«О мужском освобождении». Статья Джека Сойера в Liberation
Перевод на русский язык статьи американского неомарксиста и психолога Джека Сойера «On Male Liberation», опубликованной в номере журнала Liberation за август–октябрь 1970 года.
Мужское освобождение призывает мужчин освободиться от стереотипов половых ролей, которые ограничивают их способность быть людьми. Стереотипы половых ролей гласят, что мужчины должны доминировать; достижение и выполнение доминирующей роли в отношениях с другими часто воспринимается как показатель успеха. «Успех» для мужчины часто предполагает влияние на жизнь других людей. Но успех в достижении позиций доминирования и влияния не обязательно доступен каждому человеку, поскольку доминирование относительно и, следовательно, редко по определению. Большинству мужчин на самом деле не удается достичь доминантных позиций, которых в идеале требуют стереотипы половых ролей. Стереотипы склонны идентифицировать таких мужчин, как больших или меньших неудачников, а в крайних случаях мужчины, которым не удается доминировать, становятся объектом шуток, презрения и сочувствия со стороны жен, сверстников и общества в целом.
Однако один путь доминирования потенциально открыт для любого мужчины — доминирование над женщиной. Подобно тому, как общество обычно учит мужчин, что они должны доминировать, оно учит женщин, что они должны быть покорными, и поэтому у мужчин есть возможность доминировать над женщинами. Однако всё больше и больше женщин реагируют против пагубных последствий такого доминирования. Но борьба женщин за свободу не обязательно должна быть битвой против мужчин как угнетателей. Выбор того, являются ли мужчины врагами, остается за самими мужчинами.
Освобождение мужчины направлено на то, чтобы помочь разрушить стереотипы о половых ролях, которые рассматривают «быть мужчиной» и «быть женщиной» как статусы, которых необходимо достичь посредством соответственного поведения. Людям не нужно брать на себя ограничительные роли для установления своей сексуальной идентичности.
Серьезное ограничение мужской половой роли происходит из-за принятия стереотипного взгляда на сексуальные отношения мужчин с женщинами. Независимо от того, восхищаются ли мужчины сознательно имиджем Дон Жуана («Playboy»), они все равно находятся под влиянием неявных сексуальных ролевых требований быть полностью компетентными и уверенными в себе, короче говоря, быть «мужественными». Но поскольку самоуверенность является частью стереотипа, мужчины, считающие, что они терпят неудачу, не признают этого, и каждый может думать, что он такой единственный неудачник. Стереотипы ограничивают восприятие мужчинами женщин и самих себя. Мужчины учатся хорошо осознавать женское тело, лицо, одежду — и это мешает им относиться к ней, как к целостной личности. Реклама и потребительская ориентация относятся к числу социальных воздействий, которые одновременно отражают и поощряют эти сексуальные стереотипы. Женщины тратят деньги, чтобы стать более «женственными», а мужчин призывают покупать сигареты, одежду и автомобили, чтобы показать свою мужественность.
Популярный образ успешного мужчины сочетает в себе доминирование как над женщинами в социальных отношениях, так и над другими мужчинами в профессиональной сфере. Но желание быть «Господином» имеет свои издержки. На самом деле невозможно, чтобы два человека имели свободные отношения, когда один удерживает баланс сил над другим. Более влиятельный человек никогда не может быть уверен в полной откровенности со стороны другого, хотя он может получить уважение, которое возникает из-за зависимости. Более того, люди, которые были зависимы, начинают более ясно осознавать потенциальные возможности свободы, и тем, кто пользовался доминированием, становится все труднее сохранять это положение. Люди, стремящиеся к доминированию, не могут развиваться. Часть цены, которую большинство мужчин платят за доминирование в той или иной ситуации, — это обязательство перед системой, в которой при других обстоятельствах и в других ситуациях мужчины сами могут быть подчинены. Альтернативой является система, в которой мужчины разделяют роли между собой и с женщинами, а не стремятся к доминирующей роли.
Помимо дегуманизированного бытия «Господина» или попыток им стать существует еще одно серьезное, хотя и менее заметное, ограничение традиционных мужских половых ролей в области аффекта, игры и выразительности. По сути, мужчинам запрещено играть и проявлять аффект. Это ограничение часто даже не признается ограничением, поскольку аффективное поведение пока выходит за пределы обычного диапазона мужской активности.
Мужчины являются кормильцами и определяются в первую очередь своими достижениями в этой области. Это серьезный бизнес, результатом которого является заработок. Сферы развлечения и наслаждения не являются центральным смыслом мужского бытия. Области жизнедеятельности ради немедленного удовлетворения не входят в центральное определение роли мужчины. Существует неспособность мужчин отойти от этих стереотипов. Но мужчины осознают, что эта потенциальная часть их жизни не позволяет им по-настоящему соприкоснуться со своим «Я», им не разрешается свободно играть или проявлять аффекты. Если мужчины не могут свободно играть, они не могут свободно плакать, быть нежными или проявлять слабость, потому что это «женское», а не «мужское». Но более полная концепция человека признает, что все мужчины и женщины потенциально одновременно сильны и слабы, активны, и пассивны, и что эти и другие человеческие характеристики не являются прерогативой одного пола.
Принятие стереотипов о половых ролях не только ограничивает личность, но и оказывает плохое воздействие на общество в целом. Очевидная привлекательность мужской сексуальной роли сильна, и многие мужчины обязательно поддаются этому образу. Воспитание с ранних лет призывает мальчиков быть храбрыми, не плакать и бороться за то, что им принадлежит. Времена, когда эти качества были добродетелями, давно прошли. Главный эффект сейчас состоит в том, чтобы помочь поддержать систему, в которой личностные «добродетели» становятся общественными пороками. Конкурентоспособность способствует эксплуатации людей во всем мире, поскольку мужчины стремятся достичь «успеха». Если успех требует конкурентных достижений, то безграничное стремление к приобретению денег, имущества, власти и престижа означает лишь стремление к успеху.
Мировыми делами на всех уровнях всегда управляли почти исключительно мужчины. Не случайно способы взаимодействия разных сегментов общества друг с другом были катастрофически конкурентными, вплоть до угнетения больших слоев населения мира. Большинство обществ действуют на авторитарной основе — в правительстве, промышленности, образовании, религии, семье и других институтах. Обычно считалось, что это единственное основание, на котором можно действовать, потому что те, кто управляет миром, были так воспитаны, они не знали другого. Но женщины, будучи лишены власти, также были более свободны от роли властительницы и угнетательницы; женщинам было отказано в возможности стать такими же конкурентоспособными и безжалостными, как мужчины.
Таким образом, растущее признание права женщин на равноправное участие в мировых делах таит в себе как опасность, так и многообещающую перспективу. Опасность заключается в том, что женщины могут попытаться просто получить свою долю в конкурентной, бесчеловечной и эксплуататорской системе, созданной мужчинами. Надежда же состоит в том, что женщины и мужчины могут работать вместе, чтобы создать систему, которая обеспечивает равенство для всех и не доминирует ни над кем. Женское освободительное движение подчеркивает, что женщины ищут лучшую модель мужского поведения, чем та, что была создана до сих пор. Женщины пытаются стать людьми, и мужчины могут сделать то же самое. Это означает, что пол не должен ограничиваться ролевыми стереотипами, определяющими «надлежащее» поведение. Нынешние модели ни мужчин, ни женщин не предоставляют адекватных возможностей для человеческого развития. То, что одна половина человечества должна доминировать, а другая половина подчиняться, несовместимо с понятием свободы. Свобода требует, чтобы не было доминирования и подчинения, а чтобы все люди могли свободно определять свою жизнь на равных.
0 комментариев