«Пустота власти» или «статья о светлячках». Статья Пазолини
Перевод на русский язык статьи Пьера Паоло Пазолини «Il vuoto del potere» ovvero «l’articolo delle lucciole», опубликованной 1 февраля 1975 года в газете Corriere della Sera.
Различие между прилагательным фашизмом и фашизмом по существу восходит ни к чему иному, как к газете «Il Politecnico» [коммунистическое издание, выходившее в 1945-47 годах, прим. АМ], то есть к непосредственному послевоенному периоду…» Так начинается интервью Франко Фортини о фашизме (L' Europeo, 26.12.1974): вмешательство, которое, как говорится, я целиком и полностью поддерживаю. Однако я не могу подписаться под столь тенденциозным дебютом. Фактически, различие между «фашизмами», проводимое в «Il Politecnico», неуместно и не актуально. Это могло быть актуально еще лет десять назад: когда христианско-демократический режим всё еще был абсолютным продолжением фашистского режима. Но около десяти лет назад «Нечто» произошло. «Нечто», чего не было и чего нельзя было предсказать не только во времена «Il Politecnico», но даже за год до того, как это произошло (или даже, как мы видим, когда это «Нечто» уже происходило).
Настоящее сравнение между «фашизмами», следовательно, не может быть «хронологическим», имеется в виду между фашистским фашизмом и христианско-демократическим фашизмом: но между фашистским фашизмом и радикально новым, полностью непредсказуемым фашизмом, внезапно появившемся из этого «Нечто», случившемся 10 лет назад.
Поскольку я писатель и пишу в полемике или, по крайней мере, дискутирую с другими писателями, позвольте мне дать поэтико-литературное определение того явления, которое произошло в Италии лет десять тому назад. Это поможет упростить и сократить наше обсуждение (и, возможно, даже лучше его понять).
В начале шестидесятых годов из-за загрязнения воздуха и, прежде всего в сельской местности, из-за загрязнения воды (голубые реки и прозрачные каналы), стали исчезать светлячки. Явление было молниеносным и ослепительным. Через несколько лет светлячков больше не было. (Теперь они представляют собой довольно душераздирающее воспоминание о прошлом: и пожилой человек, обладающий такой памятью, не может узнать себя молодого в новых молодых людях и, следовательно, не может больше иметь прекрасных сожалений о прошлом).
Поэтому я назову то «Нечто», что произошло около десяти лет назад, «исчезновением светлячков».
Христианско-демократический режим имел две совершенно различные фазы, которые не только не могут сравниваться друг с другом, предполагая известную преемственность, но даже стали исторически несоизмеримыми. Первая фаза этого режима (как всегда справедливо называли его радикалы) — это та, которая начинается с окончания войны и до исчезновения светлячков, вторая фаза — это та, которая начинается с исчезновения светлячков и до сегодняшнего дня. Давайте посмотрим на каждую из них.
Прежде чем исчезли светлячки
Преемственность между фашистским фашизмом и христианско-демократическим фашизмом полная и абсолютная. Я промолчу о том, что говорилось по этому поводу еще тогда в «Il Politecnico»: отсутствие чисток [фашистов из госаппарата после войны, прим. АМ], преемственность кодексов, полицейское насилие, неуважение к Конституции. Я сосредотачиваюсь на том, что тогда имело значение в ретроспективном историческом сознании. Демократия, которую христианско-демократические антифашисты противопоставляли фашистской диктатуре, была бесстыдно формальной.
Оно основывалось на абсолютном большинстве, полученном за счет голосов многочисленных слоев среднего класса и огромных крестьянских масс, управляемых Ватиканом. Такое управление Ватиканом было возможно только в том случае, если оно основывалось на тотально репрессивном режиме. В этой вселенной имели значение те же «ценности», что и при фашизме: Церковь, Родина, семья, послушание, дисциплина, порядок, экономия, мораль. Эти «ценности» (как и во времена фашизма) были «также реальными», то есть были присущи определенным культурным слоям из аграрной и палеоиндустриальной Италии. Но в тот момент, когда они принимались как национальные «ценности», они теряли всякий смысл и становились жестоким, глупым, репрессивным государственным конформизмом: конформизмом фашистской и христианско-демократической власти. Провинциальность, грубость и невежество как «элит», так и разных уровней масс были одинаковыми и при фашизме, и в первую фазу христианско-демократического режима. Парадигмами этого невежества были ватиканский прагматизм и формализм.
Всё это ясно и однозначно сегодня, потому что тогда бессмысленные надежды подпитывались интеллектуалами и оппонентами. Была надежда, что всё это не совсем так, и что формальная демократия в конечном итоге что-то значит. Теперь, прежде чем перейти ко второму этапу, мне придется посвятить несколько строк моменту перехода.
Во время исчезновения светлячков
В этот период также могло сработать различие между фашизмом и фашизмом, проведенное на «Il Politecnico». На самом деле и великая страна, формировавшаяся внутри страны, т. е. масса рабочих и крестьян, организованная ИКП [Итальянской коммунистической партией, прим. АМ], и даже наиболее передовая и критическая интеллигенция не заметили, что «светлячки исчезают». Они были достаточно хорошо проинформированы социологией (которая в те годы привела к кризису метода марксистского анализа). Но это была еще не испытанная (пережитая) информация, а формалистическая. Никто не мог предположить ту историческую реальность, которой станет ближайшее будущее. Также не следует отождествлять то, что тогда называлось «благополучием», с «развитием», которое должно было впервые в полной мере реализовать в Италии «геноцид», о котором в «Манифесте» говорил Маркс.
После исчезновения светлячков
Национализированные и, следовательно, фальсифицированные «ценности» старой сельскохозяйственной и палеокапиталистической вселенной внезапно перестали иметь значение. Церковь, Родина, семья, послушание, порядок, экономия, мораль уже не в счет. И они уже бесполезны, так как являются поддельными. Они выживают в условиях маргинализованного клерикального фашизма (даже Итальянское социальное движение — Национальные правые по сути их отвергает). На смену им приходят «ценности» цивилизации нового типа, совершенно «иной», чем крестьянская и палеоиндустриальная цивилизация. Подобный опыт уже накоплен другими государствами. Но в Италии оно совершенно особенное, потому что это первое настоящее «объединение», которое пережила наша страна; в то время, как в других странах оно в известной логике перекликается с монархическим объединением и дальнейшим объединением буржуазной и промышленной революции. Итальянская травма от контакта между плюралистическим «архаизмом» и индустриальным уравниванием, возможно, имеет только один прецедент: Германия до Гитлера. И здесь ценности различных раздробленных культур были уничтожены насильственной ратификацией индустриализации: с последующим образованием тех огромных масс, уже не древних (крестьяне, ремесленники) и еще не современных (буржуазия) [Пазолини пишет «современных» как moderne, модерн переводится, как современность, прим. АМ], которые составляли дикий, аномальный, невесомый отряд нацистских войск.
Нечто подобное происходит и в Италии: и с еще большей жестокостью, поскольку индустриализация семидесятых годов представляет собой решительную «мутацию» даже по сравнению с немецкой индустриализацией пятидесятилетней давности. Мы столкнулись уже не с «новыми временами», как теперь всем известно, а с новой эрой человеческой истории, той человеческой истории, сроки которой — тысячелетние.
Итальянцы худшим образом отреагировали на такую историческую травму. Всего за несколько лет они превратились (особенно в центре-юге) в выродившихся (деградирующих), смешных, чудовищных и преступных людей. Достаточно выйти на улицу, чтобы это понять. Но, конечно, чтобы понять изменения людей, нужно их любить. К сожалению, я любил этих итальянцев: как вне схем власти (фактически, в отчаянной оппозиции им), так и вне популистских и гуманитарных схем. Это была настоящая любовь, укоренившаяся в моем образе жизни. Поэтому я видел «своими чувствами», как принуждающее поведение власти потребления воссоздает и деформирует сознание итальянского народа до необратимой деградации. Чего не произошло во времена фашистского фашизма, периода, когда поведение было полностью отделено от сознания. «Тоталитарная» власть тщетно продолжала повторять свои поведенческие навязывания: совесть здесь не замешана. Фашистские «модели» были ничем иным, как масками, которые можно было надевать и снимать. Когда фашистский фашизм пал, всё вернулось на круги своя. То же самое наблюдалось и в Португалии: после сорока лет фашизма португальский народ праздновал 1 мая так, как если бы он праздновал его годом ранее.
Поэтому смешно, что Фортини относит различие между фашизмом и фашизмом к первому послевоенному периоду: различие между фашистским фашизмом и фашизмом этой второй фазы христианско-демократической власти не только не имеет сравнения в нашей истории, но, вероятно, во всей истории.
Однако я пишу эту статью не только для того, чтобы поспорить по этому вопросу, хотя он очень близок моему сердцу. На самом деле я пишу эту статью по совсем другой причине. Вот она.
Все мои читатели наверняка заметили перемену среди влиятельных христианских демократов: за несколько месяцев они превратились в погребальные маски. Это правда: они продолжают демонстрировать сияющие улыбки невероятной искренности. Правда, в их зрачках собирается блаженный свет доброго юмора. Когда дело не в мерцающем огоньке остроумия и хитрости. Что избирателям, видимо, нравится не меньше, чем полное счастье. Более того, наши влиятельные люди неустрашимо продолжают свои непонятные тирады, в которых всплывают «пронзительные голоса» обычных стереотипных обещаний. На самом деле это маски. Я уверен, что если бы вы подняли эти маски, вы бы не нашли даже кучки костей или пепла: было бы небытие, пустота. Объяснение простое: сегодня в Италии фактически наблюдается драматический вакуум власти. Но в том-то и дело: ни вакуум законодательной или исполнительной власти, ни вакуум управленческой власти, ни, наконец, вакуум политической власти в каком-либо традиционном смысле. Но вакуум власти сам по себе.
Как мы пришли к этой пустоте? Или, еще лучше, «как туда попали люди власти?».
Объяснение, опять же, простое: влиятельные христианские демократы перешли от «фазы светлячков» к «фазе исчезновения светлячков» даже не осознавая этого. Хотя это может показаться близким к преступлению, их неосведомленность в этом вопросе была абсолютной; они ни в малейшей степени не подозревали, что власть, которой они владели и которой управляли, не просто претерпевала «нормальную» эволюцию, но коренным образом меняла свою природу.
Они обманывали себя, что в их режиме всё, по сути, будет то же самое: что, например, они смогут вечно рассчитывать на Ватикан: не осознавая, что власть, которую они сами продолжали удерживать и управлять, уже не знала, что делать с Ватиканом, как с центром крестьянской, ретроградной, бедной жизни. Они обманывали себя, думая, что могут вечно рассчитывать на националистическую армию (точно так же, как их фашистские предшественники). И они не видели, что власть, которую они сами продолжали удерживать и управлять, уже маневрировала, чтобы заложить основу новых транснациональных армий, почти технократической полиции. И то же самое можно сказать и о семье, принужденной непрерывно со времен фашизма к экономии, к морали. Теперь власть потребления навязывала ей радикальные изменения в смысле современности [modernità, прим. АМ], вплоть до принятия развода, а теперь потенциально всё остальное, без каких-либо ограничений (или, по крайней мере, до пределов, допускаемых вседозволенностью новой власти, которая хуже тоталитарной, поскольку она насильственно всеобъемлюща).
Находящиеся у власти христианские демократы пережили всё это, полагая, что могут управлять этим и, прежде всего, манипулировать этим. Они не осознавали, что это было «другое», несоизмеримое не только с ними, но и со всей формой цивилизации. Как всегда (см. Грамши), симптомы были только на языке. На переходном этапе, т. е. «во время» исчезновения светлячков, влиятельные христианские демократы почти резко изменили свой способ самовыражения, приняв совершенно новый язык (столь же непостижимый, как латынь). Особенно [левый премьер-министр Италии, прим. АМ] Альдо Моро, то есть (ради загадочной корреляции) тот, кто меньше всех замешан в ужасных вещах, которые были совершены с 1969 года по сегодняшний день в попытке удержать формально успешную до сих пор власть.
Я говорю формально, потому что, на самом деле могущественные христианские демократы закрывают пустоту своими автоматическими маневрами и улыбками. Реальная власть протекает без них: и в их руках нет уже ничего, кроме тех бесполезных аппаратов, которые из них не делают реальным ничего, кроме скорбного двубортного костюма.
Однако в истории «пустота» существовать не может: о ней можно говорить лишь абстрактно и абсурдно. Вполне вероятно, что на самом деле «пустота», о которой я говорю, уже заполняется в результате кризиса и перестройки, которые не могут не расстроить всю нацию. Показателем этого, например, является «болезненное» ожидание государственного переворота. Как будто это был просто вопрос «замены» группы людей, которые так пугающе правили нами в течение тридцати лет, что привело Италию к экономической, экологической, городской и антропологической катастрофе.
В действительности, ложная замена этих «деревянных голов» (не меньше, а скорее более траурно-карнавально-подобная), осуществляемая через искусственное усиление старых аппаратов фашистской власти, не принесет никакой пользы (и пусть будет ясно, что в этом случае «отряд» уже по своей конституции будет нацистским). Реальная власть, которой «деревянные головы» служили около десяти лет, не осознавая ее реальности: вот нечто, что возможно уже заполнило «пустоту». В том числе сводя на нет возможное участие в управлении великой коммунистической Италии, родившейся в период полной разрухи, потому что дело не в «управлении». Мы имеем абстрактные и в конечном счете апокалиптические образы этой «реальной власти»: мы не знаем, какие «формы» она приняла бы, если бы непосредственно заменила слуг, принявших ее за простую «модернизацию» техники. В любом случае, что касается меня, если это представляет какой-либо интерес для читателя, позвольте прояснить: я, даже будучи многонациональным, отдал бы за светлячка весь Монтедисон [крупный итальянский промышленно-финансовый холдинг, прим. АМ].
Источник: https://www.corriere.it/speciali/pasolini/potere.html
0 комментариев