Sunless Sea: Очень тёмное море
В разных источниках, рассказывающих о Sunless Sea (в том числе, и прямо здесь) можно прочитать примерно следующее: браузерка Fallen London свою аудиторию нашла, но будучи условно-бесплатной, много денег не приносила. А потому в Failbetter Games, во главе с Алексисом Кеннеди и решили сделать нормальную платную игру. Ну, то есть… не то, что из жадности, но близко к тому.
Однако, блог Кеннеди добавляет ясности. В 2013 году Failbetter Games была на грани закрытия. И если бы Sunless Sea не взлетела, то оно бы, скорее всего, успешно состоялось.
Вот об этой игре, спасшей талантливый коллектив, мы сейчас и поговорим.
Маленький дисклеймер
Данная статья предназначена, в первую очередь, для тех, кто о вселенной Низвергнутого Лондона не знает ничего. Если же вы что-то знаете, то вам, скорее всего, либо уже очень понравилось (и тогда вы здесь вряд ли найдёте что-то новое для себя), либо, напротив, не понравилось (возможно, вы просто неправильно пробовали).
Так вот, начинать знакомство с этой вселенной лучше всего именно с Sunless Sea. Так вышло у меня, и я считаю, что мне повезло. Уже потом можно уделить время оригинальной браузерке (она и сейчас живее всех живых и постоянно прирастает контентом). Если и тогда вам захочется большего, обратитесь к Sunless Skies.
Если и Skies зайдёт, то вы уже, скорее всего, одержимый поклонник. И Mask of the Rose прихватите по собственной инициативе, безо всяких советов со стороны.
MotR — последняя, самая свежая работа Failbetter Games. О её качестве разговор отдельный, но что можно сказать сразу — вот с неё знакомство со вселенной лучше не начинать.
И последнее маленькое уточнение. Дальнейшие работы Кеннеди, уже вышедшие под флагом Weather Factory — мы говорим о Cultist Simulator и Book of Hours — ко вселенной Fallen London отношения не имеют. Хотя и выдержаны в не менее шизофреническом духе.
Началось с летучих мышей
Вероятно, каждая статья о различных играх по вселенной Низвергнутого Лондона должна начинаться с хотя бы краткого ликбеза: когда, куда и зачем Лондон низвергли.
В общем, в 1862 году небо над Лондоном внезапно померкло из-за чудовищных по размерам стай летучих мышей, потом земля затряслась, некоторых убило рухнувшими потолками, а дальше выяснилось, что светло уже не станет никогда. Город переместился в очень большую подземную полость. Достаточно большую, чтобы в ней нашлось место для подземного моря, малоприятных сопредельных государств и остатков ещё четырёх городов, которые успели опередить Лондон на этом необычном пути.
Надо отметить важный момент: речь не идёт о каком-то глобальном апокалипсисе. Ухнул вниз именно Лондон. Остальное человечество живёт, как ни в чём не бывало.
Сразу возникает вопрос: кому и зачем такое понадобилось? И ответ на этот вопрос уже довольно сильно выходит за рамки краткого ликбеза.
Но мы можем сказать, что Низвержение было частью сделки, заключённой королевой Викторией с Хозяевами Базаара (я считаю, более правильно вот так, через два «а»). Со своей стороны, Хозяева обязались спасти жизнь уже смертельно больного принца Альберта (IRL, когда принц-консорт Альберт Саксен-Кобург-Готский умер, королева Виктория была потрясена настолько, что уже до конца жизни не снимала траур). Свою часть сделки Хозяева выполнили довольно своеобразно, но это, опять же, тема для отдельного разговора.
Тем более, что лично вам от всего этого не холодно и не жарко. И в Fallen London, и в Sunless Sea вы — обычный житель Лондона, который должен в этом мире выживать. Ну, или нормально жить. Или жить роскошно. Тут уж как повезёт.
В Fallen London вы были простым горожанином, который сам выбирал, по какой стезе двигаться (мне, как вы можете догадаться, понравилось быть поэтом — и я продвигался вверх по социальной лестнице, от голодного богемного тусовщика до официального придворного стихотворца и живописца).
В Sunless Sea карьеру вам предоставляют только одну. Морскую. Но прежде чем мы перейдём к рассказу о ваших морских приключениях, отметим один филологический момент.
В наших источниках Fallen London переводят то как «павший», то как «падший». Чуваки! Павшим может быть боец. Падшей может быть женщина. Лондон не может быть ни тем, ни другим. А «низвергнутым» быть очень даже может.
Вот теперь можно выходить в море.
Порты, грузы, кошелёк
Что хорошо в Sunless Sea для новичка — вам там многое покажется знакомым. На первый взгляд Sunless Sea выглядит как обычный privateer/trader — порт А, порт Б, груз в трюме, который надо продать с прибылью, враги, от которых по дороге надо отбиваться, друзья, которые временами втягивают во всякие интересные приключения… И, конечно же, всевозможные магазины, где тратишь честно заработанную денежку на всякое продвинутое оборудование.
Я сказал «на первый взгляд»? Вот именно.
В Sunless Sea всё перечисленное есть. Но по большей части, не работает. Разбогатеть на перепродаже чего-то практически невозможно. Дельта цен на товары в разных портах весьма невелика. А вот ваш кораблик пожирает не очень дешёвый уголь. А экипаж — совсем недешёвую еду. Конечный баланс, чаще всего, окажется не в вашу пользу.
Разбогатеть, сражаясь на море (как в великом множестве различных игр про пиратов) тоже не слишком выйдет — лут из врагов выпадает весьма посредственный, за редким исключением.
А как же тогда? — спросите вы.
Только выполнением квестов. Квесты, к счастью, бывают повторяющиеся — скажем, у Адмиралтейства всегда найдётся, куда вас послать, чтобы забрать донесение тайного агента. А за доклады о ситуации в самых разных портах оно не только всегда платит денежку, но снабжает топливом и даже разрешает ремонтироваться в адмиралтейских доках, качественно и дёшево.
Помимо военных, вы можете пригодиться очень много кому. Здесь уже угадываются корни Fallen London: там действовало какое-то невероятное количество разных группировок и каждая вешала на вас свой счётчик репутации. Когда этот счётчик достигал нужного значения, открывались новые возможности.
О смыслах жизни
А сюжет-то там есть? Или как в Elite Dangerous: цель — ничто, движение — всё?
Какого-то специального продвижения по сюжету нет, хотя на мир вокруг вас и можно ограниченно влиять. А вот цель всей игры очень даже есть. И вы ставите её себе сами перед началом. Найти кости своего отца. Разбогатеть, закончив свои дни в шикарном поместье. Написать шедевральную поэму. И ещё несколько вещей, которые хорошо, эффектно могли бы подытожить вашу капитанскую одиссею.
Такое геймплейное решение встречается очень редко. Но это ещё не всё.
По идее, Sunless Sea представляет из себя роглайт. То есть, произвольно сохраняться и загружаться нельзя, а смерть — это навсегда. Такой режим включён по умолчанию, однако, из него можно выйти в любой момент, выбрав опцию «ручное сохранение».
Однако, если её не выбирать и успешно гробануться, то может произойти ещё одна необычная вещь. Ваше дело могут унаследовать самые разные люди. В том числе, и ваш прямой потомок (в ходе игры вы можете обзавестись семьёй, а если вовремя написать завещание, то потомок унаследует ваш пароход, особняк и ряд других вещей, на которые ему не придётся зарабатывать самому. Тут важно, каждый раз, возвращаясь с моря, рассказывать в семейном кругу о своих приключениях. Если эти рассказы поднимут особый параметр до нужного уровня, отпрыск пойдёт по вашим стопам.
Так тоже очень мало кто делает.
Но мы даже ещё и не начали разговор о том, как оно там — в Море Без Солнца.
Темно и страшно
Sunless Sea часто называют «лавкрафтианской игрой». Ну как же, море с монстрами и темнота. И щупальца. И безумие. Тем не менее, лавкрафтианская атмосфера там почти не ощущается. Но про Ужас пару слов сказать надо.
Индикатор Ужаса находится рядом с индикаторами топлива и продовольствия и следить за ним надо не менее внимательно. В мире Sunless Sea темнота — это не просто отсутствие света. Темнота — живая и агрессивная сущность; продолжительный контакт с ней ни к чему хорошему не приводит. На высоком уровне Ужаса начинаются всякие фокусы. Таинственное щупальце утащило матроса за борт — а может, не было никакого щупальца и ты матроса сам туда спихнул? А вот эта милая леди, которую ты назначил на офицерскую должность — не смущает, что она взялась на борту непонятно откуда, никто, кроме тебя её не видел и она бесследно исчезла, когда уровень Ужаса понизился?
И, наконец, стопроцентный Ужас означает бунт на борту и мгновенный геймовер.
Сбросить Ужас можно по-разному (отдых в кругу семьи очень хорошо помогает), но и следить за его ростом тоже важно. Любой источник света — это ваш союзник. Берег вблизи — тоже; когда суша рядом, то не так страшно.
Прожектор играет особую роль. Однако, есть и парочка «но»: во-первых, работа прожектора значительно усиливает расход топлива, а во-вторых, с включённым прожектором вы делаетесь заметней для врагов.
Кстати, о врагах.
Боёвка явно не значилась у разработчиков в приоритетах, но халтурной её не назовёшь. Оружие вашего пароходика можно апгрейдить, правильные офицеры дают бонусы, а заметность цели в темноте играет важную роль. Если уж вы решили не прятаться, а вступить в бой, то самое время включить прожектор. Да ещё и выстрелить осветительной ракетой.
Враги ничуть не менее разнообразны, чем население островов. Начиная с железных акул (после победы акулье железо можно употребить для починки повреждений) и заканчивая живыми островами. Живой остров умеет выдавать собственные и очень мощные цунами. Стиль боя у каждого противника свой и к каждому требуется индивидуальный подход.
Но, допустим, мы не перепугались до смерти, нас не остановили враги, топлива и продовольствия хватило — и вот перед нами неизведанная земля. Что мы там увидим?
Острова в океане
Основная, самая главная черта всех игр Failbetter Games… точнее, всех игр, где чувствуется рука Алексиса Кеннеди — вас там постоянно и сильно удивляют. Фантастический мир, придуманный Кеннеди со товарищи, раз за разом раскрывает вам какую-то новую и неожиданную грань. Причём, что поразительней всего, с момента выхода ранней версии Fallen London прошло уже больше десятка лет, а фантазия авторов и не думает выдыхаться.
Я просто навскидку перечислю несколько портов и коротко расскажу, что вы там увидите.
К северу от Лондона живут живые мертвецы. В подземном мире никто по-настоящему не умирает. Живой мертвец, соблюдая правила приличия, отправляется в колонию на север, чтобы не смущать пока ещё живых лондонцев своим видом.
К югу от Лондона лежит Железная республика, клиентское государство Ада (точная цитата из описания). Оказавшись под землёй, англичане обнаружили себя по соседству с самыми настоящими чертями, кинулись воевать, проиграли, но наладили кое-какие торговые отношения. Теперь в Лондоне можно увидеть дьявольские представительства. Время от времени дьяволы проводят культурно-просветительские мероприятия: как приятно и полезно жить, продав свою душу. В Sunless Sea продать её не предложат, но иногда можно будет подзаработать на контрабанде душ.
Ну и на востоке, на нескольких островах, разместились осколки Ханства. Они остались от предшественника Лондона, Каракорума. Отношения с этими чуваками очень натянутые, шпионаж идёт по полной программе, интересных и очень рискованных квестов много.
Это лишь самый общий расклад. В тёмном море есть остров, куда уезжают все почтальоны, уставшие от работы — но и там они продолжают работать. А ещё есть остров, где ношение масок обязательно (и это вызвано суровой необходимостью). Остров, где может ожить любой предмет (оттуда в Лондон идут поставки Глиняных Людей для разных работ). Когда я узнал про Остров Кошек, то подумал, что там будет, наверное, приятно побывать (ну а что, есть же остров, на котором пришлые лондонские разумные крысы воюют с местными морскими свинками). Нет, Остров Кошек оказался обычной пиратской республикой, только с кошачьей религией.
Но самое главное — есть там парочка мест, где можно увидеть солнечный свет. И даже подняться на забытую поверхность Земли. На поверхности чудо как красиво, но житель Низвергнутого Лондона помереть может в любой момент. И помирает. Солнечный свет для него уже опасен.
Но, оказавшись на свету, можно достать специальную Зеркальную Коробочку и наполнить её. Заряженная Коробочка считается опасной контрабандой и её можно продать разным тёмным личностям за очень большие деньги.
Это, опять-таки, лишь небольшая часть того, что вам предложат.
Зубмарина
Это не какая-то смешная игра слов. Тамошние моряки не любят букву S и там, где можно, заменяют её на Z (себя, соответственно, называют zailors). Sunless Sea получилась удачной и в 2016 году к ней вышло дополнение — Zubmariner. Дополнение вводит в игру достаточно простой квест; если его выполнить, ваш пароходик становится трансформером, по одному нажатию клавиши превращающимся в подводную лодку.
К подводной лодке, ясное дело, прилагается и подводный мир — со своими городами, монстрами, подводными течениями, ну и новыми квестами, конечно же.
Отдельно это обсуждать, наверное, смысла нет — ну, большой и сочный контент стал ещё больше и сочнее. Но вот вопрос: если вы только начали играть, как быть — сразу становиться подводником (ибо это, повторимся, несложно) или всё же сначала освоиться на поверхности?
Лично я считаю, что лучше поначалу под воду не соваться. Там не то чтобы как-то особенно опасно для новичков. Вовсе нет. Просто новые впечатления лучше дозировать. Этих новых впечатлений у вас и без подлодки будет очень много. Настолько много, что может случиться перебор с последующей оскоминой.
Ну, мне так кажется. Могу ошибаться.
Тема получила развитие
Статья о Sunless Skies находится неподалёку. И надо сказать, что Skies получилась, в общем-то совершенней. Что и неудивительно: по сути, это дополированная Sea. Доработали и боёвку, и ролевую систему, и квестовые цепочки. Появилась возможность более-менее нормально зарабатывать на торговле. С объективной точки зрения, стало лучше.
Но осталась субъективная и они вступают в интересный конфликт.
У меня было так. Чем больше я играл в Sunless Skies, тем сильнее мне хотелось вернуться в Sunless Sea. Наконец, я не выдержал и вернулся. И тут же понял, что играть не могу — настолько оно всё корявей.
Сейчас, готовя этот материал, я вернулся в Sea. Не играя в Skies около года.
И всё пошло замечательно. Я без проблем намотал ещё около 30 часов игры. Вполне достаточно, чтобы освежить воспоминания.
Именно из-за этого интересного феномена я и настаиваю на том, что знакомство со вселенной Fallen London должно начинаться именно с Sunless Sea.
Хорошо, но как так вообще получается?
Вероятно, дело в сеттинге. Одинокий пароходик в тёмном море просто лучше смотрится, чем межзвёздный космический паровоз — причём там, на самом деле, и не космос, и не звёзды, и паровоз очень условный какой-то.
Можно предположить, что такой сеттинг в Failbetter Games решили сделать, поскольку за прошедшие годы космология и космогония вселенной получили значительное развитие. Стало яснее, кто такие Хозяева и откуда они взялись. Но чтобы объяснить это аудитории, понадобился космический паровоз. С пароходного капитанского мостика излагать картину было куда менее удобно.
И это почти всё. Осталось только упомянуть об одном важном моменте.
Его Величество Текст
Именно текстовая информация, в очень больших объёмах, играет главную роль во всех играх Failbetter Games. Изначально Fallen London была чисто текстовой. Собственно, создавать творческий коллектив пришлось именно потому что Алексис Кеннеди умел сочинять красивые текстовые описания и кодить — а вот рисовать уже не умел. Соответственно, понадобился художник, чтобы классическая interactive fiction стала иллюстрированной. Как отмечала героиня ещё одного писателя, знавшего толк в шизофренических мирах — что толку с книжки без картинок?
В общем, читать в Sunless Sea вам придётся много. И пропускать простыни текста не рекомендуется. Нет, ваше прохождение не заклинит. Просто вы потеряете половину удовольствия.
Отсюда вытекает вопрос: как там с локализацией?
С локализацией не очень. Есть любительский перевод, однако он на данный момент не работает с последней версией игры и её приходится откатывать. Но это не самая серьёзная проблема.
Дело в языке Sunless Sea. Многие жалуются на его сложность. Нет, ребят. Это вы просто не видели, как изъясняются, скажем, персонажи моей любимой Nightingale. В SS язык сложен лишь умеренно. Но он очень сочный, очень красивый и для перевода требует русского языка такого же высокого уровня.
И вот здесь наши локализаторы не дотянули. То есть, перевод получился обычный, адекватный. Всякие малоприятные артефакты типа «Вы» с заглавной буквы и уже привычной ошибки «-тся/-ться» попадаются достаточно редко, чтобы не слишком резать глаз.
Но именно здесь требовалась работа очень высокого уровня. И этого уровня любительский перевод, увы, не достиг.
Понимать, что происходит, будет можно, конечно. Но если вы владеете английским, то намного лучше играть в оригинале.
Эпилог
В прошлом… пардон, уже позапрошлом году вышла последняя игра по вселенной Низвергнутого Лондона — Mask of the Rose.
Вот её я только начал смотреть и пока что не могу сказать, как оно получилось. Замечу лишь, что игра ну очень непохожа на всё, что было до того. А как мы помним, все игры Failbetter Games — это айсберги с чудовищной подводной частью. Сказав «что это ещё за халтура?» можно отличнейшим образом выставить себя полным идиотом. Возможно, поэтому критики оценили MotR довольно осторожно.
Почему начинать с неё не стоит? Видите ли, её действие происходит в первые же месяцы после Низвержения. То есть, только-только успели разобрать обломки, вопрос, откуда под землёй брать еду стоит во весь рост и никто ничего не понимает. А вы, как начинающий игрок, естественно, понимаете меньше всех. И это может стать препятствием.
Примерно тот же барьер возникает и в Fallen London. Очень много текста — и ничего не понятно.
Sunless Sea хотя бы сразу даёт вам знакомые рычаги (правда, выясняется, что работают они очень по-своему). И её атмосфера куда сильнее и красивее, чем в Sunless Skies.
Вот поэтому — повторюсь в очередной раз — я настоятельно рекомендую начинать знакомство с этой удивительной вселенной именно с Sunless Sea.
Впрочем, две оставшиеся игры мы тоже без внимания не оставим.
4 комментария