Dredge: Зов плюшевого Ктулху
В первую очередь хотелось бы отметить вот что. Dredge –это пример идеального баланса между желаниями и возможностями. Я говорю не о каком-то балансе геймплея, а о балансе в разработке игры.
Поясню мысль. Есть небольшая команда разработчиков. И они берутся за новый проект. Дальше события, как правило, развиваются двояко.
Вариант первый. Авторы откусывают больше, чем могут проглотить. Результаты такого мы видели многократно: в игре много всего, ничего из этого не работает нормально, проект, чаще всего, забрасывается на полдороге — когда творцы осознают, что ниасиливают.
Вариант второй, навеянный мрачным призраком первого. Авторы очень боятся откусить больше, чем проглотят. Результат: маленькая инди-игра, в которой все механики хорошо работают, но механик этих определённо слишком мало. Люди явно были способны на большее, но не решились.
Так вот, Dredge — замечательный пример того, как разработчики сумели очень аккуратно отмерить, а потом безупречно отрезать. В игре есть всё, что надо, это «всё» безупречно работает, но хорошо заметно, что авторы, создавая своё детище, были весьма ограничены в силах и времени.
Идеальный менеджмент сил и ресурсов. На это должен обратить внимание каждый инди-разработчик.
Хотя талант тоже нужен. Талант у Black Salt определённо есть.
Вот теперь можно поговорить и о самой игре.
Подсекай!
Виртуальная рыбалка — это всегда хорошо. Геймплей виртуальной рыбалки азартен и отлично сочетает в себе усилие и моментальное вознаграждение, моментально завязывая пресловутую «дофаминовую петлю». Симуляторов человека с удочкой масса. И не только симуляторов. Очень многие игры дают вам возможность порыбачить между основным занятием. Вероятно, появление виртуальной рыбалки в Microsoft Flight Simulator — это лишь вопрос времени.
В Dredge рыболовная мини-игра поставлена в центр геймплея. Вытаскиваем, продаём, апгрейдим удочку и всё остальное. Практически беспроигрышный ход. Реализована она, пожалуй, самым щадящим образом из возможных: рыба вообще не может сорваться с крючка; ваши неверные движения всего лишь замедляют процесс.
Следующая оригинальная находка авторов — совместить рыбалку и тетрис. Я ничуть не шучу. Брюхо вашего траулера имеет довольно сложные очертания. Каждая пойманная рыбина тоже. Улов нужно уложить максимально плотно. Каждая невписавшаяся добыча — это потерянная прибыль, сами понимаете.
Вот так, очень простым образом, и был создан весьма аддиктивный геймплей. Но авторы на этом не остановились.
Здесь бывает рассвет
Dredge указывает нам и на ещё одну важную вещь. Геймплей Sunless Sea не просто очень хорош. Он до сих пор весьма востребован. На месте Failbetter Games я крепко задумался бы о создании Sunless Sea 2. (Да, они сделали Sunless Skies, которая определённо более совершенна по части гейм-дизайна, но в данном случае паровоз просто менее харизматичен, чем пароход).
Авторы Dredge позаимствовали из Sunless Sea многое. И вполне успешно.
Рыбалка в Dredge делится на дневную и ночную. Ночь в море вызывает рост Ужаса (здесь он называется «уровень паники»). Если этот уровень высок, то из моря выскакивают разные монстры, из чистой водной глади внезапно вырастают скалы, а вам начинает мерещиться всякая чертовщина. Лечится паника именно так, как и завещано классиками — установкой мощного прожектора (его можно апгрейдить).
Именно поэтому продолжительность вытягивания рыбины имеет значение: зарыбачившись, можно встретить закат солнца вдали от дома. Возможно, с неприятными последствиями. Отдых же на берегу снимает Панику почти сразу.
Вся эта система по сравнению с Sunless Sea очень упрощена и облегчена. Максимум, что можно заработать на почве стресса — повредить корабль и потерять часть добычи. Я специально попытался добиться геймовера, принципиально не отдыхая. И не вышло. За десять суток игрового времени я потерял лишь умеренную сумму денег, на ремонт.
Но может, оно и к лучшему; я ещё помню, как вернувшись с моря, метался по Низвергнутому Лондону — где бы развеяться?
И ещё важное отличие от Sunless Sea. В Dredge нет ни топлива, ни еды, ни экипажа. Нечего и говорить, насколько это облегчает дело.
Да и вообще, играть в Dredge очень легко. Я даже несколько раз проверял: не включил ли в опциях какой-нибудь читерский режим? Уж очень просто всё даётся. Нужные рыбы отыскиваются быстро, извлекаются из пучины без проблем и хорошо оплачиваются. Видимо, авторы всерьёз опасались появления мучительного гринда. Проблемы типа «надо нафармить на…» решаются за минуты.
И реальная опасность угрожает вам редко.
Немного о вашем кораблике
А вот тут всё, как в лучших домах. Никаких упрощений. Ваш траулер апгрейдится. А инвентарь не просто апгрейдится — каждое усовершенствование надо исследовать.
Рыбная ловля ведётся тремя способами — удилищем, тралом и ловушками-краболовками (в них попадаются не только крабы). Для каждого из этих орудий есть своя линейка развития.
А ещё развиваются машина и свет. Про свет мы уже говорили, а скорость для вашей посудинки очень важна. И не только для того, чтобы успевать до темноты. В море, особенно в ночном, водятся монстры. А на вашем траулере, в отличие от парохода Sunless Sea, нет ровным счётом ничего стреляющего. Спасение только в скорости.
Плюс прокачивается и сама посудина. Немного жаль, что при этом у неё почти не меняется внешний вид, но к этому надо отнестись с пониманием.
Красивое
Сказать про рыбов надо обязательно. Это тоже центральный элемент геймплея.
Их видов в Dredge насчитывается, в общей сложности, 138 штук. Можно пройти игру полностью (это делается за пару вечеров, а то и быстрее) и открыть только около трети из них. Некоторые водятся только в мангровых зарослях. Некоторые — только вблизи вулкана. Некоторых можно встретить только ночью. Кое-кто обитает только на больших глубинах; для ловли таких нужен специальный инструмент.
И все они отлично нарисованы. Впрочем, арт игры — отдельная тема.
А ещё они всеядны. И вечно голодны. Вешаются на пустой крючок. В отличие от многих игр про рыбалку, в Dredge наживка отсутствует полностью. Возможно, вам уже надоело читать о том, о чём здесь ещё не надо заботиться.
Менее красивое
Скажем пару слов о монстрах. В конце концов, это единственное, что может вас убить (если не пытаться покончить жизнь самоубийством).
Монстры хорошие, оригинальные. Слепая вулканическая рыбина со своими рыбятами даже доставила мне определённые проблемы (к счастью, тут игра подсказывает правильную стратегию поведения). Ещё запомнились мимики, изображающие то скалу, то обломки корабля, то живой корабль в море. Сделать они мне ничего не смогли, очень уж медленные, но смотрелись эффектно.
В поисках смысла
Сюжет в Dredge, конечно, есть. И он выполнен точно так же, как и всё остальное — лаконично и изящно. Сюжетная квестовая линия коротенькая — это тебе не безумная эпопея, как, скажем, в Death Stranding. Но она связная, логичная, имеет неплохой твист ближе к финалу и две возможные концовки. Твист, как и положено, из серии «всё не то, чем кажется», но не слишком избит. Наверное, совсем неизбитый, по-настоящему оригинальный сюжетный поворот придумать уже невозможно.
С NPC и диалогами всё в порядке. Они не гениальны, но свою задачу выполняют, и выполняют хорошо.
Ну и концовка такая, что в принципе оставляет задел для сиквела. Если постараться.
Побочные квесты тоже есть. Именно в таком количестве и именно такой простоты, как и должно быть в низкобюджетной инди-игре. Выполнение каждого квеста вполне разумно вознаграждается. То есть, тут тоже всё хорошо.
И последнее. Критики дружно называют сюжет Dredge «лавкрафтианским». Что на это можно сказать? Если считать лавкрафтианской любую историю, по ходу которой из-под воды вылезает какая-нибудь крупногабаритная чертовщина (желательно, с клейкими щупальцами), то да. Согласен.
Но на мой взгляд, такая вещь, как Cultist Simulator несёт в себе гораздо больше лавкрафтианства. Хотя моря и щупалец в ней нет вовсе.
Наш улов
Настоящий недостаток у Dredge один — уж очень она плюшевая, с какой стороны ни глянь. Такое чувство, что авторы слишком уж опасаются сделать тебе больно. И даже предлагают ещё больше облегчить то, что есть.
С другой стороны, кому это недостаток, а кому и, напротив, достоинство.
А вообще?
Если придерживаться морских аналогий, Dredge напоминает модельку корабля… ну, скажем, красивого чайного клипера. Модель маленькая, помещается на полку, но сделана настолько хорошо, что смотреть на неё так же приятно, как и на оригинал.
Удовольствие омрачает лишь одна мелочь. В магазине Steam игру вам не покажут, ибо она недоступна в России. И тогда мы, скрепя сердце, погружаемся куда? Правильно, в те самые глубинные течения, которые на буржуазном языке называются словом torrent.
А авторы игры, соответственно, не получают свою денежку.
Которую, в данном случае, более чем заслужили.
3 комментария