Святой отец
Афанасий Иванович непрерывно трудился. В академии он сначала преподавал мировую историю, а затем перешел на кафедру истории и разбора западных вероисповеданий. В тысяча девятьсот втором он был избран экстраординарным профессором. Экстраординарные профессора отличались от ординарных вовсе не своими необычными чертами характера. Нет, это были две сильно отличающиеся ступени профессорской карьеры с разными окладами и привилегиями. Кроме преподавания в Духовной академии, Булгаков также три года читал лекции барышням в институте благородных девиц. А с тысяча девятьсот девяносто второго он «исполнял обязанности Киевского отдельного цензора по внутренней цензуре». Что говорит нам о его явной и безоговорочной лояльности режиму. Или, если хотите, преданности монархии.
Как Булгаковы жили? Об этом можно судить, например, по такому письму Афанасия Ивановича своему родственнику: «Я постоянно несу такую головокружительную работу, что почти не вижу времени за нею. Ты, может быть, не поверишь тому, что мы с женою часто не имеем времени поговорить: я занят своими делами, жена – домашнею толкотнею и наблюдениями за уроками ребят. Выходить из дома можем только на короткое время и то почти всегда врозь, чтобы не оставлять без своего присмотра мелкоту, которая повинуется только нашему голосу и не признает никакого авторитета. В гости почти никуда не ходим, и у нас почти никто не бывает… Поживаем мы помаленьку: тяжело жить с такою как моя большою семьею в большом городе, но кое-как перебиваемся, работая не покладая рук большую часть суток…»[1]
Из-за столь «головокружительной» занятости дома отца никогда не бывало. То бишь он мог находиться со своими детьми в одном помещении, сидеть под свой лампой с зеленым абажуром и что-то читать или писать. Но для семьи его не было. Варвара Михайловна часто делала детям замечания, чтобы те не трогали Афанасия Ивановича, и очень быстро они поняли, что лишний раз беспокоить этого серьезного бородатого человека не стоит: он занимается чем-то очень важным.
Варвара Михайловна была женщиной с на редкость позитивным мышлением: во всем она видела только лучшее и без конца смеялась. Впрочем, смехом не дурацким, как, знаете ли, бывает, а всегда по делу. Среди родственников она считалась «хорошей воспитательницей». Именно поэтому позже, уже после смерти Афанасия Ивановича, его брат, служивший священником при русском посольстве в Японии, отправил к ней двух своих сыновей, Костю и Колю – их в семье прозвали «японцами».
Воспитательный талант Варвары Михайловны заключался в том, что она старательно и целенаправленно выстраивала отношения в семье. И к ней, и к своему отцу дети относились почтительно. Несмотря на полную свою открытость, она все-таки удерживала между собой и потомством некоторую дистанцию. Она приучала сыновей и дочерей к труду: они все время по ее указанию были чем-то заняты. В ее отсутствие старшие должны были слушаться младших, поэтому первенец Михаил часто оказывался главным в этой компании. Телесные наказания у Булгаковых не практиковались. Обычно мать ставила на место с помощью какого-нибудь едкого словца – и это был куда более действенный метод, нежели пощечины или порка. Впрочем, в остроумии своем Варвара Михайловна не заходила слишком далеко, и обиды на нее никто не держал.
Умение подтрунивать Миша прекрасно перенял у матери и успешно использовал его в гимназии. Буквально всем учителям, инспекторам и сторожам он придумал по кличке, и клички эти среди его соучеников пользовались огромной популярностью. Впрочем, он и их, однокашников, не обделил – каждому буквально дал прозвище. «Ядовитый имеете глаз и вредный язык, – сокрушался инспектор Бодянский, – прямо рветесь на скандал, хотя и выросли в почтенном профессорском семействе. Это ж надо придумать! Ученик вверенной нашему директору гимназии обозвал этого самого директора “Маслобоем”! Неприличие какое! И срам!»[2]
Учился Михаил, как и два его младших брата, в Первой «Александровской» гимназии. Это было особенное воспитательное учреждение мало похожее на рядовую школу. Стоит только сказать, что гимназий в городе было всего две. В здании Первой сейчас располагается один из корпусов Киевского университета – и это уже говорит нам о ее размерах. Но размеры – это не главное. Главное, что она имела особый, престижный статус. Еще в 1811 году император Александр I даровал ей «широкие права», то есть право иметь собственную программу. Воспитанников готовили для поступления в высшие учебные заведения, да и лекции в ней читали в основном профессора Университета и Политехнического института.
Отличался ли Михаил своими успехами? Выделяли ли его преподаватели из общей массы гимназистов как редкостно одаренного ребенка? Пророчили ли ему блестящее будущее, возлагали ли надежды, ждали ли гения? Нет. В гимназии имелось немало куда более успешных учеников
Как-то много лет спустя в разговоре со своим другом Сергеем Ермолинским Михаил Афанасьевич сказал:
«– В молодости я был очень застенчив… До конца жизни, пожалуй, не избавился от этого недостатка, хотя и научился скрывать его. В конце двадцатых годов мне довелось встретиться в Москве с одним писателем, тоже киевлянином, с которым я учился в одной гимназии. Мы не дружили раньше, но встретились душевнейше, как и полагается киевлянам, с пристрастием любящим родной город, и он воскликнул: “Помню, помню вас, Булгаков! Вы были заводилой! Я старше вас, но до сих пор на слуху ваш беспощадный язык! Да! Латинист Субоч, помните? Он же, право, боялся вас! Вы гремели на всю гимназию! А теперь вот “Дни Турбиных”! Гремели, еще тогда гремели!..”
И Булгаков, рассказывая это, в недоумении разводил руками:
– По-моему, я не гремел, всего-навсего оборонял свою независимость. Но вот что гимназическое начальство меня не жаловало, это правда. Мне всю жизнь не везло с начальством! А между тем я мечтал быть примерным мальчиком, старался – выходило наоборот!..»[3]
Вот выпускной аттестат Михаила Булгакова, раз уж об этом зашла речь. Пятерки по Закону Божьему и географии; четверки по русскому языку с церковнославянским и словесности, философской пропедевтике (то есть основам философии), законоведенью, физике, истории, немецкому и французскому; тройки по латыни, математике и математической географии.
Аттестат он получил в тысяча девятьсот девятом году. Но до того был еще тяжелый тысяча девятьсот седьмой.
В этот год умер Афанасий Иванович. Сначала он стал стремительно терять зрение. Осмотревшие его врачи пришли к выводу, что проблема вовсе не в глазах, а в почках. Они не стали обнадеживать больного и сразу сообщили ему, что современная медицина здесь бессильна. Даже неунывающая Варвара Михайловна в эти месяцы очень сдала. Ее печалила неизбежная смерть мужа. Ее пугало будущее. Действительно, перспектива была самой что ни на есть безрадостной: вдова с семью детьми… Их ждала нищета и избежать ее было, кажется, невозможно.
Экстраординарного профессора он получил только в девятьсот втором. Обычно уходило лет десять – пятнадцать, чтобы взойти на следующую ступень карьерной лестницы. Но семье эктраординарного профессора не полагалась пенсия, в отличие от ординарного, который с должностью одновременно получал и чин статского советника.
Откровенность врачей оказалась для семьи спасительной. Друзья Булгакова приложили максимум усилий, чтобы очередное звание он получил как можно скорее. 11 декабря 1906 года Булгаков был удостоен степени доктора богословия – это могло очень помочь при ходатайстве перед Священным Синодом о присвоении следующего звания. 8 февраля 1907 года отец Михаила стал ординарным профессором. Буквально на следующий день он уволился со службы по болезни. Через месяц с небольшим, 14 марта, Афанасия Ивановича не стало.
Без сомнения это был тяжелый удар для всех. Михаил впервые так близко столкнулся со смертью. Но оправились сравнительно быстро. Повлияла, конечно, постоянная занятость отца. Раньше он сидел под своей лампой с зеленым абажуром и что-то писал. Теперь он, наверное, занимался тем же, но далеко…
В квартиру на Андреевском спуске, 13 Булгаковы переехали, когда отец уже был смертельно болен, здесь мало что с ним было связано. Назначенная пенсия была больше, чем доходы отца от двух работ, на которых он до изнеможения трудился. Плюс к тому Варвара Михайловна поступила на службу во Фребелевское общество. А также написала прошение в гимназию, чтобы с нее, как одинокой вдовы с семью детьми на руках, не брали денег за обучение сыновей. Прошение было удовлетворено.
[1] Родословия
[2] Воспоминания. К. Паустовский
[3] Воспоминания. С. Ермолинский
0 комментариев