Отчего в русскую революцию пришло так много евреев?
На этот вопрос есть два ответа: антисемитский, попроще, и более сложный, исторически-обусловленный. Рассмотрим их оба по порядку, от простого к сложному.
Первый ответ был хорошо подготовлен всей антисемитской "мыслью", активно развивавшейся на протяжении 19 века, особенно второй его половины.
К этому времени и в Европе, и (хоть и в гораздо меньших масштабах) в Российской империи уже немало евреев ассимилировались, отказавшись от традиционно замкнутой жизни в своих общинах и осваивая все больше значимых профессий. Теперь евреи были не только купцами или мелкими ремесленниками, а еще и врачами, юристами, промышленниками и финансистами. Многие из них при этом вынуждены были принять христианство, поскольку без этого преуспеть в обществе было почти невозможно.
И если раньше всем любителям перекладывать ответственность за свои проблемы на других, было удобно вешать всех собак на иудеев, то теперь возникала проблема, требующая нового подхода. Иудей, ставший христианином, это что за существо? Он уже свой или все еще чужой? А если все евреи примут христианство, то что же, чужих и вовсе не останется? И кто тогда будет отвечать за нашу бедность, пьянство, коррупцию, плохие дороги и бесчеловечные законы?
Ответ замечательно прост. Еврей - категория не только религиозная, а еще и национальная. Если ты носитель еврейских генов, то будь ты хоть синтоистом, хоть адвентистом седьмого дня, ты все равно враг Христа, всего христианского мира и, соответственно, каждого приличного человека.
Кто у нас там евреи изначально-то? Семиты ведь, не так ли? Вот и объявим им, коварным семитам, непримиримую войну под знаменем нового движения, которое так и назовем - Антисемитизм. Звучит красиво, почти научно. Особенно для необразованной публики. Тот факт, что к семитам относятся также арабы и кто-то там еще по мелочи, никого не смущает. Арабов мы сроду не видывали, нам они нисколько не интересны. А евреи вот они, голубчики, как раз под боком. Единственные имеющие значение семиты.
И хотя название и вправду было дурацким (что за "семитизм" такой оно отрицает?), сама по себе концепция ненависти к евреям по национальному признаку имела свои заманчивые перспективы. Тот факт, что евреи принимают христианство и становятся членами "приличного общества", явно говорит о том, что это часть глобального заговора. Коварный враг тайно проникает в нашу жизнь, опутывает нас незримой паутиной, отравляет мало-помалу всё, что нам важно, подтачивая тем самым основы христианской цивилизации.
Как и всякая ксенофобия, антисемитизм держится на страхе, что кто-то чужой придет и разрушит твой мир, превратив тебя в жалкого раба на службе у не пойми какого режима, поклоняющегося неведомому страшному божеству. Эти самые параноидальные фантазии были собраны и худо-бедно сформулированы в популярной по сей день фальшивке под названием "Протоколы сионских мудрецов". Сам по себе этот сборник выглядит смехотворно, крайне противоречиво, и демонстрирует абсолютное незнание еврейской психологии и философии, но с задачей справляется отлично, объясняя все российские беды злокозненным вмешательством дьявольски умных "сионских мудрецов" и их беспощадных агентов.
Из этого следует, что всё революционное движение в России, от самых его истоков до октября 1917 года - результат того самого заговора. Даже убийство Александра II народовольцами, в числе которых была всего одна юная еврейка, на принимавшая участия в нападении, тоже приписывалось "тайному еврейскому подполью". А ведь по мере нарастания революционного движения еврейское участие в нем просматривалось все отчетливее. Это ли не стратегия?
Таким образом, первый вариант ответа на вопрос, заданный в заголовке, таков: евреи, как извечные враги всего христианского мира, намеренно заранее расшатали основы привычного миропорядка, чтобы в решающий момент уничтожить его тщательно подготовленным восстанием.
И, если вы разделяете эту точку зрения, дальше не читайте, потому что второй вариант ответа вам не понравится.
Насколько я помню из школьной программы, Ленин утверждал, что государственные перевороты 1917 года - февральский и октябрьский - были логическим следствием самой первой русской революции 1905 года. Вроде как протестное движение развивалось естественным образом по нарастающей, принимая все более решительные формы.
Однако я все же думаю, что Ильич лукавил. Он не мог не понимать, что 1917 год был спровоцирован совершенно другими событиями. Катализатором стала не предыдущая революция, а Первая мировая война, которая и довела самодержавную власть в России до глубочайшего кризиса, доконала и без того неэффективную экономику и создала идеальные условия для вооруженного восстания.
Но еще большее влияние война оказала на еврейское участие в революционном движении. Бои шли как раз в "черте оседлости", районах принудительного компактного проживания евреев.
Евреи были поражены в правах, не имели в собственности земли, не допускались в учебные заведения, круг разрешенных для них профессий был весьма ограничен. Неудивительно при такой-то жизни, что за редким исключением население "черты оседлости" пребывало в нищете. Прибавьте к этому погромы, с которыми все чаще заявлялись соседи, и вы поймете, что на этой почве вполне закономерно появлялись и крепли ростки озлобленности и желания сопротивляться.
С началом Первой мировой, когда районы традиционного проживания евреев стали линией фронта, оттуда массово потянулись (порой выселяемые принудительно) во внутренние губернии России волны беженцев. Царское правительство 4 августа 1915 года вынуждено было временно отменить запрет для евреев покидать "черту оседлости", потому что бороться с наплывом бегущих от войны людей было уже невозможно.
Параллельно с этим в царской армии, где к евреям и раньше относились пренебрежительно, ситуация многократно ухудшилась. Если в мирное время ты был просто чужак, дающий окружающим повод для насмешек и издевательств, то с началом войны ты превращался в вероятного скрытого врага. А как иначе? Ты другой веры, твои предки из Польши, Литвы, а то и самой Германии, ты всегда нас в тайне не любил, тем более, что мы этому активно способствовали. Ясное дело, что ты предашь нас при первой же возможности.
Это отношение было характерно не только для солдат, но и для командования. Известны случаи бессудных расстрелов еврейских солдат по обвинению в шпионаже. Доказательств не требовалось. Достаточно было подозрения или доноса.
Представьте себе, что страна, гражданином которой вы себя считаете, ведет войну. Враги этой страны жгут ваш дом, убивают домашний скот, грабят ваше имущество и пытаются уничтожить вас и всю вашу семью. А правительство страны, гражданином которой вы являетесь и за которую готовы воевать с оружием в руках, считает, что вы заодно с оккупантами, и поэтому ищет малейшего повода, чтобы пустить вам пулю в лоб.
Какая бы из этих двух сил не победила, вы неизбежно проиграете.
И вот тут вопрос на миллион: что вам следует делать, чтобы выжить в этой ситуации?
Как по мне, вариант тут один - вам нужно свергать к чертям существующую власть в стране, заменять ее на более разумную, которая не будет разбрасываться жизнями людей, прекратит бессмысленную войну и построит такую жизнь, в которой не будет места несправедливости и насилию.
Немецкий еврей по фамилии Маркс весьма кстати не только описал, но и убедительно обосновал этот новый общественный уклад, называемый "социализм". Во времена Первой мировой эта перспектива наверняка казалась идеальным решением всех проблем.
Поэтому в 1917 году мы получили такое количество революционеров еврейского происхождения. Образованным и решительным евреям просто некуда больше было деваться. Однако их пути в революцию были различными. Кто-то (не очень многие, кстати) выбрал партию большевиков, кто-то пошел в эсеры (этих было несравнимо больше). Но о том, кто и почему предпочитал различные революционные стратегии, мы поговорим отдельно. Чуть позже я опубликую статьи и о евреях среди эсеров, и о евреях среди большевиков. По пути разбомбим несколько замшелых антисемитских мифов на этот счет.
*Комментарии
0 комментариев