Еврейская самоизоляция: Зачем иудеям жить обособленно?
Каждый раз, когда я вожу гостей в Иерусалим и среди прочего показываю им колоритный полузакрытый район Меа Шеарим, населенный ультраортодоксами, мне неизменно задают вопрос: зачем эти люди намеренно отделяют себя от всех остальных? Ведь они же в Израиле, тут кругом евреи. Нет смысла отгораживаться, если опасность тебе не грозит.
И потом, что это за странная манера загонять себя в добровольное гетто? Не вы ли боролись на протяжении поколений за то, чтобы жить свободно?
Вопросы совсем не глупые. И в принципе абсолютно логичные, если рассуждать со светской точки зрения. Собственно, даже не светской, а вообще любой, кроме иудейской. Ведь, если подумать, ни христиане (не считая сектантов), ни мусульмане, ни буддисты с индуистами не склонны жить обособленными колониями. И, насколько я помню, принудительно их в подобные изолированные общины никто не загонял.
А с евреями странная история. Они упрямо живут отдельной колонией. Это как если бы арестантам объявили амнистию, а они покинули тюрьму и заперлись в другом похожем здании через дорогу.
Что это, привычка? Упрямство? Или может они хотят кому-то что-то доказать?
На самом деле ничего из перечисленного.
В сознании человека, не знакомого с иудейскими традициями, смешиваются два понятия - гетто, смысл которого более-менее ясен, и эрув (иногда говорят эйрув, а у Брокгауза и Ефрона он значится как эруб), о котором не знает почти никто. Формально между этими вещами имеются внешние сходства, однако их смысл отличается принципиально. Оттого и путаница. Давайте разбираться.
Для начала - про гетто.
Само это слово ввели в обиход венецианцы в 16 веке, хотя явление, которое так назвали, существовало века примерно с 12-го. Гетто - это особый район города, куда принудительно селили евреев. Позже подобные изолированные кварталы появились и для других меньшинств. Например, негритянские гетто в США. Да и резервации для индейцев, хоть они и не находились в городах, по сути были той же формой дискриминации.
Условия жизни в гетто были самыми разными. Это зависело от отношения общества к евреям в каждый конкретный период. Если юдофобские настроения были не слишком сильны, евреи, даже жившие отдельно, могли процветать. В Пражском гетто, например, где евреев в середине 19-го века указом императора признали равными в правах со всеми остальным жителям империи, можно увидеть очень впечатляющие здания, в которых в свое время определенно жили весьма небедные люди.
Но когда власть была в руках наиболее радикальных антисемитов, еврейские кварталы превращались в подобие концлагерей. Например, в Варшаве с приходом нацистов.
Об очень своеобразном гетто в Москве я уже рассказывал вот здесь. Формально в 19 веке евреям запрещалось жить в Первопрестольной, но купцам, имеющим особое разрешение, позволяли приезжать сюда по торговым делам. Однако еврейские купцы не могли останавливаться в гостиницах или на постоялых дворах, как прочие коммерсанты. Всем выходцам из "черты оседлости" предписывалось селиться лишь на короткий срок и в строго определенном подворье, которое на ночь изолировалось полностью.
То есть московское гетто не было районом постоянного проживания евреев, но сохраняло принцип принудительной изоляции, характерной для любого другого гетто.
Но тут вот в чем фокус. Иудеи, которых никто в гетто не загонял, стремились сами создать для себя районы, что называется, компактного проживания. Обособленность еврейских общин, так тревожившая юдофобов во все времена, вовсе не была результатом высокомерия или презрения к окружающим (хотя со стороны это могло выглядеть и так), а преследовала цели, не имеющие никакого отношения к тем, кто смотрит на процесс снаружи.
То есть к гоям, проще говоря.
Ведь гой - это отнюдь не пренебрежительная характеристика. Это всего лишь человек другой, неиудейской веры. Надо заметить, что отношение к иноверцам в разных культурах сильно отличалось. Русское "нехристи" наполнено гораздо большим осуждением, чем нейтральное еврейское "гой".
Деление на своих и чужих с точки зрения веры для иудеев было не ксенофобией, а способом собственного выживания и сохранения своей национальной и религиозной идентичности. Я убежденный атеист, но даже я понимаю, что именно Тора и строгое следование ее законам помогли евреям сохранить свою культуру, язык, традиции и проследить историю народа от древних времен до наших дней.
Обособленность очень этому способствовала. Жизнь, протекающая внутри замкнутой общины, помогала следить за тем, чтобы каждый знал свои корни, изучал свой язык, следовал общим правилам, почитал единого бога, отмечал религиозные праздники и не нарушал запретов.
И если большую часть перечисленного можно было бы осуществить и без такой уж строгой изоляции (ведь существуют же общины всевозможных нацменьшинств по всему миру), то о запретах надо поговорить особо.
Все слышали про шабат, особый день недели, почитаемый в иудаизме как праздник, который следует посвящать отдыху и молитве. Принято считать, что евреям по субботам всего лишь запрещено работать. И это вроде бы несложно, у всех остальных ведь тоже выходной день.
Однако для праведного иудея работой может считаться аж 39 различных, порой самых неожиданных действий. Нельзя включать и выключать свет, например. Нельзя зажигать газ на плите. Нельзя садиться за руль, завязывать шнурки, писать что-либо или даже печатать на компьютере, а так же стирать написанное ранее. И так далее в том же духе.
Среди прочего существует запрет выносить что-либо из дома, даже мелочи. Но как быть с детской коляской, например? Или с инвалидным креслом? Или с лекарством? Или просто с угощением, если вы идете к кому-то в гости?
Даже связку ключей брать запрещено.
Однако строгость запретов, как известно, всегда стимулирует людей на поиск остроумных решений, помогающих эти запреты обойти, формально их не нарушая. Иудеи по этой части весьма преуспели.
Например, придумали носить ключи, пристегнутыми к брючному ремню. Если вы их не отцепляли, то и нельзя сказать, что вы их взяли с собой, выходя из дома.
Помимо этого существуют лифты, останавливающиеся на каждом этаже, чтобы не было необходимости нажимать на кнопку, ибо это тоже работа.
Так вот эрув - это своеобразный способ сохранить относительную свободу действий в условиях жестких религиозных ограничений.
В какую-то светлую голову (некоторые верят, что в голову царя Соломона, большого мастера креативных решений) однажды пришла идея объединить несколько зданий - иногда целый квартал или даже район - в некое условно единое пространство. Для этого достаточно установить ограждение - например, стену, забор или даже просто натянуть проволоку по периметру, превратив здания и улицы, находящиеся внутри, в подобие как бы единого дома.
Ограждения, впрочем, недостаточно.
Нужно провести еще специальный ритуал, называемый "смешением дворов". Для этого некую пищу (обычно мацу) объявляют общей собственностью всех жителей эрува и кладут в особое, всем известное место. С этого момента, огороженная территория становится аналогом единого здания. Люди могут свободно перемещаться и носить с собой всё, что им необходимо.
По окончании шабата (или религиозного праздника, когда предполагаются те же ограничения), изоляция эрува становится менее строгой. Например, снимаются ограждения, перекрывавшие дороги, ведущие внутрь.
В Израиле, насколько мне известно, эрув существует в каждом городе. Уже упомянутый иерусалимский район Меа Шеарим изначально создавался как эрув. Здания по его периметру строились вплотную друг к другу, создавая естественную границу.
Кстати, границы эти временами бывают неочевидными, пока не наступает шабат. И тут вдруг может оказаться, что одна сторона улицы относится к зоне изоляции, а другая остается открытой. Скажем, в Хайфе юго-западная сторона улицы Герцль, в той ее части, что ближе к району Халиса, в пятницу к вечеру перекрывается металлическими заграждениями, закрывающими въезд в кварталы, находящиеся выше по склону горы Кармель. В то время, как улицы, ведущие под гору совершенно свободны.
И хотя подобные условности нам, людям светским, могут показаться какой-то ерундой, ортодоксы относятся к ним весьма серьезно. По крайней мере раз в неделю, обычно перед шабатом, раввины обходят весь периметр эрува, проверяя целостность ограждения. Если замечены разрывы, их немедленно восстанавливают.
Надо сказать, что ограждение это часто установлено довольно высоко над улицами, так что вы вполне можете его не замечать. Тем более, что за пределами Израиля эрувы редко практикуют строгую изоляцию в шабат и праздники.
Например, в Москве, где живет довольно большая еврейская община, территорией эрува считается почти весь центр города в пределах Садового кольца плюс еще обширная зона, протянувшаяся в юго-западном направлении до самых Лужников. Разумеется, эту территорию никто никогда не изолирует и мало кто из непосвященных знает об ограждении, однако все, кто живет, гостит или прогуливается в центре российской столицы, находятся в зоне "смешения дворов".
Какой удар для антисемитов!..
Так что эрув, как добровольное затворничество самых набожных иудеев, имеет лишь внешнее сходство с гетто, создаваемым не для решения проблем, а наоборот, для их создания. Ведь евреи, живущие внутри эрува, совершенно не мешают тем, кто остался за периметром. А вот власти, создающие еврейские гетто, напрямую влияют на жизнь тех, кто в них попал, и чаще всего самым негативным образом.
Я когда-то давно, еще не вполне разобравшись в понятиях, писал о районе Меа Шеарим как о добровольном гетто. И в комментариях мне совершенно справедливо писали, что, мол, не дай вам бог узнать, что такое гетто на самом деле.
Потому что жизнь в эруве для его населения удобна и по-своему комфортна. Для молитвы и вообще праведной жизни внутри масса возможностей. Тут и свои синагоги, и раздельные школы, и магазины религиозных принадлежностей, книг, подобающей одежды и обуви, мастерские париков для женщин и особых головных уборов для мужчин. Продукты в таких районах, как Меа Шеарим, продаются исключительно кошерные, без вариантов.
Это что-то вроде карантина, самоизоляция от любой еретической заразы, призванная сохранить духовное здоровье тех, кто заперся внутри. Созданный в 1874 году, Меа Шеарим даже какое-то время в первой половине 20 века был местом проживания разных людей, в том числе светских. Но постепенно ультраортодоксы настояли на том, чтобы внутри очень жестко соблюдались религиозные требования. И в результате здесь остались лишь непримиримые ревнители иудейской веры, живущие практически как в 19 веке. Разве что с холодильниками и кондиционерами.
0 комментариев