Драматические нюансы техники контражура в живописи 3
По определению контражура, источник света должен быть расположен близко и направлен против взгляда наблюдателя (или объектива).
"…освещение в фотографии, при котором источник света располагается позади объекта съёмки на близком расстоянии от него…"
Драматические нюансы техники контражура в живописи 2
"Для усиления рельефности в картине имей привычку класть между изображенной фигурой и той видимой вещью, которая получает ее тень, луч яркого света, отделяющего фигуру от затененного предмета". - писал Леонардо да Винчи. Световая стихия Леонардо, это приглушенная рассеянность. «Луч яркого света» - это он преувеличил в отношении себя. Леонардо и не шел туда, куда шли все, его интересовали другие вопросы.
Драматические нюансы техники контражура в живописи 1
Два портрета Симонетты – как будто две разных женщины, правая дама энергична, у нее яркий характер, а создано такое впечатление двумя источниками света. Левая дама освещена только справа, бесхарактерна, просто светлый лик в темном царстве Аида. «Одно лицо, походка, голос тот же. У двух людей! Как в зеркале волшебном!» сказано у Шекспир, но тут получилось наоборот.
Лишенные рая
Уважаемые читатели! Полтора года назад я поставила эту статью на платформе Дзен, а теперь у меня возник вопрос. Почему те статьи, которые я отделываю месяцами и даже годами, читают еле-еле, а этот опус про картину Коржева накатала за 15 минут, а она набрала сейчас почти 30 тысяч просмотров. Почему?
Советский Гамлет иркутского уезда 2
Как утверждают историки спецслужб, для вербовки в агенты не годится положительный, законопослушный человек. Агент должен без особых метаний совести уметь немного преступать закон и уметь остаться безнаказанным.
Советский Гамлет иркутского уезда 1
Художник Пименов. Ожидание. Зилова иногда в прессе ошибочно называют русским Гамлетом за счет его циничной мизантропии. Истории принца датского и инженера Зилова, этих героев своих времен, как Вампилова, так и Шекспира, имеют более глубокое сходство.
Шекспировские тени в главной пьесе Вампилова
Источник вдохновения автора "Утиная охота" надо искать в его семейной истории. Семейная, личная трагедия, как содержание художественного произведения, обычно генератор нетривиальной формы. Эзопов язык Вампилова выше всякой критики.
Почему Витя Зилов не поехал к отцу
Вампилов (курение вредит здоровью) и Мерзликин в роли Вампилова. Почему-то в образе отца Зилова зрителю фильмов и читателю пьесы предстает по негласным канонам печальный деревенский старичок. Тот «старичок», персональный пенсионер федерального значения, партийный функционер или высокого ранга военный, может давно уже иметь другую семью, вторую или даже третью, с другими детьми.
Мое мнение о картине Веласкеса присвоила Википедия
Сегодня я обнаружила, что одна моя публикация подействовала на Википедию. Жаль, конечно, что без моего имени, которого у меня практически нет, я не специалист по истории искусств. Или лучше сказать, я неофициальный специалист. Специалист обязан интересоваться всем, а я интересуюсь только тем, что мне интересно. У меня нюх на загадки и нравится их разгадывать. Википедия "Диего Веласкес".
Если Рим предателям не платит…
… то что делает Горацио так далеко от Рима и так долго?
Можно ли говорить о предпринятой Горацио попытке перевербовки принца из лютеранства обратно в католичество? Попытке неудачной. Конечно можно. Ведь принц рожден в католичестве. Он уважает человека на молитве даже и не в церкви. (Roma traditoribus non premia)
Тираноборчество или бытовуха, вот в чем вопрос
Существует древнее наблюдение, что желающий мести должен рыть две могилы, одну для себя, и, если Гамлет не выбрал побег, как обычно делают успешные короли, то отсрочивание осознанной необходимости приводит в конце истории о неудачном принце, не ставшем королем, к заметному увеличению кладбища.
Не суйся между старшими…
Мы иногда забываем, произнося «античность», что это язычество, в котором нет морального диктата. Но это не безбожие. Подчинение судьбе или предсказанию в античной трагедии освобождало от мучений совести. Воспитанный в католичестве Гамлет, замыслив убийство дядюшки, мучается совестью уже авансом, до поступка. Но ведь и понять предсказание можно по-разному. Неприятное предсказание это ловушка.
Некоролевское воспитание принца Гамлета
Существенное различие сюжета Шекспира с легендой Амледа – средневековый Амлед был свидетелем убийства отца. Поэтому совершенно необходимо для него было создать себе легенду прикрытия, или как бы защиту свидетеля, в форме сумасшествия. Гамлету же 16 века в замке ничего не грозит, это говорит сам Клавдий, причем чистосердечно, потому что королева живет сыном, а Клавдий любит Гертруду.
Свобода воли пуще неволи
Центральный монолог Гамлета выражает суть противоречия в споре между Лютером и Эразмом в шекспировском подтексте, а спор был конкретно о свободе воли. До этих важных исторических фигур вопрос поднимал Блаженный Августин против Пелагия в 4 веке и решал так, что Бог - это благо и бытие, а зло это небытие.
Лорд-Камергер Полоний, по совместительству торговец рыбой
Для тех, кто не читал предыдущую статью, достаточно знать о моей идее то, что Горацио боец невидимого фронта Контрреформации, что он старается предотвратить наступление в Дании Реформации. Говоря современным языком, Горацио старается противостоять сепаратизму Дании в результате раскола общей с Римом церкви.
Папский агент Горацио, 16 век, Северная Европа
На трижды заданный вопрос Гамлета зачем Горацио не в Виттенберге, тот первый раз отмалчивается, второй отшучивается и только третий отвечает, что плыл на похороны короля. Хотя какие похороны, уже два месяца прошло, а Гамлет и не замечает этого увиливания от ответа, моментально переходя на тему маминой почти совмещенной с похоронами свадьбы, на тему своей травмы «мама вышла замуж». Горацио «плыл» два месяца. Когда мог прибыть уже через 10 дней. 500 лет назад путь морем на паруснике от порта Штральзунд до Эльсинора составлял сутки, плюс от Виттенберга до порта 7 дней на лошади. Имя Горацио римское и он не скрывает, что римлянин. Постоянное напоминание о своей родине показывает, что Горацио гордится происхождением.
Горацио мастер переводить разговор или отмолчаться. У него вообще всего два варианта ответа: — да, мой добрый принц — нет, мой добрый принц. Горацио заботливо отговаривает Гамлета от поединка с Лаэртом, что означает, что целью Горацио не является смерть наследника династии, а только его, наследника, месть правящему королю, к которой он упорно принца подталкивает. Чему и служат выработанные внутри тайных орденов средства. Возможно гипноза, возможно с применением галлюциногенов. Возможно и то, что Гамлет отравился спорыньей случайно, поскольку именно в это время в Европе бушует эпидемия эрготизма, отравления спорыньей. Спорынья, это грибок-паразит ржи. До сих пор Германия и Дания лидируют по урожаям ржи. ЛСД ведь и был (много позже) синтезирован из спорыньи, причем наркотическое действие было бредом, видением демонов и ведьм, повышенная тревожность, агрессивность. В случае небольшого отравления надо только направить видения и голоса, которые и так слышит отравленный. Но одному человеку это сложно сделать. Марцелл и Бернардо, якобы видящие призрака, тоже носят римские имена, возможно это помощники Горацио, поддерживающие мистификацию. А это значит, что, если у Горацио в подчинении агенты, то сам он не просто информатор и провокатор, а резидент, принимающий собственные решения по ситуации. Реплика «Подгнило что-то в Датском государстве» это желаемое Марцелла, подгоняемое под действительное, происходящее от знания и осуждения произошедшего братоубийства. А ведь простой стражник не должен знать этой тайны.
И не друг и не враг, а как?
Значит, при отъезде из Виттенберга Горацио Гамлета не сопровождал. Надо полагать, что еще в Виттенберге Горацио втерся в доверие к Гамлету весьма профессионально, на высшем пилотаже выработанных святыми орденами способов внедрения. Только Горацио посвящен Гамлетом в содержание беседы с призраком наедине. Розенкранц и Гильденстерн тоже однокурсники Гамлета, но не заслужили у него такого доверия, хотя они сразу честно признаются «за нами посылали». Горацио поддакивает и позволяет обращаться с собой свысока, принц Гамлет похлопывает его по плечу, поучает: «есть многое на свете друг Горацио что и не снилось вашим», несмотря на то, что считает его моральные качества высочайшими. В этом аспекте дорогого стоит характеристика, данная Гамлетом своему «другу»: его богатство один веселый нрав, то есть Горацио демонстративно беден, он знал страданья, не подавая виду что страдал, и все равно благодарен судьбе за милости и за гнев, он не рожок под пальцами судьбы, чтоб петь, как та захочет, потому что он не в рабстве у собственных страстей. Горацио категорически не пьет, что следует из реплики принца при встрече «Вас здесь научат пить». Ну холодная голова горячее сердце, не иначе. Штирлиц в подметки не годится папскому агенту Горацио.
Ровно 500 лет назад
Более крутой была бы версия, что Горацио незаметно добавляет Гамлету в пищу галлюциноген, отогнанный из спорыньи в секретных лабораториях Ватикана. Поскольку разделенные алкалоиды, проверенные на биологическую активность на преступниках, в малых дозах могут быть не так вредны физически, как эффективны психологически. Журнал «Успехи алхимии 1500 года», если существовал, то только для служебного пользования. Хотя лечить эрготизм умели уже в античные времена, название свое он приобретет только через 200 лет после Шекспира, но в текстах у драматурга часто встречается «плесень» как синоним болезни, убийства. В переводе Лозинского, Гамлет королеве говорит, что Клавдий убил брата как «ржавый колос», до чего близкое сравнение, а может и намек. При большой дозе неизбежны смертельные случаи и Европу косило от спорыньи почти как во время чумы за 160 лет до тотального грибкового поражения ржи. Стало быть, доза должна быть контролируемой и небольшой. Святая инквизиция всегда гонялась за теми, кто ее же методы использовал без лицензии. Но вопрос, почему не отравилась королева и остальные, наводит на размышления в пользу крутой версии. А зачем? Затем, чтоб принц был на крючке. Месть Клавдию, как убийство Клавдия, «друг» Горацио даже помог бы Гамлету скрыть, замаскировать под несчастный случай, важно, чтобы принц был капитально запятнан, чтобы им можно было управлять шантажом, причем у Горацио нет личного мотива, ничего личного, только служба. Важно всемерно вредить недавно возникшему лютеранству любым путем и отвлекать от него потенциальных лидеров. Что в конечном итоге со странами северной Европы не получилось, но попытаться было необходимо. Попытка не пытка, агент молодец.
Ключевое слово Виттенберг
Я говорю о Гамлете сценическом, шекспировском, о Гамлете 16 века, а не о средневековом Амлете. Нам ведь тоже более комфортно обсуждать события 20 века примерно 100-летней давности, о которых уже достаточно информации, чем-то, что происходит прямо сейчас, когда источник информации еще не устоялся в своей репутации. Театр, как реагирующий на современность, мог иметь намеки в диалогах, но не в событиях. Действие пьесы «Гамлет» не может происходить раньше учреждения университета в Виттенберге, а это в 1502 год. И не раньше 1517 года, когда Лютер объявил свои тезисы, осуждающие злоупотребления индульгенциями, обусловленные сбором средств на замок Святого Петра в Риме, прибив их на ворота виттенбергского университета. Протестная акция преподавателя Лютера не могла не привлечь опьяненных студенческой демократией учеников, Гамлета, Розенкранца, Гильденстерна, возможно и присутствие Горацио. Протест развивается, в 1521 году Лютер сжигает Папскую Буллу, документ, осуждающий учение Лютера, при участии группы студентов. Если учесть, что Лютеру пришлось после этого скрываться, то пришлось скрываться и тем, кто с ним участвовал в его протестах. Разогнали эту фронду к чертям в прямом смысле. Лютера прячет курфюрст Саксонский, а студенты разбегаются кто куда и по домам. Так что Гамлет мог двинуться в Эльсинор не по причине известия о смерти отца, а в самом конце 1521 года, после демонстративного сжигания документа с основными правовыми нормами действующего церковного законодательства, а также папской буллы с осуждением самого Лютера, а точнее после 10 декабря. Если сведения о неожиданном возвращении пришли раньше Гамлета, Клавдий срочно решается на убийство и захват короны, ведь законный наследник потребует свое, до этого увлеченный учебой и не доставляющий беспокойства. Возможно Клавдий даже получил от Папы римского приказ, возможно, через Горацио.
До принятия Данией протестантства, это принципиально
Так что время действия пьесы 1522 год и не иначе, зима, как увидел антураж пьесы Кеннет Брана. Лютеру немного за тридцать, и он пришел к выводам, которые изменят жизнь цивилизации. Гамлету до тридцати, своих выводов у него нет, он следует за Лютером и не понимает, что это изменит его жизнь, что это даже расстроит его жизнь. А спецагентов отличает умение играть именно на расстроенных инструментах. Например, на травме «мама вышла замуж».
Дания к концу 15 века имеет огромную территорию на севере Европы, несколько государств под ее правлением, часть Англии, их лидеры староваты, это Клавдий и старший Фортинбрас, а молодые не укреплены в религии, что, при отказе этих государств от католичества, угрожает папской власти. После 1521 года, когда Лютер предан анафеме, раскол на католиков и протестантов необратим. Совершенно естественно, что папские шпионы и информаторы наводнили север Европы, с целью предотвратить нежелательный религиозный переворот в государствах севера путем внедрения к представителям правящих домов. А потому и возникает «дружба» Горацио с Гамлетом еще в Виттенберге.
В стремлении откусить больше чем прожевать ревностные католики упустили то, что происходит дома в Италии. В 1527 году был подорван политический престиж Ватикана, который тогда назывался Папская область, когда испанцы разграбили Рим, а Папа прятался в замке Святого ангела, еще в 1534 г. отпала от Рима англиканская церковь, а в Германии Мюнцер начинает крестьянскую войну, будучи больше лютеранин, чем сам Лютер, и все это не без влияния двухсотлетнего климатического апокалипсиса. Лютер во время крестьянской войны женится на бывшей монашке на 15 лет моложе себя и благополучно народит 6 детей. И что ему те студенты, которым пришлось прервать университетское образование после лютеровского «майдана».
Два в одном, римлянин и датчанин, августинец и доминиканец.
Лютер преподает в Виттенберге с 1509 года. В 1510 году Лютер совершил поездку в Ватикан, был так потрясен отсутствием социальной ответственности у ответственных лиц церкви, что стал потрясать основы веры. После окончания Эрфуртского университета Лютер уже августинец. И Горацио по логике вещей должен быть августинец, чтобы быть близким компании Гамлета, за которым тайно надзирает. Горацио может быть и доминиканцем (Domini Сanes, Псы Господни) имеющим августинскую легенду прикрытия. Игнатий Лойола, основатель иезуитов, как раз обучался у доминиканцев, а надо сказать, что именно они были основной силой борьбы с Реформацией. Горацио не может быть иезуитом, чей орден будет создан в 1534, утвержден Павлом 3 в 1540 г. Но, в сцене на кладбище в словах Горацио Гамлет намекает на иезуитский совет преследуемым католикам «божиться двусмысленными словами в своей непричастности к католичеству, чтобы не согрешить и не подвергнуться наказанию». Косвенно этот совет намекает на то, что сам Шекспир скрывал свое католичество, также на то, что сценический Гамлет не средневековый, а шестнадцативековый. Совет, могущий быть данным только после 1534 года, подтверждает мою версию о том, что пьеса концентрирует противостояние католиков и протестантов всего 16 века. В этом универсальном противостоянии двух групп, разделивших общество, как бы ни назывались его исторические варианты, и есть один из секретов популярности пьесы. Хотя здесь только конкретное противостояние конфессий внутри христианства. Шекспир на стороне католиков, но будучи принужден скрывать это при королеве-протестантке, старается быть над схваткой.
Ибо кто такой Горацио, как не провокатор в той группе студентов, что ассистировала Лютеру сжигать Папскую Буллу, предающую анафеме Лютера, а репрессии коснулись не столько Лютера, сколько студентов. Крестьянский сын Мартин Лютер и незаконный сын обеспеченного бюргера Эразм Роттердамский, дружбы которого искали короли и высшие умы современной ему Европы. Это и был бы гуманистический круг общения принца, будь он чуть похулиганистей, сбеги он из Дании-тюрьмы. И не будь он так ведом Горацио, уверенный в его человеческом расположении. Надо понимать, что власть над Данией, это власть над крестьянами Дании, всего лишь.
А экспансия религии — это власть над миром. И что
бывших римлян — не бывает!
Композиция портрета Вари Адоратской, художник Фешин Н.И.
Установлено, что при ознакомлении с новым объектом повышенной сложности, который вызывает и положительные и отрицательны переживания, доля отрицательных эмоций растет быстрее положительных. В частности, так происходит при ознакомлении с предметами изобразительного искусства. Мной исследованы причины негативно-эмоционального аспекта отношения зрителей к картине Н. И. Фешина "Портрет Вари Адоратской".
НАХОДКА СТИЛЯ ГЕЛИЯ КОРЖЕВА
Именно картина «Влюбленные» начинает коржевскую узнаваемость и кинематографическую или скорее телевизионную привязанность к переднему плану. Таким образом, находкой своего стиля разрешается для советского художника Гелия Коржева кризис собственного тридцатилетия.
В 1955 году Коржев делает набросок молодой пары, приехавшей на мотоцикле отдыхать на морской пляж или берег реки. В следующем, 1956 году, выходит итальянский фильм «Влюбленные». Коржев с огорчением понимает, что он неоригинален в своем наброске. Но это важно – набросок был раньше фильма.
Подобный сюжет, оказывается, многим приходит на ум - парочка и мотоцикл. Итальянский фильм 1956 года о влюбленных снят в традициях неореализма, актеры молоды, красивы, талантливы. Западный неореализм уже на излете, наша Оттепель на взлете.
Немного о фильме
Однако стоит остановиться на фильме. Гелий Коржев сам признавал, что этот фильм вдохновил его на создание картины, одноименной фильму. Итальянский сюжет, как в обычном неореализме, повествует о простых людях рабочего квартала, где молодые люди ухаживают за девушками, ссорятся, мирятся, ходят на танцы.
Жители квартала люди небогатые, но стоит посмотреть, как элегантно выглядят не только девушки, но и эти небогатые парни. Парочка влюбленных сбегает от всех знакомых на пляж и сцена на пляже аналогична композиции как набросков, так и окончательного варианта картины.
Но кульминация фильма не в примирении влюбленных, а в зажигательных Буги-Вуги. Можно представить, как советские люди реагировали на подобное после недавнего 20 съезда. Очевидно, что вдохновился не только Коржев.
Но Коржеву явно не хотелось упускать сюжет. Тем более, он сам нашел его до просмотра фильма. И тогда он действует «от противного», превращает розовый неореализм в нечто противоположное. Действующие лица его композиции будут немолоды, некрасивы, неизвестно, насколько талантливы. В том же 1956 году он делает карандашный набросок женщины, лежащей, извините, задом к зрителю, в темной юбке. Эта женщина уже постарше. И этюд головы. Сюжет уточняется. Пусть у итальянок точеные фигурки, а у нас вот так, мы другие. «У советских собственная гордость».
Через год он делает небрежный эскиз картины маслом, немолодая пара на берегу, сзади мотоцикл.
Последний же вариант картины написан в 1959 году, холст, масло размер 207×156 см Именно здесь находит свою любимую гамму кирпично-красного с оливково-зеленым и собственную моделировку всего - морщинистую предметность и телесность. Главное, что персонажи, это личности не без истории, мужчина явно воевал, у него и у дамы могут быть семьи. А это уже пикантно. В отличие от молодежных игр это психологически наполнено. Но также вероятно, что совершенно случайно встретились через 15 лет командир и медсестра, которая вытащила раненого командира из боя и они захотели уединиться.
Разность эмоциональной тональности поколений
Суровый стиль, к которому относится Коржев, 1925 года рождения, развивался одновременно с неореализмом. Советские художники сурового стиля имеют годы рождения от 1923 до 1930г. Как известно, течение неореализма возникло в Италии в 1947 году, а в начале 50-х годов уже стало сходить на нет. По той причине, что снизились экономические факторы нищеты, на которых вырос неореализм, движение стало неактуально для запада. Территория Италии не страдала от военных действий. Но для пострадавшего больше всех СССР огромная память потерь все еще актуальна и к концу 50-х и впоследствии. Поскольку наш быт еще долго связан с разрушениями и потерями 40-х, суровость советского стиля неизбежно определена военным прошлым. Суровый стиль живописи и стал порождением послевоенного времени. Художники сурового стиля застали войну в возрасте примерно 10-17 лет, поэтому их бытовые сюжеты чаще осуждают мещанство и гневно бичуют недостатки, чем наслаждаются безоблачной жизнью, от них неотделима рабочая героика, связанная с преодолением препятствий. Люди же, пережившие войну в более младшем возрасте, 3-5 лет, почти не заставшие культа личности, пишут рабочие будни менее сурово, для них характерно лирическое, медитативное ощущение деятельности человека, но здесь я не о них. Я о том, что теория поколений действительно исторически ограничивает или лучше сказать маркирует художественный идеал творческих людей. Речь идет не о разности базовых ценностей, а только об эмоциональном фоне. Согласитесь, что у тех, кто по школьному радио услышал о том, что Гагарин полетел, эмоции улетают в космос на всю оставшуюся жизнь.
Связь живописи с кинематографом неореализма уже давно известна, связь ментального вектора поколений с изобразительным искусством мной рассмотрена поверхностно, но она есть. Никто не отрицает традиции и преемственности, но гомогенизировать содержание творческих результатов поколений было бы неконструктивно для поиска исторических истин.
Автор картины утверждал, что это итальянское кино подарило ему вдохновение для картины. Кроме того, оно пробудило новое ощущение сурового стиля, примененного к жанровой сцене. Но я глубоко сомневаюсь в утверждении Коржева, что суровый стиль начали Дейнека и Петров-Водкин. Они принадлежат к другим поколениям, много старше. Когда утеряно высокое небо Дейнеки и сферичность пространства Петрова-Водкина, это совсем другое состояние души, менее эпичное. А у младшего поколения больше романтики. Кадрирование Коржева ближе к телевизионному переднему плану, на котором ближе виден маленький человек. А, как заметил Е. Евтушенко, «Нет маленьких страданий, нет маленьких людей — вот чему научил нас заново итальянский неореализм».
А это уже сомнение в формулировке «Незаменимых нет».
Конь Архангела Михаила – красный!
Советское искусствоведение рассматривало картину как символ революции и это сработало как хорошая защита автору. Образы красных коней рассматривались как коммунистическая мечта смены старого мира новым не только в дореволюционном «Купании» 1912 года, но и в картине «Фантазия» 1925 года, когда автор уже успел посидеть в ЧК, когда съездил в Париж в 1924г., пытался там устроиться и это не получилось, а вернувшись из Парижа с женой и дочерью нашел свою квартиру занятой. Так что надуманная «Фантазия», написана скорее всего по коньюнктурно-идеологическим соображениям.
Внимание же зрителей более ста лет привлекает работа 1912 года, которая даже не нашла покупателя, скорее за счет размера, как сочетание ренессансной фрески с православной фреской, воплощенное в станковой живописи. Серебряный век в начале 20 века искал гармонии язычества и христианства. Единственное, что сказал автор об этом своем творении, это что коня он взял у архангела Михаила. Но, как правило, на слова автора никто не обращает внимания, все повторяют как по схеме, что – «Ах! Это Георгий Победоносец!» Такое впечатление, что Георгия Победоносца никто на картинах не видел, поскольку цвет коня Победоносца сложно не увидеть. Он всегда белый. Ведь и на парадах победоносцы выезжают на белом коне. В то время, как конь Михаила красный. На иконах он красный всегда, за одним маленьким исключением, только одна икона на севере Руси имеет сочетание Архангела Михаила и белого коня, леликозерская икона 1671года, что объяснить можно военным конфликтом с Польшей предыдущего для написания иконы десятилетия, иконописец постарался усилить охранительную функцию иконы.
Содержание изображения купания коней конечно включает свободу природной стихии как основной лейтмотив, но ведь мотив свободы природной, а не социальной. В советское время Петров-Водкин считался реформатором, писал не только картины, но и теоретические статьи по искусству, читал лекции. Очевидно, его активная общественная деятельность давала возможность навесить ему ярлык провидца, задолго до революции предсказавшего социальные потрясения. А художник и не сопротивлялся. Но сравнение с «Буревестником» Горького Кузьме Сергеевичу совсем не льстило. Содержание картины далеко от социальных бурь.
Картина написана как развитие сюжета определенной библейской истории. Если изображен, по свидетельству автора, конь Архангела Михаила, значит и в содержании должно проявляться какое-то присутствие именно этого Архангела. А из всех чудес Михаила здесь подходят два чуда - чудо о двух отроках Флоре и Лавре и чудо о трех отроках, участниках Пещного действа.
Если это чудо с Флором и Лавром, которых Михаил обучал обращению с лошадьми, это раннехристианские святые второго века, тогда мы можем признать в мальчике на переднем плане самого Архангела Михаила, он третий, он и главный. Расслабленная поза и рассеянный взгляд отрока на переднем плане картины совсем не соответствуют нашему представлению о личности главного в мире военачальника, предводителя святого воинства. Флор и Лавр существуют со второго века, а Архангел Михаил существует в культуре намного раньше, однако чудеса есть чудеса и принять образ отрока Михаилу ничего не стоит. По правилам иконографии Михаил должен передавать поводья лошадей, а Фрол и Лавр стали после обучения у Михаила покровителями лошадей, что, может быть, навеяло сюжет с купанием. Однако то, что один из мальчиков Михаил, только предположение. Несмотря на присутствие его коня, мы не знаем, который он здесь из присутствующих отроков, на коне или в воде.
Вторая версия, это история трех отроков, спасенных Михаилом, происходившая в 6 веке до нашей эры, эти три отрока намного древнее в народном сознании.
Легенда о них гласит, что трое друзей пророка Даниила в плену отказались поклоняться идолу, за что были брошены в огненную печь, но спаслись благодаря вмешательству Архангела. Пещное действо как театрализованное представление играли с древности в церкви перед Рождеством. Оно было запрещено Петром Первым. Пленение отроков в народном сознании веками ассоциировалось с татаро-монгольским игом, приверженность своей вере в плену воспринималось русской культурой как образец героизма. Книга Мордовцева «Пещное действо на Москве в 1675 г.» была издана в 1910 году, картина написана в 1912. В разгар Серебряного века сам по себе отменился запрет Петра. Обращение к ренессансным глубоко психологичным приемам трактовки чудесных явлений в сочетании с народными традициями присуще русскому искусству начала 20 века. Уже в 1907 году «Пещное действо» было поставлено в театре, сценографию делал Н.Рерих.
Все эти факты по времени и подводят вектор содержания в пользу трех отроков. Кузьма Сергеевич был и драматургом, имел личный интерес к театральным инновациям. Возрождение Пещного действа в начале 20 века возможно и послужило импульсом к написанию картины в 1912 году. Синтез двух чудес Михаила, синтез древнерусской и итальянской живописи создали неповторимую гармонию картины.
Кузьма Сергеевич путешествовал по Италии пешком, рассматривая фрески и испытал огромное влияние мастеров итальянского Возрождения. Увидеть смысловой акцент Раннего Возрождения можно и в картине "Купание красного коня", в создании образа мальчика на переднем плане. Рассмотрим трактовку мастером Донателло бронзового Давида 1440 года. Юный, женственный Давид ничем не внушает уверенности в том, что может победить здоровенного великана Голиафа. Это сделано скульптором специально, затем, чтобы таким приемом убедить зрителя, что только с Божьей помощью Давид победил. Расслабленная и задумчивая поза этого Давида указывает на состояние после сильного стресса. (Мы не сравниваем здесь ни самодовольного Давида Вероккио, ни могучего Давида Микеланджело).
Точно так же расслаблен мальчик Петрова-Водкина. Нельзя не заметить у него отсутствия мышечного напряжения, всегда имеющегося у персонажей, купающих лошадей. На состояние неуместного транса указывает положение всех членов тела, рука еле удерживает повод. Выражение лица задумчиво-недоуменное, он не понимает, как могло произойти спасение.
Опасливо косится на отрока большой сильный конь, что не соответствует слабости седока. И в этом повороте тоже угадывается присутствие могущественных невидимых сил. Конь ли это Михаила или пещь огненная? Возможны оба смысла, поскольку Архангел Михаил повелевает стихией огня. Ведь его исторические предшественники Митра, Гелиос, Аполлон.
Согласитесь, что чудеса никак не коррелируют с идеей «кровавого 20 века», которую десятилетиями стараются навязать «Купанию красного коня».
Чудо же Крещения водной стихией это отдельная тема. Если же рассматривать отроков в Пещи как Крещение огнем, что символизирует получение духовных сил для служения, так отказавшись поклоняться идолу, они уже доказали великую силу своих духовных сил. Определяя художественный образ как синтез нескольких явлений, я не исключаю, что оба чуда Михаила присутствуют в живописном результате. Слияние образов обеих легенд, совмещение их на конце кисти, очень даже не исключено. Цвет коня Михаила имеет исторические основания в народной и мировой культуре.