Ко Дню учителя. Кратко.
Учитель, педагог, преподаватель, наставник — все это про работу с будущим. Про вложения в тех, кому еще только предстоит жить — чаще всего про детей в широком смысле, хоть учат и взрослых тоже.
Вместе с тем, не стоит культивировать потенциал нового человека как таковой. Дети ценны не тем, что у них всё впереди. А тем, что они еще восприимчивы, обучаемы, способны к изменениям, в отличии от большинства взрослых.
Надо понимать, что большинство из тех, кто приходит в школу, в колледж или в университет, проживет свою жизнь +/- так же, как и поколения до них. Да, у них будут другие технологии и обстоятельства; да, они обладают определенными особенностями своего поколения. Но вот потребности и смыслы человека за последние несколько тысяч лет (по большому счету) толком не изменились.
Молодой человек также хочет больше иметь и меньше прикладывать для этого усилий, это типично. Он хочет развлечений, хочет быть со своими, ищет любви, дружбы и признания, ярких впечатлений и эмоций. До конца жизни в разной степени интенсивности будет искать себя и/или Бога, а также своё место в мире. Совершит такие же ошибки, пусть и в новых обстоятельствах.
Педагогу, в этом смысле, не стоит пытаться 100% огородить своего ученика от всех ошибок, скорее, стоит научить справляться с ними, объяснить, как учиться вне стен соответствующих заведений. Ибо процесс обучения, как мы знаем, идет всю жизнь, просто в разной степени интенсивности.
Но по этой же причине не (!) стоит создавать из этого потенциала молодежи культа. Их перспективы, их возможности будут потрачены, как подсказывает статистика, в среднем так же впустую, как было в предыдущих поколениях. Они призваны стать лучше нас, но не все ответят на этот призыв. Надо это понимать.
Коллегам-преподавателям хочется пожелать, чтобы они не теряли запал и задор своего призвания. Берегли себя не ради эгоизма, а как инструмент раскрытия новых людей. Чтобы в момент настоящего (!) запроса от ученика вас хватило на то, чтобы вложить в него весь свой опыт и знания.
Модное нынче слово «выгорание» в серьезной степени можно применить только к тем, кто реально «горит» на работе. Желаем всем учителям гореть своим делом, но не выгорать. А ученикам определить себе то, в чем бы хотелось зажечься.
0 комментариев