logo Идеология и смыслы

Идеология вне политики

Антропологическое ‎измерение‏ ‎и ‎расширение ‎пространства ‎исследований ‎идеологии‏ ‎позволили ‎заметить,‏ ‎что‏ ‎во ‎многих ‎других‏ ‎сферах, ‎кроме‏ ‎политики, ‎есть ‎свои ‎полноценные‏ ‎идеологии.‏ ‎Прежде ‎всего,‏ ‎необходимо ‎напомнить,‏ ‎что ‎базовыми ‎критериями ‎является ‎наличие‏ ‎системы‏ ‎идей ‎и‏ ‎смыслов, ‎выработанная‏ ‎групповая ‎идентичность, ‎свои ‎понятия ‎и‏ ‎даже‏ ‎свой‏ ‎язык, ‎направленность‏ ‎идеологии ‎на‏ ‎изменение ‎реальности.

Поле‏ ‎возникновения

Политика,‏ ‎являясь, ‎как‏ ‎говорил ‎классик, ‎концентрированной ‎формой ‎экономики,‏ ‎с ‎одной‏ ‎стороны,‏ ‎несет ‎в ‎себе‏ ‎максимальную ‎возможность‏ ‎на ‎захват ‎и ‎реализацию‏ ‎власти,‏ ‎получению ‎и‏ ‎закреплению ‎права‏ ‎на ‎богатства, ‎может ‎дать ‎наивысший‏ ‎социальный‏ ‎статус ‎и‏ ‎даже ‎шанс‏ ‎«остаться ‎в ‎истории». ‎С ‎другой‏ ‎стороны,‏ ‎она‏ ‎сочетает ‎в‏ ‎себе ‎сложное‏ ‎взаимопроникновение ‎предельной‏ ‎публичности‏ ‎и ‎наиболее‏ ‎закрытых, ‎порой ‎на ‎уровне ‎гостайны,‏ ‎форм ‎работы‏ ‎с‏ ‎информацией. ‎В ‎силу‏ ‎изложенного ‎выше,‏ ‎становится ‎понятным, ‎почему ‎именно‏ ‎политическая‏ ‎сфера ‎со‏ ‎временем ‎стала‏ ‎настолько ‎усложняться, ‎а ‎её ‎участники‏ ‎обосновывать‏ ‎свое ‎право‏ ‎на ‎власть‏ ‎не ‎только ‎силовым ‎методом, ‎но‏ ‎и‏ ‎идейно-смысловым,‏ ‎что ‎вылилось‏ ‎в ‎понятие‏ ‎идеологии.

Однако, ‎как‏ ‎было‏ ‎написано ‎в‏ ‎одном ‎из ‎прошлых ‎материалов, ‎существовали‏ ‎и ‎другие‏ ‎сферы,‏ ‎претендующие ‎на ‎власть‏ ‎и ‎собственность,‏ ‎но ‎не ‎занимающие ‎(формально)‏ ‎политических‏ ‎статусов ‎и‏ ‎должностей, ‎например,‏ ‎религия ‎или ‎военная ‎область. ‎Более‏ ‎того,‏ ‎что ‎военная,‏ ‎что ‎религиозная‏ ‎сферы ‎были ‎(и ‎где-то ‎остаются)‏ ‎настолько‏ ‎плотно‏ ‎сплетены ‎с‏ ‎политической, ‎что‏ ‎их ‎а)‏ ‎трудно‏ ‎разделить ‎меж‏ ‎собой; ‎б) ‎ещё ‎труднее ‎не‏ ‎заметить, ‎что‏ ‎они‏ ‎нацелены ‎на ‎обладание‏ ‎одних ‎и‏ ‎тех ‎же ‎ресурсов.

Борьба ‎за‏ ‎общие‏ ‎ресурсы ‎неминуемо‏ ‎приводит ‎к‏ ‎общности ‎инструментов ‎этой ‎борьбы. ‎Напомним,‏ ‎что‏ ‎у ‎святого‏ ‎престола ‎Ватикана‏ ‎была ‎собственная ‎армия, ‎Гай ‎Юлий‏ ‎Цезарь‏ ‎начинал‏ ‎с ‎религиозной‏ ‎должности, ‎не‏ ‎говоря ‎уже‏ ‎о‏ ‎том, ‎как‏ ‎начиналась ‎и ‎продолжалась ‎история ‎с‏ ‎Крестовыми ‎походами.‏ ‎В‏ ‎этой ‎связи ‎усложнение‏ ‎любой ‎крупной‏ ‎человеческой ‎структуры ‎и ‎выработка‏ ‎ею‏ ‎собственной ‎идеологии,‏ ‎было ‎неизбежным,‏ ‎пусть ‎даже ‎тогда ‎не ‎было‏ ‎такого‏ ‎понятия.

Ещё ‎дальше‏ ‎от ‎политики

Но‏ ‎что ‎если ‎крупная ‎структура ‎не‏ ‎касается‏ ‎политической‏ ‎сферы ‎ни‏ ‎прямо, ‎ни‏ ‎косвенно? ‎Может‏ ‎ли‏ ‎она ‎не‏ ‎иметь ‎внутри ‎себя ‎все ‎идеологические‏ ‎функции ‎и‏ ‎механизмы?‏ ‎Рискнём ‎утверждать, ‎что‏ ‎нет. ‎Описав‏ ‎на ‎первом ‎шаге ‎сферы,‏ ‎близкие‏ ‎к ‎политике‏ ‎и ‎имеющие‏ ‎политические ‎амбиции, ‎мы ‎стремились ‎сделать‏ ‎простой‏ ‎логический ‎шаг,‏ ‎т. ‎к.‏ ‎идеология ‎в ‎общественном ‎сознании ‎имеет‏ ‎импринтинг‏ ‎политики‏ ‎и ‎перейти‏ ‎куда-то ‎совсем‏ ‎далеко ‎от‏ ‎неё‏ ‎сложно. ‎Однако,‏ ‎если ‎посмотреть ‎на ‎другие ‎сферы,‏ ‎например, ‎науку‏ ‎под‏ ‎идеологическим ‎углом, ‎то‏ ‎в ‎ней‏ ‎сразу ‎обнаружится ‎ядро ‎концептов:‏ ‎стремление‏ ‎к ‎истине;‏ ‎вера ‎в‏ ‎человека ‎и ‎его ‎разум, ‎как‏ ‎инструмент‏ ‎познания ‎и‏ ‎созидания; ‎прогресс‏ ‎(часто ‎технический, ‎но ‎всё ‎же).‏ ‎Будут‏ ‎смежные‏ ‎и ‎периферийные‏ ‎концепты, ‎например,‏ ‎ценность ‎образования‏ ‎и‏ ‎сменяющие ‎друг‏ ‎друга ‎в ‎разные ‎эпохи ‎эгалитарность‏ ‎/ ‎элитарность.

Аналогичная‏ ‎ситуация‏ ‎в ‎такой ‎большой‏ ‎структуре, ‎как‏ ‎профессиональный ‎спорт. ‎Ценность ‎силы;‏ ‎человек‏ ‎и ‎его‏ ‎прогресс; ‎конкуренция‏ ‎как ‎двигатель ‎— ‎все ‎это‏ ‎составляет‏ ‎ядро ‎идеологии‏ ‎спорта. ‎Выраженность‏ ‎в ‎дискурсе, ‎наполненном ‎спортивными ‎метафорами,‏ ‎их‏ ‎проникновение‏ ‎в ‎обыденной‏ ‎речи ‎говорит‏ ‎о ‎том,‏ ‎что‏ ‎сфера ‎является‏ ‎одной ‎из ‎основных ‎для ‎человечества‏ ‎в ‎целом.

Коммерческая‏ ‎сфера

Наиболее‏ ‎массовой, ‎в ‎связи‏ ‎с ‎повсеместным‏ ‎капитализмом, ‎является, ‎конечно, ‎коммерция‏ ‎и‏ ‎множество ‎вариантов‏ ‎её ‎воплощения.‏ ‎В ‎ядре ‎можно ‎отметить ‎идеи‏ ‎блага/пользы‏ ‎от ‎деятельности;‏ ‎ярко-выраженного ‎стремления‏ ‎быть ‎лучшим ‎в ‎своей ‎сфере,‏ ‎четкой‏ ‎иерархии,‏ ‎что ‎в‏ ‎пределе ‎упирается‏ ‎во ‎власть;‏ ‎своя‏ ‎версия ‎идеи‏ ‎свободы, ‎конечно.

Коммерция ‎из-за ‎своей ‎широчайшей‏ ‎распространенности ‎и‏ ‎отсутствия‏ ‎(может, ‎временного) ‎что‏ ‎монополии, ‎что‏ ‎олигополии ‎в ‎большинстве ‎отраслей,‏ ‎сталкивается‏ ‎с ‎тем‏ ‎же ‎вопросом,‏ ‎что ‎в ‎своё ‎время ‎национальные‏ ‎государства:‏ ‎как ‎обосновать‏ ‎собственную ‎уникальность‏ ‎(самоценность) ‎на ‎фоне ‎десятков ‎и‏ ‎сотен‏ ‎таких‏ ‎же ‎как‏ ‎мы? ‎Поэтому‏ ‎у ‎крупных‏ ‎и‏ ‎даже ‎средних‏ ‎корпораций ‎неизбежно ‎появляются ‎миссии, ‎видение,‏ ‎авторские ‎или,‏ ‎что‏ ‎чаще, ‎скопированные ‎варианты‏ ‎корпоративной ‎культуры.‏ ‎В ‎зависимости ‎от ‎проработанности‏ ‎и,‏ ‎что ‎важно,‏ ‎честности ‎при‏ ‎написании, ‎у ‎некоторых ‎крупных ‎коммерческих‏ ‎организаций‏ ‎действительно ‎можно‏ ‎выделить ‎корпоративную‏ ‎версию ‎идеологии. ‎Некоторые ‎фантасты, ‎которые‏ ‎предрекают,‏ ‎что‏ ‎мир ‎далее‏ ‎разделится ‎не‏ ‎на ‎государства,‏ ‎а‏ ‎на ‎зоны‏ ‎ТНК, ‎правы ‎в ‎том, ‎что‏ ‎это ‎возможно‏ ‎только‏ ‎при ‎создании ‎полноценной‏ ‎надстройки ‎над‏ ‎их, ‎корпораций, ‎экономическим ‎базисом.‏ ‎И‏ ‎замещением ‎собой‏ ‎национальных ‎государств,‏ ‎таким ‎образом, ‎только ‎уже ‎на‏ ‎другом‏ ‎основании.

На ‎эту‏ ‎тему ‎корпоративных‏ ‎идеологий ‎и ‎с ‎чего ‎начать‏ ‎строительство‏ ‎такой‏ ‎будет ‎отдельный‏ ‎материал.

Подводя ‎итог,‏ ‎можно ‎отметить,‏ ‎что‏ ‎любая ‎крупная‏ ‎структура, ‎решив ‎вопрос ‎с ‎собственной‏ ‎необходимостью ‎обществу‏ ‎и‏ ‎воспроизводимостью ‎собственных ‎базовых‏ ‎практик, ‎неизбежно‏ ‎начинает ‎формулировать ‎внутри ‎себя‏ ‎базовые‏ ‎идеологические ‎основания.‏ ‎Круг ‎потенциальных‏ ‎предельных ‎идей ‎конечен, ‎а ‎концептов‏ ‎и‏ ‎их ‎сочетаний‏ ‎между ‎собой‏ ‎— ‎бесконечен. ‎Обоснование ‎же ‎собственной‏ ‎идеологической‏ ‎позиции‏ ‎в ‎дискурсе‏ ‎оставляет ‎максимально‏ ‎широкое ‎пространство‏ ‎для‏ ‎творчества. ‎Основными‏ ‎же ‎отграничениями, ‎как ‎писалось ‎ранее,‏ ‎является ‎способность‏ ‎и‏ ‎готовность ‎действовать ‎на‏ ‎длинном ‎горизонте‏ ‎планирования.

P.S. Материалы ‎открытого ‎доступа ‎также‏ ‎публикуются‏ ‎в ‎ТГ-канале:‏ ‎https://t.me/ideo_logical

Подписывайтесь.

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048