Так была ли еврейской русская революция?
Начну, как ни странно, с Израиля (вам покажется, что это совсем не по теме, однако потерпите, чуть позже станет понятно, к чему я веду).
Тут у нас, как в старой песенке, кругом одни евреи. Казалось бы, монолит, единый народ, дружные потомки Авраама. Однако, если приглядеться, все совсем не так (ну, не считая Авраама, против него никто особо не возражает).
Религиозные евреи здесь с трудом терпят светских, которых вообще-то в стране большинство, считая их грешниками, вероотступниками и вообще не вполне евреями.
Светские в свою очередь посмеиваются над религиозными, с этими их странными костюмами, пейсами и всевозможными запретами, с этой помешанностью на буквальном прочтении священных текстов.
А есть еще евреи (тоже, впрочем, из среды ультраортодоксов), которые, живя в Израиле, считают существование светского государства грубейшим нарушением заветов Торы, настаивающей, что страну свою в земле обетованной можно будет создать лишь с приходом машиаха и только для истинно верующих. Таких, как они сами.
А еще есть евреи из Африки или Азии, выглядящие совсем не как евреи. Живут они обособленно, питаются традиционной пищей своих прежних стран, на иврите изъясняются с трудом, будто простые мигранты.
Много здесь наших (понимайте это слово, как хотите, но я подразумеваю бывших жителей России, Украины, Казахстана и всех прочих составляющих советской империи). Тоже своего рода отдельная цивилизация в Израиле. Одно то, что мы тут с вами сейчас разговариваем по-русски, иллюстрирует, как сложно нам оторваться от своих корней.
Мне лично сложно.
Есть евреи, которые искренне верят, что являются частью народа, избранного богом, поскольку это написано в Торе, и есть евреи, считающие себя обычными людьми, не хуже и не лучше всех прочих. Последних опять-таки большинство.
А есть Кнессет, израильский парламент, напоминающий древние бойцовые ямы. Евреи из одних партий и движений тут готовы вцепиться в горло евреям с противоположного фланга политического спектра.
Теперь представим себе, что вся эта разношерстная компания собралась вместе, чтобы придумать и создать нечто совместное и грандиозное. Великое что-то, общееврейское.
Даю вам руку на отсечение, что это будет вторая Вавилонская башня. Или, возможно, не башня, а басня - про лебедя, рака и щуку. Никуда их воз не сдвинется, потому что евреи будут спорить до посинения, ибо не являются они монолитной группой единомышленников. И сомневаюсь, что являлись когда бы то ни было.
Да, у нас есть общий исторический и культурный знаменатель, но мы все индивидуалисты, наши устремления слишком разнообразны, если не сказать контрастны.
Это не значит, что мы лишены эмпатии и неспособны помогать ближнему. Но даже помощь каждый из нас будет понимать по-своему (кто-то как заповедь, а кто-то как порыв души), и под ближним будет подразумеваться разное (одному - братья по вере / языку / цвету кожи / стране происхождения, другому - всякий человек, нуждающийся в помощи).
Это полезно иметь в виду, когда вы слышите, например, о еврейском заговоре. Или о тайном мировом правительстве. Подобные вещи совершенно абсурдны, в них верят только те, кто с нами мало знаком. Сплоченно мы научились разве что воевать. Да и то с кучей оговорок про тех, кто не идет в армию по религиозным или принципиальным соображениям.
И вот тут наконец я сделаю разворот к теме, заявленной в заголовке.
О роли евреев в русских революциях кто только ни писал. Но я бы хотел взглянуть на эти события с несколько нетрадиционной точки зрения.
Глупо идти на поводу у антисемитов и начать высчитывать, сколько было евреев в той или иной компании революционеров. Опыт показывает, что это ничего не дает. Если человек сфокусирован только на поиске "еврейского следа", то даже две-три найденных фамилии будут казаться ему большинством и засильем, а двадцать-тридцать имен прочих национальностей станут людьми-невидимками, статистической погрешностью. В одной статейке здесь, на Дзене, я прочитал: "Среди большевиков было очень много евреев - например, Троцкий". Что ж, формулировка блестящая, а Троцкий сам по себе это, конечно, уже очень много. К нему, впрочем, мы еще не раз вернемся.
В общем я предлагаю другой подход. Давайте прочертим условную линию баррикад и проследим, так ли уж однозначно российские евреи выбирали сторону бунта. Были ли они в этом вопросе настолько единодушны, что позволило бы с полным правом сказать: да, евреи хотели только революции и ничего другого?
Начнем с маленького локального примера. В подпольной организации эсеров (то есть социалистов-революционеров) существовало свое боевое крыло, занимавшееся политическими убийствами. Руководили этой террористической группой последовательно два колоритных еврея.
Первого звали Григорий Гершуни. Человек незаурядный, судя по всему, действительно страстно увлеченный делом вооруженной борьбы с царской властью и в методах себя не ограничивающий.
Но в 1907 году он тяжело заболел и вскоре умер. А руководство боевым крылом перешло к Евно Азефу (тоже еврею, но не спешите с выводами). Азеф казался не менее фанатично преданным делу революции, однако позже выяснилось, что он был платным агентом охранки, намеренно проваливавшим самые важные операции. Поступал он хитро: по договоренности с полицией проворачивал одну-две удачные вылазки по мелочи, чтобы заслужить доверие соратников, а затем сливал одну действительно серьезную акцию властям. Таким образом вся "террористическая деятельность" была по сути сведена на нет, оставаясь под полным контролем правительства.
Можем ли мы на примере этих двух людей сказать, чего хотели и к чему стремились все российские евреи - революции или сохранения существующей власти?
Вот вам другой пример.
В 1917 году была популярна поговорка "Чай Высоцкого, сахар Бродского, Россия Троцкого". Кто же эти трое?
Первый - Вульф Высоцкий, чайный король России, известный филантроп, почетный гражданин Москвы и поставщик Двора. Не принял крещения, остался верен иудейской религии. Активно поддерживал еврейских поселенцев в Палестине, стал одним из основателей университета Технион в Хайфе.
Второй - сахарозаводчик Израиль Бродский, создавший гигантский трест из 13-и заводов по производству сахара. Жертвовал огромные суммы на нужды бедных и больных, вкладывал немалые средства в строительство великолепных зданий, ставших гордостью Киева и Одессы (сохранились ли они теперь?). От иудаизма не отказывался, последовательно поддерживал еврейские общины в юго-западных губерниях, где вел бизнес.
Третий - Лев Троцкий (урожденный Бронштейн). Идейный революционер-радикал, убежденный интернационалист. На идише не говорил, своему еврейству значения не придавал, но и не скрывал его. Фамилию сменил, когда пытался бежать из ссылки за рубеж. Мог выбрать любую, но в насмешку присвоил фамилию своего бывшего надзирателя, Николая Троцкого.
Иудаизм, как всякую прочую религию, презирал.
О евреях в целом говорил, что они для него не важнее, чем болгары.
Занятно, что двое из упомянутых в поговорке евреев были законопослушными и вполне верноподданными. Искренними сторонниками режима. И лишь один посвятил жизнь революции (это важное, хоть и случайное соотношение, запомним его).
Спросим себя снова: выглядит ли всё это как картина единого еврейского фронта с общими целями?
Я уже писал недавно о том, что привело в революцию евреев, живших в нищете и бесправии в "черте оседлости". И с ними все более-менее понятно. Тебя загнали в угол, терять тебе нечего, вот ты и сопротивляешься как можешь. Но откуда же взялись люди вроде Троцкого, вышедшие отнюдь не из бедноты? Им-то чего не хватало?
Нужно заметить, что граница "черты оседлости" вовсе не была непроницаемой. Да, большинство евреев, ее населявших, вынуждены были жить там безвылазно. Однако для купцов Первой гильдии, представителей некоторых "дефицитных" профессий и людей с университетским образованием делались исключения. Плюс нельзя забывать об одной из традиционных российских скреп, коррупции, при которой за взятку можно получить разрешение на что угодно.
Поэтому те, кто сумел преуспеть в своих родных губерниях или получил там приличное образование (и те, и другие были редким исключением из общего правила), могли селиться даже в столицах.
А дальнейшая жизнь во многом зависела от ваших целей. Если вы хотели заработать состояние, составить себе репутацию и быть принятым в высшем обществе, можно было следовать примеру еврейских купцов и фабрикантов. Если же вы задумывались о том, как исправить жизнь не только для себя, но и для всех обездоленных в стране, вы вполне могли выбрать путь политической борьбы.
Большое заблуждение считать, что если человек сыт, то он никогда не станет протестовать против того, что не касается его непосредственно. Пассионарии вроде того же Троцкого (он, кстати, выходец из зажиточной, но отнюдь не богатой семьи, в которой всегда жили экономно) хотели менять жизнь глобально, а не просто строить свою уютную обывательскую норку. Объяснять их деятельность банальной жаждой власти нелогично. Человек с головой, образованием и связями мог добиться в царской России многого, не рискуя при этом сгнить на каторге или вовсе быть уничтоженным.
Однако полицейское государство само порождает своих радикалов. Это универсальное правило, срабатывающее всегда и повсюду. Приверженцам ежовых рукавиц кажется, что чем больше репрессий, тем послушнее народ. Но подавленная энергия сопротивления, как всякая энергия (вспоминаем школьный курс физики), никуда не исчезает. Загнанная под пресс, она лишь накапливает напряжение, которое неизбежно где-нибудь рванет.
Рассадниками радикальных настроений в России, как и повсюду в Европе, были университеты. Оно и неудивительно, молодые горячие головы, ищущие применения своей кипучей энергии, собравшись вместе и нахватавшись зарубежных либеральных идей, неизбежно заболевали всевозможными левацкими фантазиями, романтизируя образ пламенного революционера, отдающего жизнь за свободу, равенство и братство.
Еврейские студенты в этом бурном процессе тоже участвовали, но были крайне малочисленными. Квоты на поступление в университеты для них очень жестко ограничивались, составляя на рубеже 19-го и 20-го веков не больше 3% в столицах и 10% в "черте оседлости".
Но тут важно понимать, что евреи, во-первых, были почти поголовно грамотными с детства (этому традиционно уделялось большое внимание как в общинах, так и в семьях), а во-вторых, некоторые из них оказывались в определенной степени "заряженными", поскольку помнили сами или знали по рассказам о погромах, гонениях и бесправии, извечных слагаемых российского ответа на "еврейский вопрос". Эти два обстоятельства помогали им выделиться в среде студентов своей энергией и идейностью.
К концу 19 века подпольных политических организаций в России было немало. И будущие большевики, называющие себя поначалу социал-демократами, были, пожалуй, наименее значительной силой. То же можно сказать и о еврейском участии. Среди сторонников Ленина их было меньше всего. Тем более, что социал-демократы после своего второго съезда в 1903 году раскололись на большевиков (радикалов) и меньшевиков (умеренных), позиции которых были непримиримы.
Часть евреев разделяли идеи анархистов, отрицавших всякую власть. Некоторые увлеклись идеями сионизма и боролись не за свержение царя, а за право уехать в Палестину, на родину предков. Другие в ответ на рост популярности сионизма создали собственную еврейскую партию "Бунд", которая, предполагала, что евреям стоит бороться за собственную национальную автономию в пределах России.
Однако больше всего евреев оказалось в партии эсеров, которые, кстати, не руководствовались идеями марксизма и делали ставку не на пролетариат, а на крестьянство, в чем принципиально расходились с большевиками. Большинство евреев-революционеров мечтали о буржуазной, а вовсе не о социалистической революции.
Мне кажется показательным, что на одном из эсеровских плакатов мы видим рабочего (вероятно, кузнеца) с характерными семитскими чертами.
Эсеры в принципе были довольно многочисленными. К 1917 году они вчетверо превосходили большевиков по количеству участников (около миллиона человек против 250-и тысяч, многие из которых давно находились в эмиграции).
И хотя позже, уже придя к власти, большевики старательно преувеличивали свою роль в свержении самодержавия, правда в том, что движущей силой буржуазной революции в феврале 1917 года были именно эсеры. Они одержали победу, они же получили лучший результат на выборах в Учредительное собрание. Именно эсеры, а не сторонники Ленина заняли ключевые посты в новом правительстве, хотя евреев в его составе не было вовсе.
Однако из 20-и членов ЦК партии эсеров шестеро, то есть чуть меньше трети, действительно были евреями.
При том, что евреи составляли меньше 5% населения страны (по переписи 1897 года), такое участие можно считать весьма многочисленным.
А вот число евреев-большевиков заметно увеличилось (достигнув по разным оценкам 5-и или 7-и % от общего числа членов партии) лишь после февральской революции, когда в страну стали возвращаться эмигранты, которые, как и Ленин, в свержении царя участия не принимали.
Но даже при этом в первом правительстве большевиков, сформированном после октябрьского переворота, оказался всего один еврей, Троцкий.
И раз уж сосчитали Льва Давыдыча, давайте, чтоб два раза не вставать, взглянем еще на несколько цифр.
С 1917 до 1924 г. в составе высшего советского руководства было русских - 48 (67%) , а евреев - 8 (11%).
ЦК ВКП(б) в 1924 году: русские - 54 (62%), евреи - 14 (16%).
ВЧК-ОГПУ-НКВД: на май 1924 года в центральном аппарате работало 2402 сотрудника.
Из них русских - 1670 (70%), латышей - 208 (9%), евреев - 204 (8%).
Как по мне, на засилье совсем не тянет.
Тот факт, что мы знаем несколько евреев в рядах большевиков (Каменев, Свердлов, Зиновьев, Урицкий - всего, возможно, с десяток человек), отнюдь не говорит о том, что евреи составляли большинство или даже какой-то значительный процент среди соратников Ленина. Ибо несколько фамилий сами по себе не дают представления о том, насколько эта цифра велика или мала на общем фоне.
При этом слухи о предполагаемом еврействе самого Ленина - такая же развесистая клюква, как и в отношении Гитлера, Сталина, Чингисхана или Кощея Бессмертного. Даже если бы дедом Ленина по материнской линии действительно был еврей (что неправда, и это доказано), его национальность в любом случае определялась бы по отцу. К тому же фамилия Бланк, которую носил дед, совершенно не еврейская, а скорее немецкая.
А возвращаясь к расстановке сил, важно иметь в виду, что, во-первых, к каким бы то ни было революционным партиям присоединились отнюдь не все евреи страны. Многие, как всегда, старались держаться подальше от неприятностей.
Во-вторых, мало кто из тех заметных еврейских революционеров, которых мы с легкостью вспоминаем, прожил достаточно долго. Большинство вскоре погибли от рук своих же товарищей по партии. Другие нашли спасение в эмиграции. Впрочем, пример Троцкого показывает, что и там нельзя было быть в полной безопасности.
И в-третьих, по другую сторону баррикад евреев было как минимум не меньше (вспомним соотношение в поговорке, составлявшее два к одному).
Например, еврея-большевика Урицкого в 1918 году застрелил другой еврей Леонид Каннегиссер, который заявил: «Я убил вампира-еврея, каплю за каплей пившего кровь русского народа. Я стремился показать русскому народу, что для нас Урицкий не еврей. Он - отщепенец. Я убил его в надежде восстановить доброе имя русских евреев».
Да и Фанни Каплан, стрелявшая в Ленина, была еврейкой. Будь она агентом некоего мифического "мирового еврейского заговора" против России, к чему бы ей с риском для жизни уничтожать того, кто эту страну уже благополучно разрушил?
Кстати, о взглядах Ленина на "еврейский вопрос" Троцкий пишет в своих мемуарах так:
"Ленин требовал, чтоб я стал во главе внутренних дел. Я возражал: стоит ли, мол, давать в руки врагам такое дополнительное оружие, как мое еврейство? Ленин был почти возмущен: «У нас великая международная революция, — какое значение могут иметь такие пустяки?» На эту тему возникло у нас полушутливое препирательство. «Революция-то великая, - отвечал я, - но и дураков осталось еще немало». «Да разве ж мы по дуракам равняемся?»".
Однако Ленин, видимо, догадывался, что если новую власть будут считать еврейской, народ, в основной своей массе довольно темный, ее не примет. Особенно это касалось юго-западных областей страны. В 1919 году он писал:
"Евреев на Украине взять в ежовые рукавицы, переводя на фронт, не пуская в органы власти (разве что в ничтожном проценте, в особо исключительных случаях, под особый надзор, под классовый контроль)".
Так что большевики с одной стороны стали первой властью, действительно боровшейся с погромами, а с другой, как они ни кичились своим интернационализмом, все равно оставались заложниками застарелых ксенофобских предубеждений.
В свою очередь лидеры белого движения довольно ловко оседлали привычную лошадку антисемитизма и активно пропагандировали советскую власть как "жидо-большевистскую". И это трагическое противоречие, потому что весьма многие евреи, не желающие мириться с властью советов, старались выехать в районы, занимаемые белыми. Это вызвало всплеск антисемитских инцидентов, поскольку в среде офицерства было тоже немало глупцов, считающих, что белое дело не может быть "запятнано" никакой еврейской поддержкой.
Выходит, что евреи были неугодны, когда жили обособленно, не были приняты, когда старались преуспеть и ассимилироваться, оказались осуждаемы, когда пытались бороться с режимом, и не пришлись ко двору, когда предлагали свою помощь в борьбе с красными. Что бы евреи ни делали, какую бы политическую позицию ни занимали, они были неизменно плохи.
В результате все те выходцы из "черты оседлости", кто сумел выбраться из нищеты при царском режиме, кто имел капиталы, связи, опыт и желание помогать своей стране в трудные времена, были либо уничтожены, либо просто вытеснены за границу, в Америку, Европу или Палестину. Где, конечно, ни от их денег, ни от талантов никто не отказывался.
Так что же мы имеем в итоге? Складывается ли из всего перечисленного картина сплоченного "всемирного еврейства", преследующего общие цели?
Как нам совместить анархистов, сионистов и бундовцев?
Как связать большевиков, меньшевиков и эсеров?
Как примирить Высоцкого и Троцкого?
Как игнорировать тот факт, что если бы не большевистский переворот, буржуазное правительство вполне могло бы построить совершенно новую, демократическую Россию, богатую и свободную страну - в том числе при активном участии евреев?
Историк Лев Карсавин писал: "необходимо покончить с глупой сказкой, будто евреи выдумали и осуществили русскую революцию. Надо быть очень необразованным исторически человеком и слишком презирать русский народ, чтобы думать, будто евреи могли разрушить русское государство".
Боюсь, покончить с этой глупой сказкой никому так и не удалось. Но это не значит, что не стоит пытаться.
0 комментариев