По своим правилам
Одна из причин делать свой бизнес — создать компанию, в которой хотелось бы работать, и сделать это по своим правилам.
Наверняка вы, работая в организациях, видели то, что вам не нравится: например, хаос в компании, отсутствие нормального управления, отсутствие обучения и развития сотрудника, отказ от решения важных проблем, потому что топы или основатели не знают, как их решить, и делают не то, что надо… и прочая, и прочая. Знакомо?
Вот и мне знакомо. Я сталкивалась с:
- "потогонкой" – выжиманием из сотрудников соков за относительно небольшую зарплату, отсутствием развития сотрудников (для старта карьеры хорошо, но дальше нет смысла продолжать работать в компании);
- хаотическим набором сотрудников, хотя они не вполне нужны, и потом непониманием, что с ними делать (оргструктура компании таки нужна);
- отказом основателя от планирования работы, перекладыванием ответственности за планирование и реализацию проектов на сотрудников при отсутствии у них полномочий (полномочия собственник предпочел оставить себе);
- экономией на найме сотрудников нужной квалификации (нет, стартап не может позволить себе нанимать начинающих!);
- кассовыми разрывами и вообще отсутствием финансового планирования, надеждой на авось вместо четкого алгоритма получения доходов / привлечения денег (без комментариев);
- созданием продуктов по принципу "а давайте создадим классный айтишный продукт и потом придумаем, как на нем зарабатывать" (нет, это так не работает, это почти гарантия провала – смотрим чеклист в статье "Ключевые ошибки предпринимателей: как гарантированно прогореть")
- отсутствием внимания к маркетингу и зарабатыванию денег на продукте, который в принципе способен приносить доход (основателям нравится пилить продукт, а разговор о деньгах вызывает у них боль)
- фокусом исключительно на деньгах и отсутствием внимания к созданию качественного продукта: просто получаем деньги (нужен баланс!)
- и прочим, что я не упомянула, но что может быть важным.
В общем, я задолбалась видеть, как бизнес строится по каким-то неработающим лекалам. И я решила строить свой)
Разумеется, я не говорю о том, что надо переизобретать велосипед. Напротив, я очень люблю переиспользовать чужой опыт. Но это должен быть релевантный опыт, который я не просто перенимаю, а переношу на реальность своего проекта. То есть, я буквально беру качественные учебники по предпринимательству, инженерии, менеджменту, дополняю учебники живым опытом релевантных успешных проектов, и пробую это повторить. В итоге собирается моя собственная конфигурация бизнеса.
Некоторые правила, которые я планирую применять
Бизнес – это машинка по генерированию денег
Нормальный бизнес должен приносить деньги, а не быть формой самозанятости. В итоге он должен приходить к тому, чтобы стать "машинкой по генерированию денег". Во-первых, это залог успеха. Во-вторых, это просто увлекательно! Гораздо интереснее создавать машинку, чем вджобывать на виртуальные циферки баланса на экране.
Компания строится для того, чтобы обеспечивать счастье клиентам, собственникам, сотрудникам
Компании приносят пользу клиентам. Точнее даже, больше пользы / ценности, чем клиент платит (об этом буду писать дальше как о ценностном неравенстве), поэтому клиенты приходят и покупают. Если компания продолжает приносить пользу, а еще и выстраивает отношения с покупателями, то клиенты остаются. Поэтому счастье клиентов часто признают как важную штуку при создании компаний.
Счастье основателя или собственника тоже императив, иначе как компания вообще будет существовать? Здесь тоже никаких проблем.
Счастье сотрудников упоминается как "важное" реже. А когда упоминается, то часто оказывается, что это лишь пустая декларация, за этими словами мало что стоит. В итоге получаем рассогласование: как компания, в которой практикуется отношение к работнику как к мясу, может обеспечить счастье клиента? Как компания может заботиться об удобстве основателей – но вытирать ноги об управленцев, перегружая их проблемами, для решения которых у них нет полномочий? Я думаю, что никак. На чужом несчастье счастья не построишь. Рано или поздно плохое отношение к сотрудникам "вылезет" несчастьем собственника и/или клиента. И, напротив, последовательное выстраивание счастья в успешной компании способно сделать ее еще прибыльнее и успешнее. Главное – не забыть, что это все-таки компания, а не кружок по интересам.
Больше внимания к мелочам
Значительная часть проблем в обучении связана с внедрением изученного в жизнь, приучением систематически применять выученное. Но образователи часто уделяют внедрению не так много внимания. Причин тому много. Например, одна из причин – образователи получают работающие знания "вообще" и считают, что на этом их миссия закончена; надо просто "передать", а обучающиеся "возьмут сами". (Спойлер: работает не для всех. Недаром по открытым источникам информации научается малый процент от студентов, наверно, 10% от всех). Еще одна причина – то, что образователи банально не хотят заниматься внедрением: это сложная трудоемкая работа, которую на старте надо будет делать ручками. Образователи просто не хотят напрягаться настолько, насколько это нужно по-настоящему.
Я хочу уделять внимание мелочам. Более того, я планирую зарабатывать много именно на мелочах. (И вообще говоря, уже зарабатываю – с момента публикации предыдущего поста я продала внедрение "личной операционной системы по управлению жизнью" и постановку мастерства самоорганизации / самодисциплины / собранности). Меня не пугает то, что мне придется работать крайне интенсивно и много. Меня не пугает то, что придется на старте жертвовать частью прибылей, которые я могла бы получить сразу – ради того, чтобы я сделала в долгосрочном периоде классный продукт, который решает проблему клиентов на 10/10. Я считаю, что, уделяя внимание мелочам, я смогу помочь тем клиентам, у которых не получалось сделать следующий рывок в жизни без этих "игнорируемых мелочей".
Спокойный (не заполошный) старт
Большинство говорит, что надо сразу зарабатывать много денег. На программах для предпринимателей (к слову, хороших!) гиперфокус идет на привлечении клиентов на хорошие чеки. Больше таких клиентов! И я согласна, что это важно, но есть одна мелочь...
Если набрать слишком много клиентов, не рассчитав способность бизнеса обслужить этих клиентов, то можем получить недовольных клиентов, которые будут уходить. Это произойдет потому, что привлеченный спрос на продукты/услуги компании не соответствует предложению, которое может обеспечить компания. В итоге клиенты либо забирают деньги и уходят (а мы потратились на их привлечение! и на обслуживание!), либо чувствуют себя обманутыми и уходят (компания фактически их ограбила). Не хотелось бы так.
Мне больше по душе другая модель запуска: поставить достаточно высокую цену на продукт, продать его достаточному числу клиентов, чтобы был свободный денежный поток для "полировки" продукта. Иными словами, мне надо получить от привлеченных клиентов достаточно денег, чтобы сделать для них классный продукт (и мне было на что жить в процессе). Обеспечить хороший результат, обеспечить внимание клиенту (чтобы он чувствовал себя как король при работе со мной). Потом – начинать оптимизировать поставку продукта, автоматизировать какие-то штуки и повышать маржинальность продукта. И затем можно больше заниматься привлечением.
Какой гиперфокус на количестве клиентов / покупателей, пока на первых не отработано позиционирование, оффер / коммерческое предложение и продукт?!
Я лучше отработаю на маленьком числе клиентов свои методики, а затем буду тиражировать. Мой рост на старте будет более медленным by design, зато потом я могу расти даже быстрее остальных.
Последовательное развитие
Я хочу попробовать не распыляться, а последовательно фокусировать внимание на важном с точки зрения жизненного цикла бизнеса. Чтобы не составлять "описание для инвестора" тогда, когда у меня еще нет толком систематически продаваемого и поставляемого продукта (такое описание сегодня предложили сделать на программе для предпринимателей). Сейчас это будет пустая трата времени, а я считаю, что не могу себе позволить тратить время, если организовываю бизнес.
Еще одно правило я опишу в закрытой части. В открытой по правилам все, дальше будем говорить о выборе рынка.