logo Частный музей Хорнета

Sunless Sea: Очень тёмное море

В ‎разных‏ ‎источниках, ‎рассказывающих ‎о ‎Sunless ‎Sea‏ ‎(в ‎том‏ ‎числе,‏ ‎и ‎прямо ‎здесь)‏ ‎можно ‎прочитать‏ ‎примерно ‎следующее: ‎браузерка ‎Fallen‏ ‎London‏ ‎свою ‎аудиторию‏ ‎нашла, ‎но‏ ‎будучи ‎условно-бесплатной, ‎много ‎денег ‎не‏ ‎приносила.‏ ‎А ‎потому‏ ‎в ‎Failbetter‏ ‎Games, ‎во ‎главе ‎с ‎Алексисом‏ ‎Кеннеди‏ ‎и‏ ‎решили ‎сделать‏ ‎нормальную ‎платную‏ ‎игру. ‎Ну,‏ ‎то‏ ‎есть… ‎не‏ ‎то, ‎что ‎из ‎жадности, ‎но‏ ‎близко ‎к‏ ‎тому.

Однако,‏ ‎блог ‎Кеннеди ‎добавляет‏ ‎ясности. ‎В‏ ‎2013 ‎году ‎Failbetter ‎Games‏ ‎была‏ ‎на ‎грани‏ ‎закрытия. ‎И‏ ‎если ‎бы ‎Sunless ‎Sea ‎не‏ ‎взлетела,‏ ‎то ‎оно‏ ‎бы, ‎скорее‏ ‎всего, ‎успешно ‎состоялось.

Вот ‎об ‎этой‏ ‎игре,‏ ‎спасшей‏ ‎талантливый ‎коллектив,‏ ‎мы ‎сейчас‏ ‎и ‎поговорим.


Маленький‏ ‎дисклеймер

Данная‏ ‎статья ‎предназначена,‏ ‎в ‎первую ‎очередь, ‎для ‎тех,‏ ‎кто ‎о‏ ‎вселенной‏ ‎Низвергнутого ‎Лондона ‎не‏ ‎знает ‎ничего.‏ ‎Если ‎же ‎вы ‎что-то‏ ‎знаете,‏ ‎то ‎вам,‏ ‎скорее ‎всего,‏ ‎либо ‎уже ‎очень ‎понравилось ‎(и‏ ‎тогда‏ ‎вы ‎здесь‏ ‎вряд ‎ли‏ ‎найдёте ‎что-то ‎новое ‎для ‎себя),‏ ‎либо,‏ ‎напротив,‏ ‎не ‎понравилось‏ ‎(возможно, ‎вы‏ ‎просто ‎неправильно‏ ‎пробовали).

Так‏ ‎вот, ‎начинать‏ ‎знакомство ‎с ‎этой ‎вселенной ‎лучше‏ ‎всего ‎именно‏ ‎с‏ ‎Sunless ‎Sea. ‎Так‏ ‎вышло ‎у‏ ‎меня, ‎и ‎я ‎считаю,‏ ‎что‏ ‎мне ‎повезло.‏ ‎Уже ‎потом‏ ‎можно ‎уделить ‎время ‎оригинальной ‎браузерке‏ ‎(она‏ ‎и ‎сейчас‏ ‎живее ‎всех‏ ‎живых ‎и ‎постоянно ‎прирастает ‎контентом).‏ ‎Если‏ ‎и‏ ‎тогда ‎вам‏ ‎захочется ‎большего,‏ ‎обратитесь ‎к‏ ‎Sunless‏ ‎Skies.

Если ‎и‏ ‎Skies ‎зайдёт, ‎то ‎вы ‎уже,‏ ‎скорее ‎всего,‏ ‎одержимый‏ ‎поклонник. ‎И ‎Mask‏ ‎of ‎the‏ ‎Rose ‎прихватите ‎по ‎собственной‏ ‎инициативе,‏ ‎безо ‎всяких‏ ‎советов ‎со‏ ‎стороны.

MotR ‎— ‎последняя, ‎самая ‎свежая‏ ‎работа‏ ‎Failbetter ‎Games.‏ ‎О ‎её‏ ‎качестве ‎разговор ‎отдельный, ‎но ‎что‏ ‎можно‏ ‎сказать‏ ‎сразу ‎—‏ ‎вот ‎с‏ ‎неё ‎знакомство‏ ‎со‏ ‎вселенной ‎лучше‏ ‎не ‎начинать.

И ‎последнее ‎маленькое ‎уточнение.‏ ‎Дальнейшие ‎работы‏ ‎Кеннеди,‏ ‎уже ‎вышедшие ‎под‏ ‎флагом ‎Weather‏ ‎Factory ‎— ‎мы ‎говорим‏ ‎о‏ ‎Cultist ‎Simulator и‏ ‎Book ‎of‏ ‎Hours — ко ‎вселенной ‎Fallen ‎London ‎отношения‏ ‎не‏ ‎имеют. ‎Хотя‏ ‎и ‎выдержаны‏ ‎в ‎не ‎менее ‎шизофреническом ‎духе.


Началось‏ ‎с‏ ‎летучих‏ ‎мышей

Вероятно, ‎каждая‏ ‎статья ‎о‏ ‎различных ‎играх‏ ‎по‏ ‎вселенной ‎Низвергнутого‏ ‎Лондона ‎должна ‎начинаться ‎с ‎хотя‏ ‎бы ‎краткого‏ ‎ликбеза:‏ ‎когда, ‎куда ‎и‏ ‎зачем ‎Лондон‏ ‎низвергли.

В ‎общем, ‎в ‎1862‏ ‎году‏ ‎небо ‎над‏ ‎Лондоном ‎внезапно‏ ‎померкло ‎из-за ‎чудовищных ‎по ‎размерам‏ ‎стай‏ ‎летучих ‎мышей,‏ ‎потом ‎земля‏ ‎затряслась, ‎некоторых ‎убило ‎рухнувшими ‎потолками,‏ ‎а‏ ‎дальше‏ ‎выяснилось, ‎что‏ ‎светло ‎уже‏ ‎не ‎станет‏ ‎никогда.‏ ‎Город ‎переместился‏ ‎в ‎очень ‎большую ‎подземную ‎полость.‏ ‎Достаточно ‎большую,‏ ‎чтобы‏ ‎в ‎ней ‎нашлось‏ ‎место ‎для‏ ‎подземного ‎моря, ‎малоприятных ‎сопредельных‏ ‎государств‏ ‎и ‎остатков‏ ‎ещё ‎четырёх‏ ‎городов, ‎которые ‎успели ‎опередить ‎Лондон‏ ‎на‏ ‎этом ‎необычном‏ ‎пути.

Надо ‎отметить‏ ‎важный ‎момент: ‎речь ‎не ‎идёт‏ ‎о‏ ‎каком-то‏ ‎глобальном ‎апокалипсисе.‏ ‎Ухнул ‎вниз‏ ‎именно ‎Лондон.‏ ‎Остальное‏ ‎человечество ‎живёт,‏ ‎как ‎ни ‎в ‎чём ‎не‏ ‎бывало.

Сразу ‎возникает‏ ‎вопрос:‏ ‎кому ‎и ‎зачем‏ ‎такое ‎понадобилось?‏ ‎И ‎ответ ‎на ‎этот‏ ‎вопрос‏ ‎уже ‎довольно‏ ‎сильно ‎выходит‏ ‎за ‎рамки ‎краткого ‎ликбеза.

Но ‎мы‏ ‎можем‏ ‎сказать, ‎что‏ ‎Низвержение ‎было‏ ‎частью ‎сделки, ‎заключённой ‎королевой ‎Викторией‏ ‎с‏ ‎Хозяевами‏ ‎Базаара ‎(я‏ ‎считаю, ‎более‏ ‎правильно ‎вот‏ ‎так,‏ ‎через ‎два‏ ‎«а»). ‎Со ‎своей ‎стороны, ‎Хозяева‏ ‎обязались ‎спасти‏ ‎жизнь‏ ‎уже ‎смертельно ‎больного‏ ‎принца ‎Альберта‏ ‎(IRL, ‎когда ‎принц-консорт ‎Альберт‏ ‎Саксен-Кобург-Готский‏ ‎умер, ‎королева‏ ‎Виктория ‎была‏ ‎потрясена ‎настолько, ‎что ‎уже ‎до‏ ‎конца‏ ‎жизни ‎не‏ ‎снимала ‎траур).‏ ‎Свою ‎часть ‎сделки ‎Хозяева ‎выполнили‏ ‎довольно‏ ‎своеобразно,‏ ‎но ‎это,‏ ‎опять ‎же,‏ ‎тема ‎для‏ ‎отдельного‏ ‎разговора.

Тем ‎более,‏ ‎что ‎лично ‎вам ‎от ‎всего‏ ‎этого ‎не‏ ‎холодно‏ ‎и ‎не ‎жарко.‏ ‎И ‎в‏ ‎Fallen ‎London, ‎и ‎в‏ ‎Sunless‏ ‎Sea ‎вы‏ ‎— ‎обычный‏ ‎житель ‎Лондона, ‎который ‎должен ‎в‏ ‎этом‏ ‎мире ‎выживать.‏ ‎Ну, ‎или‏ ‎нормально ‎жить. ‎Или ‎жить ‎роскошно.‏ ‎Тут‏ ‎уж‏ ‎как ‎повезёт.

В‏ ‎Fallen ‎London‏ ‎вы ‎были‏ ‎простым‏ ‎горожанином, ‎который‏ ‎сам ‎выбирал, ‎по ‎какой ‎стезе‏ ‎двигаться ‎(мне,‏ ‎как‏ ‎вы ‎можете ‎догадаться,‏ ‎понравилось ‎быть‏ ‎поэтом ‎— ‎и ‎я‏ ‎продвигался‏ ‎вверх ‎по‏ ‎социальной ‎лестнице,‏ ‎от ‎голодного ‎богемного ‎тусовщика ‎до‏ ‎официального‏ ‎придворного ‎стихотворца‏ ‎и ‎живописца).

В‏ ‎Sunless ‎Sea ‎карьеру ‎вам ‎предоставляют‏ ‎только‏ ‎одну.‏ ‎Морскую. ‎Но‏ ‎прежде ‎чем‏ ‎мы ‎перейдём‏ ‎к‏ ‎рассказу ‎о‏ ‎ваших ‎морских ‎приключениях, ‎отметим ‎один‏ ‎филологический ‎момент.

В‏ ‎наших‏ ‎источниках ‎Fallen ‎London‏ ‎переводят ‎то‏ ‎как ‎«павший», ‎то ‎как‏ ‎«падший».‏ ‎Чуваки! ‎Павшим‏ ‎может ‎быть‏ ‎боец. ‎Падшей ‎может ‎быть ‎женщина.‏ ‎Лондон‏ ‎не ‎может‏ ‎быть ‎ни‏ ‎тем, ‎ни ‎другим. ‎А ‎«низвергнутым»‏ ‎быть‏ ‎очень‏ ‎даже ‎может.

Вот‏ ‎теперь ‎можно‏ ‎выходить ‎в‏ ‎море.


Порты,‏ ‎грузы, ‎кошелёк

Что‏ ‎хорошо ‎в ‎Sunless ‎Sea ‎для‏ ‎новичка ‎—‏ ‎вам‏ ‎там ‎многое ‎покажется‏ ‎знакомым. ‎На‏ ‎первый ‎взгляд ‎Sunless ‎Sea‏ ‎выглядит‏ ‎как ‎обычный‏ ‎privateer/trader ‎—‏ ‎порт ‎А, ‎порт ‎Б, ‎груз‏ ‎в‏ ‎трюме, ‎который‏ ‎надо ‎продать‏ ‎с ‎прибылью, ‎враги, ‎от ‎которых‏ ‎по‏ ‎дороге‏ ‎надо ‎отбиваться,‏ ‎друзья, ‎которые‏ ‎временами ‎втягивают‏ ‎во‏ ‎всякие ‎интересные‏ ‎приключения… ‎И, ‎конечно ‎же, ‎всевозможные‏ ‎магазины, ‎где‏ ‎тратишь‏ ‎честно ‎заработанную ‎денежку‏ ‎на ‎всякое‏ ‎продвинутое ‎оборудование.

Я ‎сказал ‎«на‏ ‎первый‏ ‎взгляд»? ‎Вот‏ ‎именно.

В ‎Sunless‏ ‎Sea ‎всё ‎перечисленное ‎есть. ‎Но‏ ‎по‏ ‎большей ‎части,‏ ‎не ‎работает.‏ ‎Разбогатеть ‎на ‎перепродаже ‎чего-то ‎практически‏ ‎невозможно.‏ ‎Дельта‏ ‎цен ‎на‏ ‎товары ‎в‏ ‎разных ‎портах‏ ‎весьма‏ ‎невелика. ‎А‏ ‎вот ‎ваш ‎кораблик ‎пожирает ‎не‏ ‎очень ‎дешёвый‏ ‎уголь.‏ ‎А ‎экипаж ‎—‏ ‎совсем ‎недешёвую‏ ‎еду. ‎Конечный ‎баланс, ‎чаще‏ ‎всего,‏ ‎окажется ‎не‏ ‎в ‎вашу‏ ‎пользу.

Разбогатеть, ‎сражаясь ‎на ‎море ‎(как‏ ‎в‏ ‎великом ‎множестве‏ ‎различных ‎игр‏ ‎про ‎пиратов) ‎тоже ‎не ‎слишком‏ ‎выйдет‏ ‎—‏ ‎лут ‎из‏ ‎врагов ‎выпадает‏ ‎весьма ‎посредственный,‏ ‎за‏ ‎редким ‎исключением.

А‏ ‎как ‎же ‎тогда? ‎— ‎спросите‏ ‎вы.

Только ‎выполнением‏ ‎квестов.‏ ‎Квесты, ‎к ‎счастью,‏ ‎бывают ‎повторяющиеся‏ ‎— ‎скажем, ‎у ‎Адмиралтейства‏ ‎всегда‏ ‎найдётся, ‎куда‏ ‎вас ‎послать,‏ ‎чтобы ‎забрать ‎донесение ‎тайного ‎агента.‏ ‎А‏ ‎за ‎доклады‏ ‎о ‎ситуации‏ ‎в ‎самых ‎разных ‎портах ‎оно‏ ‎не‏ ‎только‏ ‎всегда ‎платит‏ ‎денежку, ‎но‏ ‎снабжает ‎топливом‏ ‎и‏ ‎даже ‎разрешает‏ ‎ремонтироваться ‎в ‎адмиралтейских ‎доках, ‎качественно‏ ‎и ‎дёшево.

Помимо‏ ‎военных,‏ ‎вы ‎можете ‎пригодиться‏ ‎очень ‎много‏ ‎кому. ‎Здесь ‎уже ‎угадываются‏ ‎корни‏ ‎Fallen ‎London:‏ ‎там ‎действовало‏ ‎какое-то ‎невероятное ‎количество ‎разных ‎группировок‏ ‎и‏ ‎каждая ‎вешала‏ ‎на ‎вас‏ ‎свой ‎счётчик ‎репутации. ‎Когда ‎этот‏ ‎счётчик‏ ‎достигал‏ ‎нужного ‎значения,‏ ‎открывались ‎новые‏ ‎возможности.


О ‎смыслах‏ ‎жизни

А‏ ‎сюжет-то ‎там‏ ‎есть? ‎Или ‎как ‎в ‎Elite‏ ‎Dangerous: ‎цель‏ ‎—‏ ‎ничто, ‎движение ‎—‏ ‎всё?

Какого-то ‎специального‏ ‎продвижения ‎по ‎сюжету ‎нет,‏ ‎хотя‏ ‎на ‎мир‏ ‎вокруг ‎вас‏ ‎и ‎можно ‎ограниченно ‎влиять. ‎А‏ ‎вот‏ ‎цель ‎всей‏ ‎игры ‎очень‏ ‎даже ‎есть. ‎И ‎вы ‎ставите‏ ‎её‏ ‎себе‏ ‎сами ‎перед‏ ‎началом. ‎Найти‏ ‎кости ‎своего‏ ‎отца.‏ ‎Разбогатеть, ‎закончив‏ ‎свои ‎дни ‎в ‎шикарном ‎поместье.‏ ‎Написать ‎шедевральную‏ ‎поэму.‏ ‎И ‎ещё ‎несколько‏ ‎вещей, ‎которые‏ ‎хорошо, ‎эффектно ‎могли ‎бы‏ ‎подытожить‏ ‎вашу ‎капитанскую‏ ‎одиссею.

Такое ‎геймплейное‏ ‎решение ‎встречается ‎очень ‎редко. ‎Но‏ ‎это‏ ‎ещё ‎не‏ ‎всё.

По ‎идее,‏ ‎Sunless ‎Sea ‎представляет ‎из ‎себя‏ ‎роглайт.‏ ‎То‏ ‎есть, ‎произвольно‏ ‎сохраняться ‎и‏ ‎загружаться ‎нельзя,‏ ‎а‏ ‎смерть ‎—‏ ‎это ‎навсегда. ‎Такой ‎режим ‎включён‏ ‎по ‎умолчанию,‏ ‎однако,‏ ‎из ‎него ‎можно‏ ‎выйти ‎в‏ ‎любой ‎момент, ‎выбрав ‎опцию‏ ‎«ручное‏ ‎сохранение».

Однако, ‎если‏ ‎её ‎не‏ ‎выбирать ‎и ‎успешно ‎гробануться, ‎то‏ ‎может‏ ‎произойти ‎ещё‏ ‎одна ‎необычная‏ ‎вещь. ‎Ваше ‎дело ‎могут ‎унаследовать‏ ‎самые‏ ‎разные‏ ‎люди. ‎В‏ ‎том ‎числе,‏ ‎и ‎ваш‏ ‎прямой‏ ‎потомок ‎(в‏ ‎ходе ‎игры ‎вы ‎можете ‎обзавестись‏ ‎семьёй, ‎а‏ ‎если‏ ‎вовремя ‎написать ‎завещание,‏ ‎то ‎потомок‏ ‎унаследует ‎ваш ‎пароход, ‎особняк‏ ‎и‏ ‎ряд ‎других‏ ‎вещей, ‎на‏ ‎которые ‎ему ‎не ‎придётся ‎зарабатывать‏ ‎самому.‏ ‎Тут ‎важно,‏ ‎каждый ‎раз,‏ ‎возвращаясь ‎с ‎моря, ‎рассказывать ‎в‏ ‎семейном‏ ‎кругу‏ ‎о ‎своих‏ ‎приключениях. ‎Если‏ ‎эти ‎рассказы‏ ‎поднимут‏ ‎особый ‎параметр‏ ‎до ‎нужного ‎уровня, ‎отпрыск ‎пойдёт‏ ‎по ‎вашим‏ ‎стопам.

Так‏ ‎тоже ‎очень ‎мало‏ ‎кто ‎делает.

Но‏ ‎мы ‎даже ‎ещё ‎и‏ ‎не‏ ‎начали ‎разговор‏ ‎о ‎том,‏ ‎как ‎оно ‎там ‎— ‎в‏ ‎Море‏ ‎Без ‎Солнца.


Темно‏ ‎и ‎страшно

Sunless‏ ‎Sea ‎часто ‎называют ‎«лавкрафтианской ‎игрой».‏ ‎Ну‏ ‎как‏ ‎же, ‎море‏ ‎с ‎монстрами‏ ‎и ‎темнота.‏ ‎И‏ ‎щупальца. ‎И‏ ‎безумие. ‎Тем ‎не ‎менее, ‎лавкрафтианская‏ ‎атмосфера ‎там‏ ‎почти‏ ‎не ‎ощущается. ‎Но‏ ‎про ‎Ужас‏ ‎пару ‎слов ‎сказать ‎надо.

Индикатор‏ ‎Ужаса‏ ‎находится ‎рядом‏ ‎с ‎индикаторами‏ ‎топлива ‎и ‎продовольствия ‎и ‎следить‏ ‎за‏ ‎ним ‎надо‏ ‎не ‎менее‏ ‎внимательно. ‎В ‎мире ‎Sunless ‎Sea‏ ‎темнота‏ ‎—‏ ‎это ‎не‏ ‎просто ‎отсутствие‏ ‎света. ‎Темнота‏ ‎—‏ ‎живая ‎и‏ ‎агрессивная ‎сущность; ‎продолжительный ‎контакт ‎с‏ ‎ней ‎ни‏ ‎к‏ ‎чему ‎хорошему ‎не‏ ‎приводит. ‎На‏ ‎высоком ‎уровне ‎Ужаса ‎начинаются‏ ‎всякие‏ ‎фокусы. ‎Таинственное‏ ‎щупальце ‎утащило‏ ‎матроса ‎за ‎борт ‎— ‎а‏ ‎может,‏ ‎не ‎было‏ ‎никакого ‎щупальца‏ ‎и ‎ты ‎матроса ‎сам ‎туда‏ ‎спихнул?‏ ‎А‏ ‎вот ‎эта‏ ‎милая ‎леди,‏ ‎которую ‎ты‏ ‎назначил‏ ‎на ‎офицерскую‏ ‎должность ‎— ‎не ‎смущает, ‎что‏ ‎она ‎взялась‏ ‎на‏ ‎борту ‎непонятно ‎откуда,‏ ‎никто, ‎кроме‏ ‎тебя ‎её ‎не ‎видел‏ ‎и‏ ‎она ‎бесследно‏ ‎исчезла, ‎когда‏ ‎уровень ‎Ужаса ‎понизился?

И, ‎наконец, ‎стопроцентный‏ ‎Ужас‏ ‎означает ‎бунт‏ ‎на ‎борту‏ ‎и ‎мгновенный ‎геймовер.

Сбросить ‎Ужас ‎можно‏ ‎по-разному‏ ‎(отдых‏ ‎в ‎кругу‏ ‎семьи ‎очень‏ ‎хорошо ‎помогает),‏ ‎но‏ ‎и ‎следить‏ ‎за ‎его ‎ростом ‎тоже ‎важно.‏ ‎Любой ‎источник‏ ‎света‏ ‎— ‎это ‎ваш‏ ‎союзник. ‎Берег‏ ‎вблизи ‎— ‎тоже; ‎когда‏ ‎суша‏ ‎рядом, ‎то‏ ‎не ‎так‏ ‎страшно.

Прожектор ‎играет ‎особую ‎роль. ‎Однако,‏ ‎есть‏ ‎и ‎парочка‏ ‎«но»: ‎во-первых,‏ ‎работа ‎прожектора ‎значительно ‎усиливает ‎расход‏ ‎топлива,‏ ‎а‏ ‎во-вторых, ‎с‏ ‎включённым ‎прожектором‏ ‎вы ‎делаетесь‏ ‎заметней‏ ‎для ‎врагов.

Кстати,‏ ‎о ‎врагах.

Боёвка ‎явно ‎не ‎значилась‏ ‎у ‎разработчиков‏ ‎в‏ ‎приоритетах, ‎но ‎халтурной‏ ‎её ‎не‏ ‎назовёшь. ‎Оружие ‎вашего ‎пароходика‏ ‎можно‏ ‎апгрейдить, ‎правильные‏ ‎офицеры ‎дают‏ ‎бонусы, ‎а ‎заметность ‎цели ‎в‏ ‎темноте‏ ‎играет ‎важную‏ ‎роль. ‎Если‏ ‎уж ‎вы ‎решили ‎не ‎прятаться,‏ ‎а‏ ‎вступить‏ ‎в ‎бой,‏ ‎то ‎самое‏ ‎время ‎включить‏ ‎прожектор.‏ ‎Да ‎ещё‏ ‎и ‎выстрелить ‎осветительной ‎ракетой.

Враги ‎ничуть‏ ‎не ‎менее‏ ‎разнообразны,‏ ‎чем ‎население ‎островов.‏ ‎Начиная ‎с‏ ‎железных ‎акул ‎(после ‎победы‏ ‎акулье‏ ‎железо ‎можно‏ ‎употребить ‎для‏ ‎починки ‎повреждений) ‎и ‎заканчивая ‎живыми‏ ‎островами.‏ ‎Живой ‎остров‏ ‎умеет ‎выдавать‏ ‎собственные ‎и ‎очень ‎мощные ‎цунами.‏ ‎Стиль‏ ‎боя‏ ‎у ‎каждого‏ ‎противника ‎свой‏ ‎и ‎к‏ ‎каждому‏ ‎требуется ‎индивидуальный‏ ‎подход.

Но, ‎допустим, ‎мы ‎не ‎перепугались‏ ‎до ‎смерти,‏ ‎нас‏ ‎не ‎остановили ‎враги,‏ ‎топлива ‎и‏ ‎продовольствия ‎хватило ‎— ‎и‏ ‎вот‏ ‎перед ‎нами‏ ‎неизведанная ‎земля.‏ ‎Что ‎мы ‎там ‎увидим?


Острова ‎в‏ ‎океане

Основная,‏ ‎самая ‎главная‏ ‎черта ‎всех‏ ‎игр ‎Failbetter ‎Games… ‎точнее, ‎всех‏ ‎игр,‏ ‎где‏ ‎чувствуется ‎рука‏ ‎Алексиса ‎Кеннеди‏ ‎— ‎вас‏ ‎там‏ ‎постоянно ‎и‏ ‎сильно ‎удивляют. ‎Фантастический ‎мир, ‎придуманный‏ ‎Кеннеди ‎со‏ ‎товарищи,‏ ‎раз ‎за ‎разом‏ ‎раскрывает ‎вам‏ ‎какую-то ‎новую ‎и ‎неожиданную‏ ‎грань.‏ ‎Причём, ‎что‏ ‎поразительней ‎всего,‏ ‎с ‎момента ‎выхода ‎ранней ‎версии‏ ‎Fallen‏ ‎London ‎прошло‏ ‎уже ‎больше‏ ‎десятка ‎лет, ‎а ‎фантазия ‎авторов‏ ‎и‏ ‎не‏ ‎думает ‎выдыхаться.

Я‏ ‎просто ‎навскидку‏ ‎перечислю ‎несколько‏ ‎портов‏ ‎и ‎коротко‏ ‎расскажу, ‎что ‎вы ‎там ‎увидите.

К‏ ‎северу ‎от‏ ‎Лондона‏ ‎живут ‎живые ‎мертвецы.‏ ‎В ‎подземном‏ ‎мире ‎никто ‎по-настоящему ‎не‏ ‎умирает.‏ ‎Живой ‎мертвец,‏ ‎соблюдая ‎правила‏ ‎приличия, ‎отправляется ‎в ‎колонию ‎на‏ ‎север,‏ ‎чтобы ‎не‏ ‎смущать ‎пока‏ ‎ещё ‎живых ‎лондонцев ‎своим ‎видом.

К‏ ‎югу‏ ‎от‏ ‎Лондона ‎лежит‏ ‎Железная ‎республика,‏ ‎клиентское ‎государство‏ ‎Ада‏ ‎(точная ‎цитата‏ ‎из ‎описания). ‎Оказавшись ‎под ‎землёй,‏ ‎англичане ‎обнаружили‏ ‎себя‏ ‎по ‎соседству ‎с‏ ‎самыми ‎настоящими‏ ‎чертями, ‎кинулись ‎воевать, ‎проиграли,‏ ‎но‏ ‎наладили ‎кое-какие‏ ‎торговые ‎отношения.‏ ‎Теперь ‎в ‎Лондоне ‎можно ‎увидеть‏ ‎дьявольские‏ ‎представительства. ‎Время‏ ‎от ‎времени‏ ‎дьяволы ‎проводят ‎культурно-просветительские ‎мероприятия: ‎как‏ ‎приятно‏ ‎и‏ ‎полезно ‎жить,‏ ‎продав ‎свою‏ ‎душу. ‎В‏ ‎Sunless‏ ‎Sea ‎продать‏ ‎её ‎не ‎предложат, ‎но ‎иногда‏ ‎можно ‎будет‏ ‎подзаработать‏ ‎на ‎контрабанде ‎душ.

Ну‏ ‎и ‎на‏ ‎востоке, ‎на ‎нескольких ‎островах,‏ ‎разместились‏ ‎осколки ‎Ханства.‏ ‎Они ‎остались‏ ‎от ‎предшественника ‎Лондона, ‎Каракорума. ‎Отношения‏ ‎с‏ ‎этими ‎чуваками‏ ‎очень ‎натянутые,‏ ‎шпионаж ‎идёт ‎по ‎полной ‎программе,‏ ‎интересных‏ ‎и‏ ‎очень ‎рискованных‏ ‎квестов ‎много.

Это‏ ‎лишь ‎самый‏ ‎общий‏ ‎расклад. ‎В‏ ‎тёмном ‎море ‎есть ‎остров, ‎куда‏ ‎уезжают ‎все‏ ‎почтальоны,‏ ‎уставшие ‎от ‎работы‏ ‎— ‎но‏ ‎и ‎там ‎они ‎продолжают‏ ‎работать.‏ ‎А ‎ещё‏  ‎есть ‎остров,‏ ‎где ‎ношение ‎масок ‎обязательно ‎(и‏ ‎это‏ ‎вызвано ‎суровой‏ ‎необходимостью). ‎Остров,‏ ‎где ‎может ‎ожить ‎любой ‎предмет‏ ‎(оттуда‏ ‎в‏ ‎Лондон ‎идут‏ ‎поставки ‎Глиняных‏ ‎Людей ‎для‏ ‎разных‏ ‎работ). ‎Когда‏ ‎я ‎узнал ‎про ‎Остров ‎Кошек,‏ ‎то ‎подумал,‏ ‎что‏ ‎там ‎будет, ‎наверное,‏ ‎приятно ‎побывать‏ ‎(ну ‎а ‎что, ‎есть‏ ‎же‏ ‎остров, ‎на‏ ‎котором ‎пришлые‏ ‎лондонские ‎разумные ‎крысы ‎воюют ‎с‏ ‎местными‏ ‎морскими ‎свинками).‏ ‎Нет, ‎Остров‏ ‎Кошек ‎оказался ‎обычной ‎пиратской ‎республикой,‏ ‎только‏ ‎с‏ ‎кошачьей ‎религией.

Но‏ ‎самое ‎главное‏ ‎— ‎есть‏ ‎там‏ ‎парочка ‎мест,‏ ‎где ‎можно ‎увидеть ‎солнечный ‎свет.‏ ‎И ‎даже‏ ‎подняться‏ ‎на ‎забытую ‎поверхность‏ ‎Земли. ‎На‏ ‎поверхности ‎чудо ‎как ‎красиво,‏ ‎но‏ ‎житель ‎Низвергнутого‏ ‎Лондона ‎помереть‏ ‎может ‎в ‎любой ‎момент. ‎И‏ ‎помирает.‏ ‎Солнечный ‎свет‏ ‎для ‎него‏ ‎уже ‎опасен.

Но, ‎оказавшись ‎на ‎свету,‏ ‎можно‏ ‎достать‏ ‎специальную ‎Зеркальную‏ ‎Коробочку ‎и‏ ‎наполнить ‎её.‏ ‎Заряженная‏ ‎Коробочка ‎считается‏ ‎опасной ‎контрабандой ‎и ‎её ‎можно‏ ‎продать ‎разным‏ ‎тёмным‏ ‎личностям ‎за ‎очень‏ ‎большие ‎деньги.

Это,‏ ‎опять-таки, ‎лишь ‎небольшая ‎часть‏ ‎того,‏ ‎что ‎вам‏ ‎предложат.


Зубмарина

Это ‎не‏ ‎какая-то ‎смешная ‎игра ‎слов. ‎Тамошние‏ ‎моряки‏ ‎не ‎любят‏ ‎букву ‎S‏ ‎и ‎там, ‎где ‎можно, ‎заменяют‏ ‎её‏ ‎на‏ ‎Z ‎(себя,‏ ‎соответственно, ‎называют‏ ‎zailors). ‎Sunless‏ ‎Sea‏ ‎получилась ‎удачной‏ ‎и ‎в ‎2016 ‎году ‎к‏ ‎ней ‎вышло‏ ‎дополнение‏ ‎— ‎Zubmariner. ‎Дополнение‏ ‎вводит ‎в‏ ‎игру ‎достаточно ‎простой ‎квест;‏ ‎если‏ ‎его ‎выполнить,‏ ‎ваш ‎пароходик‏ ‎становится ‎трансформером, ‎по ‎одному ‎нажатию‏ ‎клавиши‏ ‎превращающимся ‎в‏ ‎подводную ‎лодку.

К‏ ‎подводной ‎лодке, ‎ясное ‎дело, ‎прилагается‏ ‎и‏ ‎подводный‏ ‎мир ‎—‏ ‎со ‎своими‏ ‎городами, ‎монстрами,‏ ‎подводными‏ ‎течениями, ‎ну‏ ‎и ‎новыми ‎квестами, ‎конечно ‎же.

Отдельно‏ ‎это ‎обсуждать,‏ ‎наверное,‏ ‎смысла ‎нет ‎—‏ ‎ну, ‎большой‏ ‎и ‎сочный ‎контент ‎стал‏ ‎ещё‏ ‎больше ‎и‏ ‎сочнее. ‎Но‏ ‎вот ‎вопрос: ‎если ‎вы ‎только‏ ‎начали‏ ‎играть, ‎как‏ ‎быть ‎—‏ ‎сразу ‎становиться ‎подводником ‎(ибо ‎это,‏ ‎повторимся,‏ ‎несложно)‏ ‎или ‎всё‏ ‎же ‎сначала‏ ‎освоиться ‎на‏ ‎поверхности?

Лично‏ ‎я ‎считаю,‏ ‎что ‎лучше ‎поначалу ‎под ‎воду‏ ‎не ‎соваться.‏ ‎Там‏ ‎не ‎то ‎чтобы‏ ‎как-то ‎особенно‏ ‎опасно ‎для ‎новичков. ‎Вовсе‏ ‎нет.‏ ‎Просто ‎новые‏ ‎впечатления ‎лучше‏ ‎дозировать. ‎Этих ‎новых ‎впечатлений ‎у‏ ‎вас‏ ‎и ‎без‏ ‎подлодки ‎будет‏ ‎очень ‎много. ‎Настолько ‎много, ‎что‏ ‎может‏ ‎случиться‏ ‎перебор ‎с‏ ‎последующей ‎оскоминой.

Ну,‏ ‎мне ‎так‏ ‎кажется.‏ ‎Могу ‎ошибаться.


Тема‏ ‎получила ‎развитие

Статья ‎о ‎Sunless ‎Skies находится‏ ‎неподалёку. ‎И‏ ‎надо‏ ‎сказать, ‎что ‎Skies‏ ‎получилась, ‎в‏ ‎общем-то ‎совершенней. ‎Что ‎и‏ ‎неудивительно:‏ ‎по ‎сути,‏ ‎это ‎дополированная‏ ‎Sea. ‎Доработали ‎и ‎боёвку, ‎и‏ ‎ролевую‏ ‎систему, ‎и‏ ‎квестовые ‎цепочки.‏ ‎Появилась ‎возможность ‎более-менее ‎нормально ‎зарабатывать‏ ‎на‏ ‎торговле.‏ ‎С ‎объективной‏ ‎точки ‎зрения,‏ ‎стало ‎лучше.

Но‏ ‎осталась‏ ‎субъективная ‎и‏ ‎они ‎вступают ‎в ‎интересный ‎конфликт.

У‏ ‎меня ‎было‏ ‎так.‏ ‎Чем ‎больше ‎я‏ ‎играл ‎в‏ ‎Sunless ‎Skies, ‎тем ‎сильнее‏ ‎мне‏ ‎хотелось ‎вернуться‏ ‎в ‎Sunless‏ ‎Sea. ‎Наконец, ‎я ‎не ‎выдержал‏ ‎и‏ ‎вернулся. ‎И‏ ‎тут ‎же‏ ‎понял, ‎что ‎играть ‎не ‎могу‏ ‎—‏ ‎настолько‏ ‎оно ‎всё‏ ‎корявей.

Сейчас, ‎готовя‏ ‎этот ‎материал,‏ ‎я‏ ‎вернулся ‎в‏ ‎Sea. ‎Не ‎играя ‎в ‎Skies‏ ‎около ‎года.

И‏ ‎всё‏ ‎пошло ‎замечательно. ‎Я‏ ‎без ‎проблем‏ ‎намотал ‎ещё ‎около ‎30‏ ‎часов‏ ‎игры. ‎Вполне‏ ‎достаточно, ‎чтобы‏ ‎освежить ‎воспоминания.

Именно ‎из-за ‎этого ‎интересного‏ ‎феномена‏ ‎я ‎и‏ ‎настаиваю ‎на‏ ‎том, ‎что ‎знакомство ‎со ‎вселенной‏ ‎Fallen‏ ‎London‏ ‎должно ‎начинаться‏ ‎именно ‎с‏ ‎Sunless ‎Sea.

Хорошо,‏ ‎но‏ ‎как ‎так‏ ‎вообще ‎получается?

Вероятно, ‎дело ‎в ‎сеттинге.‏ ‎Одинокий ‎пароходик‏ ‎в‏ ‎тёмном ‎море ‎просто‏ ‎лучше ‎смотрится,‏ ‎чем ‎межзвёздный ‎космический ‎паровоз‏ ‎—‏ ‎причём ‎там,‏ ‎на ‎самом‏ ‎деле, ‎и ‎не ‎космос, ‎и‏ ‎не‏ ‎звёзды, ‎и‏ ‎паровоз ‎очень‏ ‎условный ‎какой-то.

Можно ‎предположить, ‎что ‎такой‏ ‎сеттинг‏ ‎в‏ ‎Failbetter ‎Games‏ ‎решили ‎сделать,‏ ‎поскольку ‎за‏ ‎прошедшие‏ ‎годы ‎космология‏ ‎и ‎космогония ‎вселенной ‎получили ‎значительное‏ ‎развитие. ‎Стало‏ ‎яснее,‏ ‎кто ‎такие ‎Хозяева‏ ‎и ‎откуда‏ ‎они ‎взялись. ‎Но ‎чтобы‏ ‎объяснить‏ ‎это ‎аудитории,‏ ‎понадобился ‎космический‏ ‎паровоз. ‎С ‎пароходного ‎капитанского ‎мостика‏ ‎излагать‏ ‎картину ‎было‏ ‎куда ‎менее‏ ‎удобно.

И ‎это ‎почти ‎всё. ‎Осталось‏ ‎только‏ ‎упомянуть‏ ‎об ‎одном‏ ‎важном ‎моменте.


Его‏ ‎Величество ‎Текст

Именно‏ ‎текстовая‏ ‎информация, ‎в‏ ‎очень ‎больших ‎объёмах, ‎играет ‎главную‏ ‎роль ‎во‏ ‎всех‏ ‎играх ‎Failbetter ‎Games.‏ ‎Изначально ‎Fallen‏ ‎London ‎была ‎чисто ‎текстовой.‏ ‎Собственно,‏ ‎создавать ‎творческий‏ ‎коллектив ‎пришлось‏ ‎именно ‎потому ‎что ‎Алексис ‎Кеннеди‏ ‎умел‏ ‎сочинять ‎красивые‏ ‎текстовые ‎описания‏ ‎и ‎кодить ‎— ‎а ‎вот‏ ‎рисовать‏ ‎уже‏ ‎не ‎умел.‏ ‎Соответственно, ‎понадобился‏ ‎художник, ‎чтобы‏ ‎классическая‏ ‎interactive ‎fiction‏ ‎стала ‎иллюстрированной. ‎Как ‎отмечала ‎героиня‏ ‎ещё ‎одного‏ ‎писателя,‏ ‎знавшего ‎толк ‎в‏ ‎шизофренических ‎мирах‏ ‎— ‎что ‎толку ‎с‏ ‎книжки‏ ‎без ‎картинок?

В‏ ‎общем, ‎читать‏ ‎в ‎Sunless ‎Sea ‎вам ‎придётся‏ ‎много.‏ ‎И ‎пропускать‏ ‎простыни ‎текста‏ ‎не ‎рекомендуется. ‎Нет, ‎ваше ‎прохождение‏ ‎не‏ ‎заклинит.‏ ‎Просто ‎вы‏ ‎потеряете ‎половину‏ ‎удовольствия.

Отсюда ‎вытекает‏ ‎вопрос:‏ ‎как ‎там‏ ‎с ‎локализацией?

С ‎локализацией ‎не ‎очень.‏ ‎Есть ‎любительский‏ ‎перевод,‏ ‎однако ‎он ‎на‏ ‎данный ‎момент‏ ‎не ‎работает ‎с ‎последней‏ ‎версией‏ ‎игры ‎и‏ ‎её ‎приходится‏ ‎откатывать. ‎Но ‎это ‎не ‎самая‏ ‎серьёзная‏ ‎проблема.

Дело ‎в‏ ‎языке ‎Sunless‏ ‎Sea. ‎Многие ‎жалуются ‎на ‎его‏ ‎сложность.‏ ‎Нет,‏ ‎ребят. ‎Это‏ ‎вы ‎просто‏ ‎не ‎видели,‏ ‎как‏ ‎изъясняются, ‎скажем,‏ ‎персонажи ‎моей ‎любимой ‎Nightingale. ‎В‏ ‎SS ‎язык‏ ‎сложен‏ ‎лишь ‎умеренно. ‎Но‏ ‎он ‎очень‏ ‎сочный, ‎очень ‎красивый ‎и‏ ‎для‏ ‎перевода ‎требует‏ ‎русского ‎языка‏ ‎такого ‎же ‎высокого ‎уровня.

И ‎вот‏ ‎здесь‏ ‎наши ‎локализаторы‏ ‎не ‎дотянули.‏ ‎То ‎есть, ‎перевод ‎получился ‎обычный,‏ ‎адекватный.‏ ‎Всякие‏ ‎малоприятные ‎артефакты‏ ‎типа ‎«Вы»‏ ‎с ‎заглавной‏ ‎буквы‏ ‎и ‎уже‏ ‎привычной ‎ошибки ‎«-тся/-ться» ‎попадаются ‎достаточно‏ ‎редко, ‎чтобы‏ ‎не‏ ‎слишком ‎резать ‎глаз.

Но‏ ‎именно ‎здесь‏ ‎требовалась ‎работа ‎очень ‎высокого‏ ‎уровня.‏ ‎И ‎этого‏ ‎уровня ‎любительский‏ ‎перевод, ‎увы, ‎не ‎достиг.

Понимать, ‎что‏ ‎происходит,‏ ‎будет ‎можно,‏ ‎конечно. ‎Но‏ ‎если ‎вы ‎владеете ‎английским, ‎то‏ ‎намного‏ ‎лучше‏ ‎играть ‎в‏ ‎оригинале.


Эпилог

В ‎прошлом…‏ ‎пардон, ‎уже‏ ‎позапрошлом‏ ‎году ‎вышла‏ ‎последняя ‎игра ‎по ‎вселенной ‎Низвергнутого‏ ‎Лондона ‎—‏ ‎Mask‏ ‎of ‎the ‎Rose.

Вот‏ ‎её ‎я‏ ‎только ‎начал ‎смотреть ‎и‏ ‎пока‏ ‎что ‎не‏ ‎могу ‎сказать,‏ ‎как ‎оно ‎получилось. ‎Замечу ‎лишь,‏ ‎что‏ ‎игра ‎ну‏ ‎очень ‎непохожа‏ ‎на ‎всё, ‎что ‎было ‎до‏ ‎того.‏ ‎А‏ ‎как ‎мы‏ ‎помним, ‎все‏ ‎игры ‎Failbetter‏ ‎Games‏  ‎— ‎это‏ ‎айсберги ‎с ‎чудовищной ‎подводной ‎частью.‏ ‎Сказав ‎«что‏ ‎это‏ ‎ещё ‎за ‎халтура?»‏ ‎можно ‎отличнейшим‏ ‎образом ‎выставить ‎себя ‎полным‏ ‎идиотом.‏ ‎Возможно, ‎поэтому‏ ‎критики ‎оценили‏ ‎MotR ‎довольно ‎осторожно.

Почему ‎начинать ‎с‏ ‎неё‏ ‎не ‎стоит?‏ ‎Видите ‎ли,‏ ‎её ‎действие ‎происходит ‎в ‎первые‏ ‎же‏ ‎месяцы‏ ‎после ‎Низвержения.‏ ‎То ‎есть,‏ ‎только-только ‎успели‏ ‎разобрать‏ ‎обломки, ‎вопрос,‏ ‎откуда ‎под ‎землёй ‎брать ‎еду‏ ‎стоит ‎во‏ ‎весь‏ ‎рост ‎и ‎никто‏ ‎ничего ‎не‏ ‎понимает. ‎А ‎вы, ‎как‏ ‎начинающий‏ ‎игрок, ‎естественно,‏ ‎понимаете ‎меньше‏ ‎всех. ‎И ‎это ‎может ‎стать‏ ‎препятствием.

Примерно‏ ‎тот ‎же‏ ‎барьер ‎возникает‏ ‎и ‎в ‎Fallen ‎London. ‎Очень‏ ‎много‏ ‎текста‏ ‎— ‎и‏ ‎ничего ‎не‏ ‎понятно.

Sunless ‎Sea‏ ‎хотя‏ ‎бы ‎сразу‏ ‎даёт ‎вам ‎знакомые ‎рычаги ‎(правда,‏ ‎выясняется, ‎что‏ ‎работают‏ ‎они ‎очень ‎по-своему).‏ ‎И ‎её‏ ‎атмосфера ‎куда ‎сильнее ‎и‏ ‎красивее,‏ ‎чем ‎в‏ ‎Sunless ‎Skies.

Вот‏ ‎поэтому ‎— ‎повторюсь ‎в ‎очередной‏ ‎раз‏ ‎— ‎я‏ ‎настоятельно ‎рекомендую‏ ‎начинать ‎знакомство ‎с ‎этой ‎удивительной‏ ‎вселенной‏ ‎именно‏ ‎с ‎Sunless‏ ‎Sea.

Впрочем, ‎две‏ ‎оставшиеся ‎игры‏ ‎мы‏ ‎тоже ‎без‏ ‎внимания ‎не ‎оставим.

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
4 комментария

Комментарий удален. Восстановить?
12
avatar
Уровень внутри проекта
12
Уровень на sponsr.ru
16
Климков Олег 13 дней назад
Спасибо большое.
Комментарий удален. Восстановить?
A
avatar
Уровень внутри проекта
A
Уровень на sponsr.ru
51
Ламтюгов Андрей 12 дней назад
Всегда пожалуйста 😀
Комментарий удален. Восстановить?
9
avatar
Уровень внутри проекта
9
Уровень на sponsr.ru
9
Crimson_D 4 дня назад
Запоздалое спасибо, отличный материал. Непростая дилемма - потенциально пожертвовать остротой зрения во имя эмоций, играя на маленьком экране или же предпочесть нормальную диагональ, но в ущерб времяпровождению с семьёй.
Комментарий удален. Восстановить?
A
avatar
Уровень внутри проекта
A
Уровень на sponsr.ru
51
Ламтюгов Андрей 4 дня назад
Это часть действительно большой темы - игры vs. семейная жизнь. Тут нужно большое исследование, которое один человек провести не в состоянии. Наверное, какие-нибудь семейные психологи занимались этим. Потому что, в свою очередь, это часть ещё более крупной темы - семейная жизнь vs. всё (работа и все мыслимые увлечения).

Статистика

34 подписчика

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048