Maneater: Кровь, вода и мизантропия
Игра Maneater вышла полтора года назад и осталась, при всей своей добротности, почти что незамеченной. Критики сошлись во мнении, что это всё — a lot of fun, после чего влепили средний рейтинг процентов в семьдесят. Широкая общественность предпочла и вовсе промолчать.
И это при том, что в игре хорошо сочетаются такие вещи, как открытый мир, несколько линий прокачки, вменяемый сюжет и даже хорошая социальная сатира. Мне-то очень понравилось, но моя оценка будет несколько субъективной. Дальше я объясню, почему.
Наше новое тело
Как справедливо отмечали многие, игр про акул на удивление мало, хотя, казалось бы, это идеальный персонаж типа "всем хана". В Tripwire Interactive решили так же, плюс за плечами у продюсера Алекса Квика был ещё опыт работы над Depth — массовым онлайновым экшном: команда акул против команды водолазов.
На выходе получился однопользовательский симулятор акулы-людоеда. С ролевыми элементами. Как ни странно, игру действительно можно назвать симулятором. Остановимся на этой теме подробнее.
Что в наши дни главное для симулятора? Это чтоб в его названии было слово "симулятор". Я даже примеры не стану приводить. Maneater отошёл от этой традиции. Но симулятором быть не перестал.
В мире симуляторов есть два типа отступлений от реализма. Первый — когда разработчики о выбранной предметной области ничего не знают и знать не хотят. Иногда вплоть до того, что не удосуживаются взглянуть на фото техники, которую изображают. И это сразу заметно.
При отступлении второго типа видно, что разработчики очень даже в теме, но реализмом жертвуют сознательно, чтоб сделать геймплей интересней. И это тоже сразу заметно.
Maneater отходит от реализма именно вторым образом. Простой пример. Акула — это не китообразное, активного гидролокатора у неё нет. Но зато есть очень тонкое обоняние, чувство боковой линии и орган, воспринимающий биоэлектрические импульсы. Всё это в рамках игры надо свести воедино и как-то назвать. Как? Ну пусть будет сонар, чтоб сразу понятно было. С тем же успехом то, что получилось, можно назвать и радаром. И там такое постоянно.
Правильное питание — залог чего-то там
Здесь, собственно, и начинается веселье. Пожирание людишек — отдельная тема. Но даже пожирание черепах и сомиков отменно анимировано: акула извивается, делает резчайшие броски и выполняет невероятные пируэты, выпрыгнув из воды. Сражения с соразмерными хищниками тоже исключительно кинематографичны: оглушающие удары хвостом, яростное трепание из стороны в сторону и уже потом пожирание. Боевая система довольно проста, хотя в ней и есть неожиданные изыски: можно, оказывается, ухватить зубами рыбу-меч и поражать ею врагов (я узнал об этом только из гайда, уже пройдя игру).
Ах да, наше любимое блюдо. Человечки.
Получив и прокачав апгрейд amphibious, вы сможете выпрыгнуть на сушу и пропрыгать через весь пляж, пожирая всех, кто не успел увернуться. А они особо и не уворачиваются. Один мой коллега написал: хочется думать, что это они от ужаса, а не от скверного ИИ. Нет, дорогой товарищ. Таков взгляд Maneater на людей: человек — существо либо в говно пьяное, либо в говно обкуренное, либо с говном в голове, либо всё разом.
Кстати, интересно, что в квестовых заданиях про человечков никогда не говорится eat. Только consume — "потребить". Conspicuous consumption — думаешь ты, сдёргивая с моторки очередной протеиновый мешок под истошные вопли других протеиновых мешков.
И раз уж мы перешли к человеческой составляющей игры.
Нормальным вход воспрещён
Завязку описывают все рецензенты без исключения. И я тоже. Сюжетный ход действительно красивый: обучающий раздел завершается тем, что вы успешно попадаетесь охотникам и на сцену выходит главный антагонист - Пит-Чешуя. Тут и выясняется, что вы - беременная акулиха. Пит вспарывает вам живот, извлекает акулёнка и демонстрирует собравшейся публике, но акулёнок изворачивается, откусывает Питу кисть руки и упрыгивает за борт, разве что не произнося сакраментальное "I'll be back".
Вспарывание живота беременным широкая общественность пока что воспринимает негативно, даже если речь идёт об акуле-людоеде. Настроение задано, можно двигаться дальше.
При этом главный антагонист, Пит-Чешуя, не такой уж и злодей. В первой половине игры, ничего отвратительного он не делает. Ловит акул? Работа такая. Не ладит с сыном? Ну так это нормально, особенно, если сын по твоим стопам идти не желает. В середине игры он встречается-таки с нами. Результат (после нескольких наших респаунов): его катер потонул, сын погиб, а сам Пит стал похож на Фредди Крюгера. После этого он отравляет залив, затоваривается взрывчаткой и угрожает всем, кто деликатно пытается его остановить. Тоже, в общем, можно понять.
Так почему он злодей?
Потому что человек.
А почему сценаристы убили Кайла, его сына? Нормальный же был паренёк?
Вот как раз поэтому. По мнению Maneater, нормальные живут плохо и недолго.
И другие
А надо вам сказать, что Maneater — это вовсе не вы. Это название телевизионного реалити-шоу: как люди и акулы охотятся друг на друга. Почти каждое ваше действие сопровождается комментарием ведущего (озвучен известным комиком Крисом Парнеллом, хорошо пародирующим нарраторов Discovery Channel). Когда акула сталкивается с результатами человеческой деятельности в море, Парнелл отпускает какую-нибудь ядовитую шуточку уже в адрес людей.
У вашей "дурной славы" (infamy) тоже есть рейтинг. С уровнями. Слопаете достаточно людишек — появятся охотники. Слопаете достаточно охотников — будет левел-ап и появится мини-босс. Сожрёте и его — получите новый апгрейд, который можно прокачивать. На этом построена вся "биоэлектрическая" линейка развития.
Надо сказать, что мини-боссы, как противники, не представляют из себя ничего интересного. Всё одинаковы и не отличаются от рядовых охотников (разве что последние два умеют ставить электробарьер в воде). Но на каждого игра даёт мини-досье. И перед вами проходит отличная череда алкоголиков, патологических лодырей, патологических же честолюбцев и просто придурков. В лучшем случае, ближе к концу — тупых служак из Береговой охраны. Когда очередной такой с жалким воплем исчезает в вашей пасти, Парнелл говорит что-нибудь вроде: "От зубов акулы гибнет лишь три процента охотников. Остальное делают алкоголь и плохая оружейная дисциплина".
Опять-таки, всё в тему.
Главный недостаток
Всё сходятся на том, что это — дико однообразные квесты. "Убей десять тюленей там", "Убей двенадцать барракуд тут", "победи большую белую акулу" и так далее. Ну... и да, и нет. Во-первых, у нас акула. Она не может, набрав достаточно лута, купить себе костюм (+5 CHA), пойти к мэру Порт-Кловиса на приём и убедить его, чтоб город поменьше срал в Мексиканский залив. А вот употребить некоторых срущих может. И употребляет — что ей ещё остаётся.
А во-вторых, зажрались вы, вот что. Поиграйте с моё в суперказуальные и idle-игры на мобильной платформе, где во главу угла ставится процесс, а не результат — мигом наступит переоценка ценностей.
Ещё критикуют отсутствие уровней сложности и кривую этого уровня — ближе к концу всё становится слишком легко. Опять же, как посмотреть. Уровни сложности, как и другие игровые настройки — это да, это всегда хорошо. Но что касается кривой... Я всегда хотел вырасти в подлинный ужас глубин, в настоящего хозяина океана. Левел-кэп на тридцатом уровне вызвал лёгкое раздражение. Но я всё же вернулся в Фэтвик-Бэйю, где, будучи вот таким:
— утирал мелкие акульи слёзки в гроте, удрав от аллигаторов. Вернулся я туда уже вот таким:
— и сказал аллигаторам... Впрочем, ничего я им не сказал. Акулы не умеют разговаривать. Я сразу перешёл к энергичным действиям. Мне были нужны минералы. В организме аллигатора их много.
В общем, лично меня такая кривая вполне устраивает. Если вам она не нравится, это уже дело вкуса.
И финал (со спойлерами)
В финале мы имеем оммаж в сторону известного фильма: в кат-сцене акула, довольно урча, лезет на корму кораблика Пита, медленно прожёвывая его ноги (Пита, не кораблика). Этим оммаж и заканчивается: наполовину съеденный Пит приводит в действие всю взрывчатку, а её там много. Порядок — все умерли. Парнелл подытоживает: в войне человека с природой победителей не будет — впрочем, чего это я расфилософствовался, у нас тут телешоу, ждём вас на следующей неделе.
И с этим можно согласиться.
С одной оговоркой: у нас тут не телешоу, а ролевая игра в открытом мире. А потому, после финальных титров, акула оказывается живой и здоровой в своём гроте. А Парнелл за кадром говорит: акула таинственным образом выжила, наше шоу закрыли из-за излишней жестокости, а потому я продолжаю вещание непосредственно в интернет. Безо всякой цензуры. Можете продолжать исследовать мир.
Вердикт
Вещь очень добротная, хотя и не без недостатков. И к тому же, подлинная находка для мизантропа. Если вы мизантроп — не проходите мимо.
Другое дело, что обличение пороков общества — оно как смерть: было всегда и никогда не выйдет из моды. И толку от него немного. Общество скажет: здорово ты меня, на вот тебе денежку, не сбавляй оборотов. И всё продолжится, ибо природу человека не изменить.
Хотя, может, от таких игр хоть засирать окружающую среду станут чуть меньше. И то хлеб.
И самое последнее
Некоторые говорят, что игра проходится часов за десять. Кое-кто утверждает, что и за восемь. Я исследовал все локации и прокачал полностью все три ветки развития, что заняло примерно 50 часов. Так вот, все эти 50 часов я отыграл на планшете под Android при помощи облачного сервиса GeForce Now. Причём связь с сервером, по мнению самих джифорсовцев, была у меня посредственной.
Лично я считаю результат вполне приемлемым, даже для игры, требующей в отдельные моменты высокой скорости картинки. Ожидание в очереди тоже было приемлемым, даже с учётом того, что дело происходило в первых числах января.
Единственное что — всё это относится к Москве и платному тарифу. Бесплатный есть, но вот там играть невозможно в принципе.
В целом, я считаю результат эксперимента положительным и планирую продолжать в том же духе. Надеюсь, что эта информация кому-то поможет.
(Апдейт, сделанный года через полтора: нет, не поможет. Вы уже и сами знаете, почему).
0 комментариев