Идеология: от обыденного к научному
Работающая система против идеала
Во-первых, как и любая система, оценивающая что-то, идеология всегда будет выпуклой в одну сторону и вогнутой в другую. Создать или даже помыслить идеальное нечто, одинаково благосклонное ко всем, одновременно не только равно учитывающее, но и удовлетворяющее полностью все интересы, невозможно. Дело тут не столько в шутке, что «демократия есть власть демократов», сколько в структуре идеологии, у которой всегда будут бенефициары, условные нейтральные и «угнетаемые». В обыденном сознании и в речах многих политиков идеология, порой, мыслится как кнопка «сделать хорошо», но так не работает.
Выбирая ту или иную идеологию, чьи-то интересы будут учтены лучше, одна ценность будет поставлена выше другой, иерархия неизбежна. Маркс назвал бы это формулой «в интересах какого класса производится политика» и это верно, если мы рассматриваем общество с классовых позиций. Джон Ролз в своей «Теории справедливости» описал систему, при которой в рамках (!) либерализма попытается учесть все интересы, однако, он честно оговаривается, что свобода останется главной ценностью. Это приводит нас к выводу, что нет идеологии, которая понравится всем, и это точно не панацея для политики, а инструмент с тонкими настройками.
Даже в гипотетической ситуации, если побеждает идеология близкого вам класса/страты/слоя, произойдёт один из трёх вариантов: 1) жёсткая конфронтация с теми, чьи интересы не учтены или даже сознательно игнорируются; 2) долгий путь компромиссов со всеми слоями общества, что в итоге размоет многое, за что должна бороться ваша идеология; 3) различные варианты между п. 1 и п. 2, что обычно и происходит, например, в парламентских республиках.
Категории и термины
Точность формулировок и применение слов в соответствии с их значением никогда не были сильной стороной общественного дискурса. Научный же дискурс «грешит» замыканием на вопросах понятий и их употребления, иногда забывая изначальный предмет спора.
Идеология, как и смысл, про которой шла речь в одном из прошлых материалов, является примером слова, в которое обе стороны, наука и общество, пытаются разместить или разглядеть максимум содержания. Подобно культуре, чьих определений есть десятки и сотни версий, идеология призывается в общественный и обыденный дискурс, чтобы решить все проблемы сразу, от морали до экономики. Это приводит к завышению ожиданий от её возможностей, неверного использования и неизбежной фрустрации после неудачи.
Горизонт планирования
Социальные практики обладают гибкостью за счёт возможности изменять их не во всем обществе, а в малых группах. При этом, они также подчиняются общей инерции, т. к. не способны целиком отменить общий базис: язык, образование, паттерны и нарративы, передающиеся из поколения в поколение через культуру. Обыденное мышление об идеологии создаёт нереалистичную картину, что посредством изменения ценностного поля и ориентиров общества, его можно быстро и полностью (!) перенастроить на другие цели, формы и средства их достижения. Обычно под этим подразумевается некая абстрактная пропагандистская информационная операция замещения одного дискурса другим. И да, вынуждены признать, прецеденты таких удачных кампаний в истории есть. С некоторыми оговорками, где, как известно, «дьявол кроется в деталях».
Во-первых, любая заострённая проблема или точка зрения, доведённая через СМИ до предела, требует своего снятия, разрешения и неизбежного отката. Во-вторых, пики и крайние грани чреваты «перегибами на местах», которые, в свою очередь, могут вообще отвратить от идеологии даже рьяных сторонников. Достаточно посмотреть историю любой революции на масштабе в 30-50 лет.
В-третьих, у информационной мобилизации общества, как у всплеска адреналина, есть не толькдо набор позитивных и негативных последствий, но и определенное изменение восприятия таких событий в будущем. Тут может быть и истощение от надрыва, и наоборот создание формы зависимости от таких ярких событий. Поэтому, понимая всю палитру последствий для общества в более далекой перспективе, можно утверждать, что только лишь информационное идеологическое воздействие, каким бы сильным оно ни было, не способно изменить общество кардинально, но в силах создать условия для его колебания в нужную сторону. Изменение общества на уровне ценностей, перевоспитание его по сути — вопрос десятков и сотен лет, но обыденно мы не способны мыслить такими категориями времени, а научно не готовы начать применять это на практике.
Подводя итог, можно утверждать, что в обыденном сознании здравствует идеалистическое (в плохом смысле) отношение к идеологии, неточность употребления понятий, ситуативное её применение и близкий горизонт планирования общественных изменений. Научное отношение, как обычно, «запирает» свои знания в «кабинете», не решаясь начать воплощать их, или, как минимум, помочь обществу в разъяснении заблуждений.
P.S. Материалы открытого доступа также публикуются в ТГ-канале: https://t.me/ideo_logical
Подписывайтесь.
0 комментариев