Raft: Вот какой plot построил бы я
Игра-выживание Raft вышла из раннего доступа два с половиной года назад — и сразу поимела оглушительный успех. Впрочем, она его имела и в раннем доступе, куда попала в 2018 году, уже семь лет назад.
Raft стремительно взлетела на первую строчку чарта бестселлеров Steam, сбросив оттуда Stray, которая тоже феномен (не каждая игра становится лидером продаж при том, что её ещё никто не видел).
Успех Raft вполне заслужен. И это при том, что её геймплей не так уж и оригинален: там нужно много пить, есть и срубить без счёта деревьев. Ну, сами знаете, не маленькие. Так в чём же дело?
Я не стал бы ставить сюда статью про игру, в которую все вы, дорогие друзья, за истекшие годы, конечно, успели наиграться. Главная цель проекта — обращаться к экзотике, чему-то малоизвестному, а не мировым хитам. Однако, я решил нарушить собственные правила. В конце объясню, почему. А пока представьте себе, что в Raft вы не играли. Или, ещё лучше, вообще не играли в survival-игры.
Две стороны
В первую очередь меня интересовал именно сюжет. Общий геймплей-то сразу очень понравился (потом объясню, чем именно), но ведь надо же знать, ради чего городится огород — в самом прямом смысле слова?
И взялся я, значит, за сюжет.
Примерно после полусотни часов блуждания по сюжетным островам геймплей уже не казался мне настолько милым. Часов через шестьдесят на горизонте сознания уже стали сгущаться первые облачка характерной душной злобы, так хорошо знакомой любому геймеру. До финального острова я-таки добрался, прошёл квесты где-то наполовину — и сломался. Надломила меня «полоса препятствий» в духе аркад годов этак восьмидесятых. А следующий пазл, выдавший баг, добил. Попутно выяснилось, что система сохранений тоже работает некорректно (по крайней мере, в этом месте).
Вот тут я плюнул на всё, добрался до своего плота и ушёл в море. Пить, жрать, рубить деревья. Потому что ну вас. Вернусь, когда настроение станет достаточно мазохистским.
И — о, чудо! Игра опять стала замечательной. На душе сделалось легко, а я ощутил любовь ко всему человечеству.
Как вы уже поняли, сюжетная часть мне не слишком зашла. Надо поговорить о том, с чем же она так контрастирует.
Плот
Я напомню суть всех survival-игр. Вы — «голый человек на голой земле, никакой частной собственности». Вам попытаются объяснить, как так вышло (есть разные варианты, хотя их количество и ограничено). Надо искать воду, пищу, строить какое-то жильё. А чтоб было не так скучно, разнообразнейшие зомби, дикари-каннибалы и инопланетные монстры так и норовят укусить вас за… что-нибудь.
Та же схема используется и в Raft. Суша резко ушла под воду, вы на плоту посреди океана, ставшего по-настоящему Мировым, а мимо проплывает разное г… разные вещи, в общем. Эти вещи вы подбираете, делаете из них простенькую удочку, простенький опреснитель, простенькую жаровню, расширяете платформу… ну, знакомое дело. Вокруг вашего плота нарезает круги голодная акула, сверху летают вороватые чайки. Плот дрейфует и иногда на горизонте возникает остров, на котором можно разжиться всякими ништяками. Всё, схема собрана и работает.
Голубое, зелёное, синее
Атмосфера survival-игр всегда одна и та же. Беспокойство, временами переходящее в липкий ужас. Солнце, неумолимо уходящее за горизонт в 7 Days to Die. Мороз, волки и последняя догорающая спичка в The Long Dark. Убийственные красоты Subnautica (любуйся рыбками быстрей, через две минуты сдохнешь). Вы помните.
Raft отличается от этого разительно. Голубое небо. Солнышко. Почти спокойное синее море. Зелёные острова. Пальмы. И плот. А на плоту ты такой — босиком, в шортах и майке.
Нет, там тоже надо суетиться, бороться, выживать, вот это вот всё. Но синева, зелень и плеск волн перевешивают, и сильно. Возможно, это и есть причина успеха игры. Даже полностью отмороженному выживальщику иногда нужно провести отпуск на теплом море.
И даже в самих вопросах выживания игра относится к вам довольно снисходительно. Акулу можно научиться убивать без ущерба для себя. От чаек, ворующих урожай — отгородиться. А когда вы доберётесь до остатков цивилизации, то внезапно выяснится, что ваше падение этажа с четырнадцатого, сотрясающее землю (сотрясение демонстрируется) обходится вам всего лишь процентов в двадцать лайфбара, которые быстро регенерируют.
По-настоящему драться за жизнь, цепляться когтями и зубами вам вряд ли придётся. Элементарная осмотрительность — и можно расслабиться.
Но море, небо и пальмы умиротворяют настолько, что даже этого кажется много. Даже на «миролюбивом» уровне сложности, где тебя почти никто не трогает. Блин, не хочу жарить скумбрию и опреснять воду! Хочу лежать в шезлонге, смотреть на закат и потягивать кокосовый коктейль через соломинку… а, черт, коктейль тоже надо смешивать.
Специально для этого в Raft и сделан кооперативный режим. Типа, сегодня твоя очередь дежурить по кухне. Но друзей может и не найтись. Увы.
Вообще, я считаю, что каждый гейм-девелопер должен брать пример с Fun Pimps. С их 7 Days to Die. Два десятка разных настроек сложности, которые можно поменять в любой момент игры. Каждый может вылепить геймплей по своему вкусу. Хочешь, чтоб какая-нибудь чайка убивала тебя с одного удара — валяй, потешь внутреннего извращенца, мешать не будем.
В Raft с настройками мира всё бедновато. Впрочем, так почти везде.
Какой plot построил бы я
И ещё раз о сюжете. Нет, сам по себе он неплох. Мировой катаклизм, выживание, спасение остатков человечества. Оригинальный штрих: главгад — не озверевший генерал, не безумный учёный и даже не денежный мешок, для которого люди — грязь под ногами. Он просто туповатый госслужащий, который на бюджетные средства, выделенные для спасения населения Швеции от всемирного потопа, построил себе шикарную яхту и смылся в неизвестном направлении. И даже это ему толком не удалось.
Откуда вообще потоп? Сюжет излагается полунамёками, но можно предположить, что виноваты во всём Всемирные Жирные Сволочи, не послушавшие Грету Тунберг.
И в принципе, оно бы всё и ничего. Сюжет как сюжет. Но очень уж он не стыкуется с синевой и пальмовыми листьями, о которых я так разливался выше.
И я невольно задумался: а какая сюжетная линия могла бы подойти к такому геймплею? И додумался вот до чего.
Дальше будет исключительно мой бред, не имеющий отношения к игре. Вы можете его пропустить. Хотя с вашей стороны было бы очень мило так не делать; лично мне мой креативный выброс пришёлся по душе и я им даже немного горжусь.
Возьмём две исходные отправные точки: потоп и одну из моделей протагониста — негр с дредами. А дальше обратимся к растафарианству. Негр, конечно, с Ямайки. Ямайка утонула, а он спасся на крохотном плоту. Тут ему является Джа, который говорит: ты должен добраться до Земли Обетованной, до Эфиопии, то есть. Путь неблизкий, поэтому Я буду тебе помогать, но помни, что это всё-таки испытание, так что и самому придётся подсуетиться.
А дальше всё как положено: плот, выживание умеренной расслабленности, какая-то уцелевшая радиостанция, пускающая в эфир записи Боба Марли и сочувствующих, плюс на плоту грядка с… в общем, чтоб настроение повышалось. А помощь Джа хорошо объясняет всевозможные условности крафтинга, готовки и строительства, каковых так много в любой survival-игре.
Потоп, конечно, устроил Вавилон. Давно к этому шло. Но даже потоп нам на руку: теперь у Эфиопии есть выход к морю и до Земли Обетованной действительно можно доплыть на плоту. Ну, Сомали пошла под затопление. Подумаешь.
В сухом остатке (да, это каламбур)
Вещь, конечно, очень хорошая; быстро понимаешь, за что общественность так её возлюбила. «Мягкое выживание». Если вам хочется чего-то позлобнее, выбор очень широкий. Однако, для расслабления, но чтоб немножко и выживать, Raft идеальна. Игра явно нашла свою нишу.
Графическое решение может показаться простеньким. Но оно отлично сочетается с самим духом игры. Raft и не претендует на смертельную серьезность.
В недостатки я бы записал не саму сюжетную часть, а то, как она стыкуется со всем остальным. Я даже задумался: на каком из сюжетных островов можно плюнуть на сюжет и начать наслаждаться жизнью? По идее, можно уже после второго, где дают МАШЫНУ и рулевое устройство — можно рассекать против ветра и поворачивать плот по своему желанию (разворачивать плот — это очень важно, хотя и без этого можно обойтись). Хотя на четвёртом дадут металлоискатель (искать клады — это весело и прибыльно). А на предпредпоследнем — ветрогенератор. Важная вещь для лежания в шезлонге (хотя до электропроводки авторы так и не додумались, надо по плоту с аккумуляторами бегать).
Не знаю. Впрочем, всё это — не более, чем моё субъективное мнение. Хотя до ветрогенератора, судя по глобальной статистике достижений Steam дошли всего 6,1% пользователей.
Остальные просто наслаждаются жизнью. Наверное.
Прошли годы…
Ну, на этот раз не годы. Полгода с момента финального релиза. Но релиз ранней версии состоялся гораздо раньше, потенциал игры разглядели многие — и принялись её клонировать ещё до выхода.
На данный момент мне известно о нескольких более или менее точных клонах Raft. Вероятно, их больше.
Lost World. Самый точный клон. Идеально копирует Raft, но так, чтобы стало совсем уж красиво, фотореалистично, как на открытке — «привет с юга». Ранний доступ появился в 2022 году, а уже через год разработчики пропали с горизонта, а игра получила статус заброшенки. Но её ещё можно купить, потратив каких-нибудь 350 рублей.
Remains. А вот здесь уже минималистичный подход к теме. Но клонирование не менее точное. Дело происходит в замусоренном открытом космосе, поэтому добывать надо и кислород. Кроме того, в игре реализована относительно реалистичная космическая динамика — разогнавшись в безвоздушном пространстве, можно убиться о кусок пиццы. Тоже заброшенка; очень мало кто наиграл в неё больше 20 часов. Примечателен тот факт, что Remains стоит всего 150 рублей. А я по случаю праздников взял ее и вовсе за тридцать.
Мне также известны ещё две попытки перенести Raft в космос — Life Not Supported и Drift: Space Survival. Обе они вышли примерно в то же время, в 2022–2023 годах, обе имеют «смешанные» рейтинги в магазине Steam, обе продаются незадорого и в обе мало кто подолгу играл. Видимо, в случае с плотом работает только море и острова, космос уже не подходит. Тоже интересный феномен.
VoidTrain. Здесь уже не совсем космос и плот. Надо лететь на паровозе через эфирное пространство, строясь, ремонтируясь и отстреливая эфирных нацистов. Собственно, главной особенностью VT как раз и является то, что из неё попытались сделать ещё и шутер от первого лица. Идея с рельсами, проложенными через туманное непонятно что была оригинальной по-настоящему. Плюс ещё и шутер с кастомизируемым оружием, которое собирается из деталек, имеющих стандартную цветовую дифференциацию — от зелёненькой до золотой. Изначально мне очень понравилось, но сейчас у такого подхода обнаружился ряд проблем, а разработка идёт очень медленно. Если авторы Raft выпускали новую главу где-то раз в год, то у авторов Void Train этот темп ниже раза в два.
И, наконец, Aloft. Raft в небе, на летающих островах. Вот тут, кажется, получилось — народ вштырило заметно сильнее, чем в предыдущие разы. Рецензия на Aloft воспоследует в скором времени. И именно выход Aloft в ранний доступ послужил главной причиной появления вот этой довольно старой статьи на проекте. Для полноты картины. Так что не выключайте ваши утюги и микроволновки.
0 комментариев