Образ будущего: почему мы смотрим в него с тревогой и какая есть альтернатива
Часть первая: "Образ будущего или красота в глазах смотрящего»
Неизбежно упираясь в основной вопрос философии о первичности сознания или материи, приходится делать выбор в пользу одного из вариантов, чтобы говорить о действительно сложных вопросах. Как знает уважаемый читатель, автор этих материалов стоит на идеалистических позициях и выбирает верить, что мысль первична, хоть и не отрицает влияния материальных условий. Диалектическую связь никто не отменял.
Поколенческие ожидания
Опираясь на такой подход, можно утверждать довольно дальнодействующий принцип: человечество живет в мире, который до этого помыслило, при чем, помыслило коллективно. Этим объясняется и известный феномен, что мы живем в мире, о котором думали наши отцы и деды, а собственными размышлениями (и действиями, конечно!) создаем мир уже своим детям. Менять мир так быстро, чтобы увидеть его еще при жизни, редкость.
Применительно к нашей истории хорошо видно, что военное поколение хотело мира и спокойствия, и именно таким получились 50-70 годы СССР. Поколение т. н. «застоя» хотело перемен и свободы, девяностые и начало нулевых удовлетворили этот запрос, после чего уже коллективному россиянину захотелось относительной стабильности и крепкого государства, что, в общих чертах, и получилось во второй половине нулевых и в десятых годах нового века. Начало двадцатых годов обсуждать пока рано, слишком близки события.
Фантастический культурный горизонт
В масштабе всего человечества мысли и ожидания находить и описывать сложнее, т. к. мало общего материала для анализа, однако, к такому можно причислить объекты массовой культуры. Фильмы, книги, видеоигры — все это потребляется десятками и сотнями миллионов людей, и по массовому спросу на это можно «подсмотреть», на что направлено внимание общечеловеческого сознания. О чем оно думает, чем озабочено, как представляет себе будущее.
Писатели-фантасты были популярны во все десятилетия массовой и доступной печати, а такие фильмы, как «Стартрек», «Звездные войны» только укрепили жанр фантастики, удовлетворяя желание публики не только посмотреть на спецэффекты, но и заглянуть в далекое будущее на экране. Многочисленные другие примеры фильмов про возможные близкие или дальние перспективы человечества также не оставались без явных признаков зрительского интереса: «Интерстеллар», «Терминатор», «Марсианин», «Безумный Макс», «Аватар» и прочие.
В сфере компьютерных игр фантастическая тематика также остается популярной, достаточно вспомнить серии «Старкрафт», «Масс Эффект», «Фоллаут», «Киберпанк», «Один и нас» и т. д. Однако этого материала бы не было написано, если бы по обозначенным примерам не выслеживалась явная тенденция. Обратим внимание еще раз на мысль выше: человечество живет в мире, который до этого помыслило, при чем, помыслило коллективно. Культура является отражением таких мыслей коллективного человечества, а значит, по ней можно понять направление. Какое же будущее рисует себе Человек?
Коллективный пессимизм
Во-первых, человек конца XX — начала XXI века явно ждет большую войну. Это можно назвать отголоском (возобновленной?) ядерной гонки, но мир постапокалипсиса — один из самых популярных сюжетов. Там ядерная катастрофа уже произошла и с её последствиями борются все, кто выжил/мутировал/спрятался. Постановка вопроса с приставкой «пост-» указывает на неизбежность наступления сценария настолько, что прямо пишет о «мире после» как о единственной реальности. Даже в произведениях, где на сюжет влияет возможное путешествие во времени, например, уже упомянутая франшиза «Терминатор» или фильм «Петля», «Довод», будущую ядерную катастрофу не удается предотвратить, только отсрочить, отодвинуть.
Во-вторых, экология. Мир будущего, по мысли авторов фильмов и игр, как правило переживает ресурсный кризис, вызванный ошибкой в обращении с природой. В лучшем случае это толкает человечество к другим планетам и звездам, как в «Интерстелларе» или «Бегущем по лезвию», но сама ошибка редко устраняется. Чаще тяга к бездумному использованию ресурсов и неконтролируемому размножению и потреблению показывается как имманентный признак человека.
Аналогично с миром после ядерной войны, вариант с экологической катастрофой можно списать на обычную проекцию текущих тревог и нарративов, которые активно распространяются в СМИ. Так, например, истерика про озоновый слой атмосферы, доказано, была вызвана искусственно и даже с явным заказчиком-бенефициаром. Но показательно именно неустранение самой первопричины описываемого кризиса. В лучшем случае человечество либо приспосабливается жить в мире истощенных недр, либо успевает улететь на другую планету, чтобы, очевидно, потом истощить и её.
В-третьих, и это представляет наибольший интерес, в мире возможного будущего социальная структура, политический строй, не смотря на пережитые кризисы, не стремится развиваться, чтобы предотвратить их в дальнейшем. За редким исключением описано 2 варианта: проекция текущего и деградация до прошлого (восстановление монархий, рабства, вплоть до первобытного строя). То есть версии неприятностей мы помыслить можем, а вот варианта развития (даже в фантастике!) нет.
Магистрально получается 5 базовых вариантов, третий и пятый Маркс бы не одобрил:
1) развитие технологии с консервацией текущего политического и экономического строя (киберпанк);
2) замирание и технологической, и социальной сфер (стагнация);
3) деградация технологии и экономики через большой кризис, сохранение текущей социально-экономической версии (технорегресс);
4) тотальный кризис, откат и технологии, и социальной сферы (постапокалипсис);
5) развитие технологии, но деградация политики и социальной сферы вплоть до т. н. «Нового Средневековья».
Риторический вопрос остается все тем же: как можно в реальности взрастить что-то созидательное, если мысли заняты лишь стагнацией и разными вариантами катастроф? Мы не призываем перечитывать «Трансерфинг реальности» или пересматривать «Секрет», дело не в этом. Позитивные варианты нужны не как доминанта, а как равноценный спарринг-партнер для негатива, альтернатива, конкурент. Ведь конкуренция в мире одного варианта это оксюморон: сразу понятно, кто выйдет победителем.
Итог первой части
По неизвестной причине человечество рассматривает свое текущее состояние и его будущие проекции как путь к кризису. В плохих вариантах иногда доминирует влияние одного фактора, будь то война, экология, инопланетяне, а иногда и сумма этих вводных. Не видя позитивного разрешения, даже находясь в области, где «выход» можно «нарисовать», т. е. обозначить без каких-либо причин, картина остается безрадостной и где-то даже безысходной. При этом в реальности, из которой писатели, режиссеры и создатели игр смотрят на эту перспективу, к лучшему глобально ничего не меняется, а значит, проблемы будут пытаться осмыслить и далее. Остается надеяться, что этот массовый футуристичный декаданс не затянется настолько, чтобы человечество успело его воплотить в жизнь. Уж лучше вспомнить Мир Полудня братьев Стругацких. Но о них поговорим в другой раз.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Часть вторая: "Доказательство от прекрасного. Прекрасного далёко»
Мыслить о будущем в контексте целей и задач трудно. Во-первых, для нашего мозга нет существенной разницы между тем, что делается, и тем, что только задумано, устает он, как ни странно, одинаково. Во-вторых, выталкивать себя за пределы текущих задач, одновременно не бросая их, равносильно взваливанию двух нош. Решать насущное и мыслить о предстоящем сложно даже про одного человека, а теперь представим, что задача стоит сразу про все человечество.
Как мы писали ранее, большинство таких размышлений сейчас, судя по культурным нарративам, упирается в бесконечные и почти сугубо негативные проекции текущих проблем. Получается, что в фильмах, книгах и играх мы, человечество, описывая будущее, видим только усугубление военной, экологической, экономической и других проблем. А то и их катастрофическую эскалацию. Помыслить развитие и существенный прогресс хоть в чем-либо, кроме технологии, почему-то не получается, а может, и не хочется, либо такая задача вообще не стоит.
Вот только альтернатива такому массовому пессимизму есть, а точнее, была. И в данном материале мы представим размышления на основе творчества братьев Стругацких и их Мира Полудня. Оговоримся, что это не попытка написать сочинение-изложение на тему «Что хотели сказать авторы?», а вдохновленный Стругацкими материал про идеи, будущее и людей.
Будущее, которого не случилось
Читая «Полдень XXII век», «Обитаемый остров», «Далекую Радугу» и даже «Страну багровых туч», где новый мир ещё не построен, в глаза бросаются не столько обстоятельства, сколько массовый характер иной мотивации персонажей. Декорации и новые, пока немыслимые проблемы, например, трудности межзвёздных перелётов, все равно создают тот же спектр вопросов. Молодые люди хотят узнать мир вокруг и реализоваться, строят дружеские и любовные отношения, более старшие товарищи-специалисты обычно сосредоточены на выполнении сложных задач, преодолении, разгадывании.
Разница в мотивации возникает на фоне миров, в которые попадают главные герои, обычно это либо очень условное Средневековье или мир капитализма, который царит на других планетах. Приведём 2 примера из повести «Обитаемый остров».
Пример первый. Главный герой, Максим Каммерер, сталкивается с миром, где противоборствуют условные империи, а альтернативная государственной точка зрения, выраженная в книгах, находится под запретом. При этом, показаны оппозиционеры, которые оказываются начитанными, высоко образованными и интеллигентными людьми. Но читали они, конечно, запрещённые книги. Диссонанс у Максима вызывает сама постановка вопроса, что книга и образование может быть злом и воспитать человека неправильно, в его мире это непредставимо. Образование в реалиях Мира Полудня — однозначное добро, воспитывающее в каждом человеке гуманизм, сострадание, тягу к прогрессу и исследованиям. Как возможно сочетание образования и зла, главный герой не понимает в принципе.
Пример второй. В запале спора между местными жителями и Максимом ими произносится словосочетание «детская преступность». На что, опять же, протагонист выражает недоумение: как это «детская» и «преступность» в одном флаконе? Это преступления против детей, что ли? Он не может понять, ибо не сталкивался с этим в реальности, что вообще бывают такие общества, в которых, дети, в силу определённых обстоятельств, совершают преступления: воруют, убивают, продают себя. Непредставимая картина, отсутствующая логическая связь между словами.
Человек и среда
И здесь мы неизбежно доходим до мысли, которую невозможно отрицать, смотря на реальность. Пусть не в качестве аксиомы, но хотя бы как коннотация или зависимость: общественное бытие определяет общественное сознание. Материализм и Карл Маркс. Мир Полудня настолько сильно отличается от других планет по своей бытийности, что неизбежно продуцирует людей с другим сознанием. «Попаданцы» сильно удивляются другому сознанию людей иных планет, хоть некоторые из них и понимают, что причиной служит другое бытие.
Люди и иные существа с других планет не могут (массово) обладать другой формой социальных отношений, если их обыденность провоцирует только на вертикальные социальные связи, а главным предметом беспокойства остается выживание. Отдельные представители, конечно, совершают над собой усилие, но норма в понимании типичности создается только стабильными условиями.
Человечество Мира Полудня решило все те вопросы, что казались «вечными» для цивилизации: голод, войны, «старые» болезни, и, раз уж эти книги писались Стругацкими в СССР, вопрос эксплуатации человека человеком со всеми вытекающими. Высвобожденное человечество ринулось в космос, стали доступны различные формы творчества без привязки к финансовым результатам. Но самое важное — фокус внимания сместился с доминации на сотрудничество, с интересов стран, наций и групп на воспитание Нового Человека.
Строго говоря, невозможно получить другое будущее для человечества, не поменяв самого человека. Однако если условия, общественные нормативные формы взаимодействия и типичные мотивации будут воспроизводиться, то откуда появиться новому человеку? Классический спор о первичности между курицей и яйцом. Построить новое общество, чтобы вырастить там нового человека или воспитать нового человека, который не захочет жить в старом обществе?
Готового ответа нет. Однако в произведениях Стругацких есть примеры движения как в одну сторону, так и в другую.
Люди, которые помогали направлять и ускорять развитие обществ на других планетах, прогрессоры, неизбежно огрублялись и ощетинивались, чтобы смочь жить и работать в других, неземных (в плохом смысле) условиях. Оторванные от среды, от своего человечества, и сталкивающиеся с вопросами, которых на Земле давно нет, они все дальше уходили от моральной нормы, в которой выросли. Настолько, что иногда даже становились опасными для некоторых контролирующих органов. Не сколько из-за своих знаний и/или умений, сколько именно по причине мутировавшей морали, понимания, что хорошо/плохо, допустимо и нет. Размышления об этом есть, например в повести «Жук в муравейнике».
Движением в другую сторону можно назвать появление т. н. «люденов», которые, будучи рожденными людьми, со временем обнаруживали в себе зачатки способностей другого порядка, осуществляли «переход» и выходили из человечества, создавая своё общество. То есть в данном случае вначале было изменение самого существа (человека в людена), а позднее уже изменение под себя условий и сред, в частности, уход с Земли к своему новому обществу за её пределами.
Гипотеза вместо итогов
Рассматривая творчество Стругацких, как редкий пример позитивного описания будущего, выдвинем гипотезу, почему текущие культурные нарративы на это не решаются. Когнитивный футуристический тупик вызван нежеланием или неспособностью замахнуться на 2 группы радикальных вопросов.
Первая группа. В мир светлого будущего сможет шагнуть только Новый Человек, ибо текущий автоматически воспроизведет настоящее. Каким он должен быть? Что из знакомого и даже традиционного он должен отринуть? Нужна недюжинная решимость, чтобы отменять традиции. Ведь распрощались мы когда-то с каннибализмом и рабством. И, главное, какой новый долг этот Новый Человек возьмёт на себя? За что в мире он станет отвечать, какому образу соответствовать?
Вторая группа. Что такого радикального должно измениться в Новом Мире, чтобы воспитать и воспроизводить этого Нового Человека? Какие неотменяемые социальные механики и институты надо запустить для этого?
Мы заведомо опускаем вопрос решения текущих проблем человечества, ибо они созданы тем человеком, которого мы знаем и видим в зеркалах. Он в тупике, он ожидает войн и катастроф, которые сам же создает. Новому Человеку с ним явно не по пути.
0 комментариев