Planetbase: Путь к Монолиту
Я ставлю эту статью по просьбе одного из моих читателей. Статья очень старая, вышла ровно восемь лет назад, в ноябре 2016 года. Впрочем, с тех пор игра почти не подвергалась изменениям. И цена у неё, конечно, стала несколько другой. Ненамного.
Впрочем, вот одно важное изменение. Совсем недавно, в сентябре, вышло обновление под движок Unity 2022.3. В общем и целом, скриншоты в статье можно считать устаревшими. Сейчас, по заверениям разработчиков, всё стало симпатичней.
Других изменений не произошло, так надо понимать.
На этом с предисловием можно и закончить.
Если бы меня попросили охарактеризовать игру Planetbase одним словом, то скорее всего, это было бы слово «добротно». Нельзя сказать, что ее геймплей идеален. Оригинальной ее тематику не назовешь. Ничего особо новаторского в ней тоже нет. Но при этом она хорошо сработана и играть в нее приятно. Ну, по крайней мере, мне было приятно.
Да, свои недостатки у нее тоже есть. Мы о них обязательно скажем.
Геймплей Planetbase описать несложно, благо нечто похожее мы видели многократно. Высаживаемся на вновь открытой планете и строим колонию. Прозрачные купола, коридоры, шахты, заводы — ну, одним словом, все, как положено. Цель? Никакой цели. Цель — ничто, движение — все.
Вы совершенно правы: тут можно вспомнить очень много чего. Чаще всего говорят о Banished, но на ум может прийти и серия Tropico, и немеркнущая классика: SimCity и его духовная наследница Cities: Skylines. Да много чего, повторимся.
А что-нибудь оригинальное есть?
Есть, конечно. Авторы попытались выжать максимум возможного из того, что дело происходит очень даже не на Земле, а в крайне враждебном окружении. Причем им вовсе не понадобилось изобретать, скажем, каких-то инопланетных монстров. Вам на выбор даются четыре планеты и каждая из них вполне способна вас сожрать, не прибегая ни к каким особым мерам.
Атмосфера непригодна для дыхания нигде (а на одной луне — спутнике планеты-гиганта ее и вовсе нет). А потому — скафандр, шлюз, запас кислорода. Внутри, в помещениях, та же проблема: стоит прибыть подкреплению, как тут же судорожно кидаешься проверять: не пора ли пристраивать новый кислородный генератор? А то задохнутся ведь все. А хватает ли воды? Ну, про жратву и говорить нечего.
Стихийные бедствия? Обязательно. Но тут тоже все немножко по-своему. Песчаные бури? Снежные бураны? Грозы (молнии бьют прицельно и тут же расшибают очередной купол вместе со всеми, кто там был)? Разумеется. Думаете, на планете без атмосферы станет лучше? Ошибаетесь. Плотная атмосфера — исключительно надежный щит; если его нет, вам придется познакомиться с такими вещами, как удары метеоритов и солнечные вспышки (вот это, кстати, самое поганое — потом всем, кто в момент вспышки находился снаружи, приходится залечивать лучевую болезнь).
Ну и сами условия. Разреженная атмосфера? Плохо работают ветрогенераторы. Плотная? Хуже работают солнечные батареи. А еще солнце иногда закрывают облака. А ветер временами стихает до полного штиля.
Вероятно, вы скажете, что все это (или нечто довольно похожее) уже было. Я с вами соглашусь, но вспомню все то же слово «добротно». Да, было. Но здесь оно еще и хорошо работает. Еще и наглядно так.
Большая земля
Колония — она на то и колония, что поддерживает связь с внешним миром. Космодром строится не сразу, но это очень важная вещь. Именно через него к вам прибывают новые колонисты, там выполняют посадку торговые корабли, и наконец, именно оттуда появляются гости и КОСМИЧЕСКИЕ ПИРАТЫ!
Остановимся на каждом пункте детальней.
В отличие от многих игр того же жанра, в Planetbase естественное размножение народонаселения не предусмотрено. Численность колонистов растет исключительно за счет прибытия новеньких, так сказать, с Большой Земли. Я нахожу это реалистичным и похвальным. Во-первых, налицо явно экстремальные условия. Тут как-то не до того, что английский лорд из анекдота называл «этими нелепыми телодвижениями». А во-вторых — и это главное — здесь сильно растянутый временной масштаб. Ночь сменяет день, это происходит не в слишком быстром темпе и новое поколение просто не успеет родиться и вырасти настолько, чтобы в свою очередь стать полноценными колонистами. А потому просто пишем заявочку: пришлите еще людей, а то у нас все уже с ног сбиваются. И чтобы, пожалуйста, в партии было 50% биологов, 25% инженеров и 25% охранников; оружие для них у нас уже есть.
Сколько их действительно прилетит? Дело-то добровольное. Это зависит от факторов «благополучия» и «престижа» вашей колонии (как они рассчитываются — разговор отдельный и, пожалуй, не слишком важный). Иногда прибывает всего один человек. Иногда — целых трое.
Торговые корабли… В теории, они не привозят ничего такого, чего нельзя было бы произвести самостоятельно — разумеется, при наличии соответствующего оборудования и людей. На практике же сплошь и рядом получается так, что что-то тебе нужно здесь и сейчас — А НЕТУ. Но вот чего-то другого, не слишком нужного, как раз в избытке. Это, повторюсь, нормальная ситуация: вроде бы все происходит максимально прозрачно и наглядно, но сбалансировать разные производства все равно бывает довольно сложно.
Торгаши дерут дикие комиссионные. Если потребует 30%, считайте, что вам крупно повезло. Но иногда находятся охреневшие личности, торгующие с наценкой аж в 65%. Таким я говорил сразу: а ну пиз… э-э, мотайте, откуда прилетели.
Впрочем, иногда бывало такое, что приходилось соглашаться. Чего уж там.
Ну и гости. Некоторые называют их «туристами», но это неверно. Это всегда люди, попавшие в какой-то очень нехороший переплет и, в результате, запрашивающие посадку на ближайшей базе. Дико измотанные, голодные, иногда раненные. Как-то раз мне приходит сообщение: не примете жертв катастрофы? Приму, конечно.
Мама дорогая, их четырнадцать человек и все покалеченные. Нас разом стало где-то на треть больше. Они ж меня сейчас обожрут! И обопьют! И обдышат! И облечат — со всем запасом медикаментов можно прощаться сразу.
Ничего, справился.
Вроде все. Ах да, КОСМИЧЕСКИЕ ПИРАТЫ.
По мере роста престижа колонии, на нее под видом новых колонистов все чаще начинают прибывать какие-то малоприятные вооруженные чуваки, которые немедленно начинают стрелять во всех, кто попадется им на глаза. Сначала я не мог понять, чего они этим хотят добиться, но потом подумал: а что? Перестрелять всех до единого, разобрать все на запчасти, увезти на своем корабле, продать — неплохой улов. Соответственно, крайне желательно иметь вооруженную охрану и контрольный центр, мониторящий все помещения.
Хотя вообще я склонен считать вот это архитектурным излишеством. Чуть позже поясню, почему.
Core Gameplay
А как вообще оно играется?
Один мой знакомый называет это «обратной сложностью». В «песочницах» — а Planetbase в общем-то можно классифицировать, как «песочницу» — подобное бывает чуть ли не всегда: сложнее всего именно в начале, потом игра упрощается. Это несколько напоминает морской десант: тяжелее всего зацепиться за берег, отбить клочок земли, закрепиться. Потом подойдут подкрепления и станет полегче.
Здесь в точности так же. Сразу после высадки действовать надо стремительно, причем единственная ошибка может все погубить. К наступлению первой ночи у вас уже должны быть на ходу генератор кислорода, солнечная батарея, ветряк, генератор воды и аккумуляторы. Причем аккумуляторы УЖЕ должны успеть зарядиться. Плюс столовка с установленным питьевым фонтанчиком. В противном случае вы рискуете просуществовать меньше суток. Доступные ресурсы, само собой, сильно ограничены.
Все осложняется еще и тем, что на планировку базы накладывается масса ограничений. Очень длинные или же очень короткие герметичные коридоры между куполами построить невозможно. Ландшафт бывает сложным, а менять его нельзя — скажем, пробить туннель сквозь скалу вам не дадут. Некоторые купола «тупиковые» — к ним может подходить только один коридор. Строить отдельные комплексы не разрешается — все купола должны быть связаны воедино. Нетрудно догадаться, что в подобных условиях с непривычки не слишком сложно напрочь заблокировать самого себя: пристраивать что-то станет просто некуда, и все, приехали.
Когда-то я считал все эти ограничения весьма серьезным недостатком игры. Потом освоился и они перестали мне мешать. Но господа новички пусть не удивляются.
Кроме того, в начале игры еще и идет постоянная игра с приоритетами действий. Всем рабочим — на металлобработку! Станки по производству биопластика — блокировать, не нужны пока. Все шахты обесточить, а то ночью аккумуляторы не выдержат. Производство запчастей получает приоритет — эй, инженеры, вы слышите? И так далее.
Потом, как и было сказано, все становится поспокойней. Но в начальной фазе будет вот так.
Вообще же, следует отдать авторам должное: в игре просто отличные обучающий и справочный разделы. Tutorial надо пройти обязательно, иначе фрустрации неизбежны.
Впрочем, они и так кое-когда будут неизбежны. Переходим к обещанному, к разговору о настоящих недостатках игры то есть.
Явное и неявное
Главным недостатком Planetbase традиционно считается тупость ИИ колонистов. Тут, правда, следует помнить о том, что игра вышла где-то год назад и вот тогда, по рассказам ветеранов, там действительно ужас, что творилось. Рабочий, умерший от голода за станком при том, что еда от него находилась в паре десятков метров был не редкостью. Сейчас-то это исправили. Относительно. Маятник качнулся в обратную сторону: колонист может бросить работу и пойти жрать или спать, хотя и не является ни сильно голодным, ни сильно сонным. А то, как иногда ведут себя медики, вообще не поддается никакому объяснению. Впрочем, заметим справедливости ради, что если это и мешает играть, то не слишком сильно.
Но есть в Planetbase и неявный недостаток. Настолько неявный, что нельзя даже толком объяснить, в чем он заключается. Что, заинтригованы? Поясняю.
Через некоторое время в игре у вас возникает чувство, что здесь явно чего-то не хватает. Этакое ощущение пустоты. Но ответить на вопрос, чего же именно, вдруг становится сложно. И впрямь, чего?
Кто-то жаловался на отсутствие конечной цели. Но так ее и в SimCity не было, и ничего. Кроме того, в Planetbase есть такой режим, как Challenges — и вот там как раз привычные нам миссии с четко обозначенными условиями победы. Правда, их пока что всего четыре, но может это еще изменится.
Кто-то критиковал игру за то, что исходных ресурсов в ней всего два — металл и биопластик; из них-то и строится почти что все. Ну хорошо, но если бы ресурсов было не два, а, скажем, десяток? Геморроя бы сильно прибавилось, это да, но стала бы игра интересней? Вряд ли.
Лично я бы, пожалуй, хотел иметь возможность узко специализировать свою колонию. Вот здесь проходит мощная рудная жила. Вполне логично построить вокруг нее комплекс с кучей шахт и заводов. Вот эта планета удачно находится на пересечении многих торговых путей. Напрашивается мысль об очень больших космопорте и бизнес-центре. А вот здесь просто очень красивый инопланетный пейзаж. Почему бы не построить космический отель — чтобы там проводили время не только пострадавшие, как сейчас, но и вполне здоровенькие богатенькие буратины в сопровождении своих Гламурных Кис?
Но это так, мои личные пожелания.
Монолит
Почему Монолит? Это финальный объект вашей колонии. Вещь очень ресурсоемкая и не делающая вообще ничего. Построив Монолит, вы наглядно демонстрируете, что вам просто не на что больше тратить добытые ресурсы. Одним словом, торжественное завершение (хотя игра на этом и не прекращается).
Это я все к тому, что пора и подводить итоги. Стоит ли покупать Planetbase (сейчас в магазине Steam она стоит 419 рублей)? (Примечание 2024 года: сейчас она стоит 550 рублей — очень небольшая разница, я бы сказал).
На мой взгляд, главное достоинство Planetbase — это, если можно так сказать, ее реализм. Здесь нет злобных аликов, рэнкоров и червей, жрущих харвестеры. Они просто не нужны. Одно ошибочное решение — и обычная азотная атмосфера, удар метеорита или солнечная вспышка убьют вас куда быстрее и вернее, чем все вышеперечисленные твари. (Кстати, вот поэтому я и считаю, что пираты, о коих говорилось выше — пятое колесо в телеге. Не нужны). Ну да ладно.
Если вы вообще любите виртуальное градостроительство, то брать, конечно. Эта игра отлично впишется в вашу коллекцию.
Если вы только собираетесь начать осваивать этот жанр… ну, наверное, лучше начать с чего-то еще. Хотя я и затруднюсь сказать, с чего конкретно.
Ну, а если вы ко всему этому просто равнодушны, но надеетесь, что вдруг найдется игра, которая изменит ваше отношение к вышеупомянутому жанру — боюсь, что этого не произойдет.
Мне-то понравилось. Ну, я уже говорил.
Пять фраз послесловия
Возможно, я к этой игре вернусь. Сейчас даже как-то странно видеть полноценную и качественную вещь, занимающую на жестком диске чуть больше полугигабайта.
Заодно и новую графику заценим. Может быть, скриншоты действительно непоправимо устарели. А может, и нет.
0 комментариев