Женщины в истории: Вера Мухина
Имя Веры Мухиной у наших соотечественников ассоциируется, в первую очередь, со знаменитейшим монументом «Рабочий и колхозница». Но, разумеется, не только это произведение создала Вера. А помимо пластического искусства, она занималась и дизайном одежды, о чем сегодня мало кто помнит. Итак, героиня нашей сегодняшней заметки – женщина невероятного таланта и непростой судьбы, Вера Игнатьевна Мухина.
Родилась Вера в Риге, в 1889 году, в купеческой семье. Девочка рано потеряла мать: ребенку было всего два года, когда Надежда Вильгельмовна Мухина умерла от туберкулеза. Игнатий Кузьмич, переживая за здоровье девочки, увез ее в Крым, в Феодосию.
Здесь надо сказать, что отец Веры занимался не только коммерцией. В семье Мухиных любили искусство и покровительствовали ему. Девочка росла на разговорах о музыке, театре и живописи. Стремясь помочь погибающему от туберкулеза художнику Алисову, Игнатий Кузьмич приобрел у него морской пейзаж. Мухин-старший стремился подражать Козимо Медичи в его покровительстве художникам, ученым и поэтам.
Но, к несчастью, Игнатий Кузьмич тоже скончался, и Веру с сестрой воспитывали родственники. Они жила у дяди в Курске, затем в Москве. Девочка взрослела, превращаясь в девушку. Она желала не только вести светскую жизнь и танцевать на балах. Вера рисовала, писала стихи и музицировала. В Москве она обучалась живописи в студии Константина Юона и Ивана Дудина . Работала в скульптурной мастерской Нины Синициной. Затем перешла в студию к Илье Машкову, одному из лидеров художественного объединения авангардистов «Бубновый валет».
А еще – страстно мечтала поехать в Париж, чтобы продолжить свое художественное образование там, и, в частности, учиться ваянию у Эмиля Бурделя. Но родственники, консервативно настроенное купечество, не одобряли таких ее устремлений. Молодой девушке точно не пристало заниматься таким «неженским» делом, еще и так далеко от семьи.
Все изменил случай. В 1912 году, на Рождество, Вера гостила в имении у дядюшки. Там она каталась на санях с горки, налетела на дерево и получила увечье: ей отрезало нос. Нос пришили. Но шрамы остались на всю жизнь.
Девушка тяжело переживала произошедшее. О балах пришлось забыть. Видя, как горюет Вера, родственники смягчились и разрешили ей исполнить мечту: уехать на лечение и учебу в Париж.
Во Франции девушка занималась в мастерской ученика знаменитого Родена, Эмиля Антуана Бурделя. Она подошла к обучению со всем прилежанием и серьезностью. Титанические усилия принесли свои плоды, и Вера стала лучшей ученицей мастера. А еще именно в Париже Вера встретила свою первую любовь – русского мигранта Александра Вертепова, эсера-террориста. Вертепов тоже учился в студии Бурделя. Позднее он погибнет на фронтах Первой Мировой. А Вера в память о нем создаст скульптуру медсестры, оплакивающей солдата. К сожалению, эта скульптура сегодня утрачена.
В 1914 г. Вера, расставшись с Вертеповым, вернулась в Москву. Вскоре началась война. Девушка окончила курсы медсестер и работала в военном госпитале, где и познакомилась со своим будущим мужем, военным врачом Алексеем Замковым.
А дальше будет Великий Октябрь. Вера Игнатьевна будет много и успешно творить. В рамках плана «монументальной пропаганды» создаст проект памятника русскому просветителю Николаю Новикову. Он, к сожалению, тоже не сохранится. К концу 20 гг. 20 века скульптор выполнит такие произведения, как «Юлия», «Ветер», «Крестьянка». К десятилетию Октябрьской революции «Крестьянка» будет удостоена первой премии. Затем она экспонировалась на международной выставке в Венеции и была выкуплена музеем Триеста.
И, наконец, в 1937 году на Всемирной выставке в Париже Вера Игнатьевна была удостоена золотой медали Гран-при за «Рабочего и колхозницу». И это был настоящий триумф ее как художника. Пабло Пикассо следующим образом отзовется об этой скульптурной группе: «Как прекрасны советские гиганты на фоне сиреневого парижского неба». С 1947 года «Рабочий и колхозница» станет эмблемой киностудии «Мосфильм».
Талант Веры Игнатьевны находит разное применение – тут и коренастая, твердо стоящая на земле русская баба-«Крестьянка», и изящнейшие балерины Галина Уланова и Марина Семенова. Еще она создаст памятник Чайковскому, который будут буквально обожать студенты консерватории. Еще из-под ее рук выйдут два памятника советскому писателю Максиму Горькому. Она будет преподавать, будет удостоена пяти Сталинских премий и множества других наград…
И умрет всего лишь в 64 года от стенокардии, так и оставив многие свои замыслы и идеи неосуществленными.
Автор текста - Алина Говенько
1 комментарий