Идеология вне политики
Антропологическое измерение и расширение пространства исследований идеологии позволили заметить, что во многих других сферах, кроме политики, есть свои полноценные идеологии. Прежде всего, необходимо напомнить, что базовыми критериями является наличие системы идей и смыслов, выработанная групповая идентичность, свои понятия и даже свой язык, направленность идеологии на изменение реальности.
Поле возникновения
Политика, являясь, как говорил классик, концентрированной формой экономики, с одной стороны, несет в себе максимальную возможность на захват и реализацию власти, получению и закреплению права на богатства, может дать наивысший социальный статус и даже шанс «остаться в истории». С другой стороны, она сочетает в себе сложное взаимопроникновение предельной публичности и наиболее закрытых, порой на уровне гостайны, форм работы с информацией. В силу изложенного выше, становится понятным, почему именно политическая сфера со временем стала настолько усложняться, а её участники обосновывать свое право на власть не только силовым методом, но и идейно-смысловым, что вылилось в понятие идеологии.
Однако, как было написано в одном из прошлых материалов, существовали и другие сферы, претендующие на власть и собственность, но не занимающие (формально) политических статусов и должностей, например, религия или военная область. Более того, что военная, что религиозная сферы были (и где-то остаются) настолько плотно сплетены с политической, что их а) трудно разделить меж собой; б) ещё труднее не заметить, что они нацелены на обладание одних и тех же ресурсов.
Борьба за общие ресурсы неминуемо приводит к общности инструментов этой борьбы. Напомним, что у святого престола Ватикана была собственная армия, Гай Юлий Цезарь начинал с религиозной должности, не говоря уже о том, как начиналась и продолжалась история с Крестовыми походами. В этой связи усложнение любой крупной человеческой структуры и выработка ею собственной идеологии, было неизбежным, пусть даже тогда не было такого понятия.
Ещё дальше от политики
Но что если крупная структура не касается политической сферы ни прямо, ни косвенно? Может ли она не иметь внутри себя все идеологические функции и механизмы? Рискнём утверждать, что нет. Описав на первом шаге сферы, близкие к политике и имеющие политические амбиции, мы стремились сделать простой логический шаг, т. к. идеология в общественном сознании имеет импринтинг политики и перейти куда-то совсем далеко от неё сложно. Однако, если посмотреть на другие сферы, например, науку под идеологическим углом, то в ней сразу обнаружится ядро концептов: стремление к истине; вера в человека и его разум, как инструмент познания и созидания; прогресс (часто технический, но всё же). Будут смежные и периферийные концепты, например, ценность образования и сменяющие друг друга в разные эпохи эгалитарность / элитарность.
Аналогичная ситуация в такой большой структуре, как профессиональный спорт. Ценность силы; человек и его прогресс; конкуренция как двигатель — все это составляет ядро идеологии спорта. Выраженность в дискурсе, наполненном спортивными метафорами, их проникновение в обыденной речи говорит о том, что сфера является одной из основных для человечества в целом.
Коммерческая сфера
Наиболее массовой, в связи с повсеместным капитализмом, является, конечно, коммерция и множество вариантов её воплощения. В ядре можно отметить идеи блага/пользы от деятельности; ярко-выраженного стремления быть лучшим в своей сфере, четкой иерархии, что в пределе упирается во власть; своя версия идеи свободы, конечно.
Коммерция из-за своей широчайшей распространенности и отсутствия (может, временного) что монополии, что олигополии в большинстве отраслей, сталкивается с тем же вопросом, что в своё время национальные государства: как обосновать собственную уникальность (самоценность) на фоне десятков и сотен таких же как мы? Поэтому у крупных и даже средних корпораций неизбежно появляются миссии, видение, авторские или, что чаще, скопированные варианты корпоративной культуры. В зависимости от проработанности и, что важно, честности при написании, у некоторых крупных коммерческих организаций действительно можно выделить корпоративную версию идеологии. Некоторые фантасты, которые предрекают, что мир далее разделится не на государства, а на зоны ТНК, правы в том, что это возможно только при создании полноценной надстройки над их, корпораций, экономическим базисом. И замещением собой национальных государств, таким образом, только уже на другом основании.
На эту тему корпоративных идеологий и с чего начать строительство такой будет отдельный материал.
Подводя итог, можно отметить, что любая крупная структура, решив вопрос с собственной необходимостью обществу и воспроизводимостью собственных базовых практик, неизбежно начинает формулировать внутри себя базовые идеологические основания. Круг потенциальных предельных идей конечен, а концептов и их сочетаний между собой — бесконечен. Обоснование же собственной идеологической позиции в дискурсе оставляет максимально широкое пространство для творчества. Основными же отграничениями, как писалось ранее, является способность и готовность действовать на длинном горизонте планирования.
P.S. Материалы открытого доступа также публикуются в ТГ-канале: https://t.me/ideo_logical
Подписывайтесь.
0 комментариев