Почему музыканты выбирают Ovation
Гитары Ovation зарекомендовали себя, прежде всего как инструменты для концертирующих музыкантов, и любимые гитары звукоинженеров. Это наименее капризные акустические гитары в условиях живой работы на площадках любого уровня, от небольших баров и до стадионов. Но приспособленность к любым концертным условиям не единственный плюс Ovation. Давайте выясним за что же ещё музыканты так полюбили эти инструменты.
Гитары Ovation возникли как сайд-проект компании Kaman Aircraft/Kaman Aerospace, специализирующейся на производстве военных и гражданских вертолётов, противолодочных управляемых торпед и аэрокосмической продукции.
В середине шестидесятых годов двадцатого века, основатель компании – ведущий американский инженер в области аэродинамики и заядлый гитарист Чарли Камэн, задумал создание акустической гитары совершенной конструкции, идеальной во всех отношениях, как в плане звучания, так и удобства, что и привело не только к появлению на рынке нового успешного брэнда, но и появлению совершенно нового направления акустических гитар.
Первая отличительная особенность Ovation, выделяющая их среди всех остальных гитар – округлая, объединённая с обечайками ложкообразная нижняя дека. На самом деле такая конструкция не является изобретением Ovation, и ранее применялась на инструментах эпохи ренессанса и барокко, и даже на ещё более древних инструментах, но там скорее интуитивно, чем осмысленно.
Такая конструкция решает сразу несколько задач. Во-первых, такая параболическая форма работает как акустическая линза, концентрируя и усиливая акустические колебания внутри корпуса инструмента, и направляя их в самую чувствительную точку верхней деки инструментов Elite или направленно в резонаторное отверстие Balladeer. Такое технологическое решение позволяет не только усилить громкость звучания инструмента. Гитары Ovation даже с уменьшенной глубиной Shallow, акустически могут поспорить с Дредноутами, а стандартной и с Джамбо, но и заметно увеличить сустейн. У любой гитары Ovation сустейн глубокий, ровный, и практически бесконечный. А во-вторых, отсутствие параллельных стенок предотвращает возникновение стоячих волн, интерференция которых создаёт неравномерность спектра, гасящую или выделяющую обертона отдельных нот. При этом звучание Ovation очень узнаваемое и характерное, как будто звук обработан компрессором.
Вторая особенность – это сам материал акустической чаши. Начав с попыток приспособить для производства корпусов стекловолокно, используемое для производства кабин вертолётов Kaman, инженеры компании открыли великолепные акустические свойства композитного материала, используемого для производства вертолётных лопастей. Этот материал, получивший название лирахорд, многие ошибочно именуют углепластиком. На самом деле это сложный композит с использованием карбоновых и фиберглассовых волокон, имеющий внутреннюю структуру микросфер, напоминающую пчелиные соты. Главная особенность лирахорда заключается в том, что он не подвержен возникновению паразитных резонансов, и обеспечивает идеально ровные колебания. Ведь вертолёт, особенно военный, должен уметь устойчиво зависать в воздухе и вести огонь на поражение так, чтобы его не бросало из стороны в сторону. Благодаря этому любые ноты, взятые в любом месте грифа Ovation, звучат равномерно, без выпадений и резких непредсказуемых всплесков динамики, что предотвращает манипуляции с расположением микрофонов, в поисках оптимального расположения для съёма, и бережёт нервы звукоинженеров.
Отдельного внимания заслуживают звукосниматели и электроника гитар Ovation. Как и многие другие электроакустические гитары, Ovation оборудованы пьезодатчкиком, расположенным в бридже под нижним порожком, или, так называемой “косточкой”. Если у большинства гитар других производителей, пьезодатчик предстваляет собой единую конструкцию, простирающуюся по всей длине порожка, то звукосниматель Ovation использует совершенно другое технологическое решение:
Звукосниматель Ovation можно разделить на четыре компонента. Его основание – металлический швеллер, плотно обхватывающий снизу “косточку” и служащий помимо всего прочего экраном, предотвращающим возникновение наводок, чем так страдает большинство стандартных звукоснимателей электроакустических гитар. В пазу швеллера расположен изолирующий диэлектрик с ячейками, в которые вставлены индивидуальные пьезодатчики, калиброванные под давление каждой струны, и накрытые сверху медной лентой, изолированной от швеллера. И уже сверху вставляется “косточка”. Это может быть шесть отдельных сёдел, форма которых индивидуальна, выдерживая точность мензуры каждой струны, или единый порожек, имеющий снизу гребенчатую форму, чтобы каждая струна равномерно снималась своим пьезоэлементом. Именно поэтому вы не встретите на гитарах Ovation резких перепадов динамики, при переходе со струны на струну.
Заслуженным уважением среди музыкантов пользуется и бортовая электроника Ovation, то есть преампы, установленные на акустическую гитару. Их продуманное управление позволяет полностью контролировать звучание инструмента на сцене, включая эквализацию и динамику, что даёт гитаристу почувствовать себя пилотом, не зависящим от авиадиспетчера-звукорежиссёра. Другим неоспоримым плюсом бортовой электроники Ovation является то, что она способна вытянуть звук из любого аппарата, куда бы не была подключена гитара, даже самого паршивого. Электроакустические гитары Ovation благодаря своим преампам прекрасно звучат как в комбик, так и в линию.
Ещё одна особенность Ovation – их невероятное удобство. Геометрия профиля грифа максимально приближена к электрогитарному. Такой комфорт вы не встретите не на одной другой акустической гитаре.
Ну и, конечно же, гитары Ovation красивы эстетически. Особенно модели Elite, отличающиеся необычной геометрией расположения резонаторных отверстий с мозаикой из древесины разных пород, прозванных эполетами. И это только ради красоты. Такое расположение позволяет сделать верхнюю деку тоньше и отзывчивее. Ну и, несомненно, притягивает внимание публики.
Ovation и их клоны
В отличие от большинства других производителей, копирующих друг друга, вы не встретите копий Ovation ни у одного именитого брэнда. И дело тут не столько в патентах и копирайте, сколько в технологии, хотя и несоблюдение геометрии линзы имеет место. Среди дешёвого ноунейма, конечно же можно встретить инструменты, издалека внешне напоминающие Ovation, но по звучанию они не способны и отдалённо приблизиться к ним.
Скопировать дизайн – большого ума не надо. Геометрию чаши тоже срисовать не сложно. Но что касается материала…
Во всех ноунеймовых клонах используется дешёвый пластик, преимущественно ABS, который не только не способен звучать как Ovation, но и долговечно выдерживать соединение с деревянными деками. Любое серьёзное климатическое изменение, и ищите новую гитару. Ovation в этом плане использует собственные патентованные технологии соединения деки с корпусом. Но самое главное в том, что лирахорд – материал, использующийся в военной промышленности. Ни его формула, ни сырьё не поставляются за пределы Соединённых Штатов. Только в виде готового продукта. Вторичной переработке он не поддаётся, так как нарушится сложная микросотовая структура. Поэтому, даже для азиатских моделей, все чаши производятся в Нью-Хартфорде, Коннектикут, и уже в готовом виде отправляются на заокеанские фабрики.
0 комментариев