ЛЛЛ (Люди любят ложь)
Недавно на одном типа мастер-классе меня спросили: а как защищаться от влияния пропаганды? Этот на редкость неактуальный для нашей страны вопрос было бы правильнее задать так: а как защититься от вранья?
И чтобы на него ответить, необходимо задать вопрос встречный. А мы любим ложь? Глупый вопрос, правда? Ответ очевиден: конечно, мы ее обожаем! И я не только о «входящем обмане», то есть когда врут нам. Эта неправда нам часто нравится больше, чем истина. Не стоит и говорить: вы далеко не всегда предпочтете грубость лицемерию, а безысходность сердобольной надежде. И поэтому от пропаганды порой защищаться бессмысленно. Точно так же как нет никакого смысла защищаться от надежды, когда вы хотите верить.
Но я и не о том вранье, когда мы сами обманываем других. Хотя и в этом случае неискренность нам более чем симпатична. Я здесь о нашей страсти к самой мощной разновидности лжи - о самообмане. А вот от этой «пропаганды» защититься очень непросто. Она намного сильней вранья, которое льётся из телевизора и из прочих официальных СМИ. Этот беззвучный обман - самый громкий и самый распространённый обман в мире. Мы врем себе больше, чем врем другим. Мы разводим себя чаще, чем разводим сахар в стакане.
Самообман это не строительная бытовка, это пирамида Хеопса. Она не временна, она старейший способ наших отношений с самим с собой. И зародился он значительно раньше, чем египетские пирамиды. Возник он с появлением нашей внутренней пирамиды - психики. Вранье себе - дом нашего Я. Никто не хочет его сносить. Даже тогда, когда здание уже гниет и сыпется. Способность говорить с собой честно встречается так же редко, как смелость сделать замечание группе пьяных боксеров на темной улице. И если вы полагаете, что не обманываете себя, это и есть первый пример классического самообмана. Мы врем себе постоянно. Мы уверяем себя, что мы любим, когда не любим; и наоборот, что мы не любим, когда мы в любви по самые уши; мы врем себе, что мы хотим того, чего не хотим, и не хотим того, чего страстно желаем. Мы лукавим с собой, когда думаем, что нас раздражает одно, когда на самом деле нас бесит совсем другое. После тяжелого расставания мы хотим верить, что наши чувства мирно потухли в камине, в то время когда они уже пылают пожаром в гостиной.
Почему мы неискренни сами с собой? Самообман- это ножик. Мы пытаемся им себя защитить. От чего? От неприятной или жестокой правды. Мы им обороняемся, до тех пока не порежемся об него сами. От чего мы пытаемся себя защитить? Есть три основные причины самообмана.
Первая. Мы врем себе, чтобы избежать боли. Когда хотим убедить себя, что все на самом деле не так уж страшно и плохо. И в этом самообман, безусловно, полезен.
Вторая причина. Мы лукавим с собой, чтобы сохранить идентичность. Нам кажется, что мы должны быть чем-то одним. Нам важно быть «последовательным» и «цельным» в своих глазах. Я могу быть либо хоботом, либо попой. Хотя слон это, очевидно, это и то и другое.
Третья причина. Мы нечестны с собой, чтобы выглядеть в своих глазах лучше. Мы боимся себя. Мы себя плохо знаем. Мы не хотим себя знать, чтоб, не дай бог, при знакомстве не обнаружить шерсть и окровавленные клыки. И здесь самообман уже далеко не так безобиден. Поскольку нам трудно принять то, чем мы на самом деле являемся. Нам нелегко поверить, что мы это сутки, где есть и светлый день и тёмная ночь. Мы желаем быть ясным днем, где все светло, а тьма - это лишь случайные тени. Нам трудно принять в себе ночь. Мы не хотим признать, что у начищенного до блеска зеркала нашей парадной личности есть обратная сторона - чёрная. Мы не желаем знать, что в нашем чистом, уютном домике есть грязный темный подвал. И вот мы этот подвал уже стараемся не замечать: вытесняем «плохие мысли», «неправильные чувства», «порочные желания».
Когда мы любим, например, одного, а хотим другого, что встречается, давайте себе честно признаемся, не так уж и редко, мы должны подавить, заглушить, вытеснить одно чувство в пользу другого. Или когда мы любим и одновременно ненавидим, что, конечно, никакая не странность, а как учили нас классики психоанализа, обычная амбивалентность, мы скрываем от себя часть правды. Пытаемся спрятать в шкафу души одно из чувств, как скрывают от мужа любовника.
«Либо-либо» - вот единственный возможный девиз, чтоб сохранить нашу цельность. Так мы пытаемся спасти свою уютную «идентичность». Здесь не может быть «и», - говорим мы себе, - здесь может быть только «или». «Или» люблю этого «или» хочу того. Но человек - это именно «И». И всю нашу жизнь и тем более отношения иногда нужно решать через «И-уравнение». Хочу пожрать на ночь и хочу быть стройным. Хочу подготовиться к завтрашней встрече и хочу спать.
МЫ МОЖЕМ ХОТЕТЬ ОДНОВРЕМЕННО ДВЕ НЕСОВМЕСТИМЫЕ ВЕЩИ! ЭТО НОРМАЛЬНО. Дело лишь в том, что одну из них мы всегда хотим чуть больше другой. И поэтому балуем младшенького чуть больше, чем старшего. Но это не значит, что старшего мы вовсе не любим. Но тиран внутри нас твердит: либо-либо! Мы как та фрейдовская девушка на балу: ей хочется и почесаться и одновременно сохранить лицо. Чего она хочет больше? Ответ один: и того и другого. Но даже в таких мелочах мы порой не готовы себе признаться.
И в этом месте проходят границы разрушительной силы самообмана: мы подавляем свои желания, думаем не свои мысли, проживаем в конце концов не свою жизнь. Как транссексуал, что живет в гостях не у своего пола. Как разведчик в тылу врага, который должен все время выкручиваться. Потребность защитится от неприятного может стать опасной для нас самих. Желая спастись от хулигана с рогаткой, мы бежим от него так быстро, что падаем и ломаем шею.
Что делать? Привыкать говорить себе правду! Как? Нужно знакомиться с настоящим собой. Как? Точно так же, как мы когда-то знакомимся с людьми на новой работе. Сначала мы тихо и вежливо представляемся ещё незнакомым нам коллегами; потом острожно пытаемся пошутить; а уже через месяц снимаем штаны и кричим дурным голосом в караоке на корпоративке. Умение быть честным с собой требует напряжения в мышцах. Но, не начав движение к правде, мы никогда не двинемся в те края, где так маняще горят загадочные огоньки - туда, где живет наше настоящее Я, где спят наши истинные мысли и чувства.
P.S. Что касается вопроса о пропаганде. Лучше всего на него когда то ответил Кьеркегор: People demand freedom of speech as a compensation for the freedom of thought which they seldom use.
2 комментария