Сломанная демография. Три мира, одна планета. Альфред Сови
Перевод на русский язык статьи французского демографа и социолога Альфреда Сови «Démographie — En vrac. TROIS MONDES, UNE PLANÈTE», опубликованной 14 августа 1952 года в журнале L’Observateur.
Сломанная демография
Три мира, одна планета Альфред Сови «Обсерватер», 14 августа 1952, № 118, страница 14.
Мы с охотой говорим о двух мирах, о возможной войне между ними, об их возможном сосуществовании и т. д. При этом часто мы совсем забываем о том, что существует и третий мир, который в хронологическом порядке — первый. Этим самым третьим миром мы называем, использую ооновскую терминологию, все слаборазвитые страны.
Но можно посмотреть на ситуацию и иначе — глазами большинства. Для него первый и второй мир (Запад и Восток) находятся в авангарде человечества, оторвавшись от остальных на несколько веков вперед.
Не будь этого третьего (первого хронологически) мира, сосуществование двух других не представляло бы большой проблемы. Берлин? Германия? Давно уже бы работала система невидимой оккупации, которая предоставила бы немцев самих себе; порицать ее стали бы только военные, любящие гражданскую жизнь. Торжество коммунизма в западной Европе? Худшего кошмара СССР себе и представить не может. Самый ярый сталинист здесь (в Европе) рассматривается там (в СССР), как зараженный Западом. Лучше уж хороший китаец или индиец, учившийся в Москве, представление которого о буржуазии не замутнено ничем и полностью соответствует советской доктрине — другой буржуазии он попросту не знает. В то же время англичане, шведы, французы представляются отнюдь не столь желанными новобранцами в коммунистических рядах.
Что действительно представляет важность для первого и второго миров, так это захват третьего или, по крайней мере, привлечение его на свою сторону. Именно этим объясняются все сложности сосуществования.
Капитализм на Западе и коммунизм на Востоке поддерживают друг друга. Если исчезнет один, то другому предстоит пройти через беспрецедентный кризис. Сосуществование двух этих миров должно было бы стать движением к некоему совместному режиму — одинаково далекому и непритязательному. Достаточно было бы каждому из двух миров постоянно отрицать это будущее сближение — время и техника сделали бы все остальное. Возникли бы другие проблемы, на которые пришлось бы тратить много времени. Какие? Остережемся задавать этот вопрос.
Мысленно перенеситесь в другую эпоху: в разгар религиозных войн поделитесь неосторожным мнением о том, что, возможно, однажды католики и протестанты будут озабочены другими вопросами, нежели проблема непорочного зачатия. На вас посмотрят с любопытством и, тут нет никаких сомнений, сожгут на костре по тем или иным основаниям, может быть, как сумасшедшего.
К сожалению, борьба за овладение третьим миром не позволяет первым двум прокладывать себе дорогу, припевая при этом, каждый у себя, что он, разумеется, самый лучший, единственный, «истинный». Дело в том, что холодная война имеет серьезные последствия. У них она провоцирует удушающую атмосферу шпиономании, которая, в свою очередь, толкает к самой свирепой изоляции. У нас она является причиной остановки социального прогресса. Ради чего стеснять себя и затягивать пояса, если страх перед коммунизмом удерживает на склоне тех, кто хотел бы двигаться вперед? Никогда в истории время не было столь благоприятным для законодательной работы с классовых позиций, и мы это хорошо видим. Итак, давайте прекратим обкрадывать сами себя, объявим налоговую амнистию, без страха откажемся от жизненно важных инвестиций, строительства школ и жилья в пользу серьезных вложений в дорожный фонд, дабы воскресные вечерние возвращения в прекрасные кварталы были комфортны, как никогда. Расширим привилегии наименее защищенных слоев общества — сельскохозяйственного и алкогольного лобби. Зачем мучаться, если никакой оппозиции нет и в помине?
Таким образом, восхождение к обществу (режиму) отдаленному и неизвестному было остановлено в обоих лагерях, и причиной всему этому отнюдь не только военные расходы. Речь идет о другом: обопрись на врага, дабы самому твердо стоять на ногах. В каждом лагере побеждают самые суровые, по крайней мере, пока. Достаточно заклеймить других как предателей, и тогда борьба становится легкой и понятной. Поэтому они в конечном счете объединяются вокруг одного общего дела, и имя ему — война.
Тем не менее, во всей этой схеме кое-что не останавливается — время. Его медленная работа позволяет предположить, что масштаб кризисов, как и всегда, будет соотноситься с искусственным характером застоя. Как идет эта медленная работа времени? Многими путями, но один из них не знает никакой жалости.
Слаборазвитые страны, то есть третий мир, вошли в новую фазу исторического развития: достаточно быстро в них внедряются определенные медицинские технологии, что обуславливается их дешевизной. Весь Алжир был обработан пестицидами в рамках борьбы с малярией: цена вопроса — 68 франка на человека. Аналогичным образом на Цейлоне, в Индии и других местах добиваются тех же результатов. За несколько центов жизнь человека продлевается на много лет. В итоге эти страны демонстрируют показатели смертности и рождаемости, которые для Запада были характерны в 1914 году и XVIII веке соответственно. Разумеется, это приводит к улучшению экономических результатов: чем меньше уровень смертности среди молодежи, тем больше продуктивность взрослого населения и т. д. Вместе с тем мы прекрасно понимаем, что этот демографический рост должен был бы сопровождаться серьезными инвестициями, чтобы «обложка соответствовала содержанию». Однако эти жизненно важные инвестиции стоят гораздо больше, нежели 68 франка на человека. И в такой момент эти слаборазвитые страны наталкиваются на финансовую стену эпохи холодной войны. Что мы имеем в итоге? Ответ красноречив: тысячелетний цикл жизни и смерти открыт, но это цикл страданий. Разве вы не слышите на Лазурном берегу криков, которые доносятся до нас с другого конца Средиземного моря, из Египта или Туниса? Как вы думаете, речь идет всего лишь о дворцовых переворотах или о ворчании нескольких честолюбцев, стоящих в очереди за властью? Нет и еще раз нет, дело в другом: в котле, в котором варится человечество, давление поднимается постоянно.
От этих сегодняшних страданий, от этих завтрашних бедствий есть одно королевское лекарство. Вы его знаете, оно медленно вытекает капля за каплей: здесь в обязательства по Атлантическому пакту, там в лихорадочные разработки вооружений, которые выйдут из моды через три года.
Во всей этой авантюре есть одна математическая неизбежность, расчетом которой мог бы похвастаться какой-нибудь выдающийся ум. Исходя из того, что подготовка к войне является заботой № 1, второстепенные заботы, такие как мировой голод, должны привлекать внимание исключительно в ограниченном масштабе, достаточном для предотвращения взрыва или, точнее, для предотвращения беспорядков, которые могут поставить под угрозу цель № 1. Но если вспомнить об огромных ошибках, которые так часто допускали в вопросах человеческого терпения консерваторы всех времен, можно питать лишь слабую уверенность в способности американцев играть с огнем народного гнева. Неофиты господства, мистики свободного предпринимательства до такой степени, что восприняли его как самоцель, они еще не осознали отчетливо, что слаборазвитая страна феодального типа может гораздо легче перейти к коммунистическому правлению, чем к демократическому капитализму. Пусть кто-то утешает себя, если хочет, тем, что видит в этом свидетельство продвинутости капитализма, но этот факт нельзя отрицать. И, возможно, в своем ярком свете мир № 1 мог бы, даже вне всякой человеческой солидарности, не остаться нечувствительным к медленному и непреодолимому, смиренному и яростному стремлению к жизни. Ибо, в конце концов, этот третий мир, который игнорируется, эксплуатируется, презирается как третье сословие, тоже хочет быть чем-то.
Примечание Альфреда Сови о происхождении выражения «Третий Мир»:
В 1951 году в бразильском журнале я говорил о трех мирах, не употребляя, однако, выражения «Третий Мир».
Это выражение я придумал и впервые употребил на письме во французском еженедельнике L’Observateur от 14 августа 1952 года. Статья заканчивалась так: «ибо, в конце концов, этот третий мир, который игнорируется, эксплуатируется, презирается как третье сословие, тоже хочет быть чем-то». Таким образом, я повторил знаменитую фразу Сийеса о третьем сословии во время Французской революции. Я не добавлял (но иногда говорил в шутку), что капиталистический мир можно приравнять к дворянству, а коммунистический — к духовенству.
Источник: http://www.homme-moderne.org/societe/demo/sauvy/3mondes.html
0 комментариев