logo Гуманитария

День русского языка

Результаты ‎моего‏ ‎ученика ‎на ‎ОГЭ ‎в ‎2021‏ ‎году ‎были‏ ‎такие:‏ ‎"3" ‎по ‎русскому‏ ‎языку ‎и‏ ‎математике, ‎а ‎по ‎английскому‏ ‎-‏ ‎"5". ‎В‏ ‎День ‎русского‏ ‎языка ‎и ‎день ‎рождения ‎Александра‏ ‎Сергеевича‏ ‎Пушкина, ‎прочитав‏ ‎поутру ‎о‏ ‎проваленном ‎ОГЭ ‎по ‎математике, спешу ‎поделиться‏ ‎своими‏ ‎мыслями‏ ‎в ‎связи‏ ‎с ‎упомянутыми‏ ‎праздничными ‎датами.

Родной‏ ‎язык‏ ‎vs ‎иностранный‏ ‎язык

Я, ‎безусловно, ‎согласна ‎с ‎великим‏ ‎ученым, ‎просветителем‏ ‎и‏ ‎поэтом ‎И.В. ‎фон‏ ‎Гете, ‎что‏ ‎человек, ‎который ‎не ‎знает‏ ‎иностранного‏ ‎языка, ‎не‏ ‎знает ‎и‏ ‎своего ‎родного. ‎Откуда ‎смотрю ‎я,‏ ‎образованный,‏ ‎интеллигентный ‎человек‏ ‎должен ‎в‏ ‎своей ‎жизни ‎освоить ‎хотя ‎бы‏ ‎один‏ ‎иностранный‏ ‎язык ‎и‏ ‎уметь ‎свободно‏ ‎им ‎пользоваться.‏ ‎И‏ ‎неважно, ‎будет‏ ‎это ‎английский, ‎итальянский ‎или ‎японский.

Однако‏ ‎прежде ‎всего‏ ‎такой‏ ‎человек ‎обязан ‎знать‏ ‎свой ‎родной‏ ‎язык ‎и ‎грамотно ‎на‏ ‎нем‏ ‎изъясняться. ‎Вообще,‏ ‎всякий ‎человек‏ ‎обязан ‎грамотно ‎писать ‎и ‎говорить‏ ‎на‏ ‎родном ‎языке.‏ ‎Тройка ‎по‏ ‎русскому ‎- ‎это ‎стыд ‎и‏ ‎позор.

И‏ ‎здесь‏ ‎начинаются ‎разнообразные‏ ‎проблемы. ‎С‏ ‎одной ‎стороны,‏ ‎"мы‏ ‎все ‎учились‏ ‎понемногу ‎чему-нибудь ‎и ‎как-нибудь" ("Евгений ‎Онегин"),‏ ‎и ‎часто‏ ‎знания,‏ ‎полученные ‎в ‎школе,‏ ‎быстро ‎исчезают‏ ‎в ‎глубинах ‎памяти. ‎Чтобы‏ ‎ими‏ ‎пользоваться, ‎нужно‏ ‎практиковаться, ‎но,‏ ‎например, ‎взрослый ‎человек ‎сегодня ‎редко‏ ‎ведет‏ ‎личный ‎дневник.‏ ‎Большинство ‎взрослых,‏ ‎если ‎берутся ‎за ‎что-либо, ‎всегда‏ ‎спрашивают:‏ ‎сколько‏ ‎денег ‎это‏ ‎принесет? ‎Нет‏ ‎денег ‎-‏ ‎нет‏ ‎работы. ‎Однако‏ ‎на ‎качество ‎владения ‎родным ‎языком‏ ‎это ‎влияет‏ ‎прямым‏ ‎образом. ‎Переписка ‎стала‏ ‎постоянной ‎и‏ ‎от ‎этого ‎сократилась ‎до‏ ‎набора‏ ‎эмоджи ‎и‏ ‎восклицательных ‎знаков:‏ ‎ведь ‎всегда ‎можно ‎найти ‎предыдущее‏ ‎сообщение!‏ ‎Если ‎вдруг‏ ‎на ‎планете‏ ‎не ‎вырубят ‎интернет, ‎эпистолярный ‎жанр‏ ‎как‏ ‎таковой‏ ‎и ‎сама‏ ‎культура ‎обмена‏ ‎письмами ‎канут‏ ‎в‏ ‎небытие.

Русский ‎язык‏ ‎как ‎предмет ‎ЕГЭ

Я ‎никогда ‎не‏ ‎отказывала ‎студентам-одиннадцатиклассникам‏ ‎в‏ ‎разборе ‎заданий ‎ЕГЭ‏ ‎по ‎русскому‏ ‎языку, ‎который ‎я ‎обязана‏ ‎знать‏ ‎выше ‎среднего‏ ‎и ‎как‏ ‎историк, ‎и ‎как ‎литератор-переводчик, ‎и‏ ‎как‏ ‎лингвист, ‎и‏ ‎как ‎преподаватель.‏ ‎Понимаете, ‎в ‎11 ‎классе ‎с‏ ‎профилем‏ ‎"соцэконом"‏ ‎профилирующими ‎предметами‏ ‎являются ‎история‏ ‎и ‎обществознание,‏ ‎а‏ ‎на ‎русский‏ ‎язык ‎отведен ‎1 ‎урок. ‎Иначе‏ ‎говоря, ‎в‏ ‎расписании‏ ‎для ‎11 ‎класса‏ ‎отведено ‎всего‏ ‎45 ‎минут ‎на ‎предмет‏ ‎госэкзамена‏ ‎по ‎официальному,‏ ‎закрепленному ‎в‏ ‎Конституции ‎национальному ‎языку ‎страны.

Автор ‎статьи‏ ‎о‏ ‎мерах ‎после‏ ‎провала ‎ОГЭ‏ ‎по ‎математике утверждает, ‎что ‎не ‎вина‏ ‎учителя,‏ ‎если‏ ‎ученик ‎к‏ ‎9 ‎классу‏ ‎не ‎знает‏ ‎таблицу‏ ‎умножения. ‎Не‏ ‎могу ‎полностью ‎с ‎ним ‎согласиться.‏ ‎Слушая ‎рассказы‏ ‎своих‏ ‎учеников ‎о ‎школе‏ ‎и ‎оценивая‏ ‎их ‎реальные ‎знания, ‎я‏ ‎понимаю,‏ ‎что ‎многие‏ ‎учителя ‎действительно‏ ‎относятся ‎к ‎своей ‎работе, ‎как‏ ‎к‏ ‎оказанию ‎услуг,‏ ‎при ‎этом‏ ‎главное ‎внимание ‎они ‎уделяют ‎СВОЕМУ‏ ‎показателю,‏ ‎а‏ ‎не ‎ЗНАНИЯМ‏ ‎ученика. ‎В‏ ‎своей ‎прошлой‏ ‎статье‏ ‎я ‎тоже‏ ‎затрагивала ‎вопрос ‎выставления ‎оценок, которые ‎сам‏ ‎учитель ‎признает‏ ‎не‏ ‎соответствующими ‎реальным ‎знаниям.‏ ‎В ‎случае‏ ‎с ‎разбором ‎варианта ‎по‏ ‎русскому‏ ‎языку, ‎о‏ ‎котором ‎я‏ ‎хочу ‎рассказать, ‎девочка ‎не ‎понимала,‏ ‎где‏ ‎надо ‎было‏ ‎поставить ‎запятые.‏ ‎Ей ‎досталось ‎стихотворение, ‎и ‎она‏ ‎его‏ ‎читала‏ ‎по ‎строчке‏ ‎и ‎пыталась‏ ‎вспомнить ‎правила.‏ ‎Диалог‏ ‎был ‎примерно‏ ‎такой:

Я: ‎Ты ‎прочитай ‎стихотворение ‎целиком‏ ‎и ‎сделай‏ ‎разбор‏ ‎по ‎членам ‎предложения.
Она:‏ ‎(читает) ‎Ну,‏ ‎вот ‎я ‎и ‎не‏ ‎знаю,‏ ‎надо ‎ли‏ ‎здесь ‎(указывает‏ ‎на ‎пропуск) ‎ставить ‎запятую?
Я: ‎Смотри,‏ ‎хоть‏ ‎это ‎и‏ ‎стихотворение, ‎но‏ ‎на ‎самом ‎деле ‎это ‎одно‏ ‎распространенное‏ ‎предложение.‏ ‎Найди ‎мне‏ ‎в ‎нем‏ ‎подлежащее ‎и‏ ‎сказуемое.
Она:‏ ‎(неуверенно, ‎указывая‏ ‎на ‎тот ‎же ‎пропуск) ‎Ну,‏ ‎вот ‎это‏ ‎подлежащее,‏ ‎а ‎это ‎сказуемое...
Я:‏ ‎И ‎ты‏ ‎между ‎ними ‎думаешь ‎поставить‏ ‎запятую?

Комментарии‏ ‎излишни. ‎Но‏ ‎разве ‎учитель‏ ‎не ‎видит, ‎что ‎ученик ‎не‏ ‎знает‏ ‎предмет? ‎Разве,‏ ‎проверяя ‎пробники‏ ‎и ‎замечая ‎систематически ‎одну ‎и‏ ‎ту‏ ‎же‏ ‎ошибку, ‎учитель‏ ‎не ‎может‏ ‎вынести ‎ее‏ ‎на‏ ‎обсуждение ‎в‏ ‎классе, ‎разобрать ‎и ‎дать ‎задание?‏ ‎Мне ‎обычно‏ ‎хватает‏ ‎1-2 ‎занятий ‎по‏ ‎английскому, ‎чтобы‏ ‎проработать ‎какое-то ‎непонимание. ‎И‏ ‎если‏ ‎мне ‎скажут,‏ ‎что ‎учитель‏ ‎не ‎находит ‎на ‎это ‎времени,‏ ‎то‏ ‎я, ‎понимая‏ ‎весь ‎груз‏ ‎бумажной ‎волокиты, ‎все ‎же ‎считаю,‏ ‎что‏ ‎учитель‏ ‎в ‎таком‏ ‎случае ‎не‏ ‎умеет ‎временем‏ ‎пользоваться.‏ ‎Конечно, ‎бумажки‏ ‎сами ‎себя ‎не ‎напишут, ‎но‏ ‎и ‎учитель‏ ‎не‏ ‎сдает ‎экзамен ‎за‏ ‎ученика. ‎Вместо‏ ‎этого, ‎как ‎мне ‎рассказывают,‏ ‎учителя‏ ‎иногда ‎предпочитают‏ ‎жаловаться ‎ученикам‏ ‎на ‎объем ‎работы.

Я, ‎безусловно, ‎горжусь‏ ‎своими‏ ‎учениками: ‎ОГЭ‏ ‎у ‎меня‏ ‎все ‎и ‎всегда ‎сдают ‎на‏ ‎"отлично".‏ ‎Но‏ ‎в ‎случае‏ ‎с ‎учеником‏ ‎этого ‎года‏ ‎моя‏ ‎гордость ‎особенная.‏ ‎Он ‎одним ‎из ‎первых ‎сдал‏ ‎работу, ‎а‏ ‎через‏ ‎15 ‎минут ‎тем,‏ ‎кто ‎еще‏ ‎решал, ‎"слили" ‎результаты. ‎Он‏ ‎писал‏ ‎мне ‎в‏ ‎мессенджере, ‎что‏ ‎у ‎него ‎"все ‎правильно", ‎уже‏ ‎по‏ ‎памяти ‎проверив‏ ‎свои ‎ответы‏ ‎с ‎выданными. ‎Да, ‎он ‎действительно‏ ‎знает‏ ‎на‏ ‎"5". ‎Но‏ ‎откуда ‎взялись‏ ‎ответы ‎для‏ ‎всех‏ ‎остальных? ‎И‏ ‎как ‎это ‎относится ‎к ‎"максимально‏ ‎прозрачной, ‎неподвластной‏ ‎коррупции"‏ ‎системе ‎проверки ‎знаний,‏ ‎как ‎позиционируют‏ ‎ОГЭ?

Кто ‎виноват?

Когда ‎я ‎слышу‏ ‎жалобы‏ ‎родителей ‎и‏ ‎деятелей ‎искусств‏ ‎на ‎то, ‎что ‎ОГЭ/ЕГЭ ‎плохи‏ ‎тем,‏ ‎что ‎детей‏ ‎"учат ‎угадывать‏ ‎ответы ‎в ‎тестах", я ‎вспоминаю ‎все‏ ‎перечисленные‏ ‎и‏ ‎похожие ‎случаи‏ ‎за ‎годы‏ ‎своей ‎преподавательской‏ ‎деятельности‏ ‎и ‎понимаю,‏ ‎что ‎дела ‎плохи, ‎но ‎виноват‏ ‎не ‎ЕГЭ.‏ ‎Каждый‏ ‎год, ‎давая ‎ученикам‏ ‎задание ‎на‏ ‎лето, ‎я ‎напоминаю ‎им,‏ ‎что‏ ‎наша ‎задача‏ ‎- ‎не‏ ‎забыть ‎пройденное. ‎Забудешь ‎- ‎придется‏ ‎начинать‏ ‎заново. ‎И‏ ‎если ‎в‏ ‎начальной ‎школе ‎это ‎условно ‎допустимо,‏ ‎то‏ ‎ближе‏ ‎к ‎9‏ ‎классу ‎-‏ ‎это ‎головотяпство,‏ ‎на‏ ‎которое ‎не‏ ‎обращают ‎внимание ‎ни ‎родители, ‎ни‏ ‎учителя. ‎Дети‏ ‎полагаются‏ ‎на ‎то, ‎что‏ ‎информацию ‎и‏ ‎ответ ‎всегда ‎можно ‎найти‏ ‎в‏ ‎интернете. ‎Но‏ ‎когда ‎приходит‏ ‎пора ‎экзамена, ‎выясняется, ‎что ‎нужны‏ ‎реальные‏ ‎навыки ‎и‏ ‎хотя ‎бы‏ ‎наполовину ‎заполненная ‎память. ‎А ‎их‏ ‎нет,‏ ‎потому‏ ‎что ‎родители‏ ‎отдали ‎учеников‏ ‎в ‎школу,‏ ‎а‏ ‎учитель ‎решил,‏ ‎что ‎таблица ‎умножения ‎- ‎это‏ ‎ответственность ‎ученика.‏ ‎Ученик‏ ‎же ‎знает, ‎что‏ ‎на ‎каждую‏ ‎обязанность ‎и ‎ответственность, ‎которую‏ ‎ему‏ ‎пытаются ‎вменить,‏ ‎есть ‎его‏ ‎личные ‎права ‎ребенка. ‎И ‎если‏ ‎он‏ ‎не ‎хочет‏ ‎учить ‎таблицу‏ ‎умножения ‎или ‎уметь ‎разбирать ‎предложения‏ ‎по‏ ‎членам‏ ‎для ‎расстановки‏ ‎знаков ‎препинания,‏ ‎то ‎он‏ ‎имеет‏ ‎право. ‎А‏ ‎вот ‎оценку ‎ему ‎должны ‎поставить‏ ‎хорошую.

Так ‎получается‏ ‎в‏ ‎итоге, ‎что ‎никто‏ ‎никому ‎ничего‏ ‎не ‎должен, ‎и ‎форма‏ ‎аттестации‏ ‎здесь ‎ни‏ ‎при ‎чем.‏ ‎ОГЭ ‎и ‎ЕГЭ ‎лишь ‎подсвечивают‏ ‎глубину‏ ‎общественной ‎дезинтеграции‏ ‎и ‎абсолютного‏ ‎обесценивания ‎образованности ‎и ‎умения ‎учиться.

Текст‏ ‎от‏ ‎6 июня‏ ‎2021.

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048