«Невидимые» идеологии, которые правят без партий и выборов
Разобравшись, в первом приближении, в том, что такое идеологии и какие ограничения, иллюзии и базовые заблуждения в них бывают, рассмотрим более сложную тему: какие идеологические убеждения маскируются под знания и что это несет обществу.
Законы, законность и мир правил
В российском общественном дискурсе, особенно в случае возникновения какой-либо серьезной проблемы или просто яркого случая, обычно возникают 2 классических вопроса: «кто виноват?» и «что делать?». По первому пункту мысль уходит в направлении отсутствия/плохой работы института или человеческого фактора в них. Второй вопрос вызывает желание покарать непосредственного виновника конкретной ситуации (краткосрочный режим), а далее про изменения законов, правил, обычно в сторону ужесточения.
Про культуру запретов и негативной мотивации вместо позитивной (или создающей) условия для другого поведения людей еще спорят. Сама же логика решения вопроса «надо принять новый закон и все будет хорошо» почему-то не вызывает вопросов. Хотя в том же массовом сознании есть противоречащие этому установки, выраженные в пословицах «Закон что дышло — куда повернешь, туда и вышло» и «В России жестокость законов умеряется их повсеместным неисполнением».
Современному человеку нормально мыслить, что для улучшения мира вокруг, требуется ввести/изменить закон, правовую норму. Между тем, во-первых, есть целая область человеческой деятельности, которая отрицает законность и выступает за «понятия», хоть это и является правилами, но а) неписаными; б) альтернативными; в) не подлежащими изменению и переосмыслению. А во-вторых, другая область, ценится чуть ли не больше: репутация, честь, опыт, все это не подчиняется измеряющимся законам и, порой, надежнее их.
Предположим, что законы и правила могут быть новой вехой человечества, ступенью развития, если сравнивать с подавляющей частью истории, когда их либо не было, либо они контролировали малую область деятельности. Допустим, что расширение поля законности — детерминированное благо, пусть так.
Но есть несколько утверждений и вопросов, которые заставляют задуматься и признать это идеологией.
Первое — так считают не все, т. к. убеждение, что все должно быть по закону, а не по понятиям, лишь часть спектра. Альтернативы представлены выше.
Второе — идеология законов и правил имеет свою дискурсивную основу: понятия, термины, утверждения и нарративы, призванные доказать, что она верна. Квентин Скиннер, исследуя дискурс, называл такую идеологию юридической.
Третье — наличие серьезного противодействия со стороны конкурентов. Здесь можно вспомнить не только вышеупомянутые пословицы и поговорки, обесценивающие законы как способ организации общества, но и, например, термины «зарегулированность», «правовая гильотина»(как избавление от), и даже понятие бюрократии, которая имеет, скорее, негативные коннотации в дискурсе, чем нейтральные и тем более положительные.
Нельзя не признать, тем не менее, что эта идеологическая система глубоко проникла в политическое сознание не только на Западе, но и в других странах, ведь даже в период выборов кандидаты соревнуются между собой, рассказывая, какие законы и указы примут, чтобы исправить проблемы общества. Показательно.
Капитализм
В области работы с экономическими убеждениями все зашло ещё дальше и глубже. Вне зависимости от вектора консерватизма/либерализма, они оба находятся в капиталистической логике рынка, частной экономической инициативы, прибыли и роста благосостояния.
Даже область межличностных отношений впитала в себя дискурс капитализма, не говоря уже о концепции «образовательных услуг», «государственных услуг», «паблицитного капитала» и множества других понятий, которые стали нормой в дискурсе вне экономической сферы.
Противодействию капиталистической идеологии посвящены многочисленные работы, включая Франкфуртстскую школу. Именно сопротивление капитализму считалось одним из основных направлений работы после разгрома фашизма.
Превращение человека в товар, атомизация общества через столкновение людей между собой за счёт всеобщего рынка, конкуренции и строго индивидуальный интерес, который, как постулирует логика прибыли, всегда на первом месте. Все эти явления подробно разобраны как в научном, так и в публицистическом ключе.
Однако это не мешает, во-первых, дальнейшему проникновению идеологии капитализма в повседневную речь и деятельность, а во-вторых, снижению её «видимости», становлению самим собой разумеющимся. Что, конечно, затрудняет противодействие идеологии. В отличит от юридической идеологии, капитализму активно противодействует открытая часть политического спектра — социализм. С оговорками, что и на европейской политической сцене, и даже в Китае социализм явно «ушёл вправо». И теперь рыночные отношения признаются там неотъемлемой частью экономики.
Гуманизм
Ещё более сложная для описания и осмысления тема. Ценность человеческой жизни, казалось бы, является одним из завоеваний человечества. Но вспомним про критерии: можно ли сказать, что этому убеждению нет альтернативы в истории или дискурсе? Нет, так сказать нельзя, есть и другие точки зрения. Существует ли противодействие, в том числе в дискурсе? Да, во многих местах на планете человечество может больше ценить экономическую эффективность или ритуалы, или военную мощь, или даже природу выше человеческой жизни. И это будет выражено в дискурсе.
С одной стороны, принципы гуманизма, внедрённые в дискурс и в институты, сгладили наиболее выпуклые и неприглядные последствия человеческой деятельности. Например, посредством идей гуманизма были созданы структуры «Красного креста», «Врачей без границ», многочисленных программ бесплатной вакцинации жителей беднейших стран, программ онлайн-образования, доступных для всех.
С другой стороны — ценность человеческой жизни как таковой, без привязки к её деятельности, интенции, результатам и воззрениям, потворствует распространению в мире прослойки потребителей и борцов за безусловные права без обязанностей. В этой связи, если становится хоть на позицию Просвещения, хоть Модерна, человек, хотящий только прав и уважения к себе по факту своего рождения и не мыслящий себя в категориях общественной пользы, долга, мягко скажем, несёт сомнительную ценность.
Итог
Внимательный читатель заметит, как постепенно расширяется идеологическое поле и область, где идеологию становится сложно не увидеть. Начав с политики и классических «больших идеологий», мы постепенно показали пример «малых идеологий», неполитических спектр и даже возможность создать свой авторский вариант. В этом материале была предпринята попытка показать, что идеология необязательно будет 100% заметна, а значит, управляема. Такой вид убеждений тоже следует учитывать.
P.S. Материалы открытого доступа также публикуются в ТГ-канале: https://t.me/ideo_logical
Подписывайтесь.
0 комментариев