logo
Глазами космополита
logo Глазами космополита

Так была ли еврейской русская революция?

Начну, ‎как‏ ‎ни ‎странно, ‎с ‎Израиля ‎(вам‏ ‎покажется, ‎что‏ ‎это‏ ‎совсем ‎не ‎по‏ ‎теме, ‎однако‏ ‎потерпите, ‎чуть ‎позже ‎станет‏ ‎понятно,‏ ‎к ‎чему‏ ‎я ‎веду).

Тут‏ ‎у ‎нас, ‎как ‎в ‎старой‏ ‎песенке,‏ ‎кругом ‎одни‏ ‎евреи. ‎Казалось‏ ‎бы, ‎монолит, ‎единый ‎народ, ‎дружные‏ ‎потомки‏ ‎Авраама.‏ ‎Однако, ‎если‏ ‎приглядеться, ‎все‏ ‎совсем ‎не‏ ‎так‏ ‎(ну, ‎не‏ ‎считая ‎Авраама, ‎против ‎него ‎никто‏ ‎особо ‎не‏ ‎возражает).

Религиозные‏ ‎евреи ‎здесь ‎с‏ ‎трудом ‎терпят‏ ‎светских, ‎которых ‎вообще-то ‎в‏ ‎стране‏ ‎большинство, ‎считая‏ ‎их ‎грешниками,‏ ‎вероотступниками ‎и ‎вообще ‎не ‎вполне‏ ‎евреями.

Светские‏ ‎в ‎свою‏ ‎очередь ‎посмеиваются‏ ‎над ‎религиозными, ‎с ‎этими ‎их‏ ‎странными‏ ‎костюмами,‏ ‎пейсами ‎и‏ ‎всевозможными ‎запретами,‏ ‎с ‎этой‏ ‎помешанностью‏ ‎на ‎буквальном‏ ‎прочтении ‎священных ‎текстов.

А ‎есть ‎еще‏ ‎евреи ‎(тоже,‏ ‎впрочем,‏ ‎из ‎среды ‎ультраортодоксов),‏ ‎которые, ‎живя‏ ‎в ‎Израиле, ‎считают ‎существование‏ ‎светского‏ ‎государства ‎грубейшим‏ ‎нарушением ‎заветов‏ ‎Торы, ‎настаивающей, ‎что ‎страну ‎свою‏ ‎в‏ ‎земле ‎обетованной‏ ‎можно ‎будет‏ ‎создать ‎лишь ‎с ‎приходом ‎машиаха‏ ‎и‏ ‎только‏ ‎для ‎истинно‏ ‎верующих. ‎Таких,‏ ‎как ‎они‏ ‎сами.

А‏ ‎еще ‎есть‏ ‎евреи ‎из ‎Африки ‎или ‎Азии,‏ ‎выглядящие ‎совсем‏ ‎не‏ ‎как ‎евреи. ‎Живут‏ ‎они ‎обособленно,‏ ‎питаются ‎традиционной ‎пищей ‎своих‏ ‎прежних‏ ‎стран, ‎на‏ ‎иврите ‎изъясняются‏ ‎с ‎трудом, ‎будто ‎простые ‎мигранты.

Много‏ ‎здесь‏ ‎наших ‎(понимайте‏ ‎это ‎слово,‏ ‎как ‎хотите, ‎но ‎я ‎подразумеваю‏ ‎бывших‏ ‎жителей‏ ‎России, ‎Украины,‏ ‎Казахстана ‎и‏ ‎всех ‎прочих‏ ‎составляющих‏ ‎советской ‎империи).‏ ‎Тоже ‎своего ‎рода ‎отдельная ‎цивилизация‏ ‎в ‎Израиле.‏ ‎Одно‏ ‎то, ‎что ‎мы‏ ‎тут ‎с‏ ‎вами ‎сейчас ‎разговариваем ‎по-русски,‏ ‎иллюстрирует,‏ ‎как ‎сложно‏ ‎нам ‎оторваться‏ ‎от ‎своих ‎корней.

Мне ‎лично ‎сложно.

Есть‏ ‎евреи,‏ ‎которые ‎искренне‏ ‎верят, ‎что‏ ‎являются ‎частью ‎народа, ‎избранного ‎богом,‏ ‎поскольку‏ ‎это‏ ‎написано ‎в‏ ‎Торе, ‎и‏ ‎есть ‎евреи,‏ ‎считающие‏ ‎себя ‎обычными‏ ‎людьми, ‎не ‎хуже ‎и ‎не‏ ‎лучше ‎всех‏ ‎прочих.‏ ‎Последних ‎опять-таки ‎большинство.

А‏ ‎есть ‎Кнессет,‏ ‎израильский ‎парламент, ‎напоминающий ‎древние‏ ‎бойцовые‏ ‎ямы. ‎Евреи‏ ‎из ‎одних‏ ‎партий ‎и ‎движений ‎тут ‎готовы‏ ‎вцепиться‏ ‎в ‎горло‏ ‎евреям ‎с‏ ‎противоположного ‎фланга ‎политического ‎спектра.

Теперь ‎представим‏ ‎себе,‏ ‎что‏ ‎вся ‎эта‏ ‎разношерстная ‎компания‏ ‎собралась ‎вместе,‏ ‎чтобы‏ ‎придумать ‎и‏ ‎создать ‎нечто ‎совместное ‎и ‎грандиозное.‏ ‎Великое ‎что-то,‏ ‎общееврейское.

Даю‏ ‎вам ‎руку ‎на‏ ‎отсечение, ‎что‏ ‎это ‎будет ‎вторая ‎Вавилонская‏ ‎башня.‏ ‎Или, ‎возможно,‏ ‎не ‎башня,‏ ‎а ‎басня ‎- ‎про ‎лебедя,‏ ‎рака‏ ‎и ‎щуку.‏ ‎Никуда ‎их‏ ‎воз ‎не ‎сдвинется, ‎потому ‎что‏ ‎евреи‏ ‎будут‏ ‎спорить ‎до‏ ‎посинения, ‎ибо‏ ‎не ‎являются‏ ‎они‏ ‎монолитной ‎группой‏ ‎единомышленников. ‎И ‎сомневаюсь, ‎что ‎являлись‏ ‎когда ‎бы‏ ‎то‏ ‎ни ‎было.

Да, ‎у‏ ‎нас ‎есть‏ ‎общий ‎исторический ‎и ‎культурный‏ ‎знаменатель,‏ ‎но ‎мы‏ ‎все ‎индивидуалисты,‏ ‎наши ‎устремления ‎слишком ‎разнообразны, ‎если‏ ‎не‏ ‎сказать ‎контрастны.

Это‏ ‎не ‎значит,‏ ‎что ‎мы ‎лишены ‎эмпатии ‎и‏ ‎неспособны‏ ‎помогать‏ ‎ближнему. ‎Но‏ ‎даже ‎помощь‏ ‎каждый ‎из‏ ‎нас‏ ‎будет ‎понимать‏ ‎по-своему ‎(кто-то ‎как ‎заповедь, ‎а‏ ‎кто-то ‎как‏ ‎порыв‏ ‎души), ‎и ‎под‏ ‎ближним ‎будет‏ ‎подразумеваться ‎разное ‎(одному ‎-‏ ‎братья‏ ‎по ‎вере‏ ‎/ ‎языку‏ ‎/ ‎цвету ‎кожи ‎/ ‎стране‏ ‎происхождения,‏ ‎другому ‎-‏ ‎всякий ‎человек,‏ ‎нуждающийся ‎в ‎помощи).

Это ‎полезно ‎иметь‏ ‎в‏ ‎виду,‏ ‎когда ‎вы‏ ‎слышите, ‎например,‏ ‎о ‎еврейском‏ ‎заговоре. Или‏ ‎о ‎тайном‏ ‎мировом ‎правительстве. ‎Подобные ‎вещи ‎совершенно‏ ‎абсурдны, ‎в‏ ‎них‏ ‎верят ‎только ‎те,‏ ‎кто ‎с‏ ‎нами ‎мало ‎знаком. ‎Сплоченно‏ ‎мы‏ ‎научились ‎разве‏ ‎что ‎воевать. Да‏ ‎и ‎то ‎с ‎кучей ‎оговорок‏ ‎про‏ ‎тех, ‎кто‏ ‎не ‎идет‏ ‎в ‎армию ‎по ‎религиозным ‎или‏ ‎принципиальным‏ ‎соображениям.

И‏ ‎вот ‎тут‏ ‎наконец ‎я‏ ‎сделаю ‎разворот‏ ‎к‏ ‎теме, ‎заявленной‏ ‎в ‎заголовке.

О ‎роли ‎евреев ‎в‏ ‎русских ‎революциях‏ ‎кто‏ ‎только ‎ни ‎писал.‏ ‎Но ‎я‏ ‎бы ‎хотел ‎взглянуть ‎на‏ ‎эти‏ ‎события ‎с‏ ‎несколько ‎нетрадиционной‏ ‎точки ‎зрения.

Глупо ‎идти ‎на ‎поводу‏ ‎у‏ ‎антисемитов ‎и‏ ‎начать ‎высчитывать,‏ ‎сколько ‎было ‎евреев ‎в ‎той‏ ‎или‏ ‎иной‏ ‎компании ‎революционеров.‏ ‎Опыт ‎показывает,‏ ‎что ‎это‏ ‎ничего‏ ‎не ‎дает.‏ ‎Если ‎человек ‎сфокусирован ‎только ‎на‏ ‎поиске ‎"еврейского‏ ‎следа",‏ ‎то ‎даже ‎две-три‏ ‎найденных ‎фамилии‏ ‎будут ‎казаться ‎ему ‎большинством‏ ‎и‏ ‎засильем, ‎а‏ ‎двадцать-тридцать ‎имен‏ ‎прочих ‎национальностей ‎станут ‎людьми-невидимками, ‎статистической‏ ‎погрешностью.‏ ‎В ‎одной‏ ‎статейке ‎здесь,‏ ‎на ‎Дзене, ‎я ‎прочитал: ‎"Среди‏ ‎большевиков‏ ‎было‏ ‎очень ‎много‏ ‎евреев ‎-‏ ‎например, ‎Троцкий". Что‏ ‎ж,‏ ‎формулировка ‎блестящая,‏ ‎а ‎Троцкий ‎сам ‎по ‎себе‏ ‎это, ‎конечно,‏ ‎уже‏ ‎очень ‎много. ‎К‏ ‎нему, ‎впрочем,‏ ‎мы ‎еще ‎не ‎раз‏ ‎вернемся.

В‏ ‎общем ‎я‏ ‎предлагаю ‎другой‏ ‎подход. ‎Давайте ‎прочертим ‎условную ‎линию‏ ‎баррикад‏ ‎и ‎проследим,‏ ‎так ‎ли‏ ‎уж ‎однозначно ‎российские ‎евреи ‎выбирали‏ ‎сторону‏ ‎бунта.‏ ‎Были ‎ли‏ ‎они ‎в‏ ‎этом ‎вопросе‏ ‎настолько‏ ‎единодушны, ‎что‏ ‎позволило ‎бы ‎с ‎полным ‎правом‏ ‎сказать: ‎да,‏ ‎евреи‏ ‎хотели ‎только ‎революции‏ ‎и ‎ничего‏ ‎другого?

Начнем ‎с ‎маленького ‎локального‏ ‎примера.‏ ‎В ‎подпольной‏ ‎организации ‎эсеров‏ ‎(то ‎есть ‎социалистов-революционеров) ‎существовало ‎свое‏ ‎боевое‏ ‎крыло, ‎занимавшееся‏ ‎политическими ‎убийствами.‏ ‎Руководили ‎этой ‎террористической ‎группой ‎последовательно‏ ‎два‏ ‎колоритных‏ ‎еврея.

Первого ‎звали‏ ‎Григорий ‎Гершуни.‏ ‎Человек ‎незаурядный,‏ ‎судя‏ ‎по ‎всему,‏ ‎действительно ‎страстно ‎увлеченный ‎делом ‎вооруженной‏ ‎борьбы ‎с‏ ‎царской‏ ‎властью ‎и ‎в‏ ‎методах ‎себя‏ ‎не ‎ограничивающий.

Но ‎в ‎1907‏ ‎году‏ ‎он ‎тяжело‏ ‎заболел ‎и‏ ‎вскоре ‎умер. ‎А ‎руководство ‎боевым‏ ‎крылом‏ ‎перешло ‎к‏ ‎Евно ‎Азефу‏ ‎(тоже ‎еврею, ‎но ‎не ‎спешите‏ ‎с‏ ‎выводами).‏ ‎Азеф ‎казался‏ ‎не ‎менее‏ ‎фанатично ‎преданным‏ ‎делу‏ ‎революции, ‎однако‏ ‎позже ‎выяснилось, ‎что ‎он ‎был‏ ‎платным ‎агентом‏ ‎охранки,‏ ‎намеренно ‎проваливавшим ‎самые‏ ‎важные ‎операции.‏ ‎Поступал ‎он ‎хитро: ‎по‏ ‎договоренности‏ ‎с ‎полицией‏ ‎проворачивал ‎одну-две‏ ‎удачные ‎вылазки ‎по ‎мелочи, ‎чтобы‏ ‎заслужить‏ ‎доверие ‎соратников,‏ ‎а ‎затем‏ ‎сливал ‎одну ‎действительно ‎серьезную ‎акцию‏ ‎властям.‏ ‎Таким‏ ‎образом ‎вся‏ ‎"террористическая ‎деятельность"‏ ‎была ‎по‏ ‎сути‏ ‎сведена ‎на‏ ‎нет, ‎оставаясь ‎под ‎полным ‎контролем‏ ‎правительства.

Можем ‎ли‏ ‎мы‏ ‎на ‎примере ‎этих‏ ‎двух ‎людей‏ ‎сказать, ‎чего ‎хотели ‎и‏ ‎к‏ ‎чему ‎стремились‏ ‎все ‎российские‏ ‎евреи ‎- ‎революции ‎или ‎сохранения‏ ‎существующей‏ ‎власти?

Вот ‎вам‏ ‎другой ‎пример.

В‏ ‎1917 ‎году ‎была ‎популярна ‎поговорка‏ ‎"Чай‏ ‎Высоцкого,‏ ‎сахар ‎Бродского,‏ ‎Россия ‎Троцкого".‏ ‎Кто ‎же‏ ‎эти‏ ‎трое?

Первый ‎-‏ ‎Вульф ‎Высоцкий, ‎чайный ‎король ‎России,‏ ‎известный ‎филантроп,‏ ‎почетный‏ ‎гражданин ‎Москвы ‎и‏ ‎поставщик ‎Двора.‏ ‎Не ‎принял ‎крещения, ‎остался‏ ‎верен‏ ‎иудейской ‎религии.‏ ‎Активно ‎поддерживал‏ ‎еврейских ‎поселенцев ‎в ‎Палестине, стал ‎одним‏ ‎из‏ ‎основателей ‎университета‏ ‎Технион ‎в‏ ‎Хайфе.

Второй ‎- ‎сахарозаводчик ‎Израиль ‎Бродский,‏ ‎создавший‏ ‎гигантский‏ ‎трест ‎из‏ ‎13-и ‎заводов‏ ‎по ‎производству‏ ‎сахара.‏ ‎Жертвовал ‎огромные‏ ‎суммы ‎на ‎нужды ‎бедных ‎и‏ ‎больных, ‎вкладывал‏ ‎немалые‏ ‎средства ‎в ‎строительство‏ ‎великолепных ‎зданий,‏ ‎ставших ‎гордостью ‎Киева ‎и‏ ‎Одессы‏ ‎(сохранились ‎ли‏ ‎они ‎теперь?). От‏ ‎иудаизма ‎не ‎отказывался, ‎последовательно ‎поддерживал‏ ‎еврейские‏ ‎общины ‎в‏ ‎юго-западных ‎губерниях,‏ ‎где ‎вел ‎бизнес.

Третий ‎- ‎Лев‏ ‎Троцкий‏ ‎(урожденный‏ ‎Бронштейн). ‎Идейный‏ ‎революционер-радикал, ‎убежденный‏ ‎интернационалист. ‎На‏ ‎идише‏ ‎не ‎говорил,‏ ‎своему ‎еврейству ‎значения ‎не ‎придавал,‏ ‎но ‎и‏ ‎не‏ ‎скрывал ‎его. ‎Фамилию‏ ‎сменил, ‎когда‏ ‎пытался ‎бежать ‎из ‎ссылки‏ ‎за‏ ‎рубеж. ‎Мог‏ ‎выбрать ‎любую,‏ ‎но ‎в ‎насмешку ‎присвоил ‎фамилию‏ ‎своего‏ ‎бывшего ‎надзирателя,‏ ‎Николая ‎Троцкого.

Иудаизм,‏ ‎как ‎всякую ‎прочую ‎религию, ‎презирал.

О‏ ‎евреях‏ ‎в‏ ‎целом ‎говорил,‏ ‎что ‎они‏ ‎для ‎него‏ ‎не‏ ‎важнее, ‎чем‏ ‎болгары.

Занятно, ‎что ‎двое ‎из ‎упомянутых‏ ‎в ‎поговорке‏ ‎евреев‏ ‎были ‎законопослушными ‎и‏ ‎вполне ‎верноподданными.‏ ‎Искренними ‎сторонниками ‎режима. ‎И‏ ‎лишь‏ ‎один ‎посвятил‏ ‎жизнь ‎революции‏ ‎(это ‎важное, ‎хоть ‎и ‎случайное‏ ‎соотношение,‏ ‎запомним ‎его).

Спросим‏ ‎себя ‎снова:‏ ‎выглядит ‎ли ‎всё ‎это ‎как‏ ‎картина‏ ‎единого‏ ‎еврейского ‎фронта‏ ‎с ‎общими‏ ‎целями?

Я ‎уже‏ ‎писал‏ ‎недавно ‎о‏ ‎том, что ‎привело ‎в ‎революцию ‎евреев, живших‏ ‎в ‎нищете‏ ‎и‏ ‎бесправии ‎в ‎"черте‏ ‎оседлости". ‎И‏ ‎с ‎ними ‎все ‎более-менее‏ ‎понятно.‏ ‎Тебя ‎загнали‏ ‎в ‎угол,‏ ‎терять ‎тебе ‎нечего, ‎вот ‎ты‏ ‎и‏ ‎сопротивляешься ‎как‏ ‎можешь. ‎Но‏ ‎откуда ‎же ‎взялись ‎люди ‎вроде‏ ‎Троцкого,‏ ‎вышедшие‏ ‎отнюдь ‎не‏ ‎из ‎бедноты?‏ ‎Им-то ‎чего‏ ‎не‏ ‎хватало?

Нужно ‎заметить,‏ ‎что ‎граница ‎"черты ‎оседлости" ‎вовсе‏ ‎не ‎была‏ ‎непроницаемой.‏ ‎Да, ‎большинство ‎евреев,‏ ‎ее ‎населявших,‏ ‎вынуждены ‎были ‎жить ‎там‏ ‎безвылазно.‏ ‎Однако ‎для‏ ‎купцов ‎Первой‏ ‎гильдии, ‎представителей ‎некоторых ‎"дефицитных" ‎профессий‏ ‎и‏ ‎людей ‎с‏ ‎университетским ‎образованием‏ ‎делались ‎исключения. ‎Плюс ‎нельзя ‎забывать‏ ‎об‏ ‎одной‏ ‎из ‎традиционных‏ ‎российских ‎скреп,‏ ‎коррупции, ‎при‏ ‎которой‏ ‎за ‎взятку‏ ‎можно ‎получить ‎разрешение ‎на ‎что‏ ‎угодно.

Поэтому ‎те,‏ ‎кто‏ ‎сумел ‎преуспеть ‎в‏ ‎своих ‎родных‏ ‎губерниях ‎или ‎получил ‎там‏ ‎приличное‏ ‎образование ‎(и‏ ‎те, ‎и‏ ‎другие ‎были ‎редким ‎исключением ‎из‏ ‎общего‏ ‎правила), ‎могли‏ ‎селиться ‎даже‏ ‎в ‎столицах.

А ‎дальнейшая ‎жизнь ‎во‏ ‎многом‏ ‎зависела‏ ‎от ‎ваших‏ ‎целей. ‎Если‏ ‎вы ‎хотели‏ ‎заработать‏ ‎состояние, ‎составить‏ ‎себе ‎репутацию ‎и ‎быть ‎принятым‏ ‎в ‎высшем‏ ‎обществе,‏ ‎можно ‎было ‎следовать‏ ‎примеру ‎еврейских‏ ‎купцов ‎и ‎фабрикантов. ‎Если‏ ‎же‏ ‎вы ‎задумывались‏ ‎о ‎том,‏ ‎как ‎исправить ‎жизнь ‎не ‎только‏ ‎для‏ ‎себя, ‎но‏ ‎и ‎для‏ ‎всех ‎обездоленных ‎в ‎стране, ‎вы‏ ‎вполне‏ ‎могли‏ ‎выбрать ‎путь‏ ‎политической ‎борьбы.

Большое‏ ‎заблуждение ‎считать,‏ ‎что‏ ‎если ‎человек‏ ‎сыт, ‎то ‎он ‎никогда ‎не‏ ‎станет ‎протестовать‏ ‎против‏ ‎того, ‎что ‎не‏ ‎касается ‎его‏ ‎непосредственно. ‎Пассионарии ‎вроде ‎того‏ ‎же‏ ‎Троцкого ‎(он,‏ ‎кстати, ‎выходец‏ ‎из ‎зажиточной, ‎но ‎отнюдь ‎не‏ ‎богатой‏ ‎семьи, ‎в‏ ‎которой ‎всегда‏ ‎жили ‎экономно) ‎хотели ‎менять ‎жизнь‏ ‎глобально,‏ ‎а‏ ‎не ‎просто‏ ‎строить ‎свою‏ ‎уютную ‎обывательскую‏ ‎норку.‏ ‎Объяснять ‎их‏ ‎деятельность ‎банальной ‎жаждой ‎власти ‎нелогично.‏ ‎Человек ‎с‏ ‎головой,‏ ‎образованием ‎и ‎связями‏ ‎мог ‎добиться‏ ‎в ‎царской ‎России ‎многого,‏ ‎не‏ ‎рискуя ‎при‏ ‎этом ‎сгнить‏ ‎на ‎каторге ‎или ‎вовсе ‎быть‏ ‎уничтоженным.

Однако‏ ‎полицейское ‎государство‏ ‎само ‎порождает‏ ‎своих ‎радикалов. ‎Это ‎универсальное ‎правило,‏ ‎срабатывающее‏ ‎всегда‏ ‎и ‎повсюду.‏ ‎Приверженцам ‎ежовых‏ ‎рукавиц ‎кажется,‏ ‎что‏ ‎чем ‎больше‏ ‎репрессий, ‎тем ‎послушнее ‎народ. ‎Но‏ ‎подавленная ‎энергия‏ ‎сопротивления,‏ ‎как ‎всякая ‎энергия‏ ‎(вспоминаем ‎школьный‏ ‎курс ‎физики), никуда ‎не ‎исчезает.‏ ‎Загнанная‏ ‎под ‎пресс,‏ ‎она ‎лишь‏ ‎накапливает ‎напряжение, ‎которое ‎неизбежно ‎где-нибудь‏ ‎рванет.

Рассадниками‏ ‎радикальных ‎настроений‏ ‎в ‎России,‏ ‎как ‎и ‎повсюду ‎в ‎Европе,‏ ‎были‏ ‎университеты.‏ ‎Оно ‎и‏ ‎неудивительно, ‎молодые‏ ‎горячие ‎головы,‏ ‎ищущие‏ ‎применения ‎своей‏ ‎кипучей ‎энергии, ‎собравшись ‎вместе ‎и‏ ‎нахватавшись ‎зарубежных‏ ‎либеральных‏ ‎идей, ‎неизбежно ‎заболевали‏ ‎всевозможными ‎левацкими‏ ‎фантазиями, ‎романтизируя ‎образ ‎пламенного‏ ‎революционера,‏ ‎отдающего ‎жизнь‏ ‎за ‎свободу,‏ ‎равенство ‎и ‎братство.

Еврейские ‎студенты ‎в‏ ‎этом‏ ‎бурном ‎процессе‏ ‎тоже ‎участвовали,‏ ‎но ‎были ‎крайне ‎малочисленными. ‎Квоты‏ ‎на‏ ‎поступление‏ ‎в ‎университеты‏ ‎для ‎них‏ ‎очень ‎жестко‏ ‎ограничивались,‏ ‎составляя ‎на‏ ‎рубеже ‎19-го ‎и ‎20-го ‎веков‏ ‎не ‎больше‏ ‎3%‏ ‎в ‎столицах ‎и‏ ‎10% ‎в‏ ‎"черте ‎оседлости".

Но ‎тут ‎важно‏ ‎понимать,‏ ‎что ‎евреи,‏ ‎во-первых, ‎были‏ ‎почти ‎поголовно ‎грамотными ‎с ‎детства‏ ‎(этому‏ ‎традиционно ‎уделялось‏ ‎большое ‎внимание‏ ‎как ‎в ‎общинах, ‎так ‎и‏ ‎в‏ ‎семьях),‏ ‎а ‎во-вторых,‏ ‎некоторые ‎из‏ ‎них ‎оказывались‏ ‎в‏ ‎определенной ‎степени‏ ‎"заряженными", ‎поскольку ‎помнили ‎сами ‎или‏ ‎знали ‎по‏ ‎рассказам‏ ‎о ‎погромах, ‎гонениях‏ ‎и ‎бесправии,‏ ‎извечных ‎слагаемых ‎российского ‎ответа‏ ‎на‏ ‎"еврейский ‎вопрос".‏ ‎Эти ‎два‏ ‎обстоятельства ‎помогали ‎им ‎выделиться ‎в‏ ‎среде‏ ‎студентов ‎своей‏ ‎энергией ‎и‏ ‎идейностью.

К ‎концу ‎19 ‎века ‎подпольных‏ ‎политических‏ ‎организаций‏ ‎в ‎России‏ ‎было ‎немало.‏ ‎И ‎будущие‏ ‎большевики,‏ ‎называющие ‎себя‏ ‎поначалу ‎социал-демократами, ‎были, ‎пожалуй, ‎наименее‏ ‎значительной ‎силой.‏ ‎То‏ ‎же ‎можно ‎сказать‏ ‎и ‎о‏ ‎еврейском ‎участии. ‎Среди ‎сторонников‏ ‎Ленина‏ ‎их ‎было‏ ‎меньше ‎всего.‏ ‎Тем ‎более, ‎что ‎социал-демократы ‎после‏ ‎своего‏ ‎второго ‎съезда‏ ‎в ‎1903‏ ‎году ‎раскололись ‎на ‎большевиков ‎(радикалов)‏ ‎и‏ ‎меньшевиков‏ ‎(умеренных), ‎позиции‏ ‎которых ‎были‏ ‎непримиримы.

Часть ‎евреев‏ ‎разделяли‏ ‎идеи ‎анархистов,‏ ‎отрицавших ‎всякую ‎власть. ‎Некоторые ‎увлеклись‏ ‎идеями ‎сионизма‏ ‎и‏ ‎боролись ‎не ‎за‏ ‎свержение ‎царя,‏ ‎а ‎за ‎право ‎уехать‏ ‎в‏ ‎Палестину, ‎на‏ ‎родину ‎предков.‏ ‎Другие ‎в ‎ответ ‎на ‎рост‏ ‎популярности‏ ‎сионизма ‎создали‏ ‎собственную ‎еврейскую‏ ‎партию ‎"Бунд", ‎которая, ‎предполагала, ‎что‏ ‎евреям‏ ‎стоит‏ ‎бороться ‎за‏ ‎собственную ‎национальную‏ ‎автономию ‎в‏ ‎пределах‏ ‎России.

Однако ‎больше‏ ‎всего ‎евреев ‎оказалось ‎в ‎партии‏ ‎эсеров, ‎которые,‏ ‎кстати,‏ ‎не ‎руководствовались ‎идеями‏ ‎марксизма ‎и‏ ‎делали ‎ставку ‎не ‎на‏ ‎пролетариат,‏ ‎а ‎на‏ ‎крестьянство, ‎в‏ ‎чем ‎принципиально ‎расходились ‎с ‎большевиками.‏ ‎Большинство‏ ‎евреев-революционеров ‎мечтали‏ ‎о ‎буржуазной,‏ ‎а ‎вовсе ‎не ‎о ‎социалистической‏ ‎революции.

Мне‏ ‎кажется‏ ‎показательным, ‎что‏ ‎на ‎одном‏ ‎из ‎эсеровских‏ ‎плакатов‏ ‎мы ‎видим‏ ‎рабочего ‎(вероятно, ‎кузнеца) ‎с ‎характерными‏ ‎семитскими ‎чертами.

Эсеры‏ ‎в‏ ‎принципе ‎были ‎довольно‏ ‎многочисленными. ‎К‏ ‎1917 ‎году ‎они ‎вчетверо‏ ‎превосходили‏ ‎большевиков ‎по‏ ‎количеству ‎участников‏ ‎(около ‎миллиона ‎человек ‎против ‎250-и‏ ‎тысяч,‏ ‎многие ‎из‏ ‎которых ‎давно‏ ‎находились ‎в ‎эмиграции).

И ‎хотя ‎позже,‏ ‎уже‏ ‎придя‏ ‎к ‎власти,‏ ‎большевики ‎старательно‏ ‎преувеличивали ‎свою‏ ‎роль‏ ‎в ‎свержении‏ ‎самодержавия, ‎правда ‎в ‎том, ‎что‏ ‎движущей ‎силой‏ ‎буржуазной‏ ‎революции ‎в ‎феврале‏ ‎1917 ‎года‏ ‎были ‎именно ‎эсеры. ‎Они‏ ‎одержали‏ ‎победу, ‎они‏ ‎же ‎получили‏ ‎лучший ‎результат ‎на ‎выборах ‎в‏ ‎Учредительное‏ ‎собрание. ‎Именно‏ ‎эсеры, ‎а‏ ‎не ‎сторонники ‎Ленина ‎заняли ‎ключевые‏ ‎посты‏ ‎в‏ ‎новом ‎правительстве,‏ ‎хотя ‎евреев‏ ‎в ‎его‏ ‎составе‏ ‎не ‎было‏ ‎вовсе.

Однако ‎из ‎20-и ‎членов ‎ЦК‏ ‎партии ‎эсеров‏ ‎шестеро,‏ ‎то ‎есть ‎чуть‏ ‎меньше ‎трети,‏ ‎действительно ‎были ‎евреями.

При ‎том,‏ ‎что‏ ‎евреи ‎составляли‏ ‎меньше ‎5%‏ ‎населения ‎страны ‎(по ‎переписи ‎1897‏ ‎года),‏ ‎такое ‎участие‏ ‎можно ‎считать‏ ‎весьма ‎многочисленным.

А ‎вот ‎число ‎евреев-большевиков‏ ‎заметно‏ ‎увеличилось‏ ‎(достигнув ‎по‏ ‎разным ‎оценкам‏ ‎5-и ‎или‏ ‎7-и‏ ‎% ‎от‏ ‎общего ‎числа ‎членов ‎партии) ‎лишь‏ ‎после ‎февральской‏ ‎революции,‏ ‎когда ‎в ‎страну‏ ‎стали ‎возвращаться‏ ‎эмигранты, ‎которые, ‎как ‎и‏ ‎Ленин,‏ ‎в ‎свержении‏ ‎царя ‎участия‏ ‎не ‎принимали.

Но ‎даже ‎при ‎этом‏ ‎в‏ ‎первом ‎правительстве‏ ‎большевиков, ‎сформированном‏ ‎после ‎октябрьского ‎переворота, ‎оказался ‎всего‏ ‎один‏ ‎еврей,‏ ‎Троцкий.

И ‎раз‏ ‎уж ‎сосчитали‏ ‎Льва ‎Давыдыча,‏ ‎давайте,‏ ‎чтоб ‎два‏ ‎раза ‎не ‎вставать, ‎взглянем ‎еще‏ ‎на ‎несколько‏ ‎цифр.

С‏ ‎1917 ‎до ‎1924‏ ‎г. ‎в‏ ‎составе ‎высшего ‎советского ‎руководства‏ ‎было‏ ‎русских ‎-‏ ‎48 ‎(67%)‏ ‎, ‎а ‎евреев ‎- ‎8‏ ‎(11%).

ЦК‏ ‎ВКП(б) ‎в‏ ‎1924 ‎году:‏ ‎русские ‎- ‎54 ‎(62%), ‎евреи‏ ‎-‏ ‎14‏ ‎(16%).

ВЧК-ОГПУ-НКВД: ‎на‏ ‎май ‎1924‏ ‎года ‎в‏ ‎центральном‏ ‎аппарате ‎работало‏ ‎2402 ‎сотрудника.

Из ‎них ‎русских ‎-‏ ‎1670 ‎(70%),‏ ‎латышей‏ ‎- ‎208 ‎(9%),‏ ‎евреев ‎-‏ ‎204 ‎(8%).

Как ‎по ‎мне,‏ ‎на‏ ‎засилье ‎совсем‏ ‎не ‎тянет.

Тот‏ ‎факт, ‎что ‎мы ‎знаем ‎несколько‏ ‎евреев‏ ‎в ‎рядах‏ ‎большевиков ‎(Каменев,‏ ‎Свердлов, ‎Зиновьев, ‎Урицкий - всего, ‎возможно, ‎с‏ ‎десяток‏ ‎человек),‏ ‎отнюдь ‎не‏ ‎говорит ‎о‏ ‎том, ‎что‏ ‎евреи‏ ‎составляли ‎большинство‏ ‎или ‎даже ‎какой-то ‎значительный ‎процент‏ ‎среди ‎соратников‏ ‎Ленина.‏ ‎Ибо ‎несколько ‎фамилий‏ ‎сами ‎по‏ ‎себе ‎не ‎дают ‎представления‏ ‎о‏ ‎том, ‎насколько‏ ‎эта ‎цифра‏ ‎велика ‎или ‎мала ‎на ‎общем‏ ‎фоне.

При‏ ‎этом ‎слухи‏ ‎о ‎предполагаемом‏ ‎еврействе ‎самого ‎Ленина ‎- ‎такая‏ ‎же‏ ‎развесистая‏ ‎клюква, ‎как‏ ‎и ‎в‏ ‎отношении ‎Гитлера,‏ ‎Сталина,‏ ‎Чингисхана ‎или‏ ‎Кощея ‎Бессмертного. ‎Даже ‎если ‎бы‏ ‎дедом ‎Ленина‏ ‎по‏ ‎материнской ‎линии ‎действительно‏ ‎был ‎еврей‏ ‎(что ‎неправда, ‎и ‎это‏ ‎доказано),‏ ‎его ‎национальность‏ ‎в ‎любом‏ ‎случае ‎определялась ‎бы ‎по ‎отцу.‏ ‎К‏ ‎тому ‎же‏ ‎фамилия ‎Бланк,‏ ‎которую ‎носил ‎дед, ‎совершенно ‎не‏ ‎еврейская,‏ ‎а‏ ‎скорее ‎немецкая.

А‏ ‎возвращаясь ‎к‏ ‎расстановке ‎сил,‏ ‎важно‏ ‎иметь ‎в‏ ‎виду, ‎что, ‎во-первых, ‎к ‎каким‏ ‎бы ‎то‏ ‎ни‏ ‎было ‎революционным ‎партиям‏ ‎присоединились ‎отнюдь‏ ‎не ‎все ‎евреи ‎страны.‏ ‎Многие,‏ ‎как ‎всегда,‏ ‎старались ‎держаться‏ ‎подальше ‎от ‎неприятностей.

Во-вторых, ‎мало ‎кто‏ ‎из‏ ‎тех ‎заметных‏ ‎еврейских ‎революционеров,‏ ‎которых ‎мы ‎с ‎легкостью ‎вспоминаем,‏ ‎прожил‏ ‎достаточно‏ ‎долго. ‎Большинство‏ ‎вскоре ‎погибли‏ ‎от ‎рук‏ ‎своих‏ ‎же ‎товарищей‏ ‎по ‎партии. ‎Другие ‎нашли ‎спасение‏ ‎в ‎эмиграции.‏ ‎Впрочем,‏ ‎пример ‎Троцкого ‎показывает,‏ ‎что ‎и‏ ‎там ‎нельзя ‎было ‎быть‏ ‎в‏ ‎полной ‎безопасности.

И‏ ‎в-третьих, ‎по‏ ‎другую ‎сторону ‎баррикад ‎евреев ‎было‏ ‎как‏ ‎минимум ‎не‏ ‎меньше ‎(вспомним‏ ‎соотношение ‎в ‎поговорке, ‎составлявшее ‎два‏ ‎к‏ ‎одному).

Например,‏ ‎еврея-большевика ‎Урицкого‏ ‎в ‎1918‏ ‎году ‎застрелил‏ ‎другой‏ ‎еврей ‎Леонид‏ ‎Каннегиссер, ‎который ‎заявил: ‎«Я ‎убил‏ ‎вампира-еврея, ‎каплю‏ ‎за‏ ‎каплей ‎пившего ‎кровь‏ ‎русского ‎народа.‏ ‎Я ‎стремился ‎показать ‎русскому‏ ‎народу,‏ ‎что ‎для‏ ‎нас ‎Урицкий‏ ‎не ‎еврей. ‎Он ‎- ‎отщепенец.‏ ‎Я‏ ‎убил ‎его‏ ‎в ‎надежде‏ ‎восстановить ‎доброе ‎имя ‎русских ‎евреев».

Да‏ ‎и‏ ‎Фанни‏ ‎Каплан, ‎стрелявшая‏ ‎в ‎Ленина,‏ ‎была ‎еврейкой.‏ ‎Будь‏ ‎она ‎агентом‏ ‎некоего ‎мифического ‎"мирового ‎еврейского ‎заговора"‏ ‎против ‎России,‏ ‎к‏ ‎чему ‎бы ‎ей‏ ‎с ‎риском‏ ‎для ‎жизни ‎уничтожать ‎того,‏ ‎кто‏ ‎эту ‎страну‏ ‎уже ‎благополучно‏ ‎разрушил?

Кстати, ‎о ‎взглядах ‎Ленина ‎на‏ ‎"еврейский‏ ‎вопрос" ‎Троцкий‏ ‎пишет ‎в‏ ‎своих ‎мемуарах ‎так:

"Ленин ‎требовал, ‎чтоб‏ ‎я‏ ‎стал‏ ‎во ‎главе‏ ‎внутренних ‎дел.‏ ‎Я ‎возражал:‏ ‎стоит‏ ‎ли, ‎мол,‏ ‎давать ‎в ‎руки ‎врагам ‎такое‏ ‎дополнительное ‎оружие,‏ ‎как‏ ‎мое ‎еврейство? ‎Ленин‏ ‎был ‎почти‏ ‎возмущен: ‎«У ‎нас ‎великая‏ ‎международная‏ ‎революция, ‎—‏ ‎какое ‎значение‏ ‎могут ‎иметь ‎такие ‎пустяки?» ‎На‏ ‎эту‏ ‎тему ‎возникло‏ ‎у ‎нас‏ ‎полушутливое ‎препирательство. ‎«Революция-то ‎великая, ‎-‏ ‎отвечал‏ ‎я,‏ ‎- ‎но‏ ‎и ‎дураков‏ ‎осталось ‎еще‏ ‎немало».‏ ‎«Да ‎разве‏ ‎ж ‎мы ‎по ‎дуракам ‎равняемся?»".

Однако‏ ‎Ленин, ‎видимо,‏ ‎догадывался,‏ ‎что ‎если ‎новую‏ ‎власть ‎будут‏ ‎считать ‎еврейской, ‎народ, ‎в‏ ‎основной‏ ‎своей ‎массе‏ ‎довольно ‎темный,‏ ‎ее ‎не ‎примет. ‎Особенно ‎это‏ ‎касалось‏ ‎юго-западных ‎областей‏ ‎страны. ‎В‏ ‎1919 ‎году ‎он ‎писал:

"Евреев ‎на‏ ‎Украине‏ ‎взять‏ ‎в ‎ежовые‏ ‎рукавицы, ‎переводя‏ ‎на ‎фронт,‏ ‎не‏ ‎пуская ‎в‏ ‎органы ‎власти ‎(разве ‎что ‎в‏ ‎ничтожном ‎проценте,‏ ‎в‏ ‎особо ‎исключительных ‎случаях,‏ ‎под ‎особый‏ ‎надзор, ‎под ‎классовый ‎контроль)".

Так‏ ‎что‏ ‎большевики ‎с‏ ‎одной ‎стороны‏ ‎стали ‎первой ‎властью, ‎действительно ‎боровшейся‏ ‎с‏ ‎погромами, ‎а‏ ‎с ‎другой,‏ ‎как ‎они ‎ни ‎кичились ‎своим‏ ‎интернационализмом,‏ ‎все‏ ‎равно ‎оставались‏ ‎заложниками ‎застарелых‏ ‎ксенофобских ‎предубеждений.

В‏ ‎свою‏ ‎очередь ‎лидеры‏ ‎белого ‎движения ‎довольно ‎ловко ‎оседлали‏ ‎привычную ‎лошадку‏ ‎антисемитизма‏ ‎и ‎активно ‎пропагандировали‏ ‎советскую ‎власть‏ ‎как ‎"жидо-большевистскую". ‎И ‎это‏ ‎трагическое‏ ‎противоречие, ‎потому‏ ‎что ‎весьма‏ ‎многие ‎евреи, ‎не ‎желающие ‎мириться‏ ‎с‏ ‎властью ‎советов,‏ ‎старались ‎выехать‏ ‎в ‎районы, ‎занимаемые ‎белыми. ‎Это‏ ‎вызвало‏ ‎всплеск‏ ‎антисемитских ‎инцидентов,‏ ‎поскольку ‎в‏ ‎среде ‎офицерства‏ ‎было‏ ‎тоже ‎немало‏ ‎глупцов, ‎считающих, ‎что ‎белое ‎дело‏ ‎не ‎может‏ ‎быть‏ ‎"запятнано" ‎никакой ‎еврейской‏ ‎поддержкой.

Выходит, ‎что‏ ‎евреи ‎были ‎неугодны, ‎когда‏ ‎жили‏ ‎обособленно, ‎не‏ ‎были ‎приняты,‏ ‎когда ‎старались ‎преуспеть ‎и ‎ассимилироваться,‏ ‎оказались‏ ‎осуждаемы, ‎когда‏ ‎пытались ‎бороться‏ ‎с ‎режимом, ‎и ‎не ‎пришлись‏ ‎ко‏ ‎двору,‏ ‎когда ‎предлагали‏ ‎свою ‎помощь‏ ‎в ‎борьбе‏ ‎с‏ ‎красными. ‎Что‏ ‎бы ‎евреи ‎ни ‎делали, ‎какую‏ ‎бы ‎политическую‏ ‎позицию‏ ‎ни ‎занимали, ‎они‏ ‎были ‎неизменно‏ ‎плохи.

В ‎результате ‎все ‎те‏ ‎выходцы‏ ‎из ‎"черты‏ ‎оседлости", ‎кто‏ ‎сумел ‎выбраться ‎из ‎нищеты ‎при‏ ‎царском‏ ‎режиме, ‎кто‏ ‎имел ‎капиталы,‏ ‎связи, ‎опыт ‎и ‎желание ‎помогать‏ ‎своей‏ ‎стране‏ ‎в ‎трудные‏ ‎времена, ‎были‏ ‎либо ‎уничтожены,‏ ‎либо‏ ‎просто ‎вытеснены‏ ‎за ‎границу, ‎в ‎Америку, ‎Европу‏ ‎или ‎Палестину.‏ ‎Где,‏ ‎конечно, ‎ни ‎от‏ ‎их ‎денег,‏ ‎ни ‎от ‎талантов ‎никто‏ ‎не‏ ‎отказывался.

Так ‎что‏ ‎же ‎мы‏ ‎имеем ‎в ‎итоге? ‎Складывается ‎ли‏ ‎из‏ ‎всего ‎перечисленного‏ ‎картина ‎сплоченного‏ ‎"всемирного ‎еврейства", ‎преследующего ‎общие ‎цели?

Как‏ ‎нам‏ ‎совместить‏ ‎анархистов, ‎сионистов‏ ‎и ‎бундовцев?

Как‏ ‎связать ‎большевиков,‏ ‎меньшевиков‏ ‎и ‎эсеров?

Как‏ ‎примирить ‎Высоцкого ‎и ‎Троцкого?

Как ‎игнорировать‏ ‎тот ‎факт,‏ ‎что‏ ‎если ‎бы ‎не‏ ‎большевистский ‎переворот,‏ ‎буржуазное ‎правительство ‎вполне ‎могло‏ ‎бы‏ ‎построить ‎совершенно‏ ‎новую, ‎демократическую‏ ‎Россию, ‎богатую ‎и ‎свободную ‎страну‏ ‎-‏ ‎в ‎том‏ ‎числе ‎при‏ ‎активном ‎участии ‎евреев?

Историк ‎Лев ‎Карсавин‏ ‎писал:‏ ‎"необходимо‏ ‎покончить ‎с‏ ‎глупой ‎сказкой,‏ ‎будто ‎евреи‏ ‎выдумали‏ ‎и ‎осуществили‏ ‎русскую ‎революцию. ‎Надо ‎быть ‎очень‏ ‎необразованным ‎исторически‏ ‎человеком‏ ‎и ‎слишком ‎презирать‏ ‎русский ‎народ,‏ ‎чтобы ‎думать, ‎будто ‎евреи‏ ‎могли‏ ‎разрушить ‎русское‏ ‎государство".

Боюсь, ‎покончить‏ ‎с ‎этой ‎глупой ‎сказкой ‎никому‏ ‎так‏ ‎и ‎не‏ ‎удалось. ‎Но‏ ‎это ‎не ‎значит, ‎что ‎не‏ ‎стоит‏ ‎пытаться.


Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Статистика

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048