НАХОДКА СТИЛЯ ГЕЛИЯ КОРЖЕВА
Именно картина «Влюбленные» начинает коржевскую узнаваемость и кинематографическую или скорее телевизионную привязанность к переднему плану. Таким образом, находкой своего стиля разрешается для советского художника Гелия Коржева кризис собственного тридцатилетия.
В 1955 году Коржев делает набросок молодой пары, приехавшей на мотоцикле отдыхать на морской пляж или берег реки. В следующем, 1956 году, выходит итальянский фильм «Влюбленные». Коржев с огорчением понимает, что он неоригинален в своем наброске. Но это важно – набросок был раньше фильма.
Подобный сюжет, оказывается, многим приходит на ум - парочка и мотоцикл. Итальянский фильм 1956 года о влюбленных снят в традициях неореализма, актеры молоды, красивы, талантливы. Западный неореализм уже на излете, наша Оттепель на взлете.
Немного о фильме
Однако стоит остановиться на фильме. Гелий Коржев сам признавал, что этот фильм вдохновил его на создание картины, одноименной фильму. Итальянский сюжет, как в обычном неореализме, повествует о простых людях рабочего квартала, где молодые люди ухаживают за девушками, ссорятся, мирятся, ходят на танцы.
Жители квартала люди небогатые, но стоит посмотреть, как элегантно выглядят не только девушки, но и эти небогатые парни. Парочка влюбленных сбегает от всех знакомых на пляж и сцена на пляже аналогична композиции как набросков, так и окончательного варианта картины.
Но кульминация фильма не в примирении влюбленных, а в зажигательных Буги-Вуги. Можно представить, как советские люди реагировали на подобное после недавнего 20 съезда. Очевидно, что вдохновился не только Коржев.
Но Коржеву явно не хотелось упускать сюжет. Тем более, он сам нашел его до просмотра фильма. И тогда он действует «от противного», превращает розовый неореализм в нечто противоположное. Действующие лица его композиции будут немолоды, некрасивы, неизвестно, насколько талантливы. В том же 1956 году он делает карандашный набросок женщины, лежащей, извините, задом к зрителю, в темной юбке. Эта женщина уже постарше. И этюд головы. Сюжет уточняется. Пусть у итальянок точеные фигурки, а у нас вот так, мы другие. «У советских собственная гордость».
Через год он делает небрежный эскиз картины маслом, немолодая пара на берегу, сзади мотоцикл.
Последний же вариант картины написан в 1959 году, холст, масло размер 207×156 см Именно здесь находит свою любимую гамму кирпично-красного с оливково-зеленым и собственную моделировку всего - морщинистую предметность и телесность. Главное, что персонажи, это личности не без истории, мужчина явно воевал, у него и у дамы могут быть семьи. А это уже пикантно. В отличие от молодежных игр это психологически наполнено. Но также вероятно, что совершенно случайно встретились через 15 лет командир и медсестра, которая вытащила раненого командира из боя и они захотели уединиться.
Разность эмоциональной тональности поколений
Суровый стиль, к которому относится Коржев, 1925 года рождения, развивался одновременно с неореализмом. Советские художники сурового стиля имеют годы рождения от 1923 до 1930г. Как известно, течение неореализма возникло в Италии в 1947 году, а в начале 50-х годов уже стало сходить на нет. По той причине, что снизились экономические факторы нищеты, на которых вырос неореализм, движение стало неактуально для запада. Территория Италии не страдала от военных действий. Но для пострадавшего больше всех СССР огромная память потерь все еще актуальна и к концу 50-х и впоследствии. Поскольку наш быт еще долго связан с разрушениями и потерями 40-х, суровость советского стиля неизбежно определена военным прошлым. Суровый стиль живописи и стал порождением послевоенного времени. Художники сурового стиля застали войну в возрасте примерно 10-17 лет, поэтому их бытовые сюжеты чаще осуждают мещанство и гневно бичуют недостатки, чем наслаждаются безоблачной жизнью, от них неотделима рабочая героика, связанная с преодолением препятствий. Люди же, пережившие войну в более младшем возрасте, 3-5 лет, почти не заставшие культа личности, пишут рабочие будни менее сурово, для них характерно лирическое, медитативное ощущение деятельности человека, но здесь я не о них. Я о том, что теория поколений действительно исторически ограничивает или лучше сказать маркирует художественный идеал творческих людей. Речь идет не о разности базовых ценностей, а только об эмоциональном фоне. Согласитесь, что у тех, кто по школьному радио услышал о том, что Гагарин полетел, эмоции улетают в космос на всю оставшуюся жизнь.
Связь живописи с кинематографом неореализма уже давно известна, связь ментального вектора поколений с изобразительным искусством мной рассмотрена поверхностно, но она есть. Никто не отрицает традиции и преемственности, но гомогенизировать содержание творческих результатов поколений было бы неконструктивно для поиска исторических истин.
Автор картины утверждал, что это итальянское кино подарило ему вдохновение для картины. Кроме того, оно пробудило новое ощущение сурового стиля, примененного к жанровой сцене. Но я глубоко сомневаюсь в утверждении Коржева, что суровый стиль начали Дейнека и Петров-Водкин. Они принадлежат к другим поколениям, много старше. Когда утеряно высокое небо Дейнеки и сферичность пространства Петрова-Водкина, это совсем другое состояние души, менее эпичное. А у младшего поколения больше романтики. Кадрирование Коржева ближе к телевизионному переднему плану, на котором ближе виден маленький человек. А, как заметил Е. Евтушенко, «Нет маленьких страданий, нет маленьких людей — вот чему научил нас заново итальянский неореализм».
А это уже сомнение в формулировке «Незаменимых нет».
0 комментариев