Derail Valley: Долина ржавых призраков
Я очень надеюсь, что со SPONSR у меня всё получится. А потому планирую постепенно перенести сюда все свои статьи, написанные за последние лет восемь. В их числе и вот эта. Как и все материалы, опубликованные ранее, она доступна здесь за бесплатно.
Итак, Derail Valley.
Некоторые говорят прямо: Derail Valley – лучший из существующих железнодорожных симуляторов. И небезосновательно. Но лично у меня есть серьёзные сомнения: а симулятор ли это вообще?
Статья будет посвящена, главным образом, разрешению вот этого противоречия. Почему бы не поговорить обо всём остальном? На этот вопрос я отвечу ниже.
Итак. Считать ли Derail Valley симулятором?
Диалог с невидимым собеседником
– Простой вопрос. Какие на тамошнем тяжёлом тепловозе, который, как ты говоришь, они назвали DE6, есть тормозные системы?
– Ну... локомотивная, динамическая реостатная, автоматический поездной... Плюс ручной стояночный.
– Даже ручной стояночный. Полный комплект, то есть. Хорошо. Боксование и песок есть?
– Есть. Песок расходуется, запас ограничен.
– Хорошо. Что с весом состава и его динамикой на разных профилях?
– Да вроде всё нормально. Правда, наверное, тормоза слишком эффективные. Я ни разу не терял управление на крутом спуске.
– Хорошо. Ты говоришь, там есть и паровоз. Даже два. Как они?
– Да тоже ничего. Есть управление поддувалом. Динамо и компрессор включаются отдельно. Есть даже продувка цилиндров от конденсата. Если есть уклон, водомер начинает давать ошибки в соответствующую сторону.
– ТАК ЧЕГО ТЕБЕ НЕ НРАВИТСЯ?
И в самом деле – чего?
С моделированием локомотивов там действительно абсолютно всё в порядке. Локомотивы, правда, слегка вымышленные. "Слегка" – это потому что в каждом тут же угадывается реальный прототип. В нашем деле такое часто бывает, сами знаете.
И в чём проблема?
Во всём остальном.
Как вам железнодорожный симулятор, где кроме вас нет никого? Вообще никого. Нет других поездов. Соответственно, нет дежурных по станции и диспетчеров более высокого уровня. Соответственно, вообще нет светофоров. А все стрелки ручные.
Даже в абсолютно несерьёзной Train Life какой-то трафик всё же попадался. А приближаясь к станции, надо было связаться с дежурным и запросить добро. Я уже молчу про такие суровые вещи, как SimRail, отыграв в которую, вы будете знать наизусть все знаки польской системы сигнализации.
С другой стороны, ведь и в MSFS есть нечто похожее – залезай себе в "Боинг" и крути мёртвые петли над Нью-Йорком, мешать никто не будет. И всё же в железнодорожном мире это выглядит как-то... необычно, что ли.
Мир, в котором нет никого, кроме вас.
И призраков. Сейчас мы об этом поговорим.
Ржавчина и цветы
В отличие от многих других железнодорожных симов, где разрешают гулять пешком, но от полотна не отойдёшь дальше, чем на два десятка метров, в Derail Valley создан абсолютно честный открытый мир – 256 квадратных километров. Полностью вымышленный, безо всякой привязки к реальной местности.
И мир довольно необычный. Он очень напоминает постапок, но в "цветущем" варианте. Ну, вы видели такие: человечество успешно скончалось и освобождённая природа задышала полной грудью. Косули на улицах городов, развалины, увитые плющом, из трещин в асфальте произрастает всякое разное. Красота такая, что при её виде остаётся лишь одна мысль: как же хорошо, что мы все подохли.
Про полное безлюдье я уже говорил. Но следы запустения видны везде. Рельсы ржавые, ненакатанные. Кое-где их просто не видно – такая трава вымахала между шпалами. Если дорога идёт по лесу, то едешь, раздвигая ветви руками. А весь ваш подвижной состав ободран и покрыт потёками ржавчины.
Но, как ни странно, жизнь здесь есть. Невидимая. Призрачная.
Наступает вечер – и в домах освещаются окна, а на улицах загораются фонари. Наступает утро – и трубы заводов начинают дымить.
На каждой станции есть станционная контора. Заходишь туда, а там стол. А на столе – заказы, которые можно взять.
Вот место, которое называется просто: "Город и фабрика". А вот другое место, названное столь же бесхитростно: "Сталелитейный завод". Из первого во второе надо доставить четыре вагона металлолома. Как вы это сделаете – это полностью ваше дело. Помогать никто не будет. Мешать тоже.
Ну, давайте доставим.
...Только на поезде
Вероятно, то, что вы видите, уже сильно напоминает вам совсем другую игру. Вот ту, где ландшафт не совсем вымышленный. И тоже надо пилотировать кое-что тяжёлое, на многих колёсах.
И вы совершенно правы. В том, что касается общего геймплея в режиме карьеры, Derail Valley наиболее полно всосала идеи Euro Truck Simulator и всех его клонов. Выполняем заказ по доставке, получаем деньги, апгрейдимся, покупаем новые лицензии. Есть лишь два заметных различия.
Во-первых, здесь покупается не сам локомотив, а допуск на управление определённым типом. Купил один раз – и можешь седлать любой ржавый драндулет, нашедшийся на очередной станции. Главное, чтобы нужного типа.
И во-вторых, нельзя нанимать помощников. Напомню, кроме вас в этом мире никого нет.
Да и вас тоже нет, если честно. Сначала меня удивляло, что при взгляде на ваш локомотив со стороны заметно, что кабина у него пустая. Но потом я понял: нет, это не случайно. Вы тоже призрак. В стране призраков.
Здесь только поезда материальны. Это абсолютно реальные и тяжёлые физические объекты. И пора поговорить о том, как они могут себя повести, если им что-то не нравится.
Собственно, derail
У каждого из нас есть свой любимый железнодорожный сим (если у кого нет – обзаведитесь; паровозовождение полезно для здоровья вообще и для нервной системы в частности). И они бывают довольно разные. Но их объединяет общая идея: невзирая на все трудности бытия, надо привести вверенный вам состав из точки А в точку Б точно в срок и без замечаний.
И здесь Derail Valley стоит несколько особняком. Нет, привести-то его целеньким и в срок, конечно, есть прямой смысл. За это похвалят и дадут денег. Но...
Но в DV сделано очень много, чтобы почёсывать вашу внутреннюю склонность к деструкции. Есть целый класс игр, где продвинутый физический движок отвечает за то, чтобы в подходящих обстоятельствах всё красиво взрывалось, горело, тонуло и летало по воздуху – хоть целиком, хоть в виде ошмётков.
И Derail Valley как раз из таких. Режим карьеры – да, он как раз о том, чтобы в срок и без замечаний. А "песочница" посвящена именно тому, чтобы расколотиться покрасивей. Там поезда слетают с горных серпантинов и тонут в озёрах, сталкиваются и страшно взрываются, паровозные котлы лопаются как воздушные шарики – и жаровые трубы торчат из развороченной дымовой коробки, словно руки наутилуса. Чтобы запечатлевать это, в игре есть специальный фоторежим, с мгновенной паузой и выбором наилучшего ракурса. Полагаю, вы уловили идею.
Начиная играть, я думал, что карьера в DV – это страшный рассказ о судьбе машиниста, попавшего в абсолютно гиблое место, где начальство ставит такие графики, что людям постоянно приходится ходить под смертью. Ну и гибнут они, соответственно, пачками.
Ничуть не бывало. Сроки доставки в DV очень мягкие. Если вы пришли в игру, уже имея за плечами железнодорожный опыт и понятие "скоростной режим" для вас святыня, с вами НИКОГДА ничего не случится. Ну, разве что запорете машину на подъёме, пожадничав и взяв чрезмерный груз. И при этом вы будете без проблем получать премии за выполнение с перекрытием графика – если не будете ползать совсем уж тихим ходом.
Что касается картинки
Решение создать полностью вымышленную местность имело интересные последствия.
Выяснилось, что реальные американские, европейские и российские пейзажи не так уж и красивы. Ну пейзажи и пейзажи. А вот если всё выдумывать с нуля...
Тут Derail Valley напомнила мне совсем другую игру – Eastshade. Там речь шла о художнике, зарабатывающем на жизнь (и продвигающемся по сюжету), посредством написания разных картин. Главным образом, пейзажей. Так вот, открытый мир вымышленного острова Истшейд изобразили таким образом, чтобы, оказавшись буквально в любой его точке, вы увидели вид, который так и просится на полотно.
И Подоткосную Долину построили точно так же. Куда бы вы ни заехали (или зашли ногами), вам там будет красиво. Скриншоты это ощущение передают постольку-поскольку. А вот в динамике, когда за одним симпатичным пейзажем после поворота открывается другой, ещё прекрасней, и этот процесс непрерывен, надо сказать, впечатляет.
Лично я всегда считал, что разные VR-примочки – вещь ненужная. И граничит с жиробесием. Но играя в Derail Valley, мне захотелось обзавестись приличной VR-гарнитурой. Впервые в жизни.
Со звуком похожая история. Работали над ним очень тщательно. Вам может показаться, что кваканье лягушек под мостом, которое вы слышите во время пешей прогулки – это явное излишество. Оказывается, нет. Это кваканье неплохо дополняет общую атмосферу.
Конечная
Прямо сейчас Derail Valley стоит 1300 рублей и я ничуть не жалею, что их отдал. В игре уже хорошо буквально всё, и скоро станет ещё лучше – благо над ней продолжают работать, и очень активно.
Пожалуй, единственное, что вам может там не понравиться – излишний реализм. В смысле, вам он может показаться излишним. К примеру, в Train Sim World сцепка автоматически-волшебная (Джанней, сцепной узел срабатывает почти автоматически, а рукава поездного тормоза стыкуются волшебным образом). А вот здесь сцепка строго ручная, винтовая. И состоит из шести операций (если считать отпуск ручного тормоза на прицепляемой единице). Если вас такие мелочи не смущают, то всё с вами будет хорошо.
Что мы можем увидеть в будущем? Общественность намекает, что кооперативный мультиплеер был бы весьма уместен. И это так. Поездная бригада паровоза в реальной жизни состоит из трёх человек и при здешней детальности моделирования процесса дело нашлось бы для каждого.
Кстати, о паровозах. Вы, наверное, заметили, что про местные нюансы пилотирования паровоза не сказано почти ничего. Главным образом, это потому что такой рассказ – тема отдельного и весьма объёмного материала. Паровозный машинист – это настоящая элита. В старые времена профессия машиниста была исключительно престижной. Примерно как сейчас профессия лётчика. И падать эта престижность начала именно с массовым внедрением тепловозов и электровозов.
Может быть, мы к этому ещё вернёмся.
3 комментария