День русского языка
Результаты моего ученика на ОГЭ в 2021 году были такие: "3" по русскому языку и математике, а по английскому - "5". В День русского языка и день рождения Александра Сергеевича Пушкина, прочитав поутру о проваленном ОГЭ по математике, спешу поделиться своими мыслями в связи с упомянутыми праздничными датами.
Родной язык vs иностранный язык
Я, безусловно, согласна с великим ученым, просветителем и поэтом И.В. фон Гете, что человек, который не знает иностранного языка, не знает и своего родного. Откуда смотрю я, образованный, интеллигентный человек должен в своей жизни освоить хотя бы один иностранный язык и уметь свободно им пользоваться. И неважно, будет это английский, итальянский или японский.
Однако прежде всего такой человек обязан знать свой родной язык и грамотно на нем изъясняться. Вообще, всякий человек обязан грамотно писать и говорить на родном языке. Тройка по русскому - это стыд и позор.
И здесь начинаются разнообразные проблемы. С одной стороны, "мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь" ("Евгений Онегин"), и часто знания, полученные в школе, быстро исчезают в глубинах памяти. Чтобы ими пользоваться, нужно практиковаться, но, например, взрослый человек сегодня редко ведет личный дневник. Большинство взрослых, если берутся за что-либо, всегда спрашивают: сколько денег это принесет? Нет денег - нет работы. Однако на качество владения родным языком это влияет прямым образом. Переписка стала постоянной и от этого сократилась до набора эмоджи и восклицательных знаков: ведь всегда можно найти предыдущее сообщение! Если вдруг на планете не вырубят интернет, эпистолярный жанр как таковой и сама культура обмена письмами канут в небытие.
Русский язык как предмет ЕГЭ
Я никогда не отказывала студентам-одиннадцатиклассникам в разборе заданий ЕГЭ по русскому языку, который я обязана знать выше среднего и как историк, и как литератор-переводчик, и как лингвист, и как преподаватель. Понимаете, в 11 классе с профилем "соцэконом" профилирующими предметами являются история и обществознание, а на русский язык отведен 1 урок. Иначе говоря, в расписании для 11 класса отведено всего 45 минут на предмет госэкзамена по официальному, закрепленному в Конституции национальному языку страны.
Автор статьи о мерах после провала ОГЭ по математике утверждает, что не вина учителя, если ученик к 9 классу не знает таблицу умножения. Не могу полностью с ним согласиться. Слушая рассказы своих учеников о школе и оценивая их реальные знания, я понимаю, что многие учителя действительно относятся к своей работе, как к оказанию услуг, при этом главное внимание они уделяют СВОЕМУ показателю, а не ЗНАНИЯМ ученика. В своей прошлой статье я тоже затрагивала вопрос выставления оценок, которые сам учитель признает не соответствующими реальным знаниям. В случае с разбором варианта по русскому языку, о котором я хочу рассказать, девочка не понимала, где надо было поставить запятые. Ей досталось стихотворение, и она его читала по строчке и пыталась вспомнить правила. Диалог был примерно такой:
Я: Ты прочитай стихотворение целиком и сделай разбор по членам предложения.
Она: (читает) Ну, вот я и не знаю, надо ли здесь (указывает на пропуск) ставить запятую?
Я: Смотри, хоть это и стихотворение, но на самом деле это одно распространенное предложение. Найди мне в нем подлежащее и сказуемое.
Она: (неуверенно, указывая на тот же пропуск) Ну, вот это подлежащее, а это сказуемое...
Я: И ты между ними думаешь поставить запятую?
Комментарии излишни. Но разве учитель не видит, что ученик не знает предмет? Разве, проверяя пробники и замечая систематически одну и ту же ошибку, учитель не может вынести ее на обсуждение в классе, разобрать и дать задание? Мне обычно хватает 1-2 занятий по английскому, чтобы проработать какое-то непонимание. И если мне скажут, что учитель не находит на это времени, то я, понимая весь груз бумажной волокиты, все же считаю, что учитель в таком случае не умеет временем пользоваться. Конечно, бумажки сами себя не напишут, но и учитель не сдает экзамен за ученика. Вместо этого, как мне рассказывают, учителя иногда предпочитают жаловаться ученикам на объем работы.
Я, безусловно, горжусь своими учениками: ОГЭ у меня все и всегда сдают на "отлично". Но в случае с учеником этого года моя гордость особенная. Он одним из первых сдал работу, а через 15 минут тем, кто еще решал, "слили" результаты. Он писал мне в мессенджере, что у него "все правильно", уже по памяти проверив свои ответы с выданными. Да, он действительно знает на "5". Но откуда взялись ответы для всех остальных? И как это относится к "максимально прозрачной, неподвластной коррупции" системе проверки знаний, как позиционируют ОГЭ?
Кто виноват?
Когда я слышу жалобы родителей и деятелей искусств на то, что ОГЭ/ЕГЭ плохи тем, что детей "учат угадывать ответы в тестах", я вспоминаю все перечисленные и похожие случаи за годы своей преподавательской деятельности и понимаю, что дела плохи, но виноват не ЕГЭ. Каждый год, давая ученикам задание на лето, я напоминаю им, что наша задача - не забыть пройденное. Забудешь - придется начинать заново. И если в начальной школе это условно допустимо, то ближе к 9 классу - это головотяпство, на которое не обращают внимание ни родители, ни учителя. Дети полагаются на то, что информацию и ответ всегда можно найти в интернете. Но когда приходит пора экзамена, выясняется, что нужны реальные навыки и хотя бы наполовину заполненная память. А их нет, потому что родители отдали учеников в школу, а учитель решил, что таблица умножения - это ответственность ученика. Ученик же знает, что на каждую обязанность и ответственность, которую ему пытаются вменить, есть его личные права ребенка. И если он не хочет учить таблицу умножения или уметь разбирать предложения по членам для расстановки знаков препинания, то он имеет право. А вот оценку ему должны поставить хорошую.
Так получается в итоге, что никто никому ничего не должен, и форма аттестации здесь ни при чем. ОГЭ и ЕГЭ лишь подсвечивают глубину общественной дезинтеграции и абсолютного обесценивания образованности и умения учиться.
Текст от 6 июня 2021.
0 комментариев