Однажды решила я поискать информацию о восточных танцах, в частности, о belly dance - что знают об этом танце? Очень много разного пишут об истории его создания: и красивые легенды пересказывают, и рассуждают об эзотерическом происхождении с древним сакральным смыслом, и о том, что он был создан специально для обольщения мужчин, и многое другое, всего и не перечислишь. Только вот невольно обращаешь внимание на то, что историй и легенд много, а исторических фактов очень мало и никто не может точно сказать, где именно появился танец живота и когда это произошло. Что действительно известно о происхождении этого танца?
Первые упоминания европейцами о танце живота появляются в 18 веке н.э., во время романтического движения. До этого времени документальные упоминания об этом танце не встречались. Большинство исследователей склоняется к тому, что развивался белли данс в Египте, и что привезён он был туда, приблизительно, в 10 веке н. э. индийскими кочевыми цыганами - Ghawazee. Так был назван и танец - Ghawazee - и танцевали его женщины верхнего Египта. Действительно, по моим наблюдениям, в танцах индийских цыган и арабского белли данса очень много похожих движений. Сравнивая тот и другой танец можно согласиться, что, пожалуй, так оно и было. Английский путешественник и арабист начала 19 века н. э. Эдвард Уильям Лейн пишет о своих впечатлениях от танца Ghawazee : "... основной особенностью этого танца является быстрая бедренная тряска, сопровождающаяся изгибами бёдер."
Ещё одно направление египетского танца живота - Raks Baladi. Baladi - означает "родина" или "родной город", и танцевали этот танец (и танцуют до сих пор) во многих деревнях по всему Египту. Это фольклорный стиль, танцуют его мужчины и женщины всех возрастов, как правило, в торжественных случаях.
Современное направление танца живота - Raks Sharki - сформировалось из двух вышеназванных направлений - Ghawazee и Raks Baladi. Под Raks Sharki подразумевается женский сольный танец, который отличается от фольклорных танцев и представляет собой смешение стилей и деталей костюма. Вот историю развития этого направления танца мы можем проследить более детально, т. к. Raks Sharki стал стремительно развиваться в начале ХХ века. Безусловно, заслуга развития этого танца принадлежит легендарным египетским танцовщицам, имена которых, их творчество и выступления дошли до наших дней. Тахия Кариока, Найма Акеф, Самия Гамаль, Фифи Абду, Сохер Заки, Нагва Фоад.
Творчество этих танцовщиц совпало с расцветом египетской киноиндустрии, которая стремительно начала развиваться в 40-х годах прошлого столетия. Известны они не только своими ролями в фильмах, но и выступлениями в "Opera Casino", первом египетском мюзик-холле, открытом Бадией Масабни. Это было популярное место встречи влиятельных музыкантов и балетмейстеров из США и Европы, что не могло не привнести в belly dance новые веяния, элементы классической хореографии. А для известнейших танцовщиц Египта мюзик-холл "Opera Casino" стал своеобразным местом соревнований. Когда Тахия Кариока исполняла танец, вплетая в него новые элементы, публика с нетерпением ждала ,чем же ответит Самия Гамаль, какие новые фрагменты танца будут предложены другими звёздными танцовщицами. В итоге к середине 50-х годов прошлого века сложился продуманный классический стиль египетского танца - Raks Sharki. Его так и называют - классика. Точка отсчёта, образец танцевального египетского искусства. И вот о его создательницах мне хотелось бы рассказать подробнее. Потому что, к великому сожалению, не многие наши танцоры belly dance знают о них, в то время, как в других странах мира это признанные, неоспоримые звёзды этого танца.
Хочется рассказать об этих замечательных танцовщицах ещё и потому, что у каждой из них непростая судьба женщины, которой пришлось выживать в жёстком мире мужчин. И они не просто выжили - они отвоевали своё право на творчество, возвели египетский танец в ранг искусства и создали прекрасное танцевальное направление - Raks Sharki. Читайте о звёздах арабского танца в моих следующих публикациях.