим было поступать, потому что и денег особых не наблюдалось, а главное, даже если вы готовы были рискнуть и занять где-то средств, надо было быть на триста процентов уверенными, что ваша идея безусловно выигрышная, и вложения стоят того. В те времена никто еще не знал ни про какие теории стартапов, ни про какие методики проверки гипотезы и выхода на MVP. И если уж предстояло действовать, то сразу идти ва-банк. Вторая проблема, подстерегавшая желающего пойти путем регистрации прав заключалась в том, что на самом деле зафиксировать свои права можно далеко не на все. Название, фирменный стиль, какие-то готовые решения - да, а вот сама идея, описание механизма работы на самом деле практически не поддавалась документации. Точнее, не имела смысла. Судите сами, любой человек мог взять вашу идею, выраженную в виде описания, поменять буквально несколько строк или условий и уже смело выдавать ее за свою собственную.
Теоретически можно было бы через многочисленные суды пробовать отстаивать свою правоту, но уверенности в положительном исходе вопроса было совсем немного.
Таким образом, испуганные воровством, практически цепеняя от угрозы предполагаемых грабителей, авторы идеи откладывали ее на потом - в заколках памяти или в ящике стола, с мечтой вернуться к ее реализации когда-нибудь, потом, при благоприятных обстоятельствах.
И как любое пассивное знание, идея эта быстра теряла лоск и актуальность, лишалась энергии и мертвым грузом загромождала пространство памяти или хранилища. Раз в год всплывала снова, чтобы воодушевить автора. Он сдувал с нее пыль, обещал себе, что наконец-то, вот-вот, он примется за ее воплощение. И снова прятал ее с глаз долой.
Появление развитого интернета, активность в создании онлайн-проектов заставило креаторов совершенно по-другому смотреть на свою изобретательскую деятельность.
Во-первых, все сразу получили доступ к общей базе данных. Это было и хорошо и плохо одновременно. Хорошо, Потому что давало возможность подпитываться энергией других, учиться, знакомиться с проектами, которые могли бы воодушевить на свой стартап. Хорошо, потому что можно было быстро проверить, а не придумал ли кто-то ровно то же самое, что и ты.
Плохо, потому что вдруг выяснилось, что очень многое действительно уже изобретено, и найти собственную незанятую нишу стало практически нереально. Плохо, потому что теперь воровство твоих идей стало еще более простым делом. Если раньше на нее посягал только ближний круг знакомых и их друзей, теперь за каждым пристально смотрят миллионы интернет-анонимов.
Но! Как ни парадоксально, именно эти отрицательные свойства новой реальности неожиданно привели к противоположному эффекту. К тектоническому сдвигу сознания. Перестало быть необходимым изобретать что-то непременно оригинальное. Оказалось, что можно комбинировать чужие идеи, или даже брать их и немного адаптировать под свои задачи. Потому что а)все и так это делают и это не считается зазорным, б)рынок и аудитория онлайн настолько велика, что места в ней хватит всем, даже если одну и ту же нишу займут сразу сто похожих проектов.
И самый главный пункт, который следует из всего этого и который, возможно, очевиден для многих опытных продюсеров в онлайне, но для меня стал настоящим открытием, которым я и спешу с вами поделиться:
Не так важно теперь, насколько оригинальна твоя исходная идея, потому что весь дальнейший процесс от замысла до создания проекта, финальной реализации, адаптации по ходу его функционирования и так далее - это на самом деле не инерция исходного оригинального замысла, а (!) - цепочка последовательных собственных авторских открытий. И если ты обладаешь способностями постоянно и на каждом этапе генерировать яркие и правильные открытия и решения, только в этом случае ты побеждаешь.
Иными словами, стартовать с одной и той же идеей могут сразу сотни бегунов. Только большая часть из них окажется спринтерами и сойдет с дистанции, а настоящих марафонцев останется единицы. Они то и придут к финишу и сорвут куш в виде золотых кубков и медалей.
0 комментариев