logo Частный музей Хорнета

Zeppelin: Giants of the Sky – То, что легче воздуха

Представим ‎себе‏ ‎такой ‎маленький ‎ассоциативный ‎тест. ‎Мы‏ ‎говорим: ‎экономическая‏ ‎стратегия,‏ ‎транспорт, ‎MicroProse. ‎Что‏ ‎нам ‎ответят?‏ ‎Тут ‎гадать ‎долго ‎не‏ ‎приходится.‏ ‎Любой ‎нормальный‏ ‎человек ‎скажет:‏ ‎ну, ‎это ‎Railroad ‎Tycoon ‎и‏ ‎всё,‏ ‎что ‎было‏ ‎потом. ‎Включая‏ ‎и ‎Sid ‎Meier ‎Railroads!, ‎хотя‏ ‎это‏ ‎уже‏ ‎не ‎совсем‏ ‎MicroProse.

Это ‎не‏ ‎совсем ‎так.‏ ‎Сейчас‏ ‎мы ‎вытащим‏ ‎из ‎нашей ‎кунсткамеры ‎транспортную ‎стратегию,‏ ‎которую ‎в‏ ‎1994‏ ‎году ‎действительно ‎издала‏ ‎MicroProse. ‎Правда,‏ ‎разработчиком ‎были ‎не ‎они,‏ ‎а‏ ‎немецкая ‎команда‏ ‎Ikarion. ‎Игра‏ ‎называется ‎Zeppelin: ‎Giants ‎of ‎the‏ ‎Sky.‏ ‎И ‎там,‏ ‎как ‎вы,‏ ‎наверное, ‎уже ‎догадываетесь, ‎надо ‎построить‏ ‎флот‏ ‎цеппелинов.‏ ‎И ‎чтобы‏ ‎он ‎получился‏ ‎прибыльным.


Вместо ‎эпиграфа

"Здесь‏ ‎есть‏ ‎основа ‎для‏ ‎хорошей ‎игры. ‎Много ‎лет ‎назад,‏ ‎на ‎CompuServe,‏ ‎я‏ ‎сказал ‎разработчику ‎MicroProse,‏ ‎что ‎купил‏ ‎её. ‎Тот ‎расхохотался ‎и‏ ‎ответил:‏ ‎"Так ‎это‏ ‎вы!". ‎И‏ ‎рассказал, ‎что ‎всё ‎началось, ‎как‏ ‎проект‏ ‎группы ‎немецких‏ ‎студентов. ‎А‏ ‎потом ‎MicroProse ‎предложила ‎финансирование, ‎чтобы‏ ‎получилась‏ ‎полноценная‏ ‎игра. ‎Разработка‏ ‎тянулась ‎месяц‏ ‎за ‎месяцем‏ ‎и‏ ‎финальная ‎версия‏ ‎на ‎горизонте ‎всё ‎никак ‎не‏ ‎появлялась. ‎Наконец,‏ ‎MicroProse‏ ‎сказала: ‎присылайте, ‎что‏ ‎есть ‎–‏ ‎и, ‎добавив ‎несколько ‎собственных‏ ‎финальных‏ ‎штрихов, ‎выбросила‏ ‎продукт ‎на‏ ‎прилавок ‎as ‎is... ‎Могла ‎бы‏ ‎получиться‏ ‎очень ‎хорошая‏ ‎бизнес-игра. ‎Она‏ ‎и ‎сейчас ‎хороша, ‎только ‎надоедает‏ ‎быстро".

Так‏ ‎гласит‏ ‎один ‎отзыв‏ ‎на ‎Zeppelin‏ ‎на ‎http://myabandonware.com за‏ ‎подписью‏ ‎JGF. ‎Не‏ ‎знаю, ‎насколько ‎это ‎соответствует ‎действительности.‏ ‎Но ‎эта‏ ‎байка‏ ‎очень ‎хорошо ‎стыкуется‏ ‎с ‎тем,‏ ‎что ‎увидел ‎я, ‎когда‏ ‎осматривал‏ ‎игру.

Вооружившись ‎этой‏ ‎информацией, ‎перейдём‏ ‎к ‎делу.


Вперёд ‎и ‎выше

Итак, ‎на‏ ‎дворе‏ ‎1901 ‎год.‏ ‎У ‎братьев‏ ‎Райт ‎пока ‎не ‎особо ‎вытанцовывается,‏ ‎но‏ ‎зато‏ ‎стало ‎получаться‏ ‎у ‎Фердинанда‏ ‎фон ‎Цеппелина‏ ‎(пусть‏ ‎и ‎с‏ ‎очень ‎переменным ‎успехом). ‎В ‎честь‏ ‎такого ‎дела‏ ‎вам‏ ‎дают ‎один ‎самый‏ ‎простенький ‎дирижабль‏ ‎и ‎поручают ‎сделать ‎так,‏ ‎чтобы‏ ‎он ‎приносил‏ ‎прибыль. ‎(В‏ ‎реальности, ‎фирма ‎DELAG, ‎ставшая ‎первой‏ ‎авиакомпанией‏ ‎в ‎мире,‏ ‎была ‎основана‏ ‎только ‎через ‎восемь ‎лет, ‎когда‏ ‎у‏ ‎Цеппелина‏ ‎получилось ‎настолько,‏ ‎что ‎дирижабль‏ ‎действительно ‎стал‏ ‎не‏ ‎экстремальным ‎развлечением,‏ ‎а ‎средством ‎передвижения.

Вам ‎предстоит ‎и‏ ‎конструировать ‎дирижабли,‏ ‎и‏ ‎строить ‎их, ‎и‏ ‎эксплуатировать. ‎Это,‏ ‎опять ‎же, ‎не ‎совсем‏ ‎соответствует‏ ‎действительности, ‎но‏ ‎так ‎интересней.

И‏ ‎это ‎сразу ‎накладывает ‎отпечаток ‎на‏ ‎геймплей.‏ ‎С ‎чего‏ ‎начинается ‎любая‏ ‎транспортная ‎игра? ‎Восе ‎не ‎с‏ ‎транспортного‏ ‎средства.‏ ‎А ‎с‏ ‎прокладки ‎первой‏ ‎линии. ‎Вот‏ ‎Ливерпуль,‏ ‎вот ‎Манчестер‏ ‎и ‎главное ‎тут ‎– ‎правильно‏ ‎проложить ‎рельсы.‏ ‎А‏ ‎поставить ‎на ‎них‏ ‎что-нибудь ‎трогательно‏ ‎пыхтящее ‎– ‎это ‎уже‏ ‎другой‏ ‎вопрос. ‎Зачастую,‏ ‎уже ‎решённый‏ ‎за ‎кадром.

С ‎дирижаблем ‎всё ‎наоборот.‏ ‎У‏ ‎вас ‎есть‏ ‎один ‎воздушный‏ ‎корабль. ‎Что ‎надо ‎сделать ‎в‏ ‎первую‏ ‎очередь?‏ ‎Выбрать ‎рекламу,‏ ‎которую ‎на‏ ‎нём ‎нарисуют‏ ‎–‏ ‎именно ‎она‏ ‎будет ‎приносить ‎большую ‎часть ‎дохода.‏ ‎(Это ‎реалистично‏ ‎и‏ ‎сейчас ‎– ‎дирижабли‏ ‎с ‎лого‏ ‎GOODYEAR ‎летают ‎именно ‎для‏ ‎того,‏ ‎чтобы ‎все‏ ‎видели ‎это‏ ‎лого).

Об ‎организации ‎авиалинии ‎в ‎начале‏ ‎игры‏ ‎и ‎речи‏ ‎быть ‎не‏ ‎может. ‎Ваш ‎дирижабль ‎будет ‎на‏ ‎пределе‏ ‎окупаемости‏ ‎и ‎если‏ ‎посадить ‎ему‏ ‎на ‎шею‏ ‎(да,‏ ‎я ‎мастер‏ ‎метафор) ‎ещё ‎и ‎высокооплачиваемых ‎конторских‏ ‎служащих, ‎он‏ ‎точно‏ ‎не ‎взлетит. ‎Всё‏ ‎делается ‎вручную.‏ ‎Итак, ‎начинаем ‎тур ‎по‏ ‎Европе‏ ‎– ‎куда‏ ‎полетим ‎из‏ ‎Берлина? ‎А ‎давай ‎в ‎Лондон!‏ ‎А‏ ‎давай!

К ‎большому‏ ‎сожалению, ‎в‏ ‎игре ‎не ‎сделали ‎дирижабельные ‎прогулки‏ ‎–‏ ‎короткие,‏ ‎для ‎развлечения‏ ‎почтеннейшей ‎публики.‏ ‎Это ‎тоже‏ ‎одно‏ ‎из ‎немногих‏ ‎нынешних ‎применений ‎дирижабля. ‎Полчаса ‎на‏ ‎"Цеппелин-NT" ‎(NT‏ ‎означает‏ ‎New ‎Technologies) ‎–‏ ‎двести ‎евро‏ ‎с ‎носа. ‎Но ‎ощущения,‏ ‎говорят,‏ ‎совершенно ‎упоительные.‏ ‎Совсем ‎не‏ ‎похожие ‎на ‎те, ‎что ‎от‏ ‎самолёта‏ ‎или ‎вертолёта.

То‏ ‎есть, ‎идея‏ ‎отличная ‎(как ‎и ‎у ‎всех‏ ‎старых‏ ‎игр,‏ ‎хранящихся ‎в‏ ‎этом ‎музейчике).‏ ‎Подкачало, ‎как‏ ‎всегда,‏ ‎исполнение.


Трагическое ‎решение

Как‏ ‎и ‎многие ‎другие ‎транспортные ‎экономические‏ ‎стратегии, ‎Zeppelin‏ ‎идёт‏ ‎в ‎реальном ‎времени.‏ ‎Точнее, ‎должна‏ ‎была ‎идти. ‎Вмешалось ‎довольно‏ ‎неожиданное‏ ‎решение ‎разработчиков.

Как‏ ‎обстояли ‎дела‏ ‎с ‎многопользовательскими ‎режимами ‎в ‎первой‏ ‎половине‏ ‎девяностых? ‎Прямо‏ ‎скажем, ‎хуже,‏ ‎чем ‎сейчас. ‎Технических ‎возможностей ‎было‏ ‎меньше.‏ ‎И‏ ‎наработок ‎в‏ ‎гейм-дизайне ‎тоже.‏ ‎Особенно ‎в‏ ‎жанре‏ ‎стратегий ‎реального‏ ‎времени.

В ‎Ikarion ‎решили-таки ‎сделать ‎многопользовательский‏ ‎режим ‎на‏ ‎двоих.‏ ‎В ‎виде ‎hot‏ ‎seat. ‎Сейчас‏ ‎уже ‎мало ‎кто ‎помнит,‏ ‎как‏ ‎это ‎–‏ ‎вдвоём ‎за‏ ‎одним ‎монитором. ‎Руководство ‎даёт ‎ценную‏ ‎рекомендацию:‏ ‎если ‎вы‏ ‎ведёте ‎Тайные‏ ‎Переговоры ‎с ‎кем-то, ‎ваш ‎противник‏ ‎должен‏ ‎отвернуться,‏ ‎а ‎то‏ ‎и ‎сходить‏ ‎сварить ‎кофейку‏ ‎–‏ ‎иначе ‎весь‏ ‎смысл ‎пропадёт ‎(суть ‎тендера ‎там‏ ‎– ‎потребовать‏ ‎меньше,‏ ‎чем ‎соперник, ‎не‏ ‎зная, ‎сколько‏ ‎потребовал ‎он).

В ‎силу ‎такого‏ ‎обстоятельства‏ ‎игра ‎стала‏ ‎походовой. ‎Свой‏ ‎ход ‎можно ‎сделать ‎раз ‎в‏ ‎неделю.‏ ‎А ‎дальше‏ ‎листки ‎календаря‏ ‎будут ‎отрываться ‎сами ‎и ‎остановить‏ ‎их‏ ‎не‏ ‎будет ‎никакой‏ ‎возможности.

Ну, ‎двадцатый‏ ‎век, ‎суровые‏ ‎времена.‏ ‎Это ‎ладно.‏ ‎Гораздо ‎худшим ‎оказалось ‎другое. ‎Этот‏ ‎же ‎режим‏ ‎по‏ ‎непонятной ‎причине ‎переехал‏ ‎и ‎в‏ ‎однопользовательскую ‎игру. ‎То ‎есть,‏ ‎фактически,‏ ‎вы ‎появляетесь‏ ‎на ‎рабочем‏ ‎месте ‎раз ‎в ‎неделю, ‎раздаёте‏ ‎ценные‏ ‎указания ‎и‏ ‎исчезаете. ‎Если‏ ‎ваш ‎дирижабль ‎летит ‎до ‎пункта‏ ‎назначения‏ ‎восемь‏ ‎дней, ‎то,‏ ‎добравшись, ‎ещё‏ ‎шесть ‎дней‏ ‎он‏ ‎будет ‎простаивать.‏ ‎Ярче ‎всего ‎это ‎проявляется ‎в‏ ‎начале ‎игры.‏ ‎А‏ ‎распланировать ‎маршрут ‎с‏ ‎несколькими ‎остановками‏ ‎нельзя, ‎нет ‎в ‎игре‏ ‎такого‏ ‎инструмента.

Второе ‎последствие‏ ‎той ‎же‏ ‎опоры ‎на ‎игру ‎вдвоём ‎оказалось‏ ‎не‏ ‎менее ‎серьёзным.‏ ‎В ‎одиночном‏ ‎режиме ‎конкурентов ‎у ‎вас ‎нет.‏ ‎На‏ ‎фондовой‏ ‎бирже, ‎кроме‏ ‎вас, ‎прослеживаются‏ ‎ещё ‎три‏ ‎фирмы,‏ ‎но ‎дирижаблями‏ ‎они ‎явно ‎не ‎занимаются ‎(хотя‏ ‎одна ‎из‏ ‎них‏ ‎и ‎называется ‎DELAG).

Нужны‏ ‎они ‎только‏ ‎для ‎того, ‎чтобы ‎играть‏ ‎на‏ ‎курсе ‎их‏ ‎акций. ‎Сейчас‏ ‎мы ‎поговорим ‎и ‎об ‎этом.


Скрипач‏ ‎не‏ ‎нужен

Вообще, ‎вы‏ ‎можете ‎получать‏ ‎минимальную ‎прибыль ‎почти ‎сразу, ‎с‏ ‎одним‏ ‎дирижаблем‏ ‎– ‎если‏ ‎нарисуете ‎на‏ ‎нём ‎правильную‏ ‎рекламу,‏ ‎направите ‎его‏ ‎так, ‎чтобы ‎он ‎летел ‎около‏ ‎семи ‎дней‏ ‎и‏ ‎назначите ‎правильную ‎цену‏ ‎за ‎билет‏ ‎(её ‎нужно ‎долго ‎подбирать‏ ‎вручную‏ ‎– ‎и‏ ‎не ‎продешевить,‏ ‎и ‎чтобы ‎дирижабль ‎улетел ‎полный).

По‏ ‎умолчанию‏ ‎вам ‎предложат‏ ‎установить ‎£400‏ ‎– ‎все ‎цены ‎в ‎игре‏ ‎почему-то‏ ‎в‏ ‎фунтах. ‎Лет‏ ‎через ‎десять‏ ‎столько ‎будет‏ ‎стоить‏ ‎билет ‎в‏ ‎среднюю ‎каюту ‎первого ‎класса ‎на‏ ‎"Титанике". ‎А‏ ‎$400‏ ‎– ‎это ‎цена‏ ‎билета ‎в‏ ‎Америку ‎на ‎"Гинденбурге" ‎лет‏ ‎через‏ ‎тридцать ‎пять.‏ ‎И ‎ещё:‏ ‎в ‎начале ‎своей ‎деятельности, ‎до‏ ‎Первой‏ ‎мировой ‎войны,‏ ‎DELAG ‎выдавала‏ ‎билетики ‎разным ‎влиятельным ‎персонам ‎за‏ ‎бесплатно,‏ ‎чисто‏ ‎для ‎раскрутки‏ ‎бизнеса.

К ‎сожалению,‏ ‎в ‎игре‏ ‎нет‏ ‎возможности ‎прокатить‏ ‎за ‎бесплатно ‎какую-нибудь ‎особу, ‎а‏ ‎потом ‎внезапно‏ ‎получить‏ ‎хороший ‎правительственный ‎грант‏ ‎или ‎очень‏ ‎выгодный ‎контракт. ‎(Контракты ‎и‏ ‎чартеры‏ ‎в ‎игре‏ ‎подбрасывают, ‎но‏ ‎рандомно).

Но ‎это ‎всё ‎к ‎слову.

Прибыль‏ ‎будет‏ ‎именно ‎что‏ ‎минимальной. ‎А‏ ‎вам ‎надо ‎будет ‎вкладываться ‎и‏ ‎в‏ ‎строительство‏ ‎дирижаблей, ‎и‏ ‎в ‎разработку‏ ‎новых ‎конструкций.‏ ‎И‏ ‎то, ‎и‏ ‎другое ‎очень ‎дорого.

Можно, ‎конечно, ‎играть‏ ‎на ‎бирже.‏ ‎Биржевая‏ ‎модель ‎очень ‎простенькая‏ ‎и ‎курсы‏ ‎акций ‎колеблются ‎совершенно ‎случайно.‏ ‎Надеюсь,‏ ‎вам ‎не‏ ‎надо ‎объяснять,‏ ‎что ‎делать ‎и ‎с ‎этими‏ ‎курсами,‏ ‎и ‎с‏ ‎кнопками ‎save‏ ‎и ‎load.

Но ‎если ‎выбрать ‎именно‏ ‎такую‏ ‎стратегию,‏ ‎игра ‎будет‏ ‎тянуться ‎невыносимо‏ ‎медленно. ‎Почти‏ ‎в‏ ‎реальном ‎времени.‏ ‎И ‎это ‎надоест ‎вам ‎очень‏ ‎быстро. ‎Я‏ ‎очень‏ ‎не ‎рекомендую ‎этот‏ ‎метод. ‎Деньги‏ ‎зарабатывать ‎надо ‎по-другому.

Мощный ‎бюджетный‏ ‎рывок‏ ‎можно ‎сделать,‏ ‎выиграв ‎тендер‏ ‎на ‎постройку ‎дирижаблей. ‎Если ‎кто-то‏ ‎его‏ ‎предлагает ‎–‏ ‎бросайте ‎всё‏ ‎и ‎летите ‎регистрироваться. ‎Ага, ‎ваш‏ ‎дирижабль‏ ‎работает‏ ‎и ‎как‏ ‎средство ‎личного‏ ‎передвижения ‎по‏ ‎миру.‏ ‎Если ‎он‏ ‎один ‎и ‎в ‎ремонте, ‎никуда‏ ‎вы ‎не‏ ‎попадёте‏ ‎и ‎хороших ‎контрактов‏ ‎не ‎видать.

Другими‏ ‎словами, ‎в ‎начале ‎игры‏ ‎прибыль‏ ‎вам ‎приносит‏ ‎что ‎угодно,‏ ‎только ‎не ‎сами ‎полёты. ‎В‏ ‎общем-то,‏ ‎так ‎было‏ ‎и ‎в‏ ‎жизни. ‎Когда ‎один ‎из ‎ранних‏ ‎цеппелинов‏ ‎разбился,‏ ‎широкая ‎общественность,‏ ‎успевшая ‎восхититься‏ ‎полётами ‎великана,‏ ‎мгновенно‏ ‎собрала ‎краудфандингом‏ ‎шесть ‎миллионов ‎марок ‎на ‎постройку‏ ‎нового.

Кстати, ‎реклама‏ ‎на‏ ‎борту ‎приносит ‎деньги,‏ ‎даже ‎когда‏ ‎корабль ‎стоит ‎в ‎ремонте,‏ ‎что‏ ‎очень ‎мило.


Техническая‏ ‎часть

Если ‎учесть,‏ ‎что ‎эта ‎область ‎авиастроения ‎во‏ ‎многом‏ ‎забыта, ‎игра‏ ‎могла ‎бы‏ ‎содержать ‎в ‎себе ‎мощнейший ‎образовательный‏ ‎заряд.‏ ‎К‏ ‎большому ‎сожалению,‏ ‎техническую ‎часть‏ ‎разработчики ‎упростили,‏ ‎и‏ ‎очень ‎сильно.

Начинается‏ ‎это ‎всё ‎с ‎изображения ‎стартового‏ ‎дирижабля. ‎Насколько‏ ‎я‏ ‎смог ‎определить, ‎это‏ ‎"Эолус" ‎конструкции‏ ‎Хенляйна. ‎Машина ‎1872 ‎года‏ ‎постройки.‏ ‎Восемь ‎человек‏ ‎и ‎тонну‏ ‎груза ‎она ‎не ‎поднимет ‎точно.

А‏ ‎у‏ ‎меня ‎этот‏ ‎пепелац ‎не‏ ‎только ‎поднял ‎вышеуказанное, ‎но ‎и‏ ‎успешно‏ ‎перелетел‏ ‎из ‎Мадрида‏ ‎в ‎Нью-Йорк.‏ ‎С ‎третьей‏ ‎попытки,‏ ‎правда.

Мои ‎конструктора‏ ‎работали ‎не ‎покладая ‎рук ‎и‏ ‎далее ‎выдали‏ ‎на-гора‏ ‎то, ‎что ‎по‏ ‎картинке ‎идентифицируется‏ ‎как ‎дирижабль ‎Шварца. ‎В‏ ‎игре‏ ‎он ‎поднимает‏ ‎в ‎десять‏ ‎раз ‎больше, ‎чем ‎поднял ‎бы‏ ‎в‏ ‎жизни. ‎"Бы"‏ ‎– ‎это‏ ‎потому ‎что ‎он ‎разбился ‎в‏ ‎первом‏ ‎полёте,‏ ‎тем ‎не‏ ‎менее, ‎войдя‏ ‎в ‎историю,‏ ‎как‏ ‎первый ‎цельнометаллический‏ ‎дирижабль. ‎У ‎меня ‎такой ‎с‏ ‎лёгкостью ‎долетал‏ ‎от‏ ‎Москвы ‎до ‎Мадрида‏ ‎меньше ‎чем‏ ‎за ‎неделю.

А ‎ещё ‎дирижабль‏ ‎можно‏ ‎на ‎выбор‏ ‎наполнить ‎водородом‏ ‎или ‎гелием. ‎Гелий, ‎как ‎и‏ ‎положено,‏ ‎идёт ‎по‏ ‎конской ‎цене‏ ‎и ‎вроде ‎бы ‎снижает ‎риск‏ ‎внезапной‏ ‎катастрофы‏ ‎(ну, ‎вы‏ ‎знаете), ‎но‏ ‎это ‎их‏ ‎единственная‏ ‎разница. ‎В‏ ‎жизни ‎всё ‎было ‎куда ‎печальней.‏ ‎В ‎теории,‏ ‎кубометр‏ ‎гелия ‎в ‎нормальных‏ ‎условиях ‎создаёт‏ ‎подъёмную ‎силу ‎лишь ‎процентов‏ ‎на‏ ‎десять ‎меньше,‏ ‎чем ‎кубометр‏ ‎водорода. ‎На ‎практике ‎эта ‎сила‏ ‎упадёт‏ ‎примерно ‎вдвое‏ ‎(я ‎не‏ ‎стану ‎писать ‎отдельную ‎статью, ‎чтобы‏ ‎объяснить,‏ ‎как‏ ‎получается ‎такой‏ ‎мерзкий ‎фокус,‏ ‎тем ‎более,‏ ‎что‏ ‎статья ‎уже‏ ‎написана, ‎правда, ‎на ‎английском).

И ‎–‏ ‎видимо, ‎это‏ ‎баг‏ ‎– ‎дирижабль ‎не‏ ‎хочет ‎отправляться‏ ‎в ‎рейс, ‎если ‎не‏ ‎залить‏ ‎ему ‎баки‏ ‎почти ‎полностью.

И‏ ‎– ‎то ‎ли ‎баг, ‎то‏ ‎ли‏ ‎недосмотр ‎–‏ ‎сливать ‎топливо‏ ‎и ‎стравливать ‎газ ‎нельзя.

И ‎–‏ ‎баг,‏ ‎облегчающий‏ ‎жизнь ‎–‏ ‎в ‎ходе‏ ‎эксплуатации ‎дирижабль‏ ‎не‏ ‎расходует ‎газ.‏ ‎Совсем.

И, ‎разумеется, ‎вот ‎эта ‎общая‏ ‎вольность ‎с‏ ‎организацией‏ ‎авиакомпании ‎в ‎1901‏ ‎году. ‎В‏ ‎этом ‎году ‎полетел ‎(и‏ ‎не‏ ‎очень ‎удачно)‏ ‎первый ‎настоящий‏ ‎цеппелин. ‎Но ‎DELAG ‎возникла ‎только‏ ‎через‏ ‎восемь ‎лет,‏ ‎когда ‎появился‏ ‎LZ-7 ‎"Дойчланд" ‎– ‎закрытый ‎салон‏ ‎на‏ ‎23‏ ‎пассажирских ‎места,‏ ‎ковры, ‎красное‏ ‎дерево, ‎перламутровая‏ ‎инкрустация‏ ‎и ‎первый‏ ‎в ‎истории ‎воздушный ‎бортпроводник. ‎А‏ ‎международные ‎рейсы‏ ‎цеппелинов‏ ‎и ‎вовсе ‎начались‏ ‎только ‎после‏ ‎войны. ‎В ‎игре ‎всем‏ ‎этим‏ ‎можно ‎заняться‏ ‎с ‎первого‏ ‎же ‎дня. ‎Вот ‎на ‎этих‏ ‎колбасах‏ ‎и ‎консервных‏ ‎банках. ‎Нет,‏ ‎видали ‎мы ‎и ‎почище ‎вольности,‏ ‎но‏ ‎образовательный‏ ‎аспект, ‎знаете‏ ‎ли ‎страдает.‏ ‎А ‎в‏ ‎такой‏ ‎игре ‎он,‏ ‎повторюсь, ‎довольно ‎важен.


И ‎ещё ‎о‏ ‎реализме

Это ‎не‏ ‎"Цивилизация",‏ ‎поэтому ‎древа ‎технологий‏ ‎не ‎будет.‏ ‎А ‎будет ‎телеграфный ‎столб,‏ ‎ровный‏ ‎и ‎гладкий.‏ ‎Впрочем, ‎для‏ ‎студенческой ‎работы ‎и ‎это ‎неплохо.

А‏ ‎вот‏ ‎если ‎бы‏ ‎игру ‎делали‏ ‎в ‎MicroProse, ‎да ‎ещё ‎под‏ ‎чутким‏ ‎руководством‏ ‎самого ‎дедушки‏ ‎Сида... ‎Дирижабельные‏ ‎технологии ‎–‏ ‎вещи‏ ‎очень ‎экзотические‏ ‎и ‎почти ‎полностью ‎забытые. ‎Фон‏ ‎Цеппелин ‎возвысился‏ ‎(во‏ ‎всех ‎смыслах ‎слова)‏ ‎благодаря ‎жёсткой‏ ‎конструкции. ‎Но ‎Умберто ‎Нобиле,‏ ‎полтора‏ ‎раза ‎долетевший‏ ‎на ‎своих‏ ‎дирижаблях ‎до ‎Северного ‎полюса, ‎считал,‏ ‎что‏ ‎правильный ‎дирижабль‏ ‎– ‎полужёсткий,‏ ‎а ‎всё ‎остальное ‎от ‎лукавого.

И‏ ‎это‏ ‎только‏ ‎начало. ‎Как‏ ‎насчёт ‎блау-газа?‏ ‎Или ‎двухслойной‏ ‎оболочки‏ ‎(снаружи ‎гелий,‏ ‎внутри ‎водород; ‎такую ‎идею ‎рассматривали‏ ‎для ‎"Гинденбурга")?‏ ‎А‏ ‎если ‎вкачаться ‎в‏ ‎тепловые ‎дирижабли?‏ ‎А ‎если ‎не ‎ограничивать‏ ‎игру‏ ‎1940 ‎годом‏ ‎и ‎довести‏ ‎дело ‎до ‎разработки ‎стартовых ‎космических‏ ‎платформ‏ ‎(была ‎и‏ ‎такая ‎мысль)?‏ ‎А ‎если ‎взять ‎совсем ‎отдалённое‏ ‎будущее‏ ‎и‏ ‎дирижабельную ‎летающую‏ ‎обитаемую ‎станцию‏ ‎в ‎атмосфере‏ ‎Венеры‏ ‎(да, ‎и‏ ‎такая ‎идея ‎озвучивалась)?

Мечты, ‎мечты. ‎А‏ ‎ведь ‎была‏ ‎возможность.‏ ‎Впрочем, ‎это ‎тоже‏ ‎мечта. ‎Несбыточная.


И‏ ‎какая ‎из ‎всего ‎этого‏ ‎следует‏ ‎мораль?

Для ‎начала‏ ‎– ‎самая‏ ‎обычная. ‎Изначальная ‎идея ‎была ‎не‏ ‎просто‏ ‎хорошая, ‎а‏ ‎прямо-таки ‎уникальная.‏ ‎И ‎она ‎оказалась ‎успешно ‎запоротой‏ ‎вот‏ ‎таким‏ ‎исполнением.

Но ‎здесь‏ ‎есть ‎и‏ ‎ещё ‎один‏ ‎момент‏ ‎– ‎участие‏ ‎MicroProse, ‎этого ‎средоточия ‎блестящих ‎умов‏ ‎и ‎денег.‏ ‎Тут‏ ‎я ‎не ‎рискну‏ ‎делать ‎какие-то‏ ‎выводы. ‎Но, ‎возможно, ‎их‏ ‎могли‏ ‎бы ‎сделать‏ ‎те ‎большие‏ ‎дяди, ‎которые ‎решают, ‎как ‎и‏ ‎сколько‏ ‎денег ‎следует‏ ‎выдавать ‎маленьким‏ ‎командам, ‎состоящим ‎из ‎бедных ‎студентов.

Вероятно,‏ ‎на‏ ‎этом‏ ‎наш ‎рассказ‏ ‎можно ‎и‏ ‎закончить. ‎Остался‏ ‎лишь‏ ‎один, ‎чисто‏ ‎технический ‎момент.


"Что ‎у ‎меня ‎в‏ ‎кармане?" ‎–‏ ‎"Дирижабль"

Я‏ ‎очень ‎сильно ‎сомневаюсь,‏ ‎что ‎Zeppelin:‏ ‎Giants ‎of ‎the ‎Sky‏ ‎станет‏ ‎игрой ‎вашей‏ ‎жизни. ‎Но‏ ‎тем ‎не ‎менее, ‎играть ‎в‏ ‎неё‏ ‎очень ‎даже‏ ‎можно. ‎А‏ ‎монотонный ‎геймплей ‎может ‎даже ‎превратиться‏ ‎в‏ ‎плюс.

Каким‏ ‎образом?

А ‎вот‏ ‎каким. ‎Zeppelin‏ ‎идеально ‎работает‏ ‎под‏ ‎Magic ‎DosBox‏ ‎и ‎даже ‎не ‎требует ‎физической‏ ‎мыши. ‎При‏ ‎всей‏ ‎своей ‎недоведённости ‎он‏ ‎очень ‎выгодно‏ ‎смотрится ‎на ‎фоне ‎всевозможного‏ ‎мобильного‏ ‎убожества. ‎А‏ ‎картинка, ‎которую‏ ‎он ‎выдаёт, ‎на ‎маленьком ‎экранчике‏ ‎выглядит‏ ‎вполне ‎пристойно.

Вообще,‏ ‎это ‎отдельная‏ ‎тема: ‎какие ‎старые ‎и ‎заслуженные‏ ‎игры‏ ‎под‏ ‎MS-DOS ‎могут‏ ‎обрести ‎новую‏ ‎жизнь ‎в‏ ‎качестве‏ ‎мобильных ‎развлечений.‏ ‎Полагаю, ‎что ‎в ‎каждой ‎ретро-рецензии‏ ‎я ‎стану‏ ‎рассматривать‏ ‎игру ‎и ‎под‏ ‎этим ‎углом.

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
9 комментариев

Комментарий удален. Восстановить?
10
avatar
Уровень внутри проекта
10
Уровень на sponsr.ru
15
Климков Олег 10 месяцев назад
Спасибо большое. Люблю дирижабли, но скорее, как и колесные пароходы - из ностальгии по ушедшей эпохе больших надежд. Впрочем - "иногда они возвращаются". :)
Комментарий удален. Восстановить?
A
avatar
Уровень внутри проекта
A
Уровень на sponsr.ru
46
Ламтюгов Андрей 10 месяцев назад
Та же фигня. Достаточно на логотип проекта посмотреть. 😀
Комментарий удален. Восстановить?
11
avatar
Уровень внутри проекта
11
Уровень на sponsr.ru
11
Регис Эмиль 10 месяцев назад
Извиняюсь за оффтоп. Андрей, а Вы сталкивались вообще с "Destroyer: U-Boat Hunter"?
Комментарий удален. Восстановить?
A
avatar
Уровень внутри проекта
A
Уровень на sponsr.ru
46
Ламтюгов Андрей 10 месяцев назад
О, это не оффтоп. Сталкивался. Прикупил. Всё никак руки не дойдут. Надо отработать и по нему, и по U-Boat (The Sims на подлодке типа VIIC – это, наверное, интересно). Тут, правда, ещё одна маленькая проблема: Вторая мировая надоела мне настолько, что даже кораблики стали мало вдохновлять.
Показать еще 5 ответов

Статистика

34 подписчика

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048