Ницшеанец-монархист
Через год Варвара Михайловна сняла траур. Столь жизнелюбивая женщина не могла надолго погрузиться в горе просто потому, что не находила в страдании ни смысла, ни удовольствия. К слову, ее мать, Анфиса Ивановна, ходила исключительно в черном вплоть до собственной смерти, то есть целых шестнадцать лет. Дочь была, как видно, не в нее, и довольно скоро у вдовы появился кавалер – врач-педиатр Иван Павлович Воскресенский. Он был младше подруги на четыре года, но ее это не смущало. Отношения свои, правда, они узаконили только в 1918 году, когда выросли дети.
Михаила раздражал такой поворот в личной жизни матери. Он постоянно возмущался: «Что это такое, парочка какая пошла!» или «Я просто поражаюсь, как мама затеяла роман с доктором!» Ревновал.
К своим детям, как уже было сказано, у Варвары Михайловны прибавилось еще два «японца», на содержание которых дядя Михаила присылал деньги. Лето вся компания очень весело проводила в Буче. Там они играли в футбол и теннис, ставили любительские спектакли. Язвительно-иронические пьесы для внутреннего пользования писал Михаил. Драматургией он не ограничивался, сочинял также стишки. Никакой лирики, исключительно сатира. В городе же Булгаков обожал ходить в драматический театр Соловцова и оперу. Занятие это было небезопасное: ученики гимназии могли посещать увеселительные заведения только с разрешения инспектора и в форме. Разрешения эти получить было почти невозможно, поэтому гимназисты, тянувшиеся к запретному, переодевались в штатское и шли в театр, где строили из себя студентов. Время от времени их отлавливали и отчитывали.
Михаил перестал драться в гимназии, что очень даже до поры любил делать. Все-таки семнадцать лет, возраст уж не тот. Но зато у него обнаружились все признаки скверного характера. Он стал своевольничать, постоянно ерничал и обожал спорить.
Когда он поступил в университет, эти качества ни то что не исчезли, но только усилились. Впрочем, на шутки, даже самые едкие, в своем кругу обижаться было не принято. А споры… Отчего же не подискутировать, это хорошее времяпрепровождение.
Спорили обо всем. О женском образовании. Михаил был уверен, что от него один только вред. Единственная область знаний, в которую можно допускать женщин, по его мнению, да и-то осторожно – медицина. Сестры настаивали на том, что если представительницы слабого пола начнут приобретать знания наравне с мужчинами, обществу от этого будет одна только польза. Спорили об украинском вопросе и украинском языке. Михаил говорил, что языка такого нет и вопроса тоже. Другие возражали ему, что к такого рода вещам нужно относиться внимательнее и терпимее. Спорили о боге. Бога никакого, по мнению Михаила, в природе не существует, и все замечательно объясняется с помощью теории Дарвина. Вот уж с этим две Варвары – мать и дочь – никак согласиться не могли. Но тут с Мишей был полностью солидарен доктор Покровский…
Сестра Михаила Надежда вела в те годы дневник. Вот отрывок из него: «У Миши есть вера в свою правоту или желание этой веры, а отсюда невозможность или нежелание понять окончательно другого и отнестись терпимо к его мнению. Необузданная сатанинская гордость, развившаяся в мыслях все в одном направлении за папиросой у себя в углу, за односторонним подбором книг, гордость поднимаемая сознанием собственной недюжинности, отвращение к обычному строю жизни – мещанскому и отсюда “права на эгоизм” и вместе рядом такая привязанность к жизненному внешнему комфорту, любовь сознательная и оправданная самим…»[1] Михаил очевидно начитался чрезвычайно модного Ницше, и как совершенно справедливо замечает его сестра, сидя в теплой квартире, рассуждал о сверхчеловеческих подвигах. Его друг Александр Гдешинский отвечал ему, что это одни только слова и теория, а до практики в своей “сатанинской гордости” он не дойдет никогда.
Увлеченность Ницше со всеми вытекающими – обычное для молодых людей тех лет явление. Но в социальном плане он был белой вороной. Никаких революций не признавал, переворотов с нетерпением не ждал, в тайных сходках не участвовал. Хотя именно этим занималась значительная часть его ровесников. Даже его родная сестра Надежда одно время распространяла какие-то сомнительные прокламации левого толка.
Михаил же был монархистом. Быть монархистом в те годы было, скажем так, странно. Ими становились либо дети крупных помещиков, которым было что терять. Либо черносотенцы, выступавшие под флагом великодержавного шовинизма и антисемитизма. «Бей жидов, спасай Россию». Вот в такую компанию со своими взглядами попадал Михаил. Можно это, конечно, списать на то, что он просто хотел выделяться. Но в действительности всю свою жизнь он оставался убежденным консерватором.
Впрочем, в юности, по большому счету, политикой Михаил не интересовался. И явного нездоровья общества, которое равно или поздно должно кончиться взрывом, предпочитал просто не замечать. Он даже пропустил мимо самый громкий процесс 1913 года – суд над Бейлисом. Еврею Бейлису те самые черносотенцы инкриминировали ритуальное убийство русского мальчика. Он, мол, его убил, а потом выпил всю кровь. Присяжные, не обнаружив никаких доказательств вины обвиняемого, его оправдали. Весь Киев – да больше – вся Российская империя, только и говорили об этом процессе. Но Михаил Булгаков о нем не говорил и им не интересовался. Если речь об этом все-таки заходила, отвечал, что, конечно, не одобряет. В том смысле, что нельзя человека обвинять в том, чего он не совершал.
Фребелевские общества. Это были такие организации, названные в честь немца Фридриха Фребеля, который придумал киндергарден - детский сад. Собственно, созданием платных детсадов и курсов для воспитателей они и занимались. И вот Варвара Михайловна стала казначеем Киевского фребелевского общества. Тут она познакомилась и сдружилась с Софьей Николаевной Давидович. Однажды к той приехала погостить племянница из Саратова, Таня Лаппа, девица пятнадцати лет от роду. Все в семье, кроме той самой тети Сони, к которой она прибыла, называли девушку Тасей. Недолго думая, приятельницы решили приставить к Тасе гида – Мишу Булгакова, молодого человека семнадцати лет от роду. Ох и пожалели же они позже о том, что совершили этот опрометчивый поступок. Миша не только показал девушке Печерскую лавру, не только покатал саратовскую гимназистку на лодке по Днепру, но и немедленно воспылал к ней любовью.
Татьяна уехала обратно в Саратов, а Михаил стал томиться. Он воображал, как следующим летом она приедет, и как снова они будут вместе гулять, и как... Но ее почему-то решили отправить не в Киев к тетке, а в Москву к бабушке. Друг Булгакова Саша Гдешинский послал Тасе молнию: «Телеграфируйте обманом приезд Миша стреляется». Отец девушки сложил бумажку вчетверо и отослал ее в письме сестре. Мол, полюбуйся, что вытворяют, и своей подруге Варе покажи.
Миша, несмотря на обещание, не застрелился. Написал Татьяне, что приедет в Саратов, выйдет из вагона на десять минут, увидит ее и немедленно вернется в Киев: десяти минут ему якобы будет достаточно, чтобы успокоить свою мятущуюся душу. Намерения были самые серьезные. У него и деньги были на осуществление плана: дядя подарил в честь окончания гимназии. Но в Саратов его все-таки не пустили. Все, что оставалось бедному Ромео – ждать возлюбленную и писать ей письма. Пока ждал, окончил гимназию и поступил на медицинский факультет университета.
Почему, собственно, медицинский? Дядьев и теток, как уже было сказано, у Миши имелось уйма. Но любимыми стали два материных брата: Николай Михайлович и Михаил Михайлович Покровские, оба весьма известные московские врачи. Первый так вообще светило гинекологии и акушерства. Летом они иногда приезжали в Киев и пленяли родственников блеском своего аналитического ума и остротами. Ничего удивительного, что племянник пожелал идти вслед за ними. Что же касается литературы, то о ней Миша, конечно, подумывал и даже сочинил один рассказ. Рассказ повествовал о тяжелой доле алкоголика, которого в бреду задушил огненный змей, явившийся в минуту белой горячки. Произведение не сохранилось. Вероятно, к лучшему.
Кстати, в те же годы Михаил мечтал и о карьере оперного певца или драматического актера. Он даже попытался поступить на актерские курсы, но отчего-то его нашли негодным. Ходил и к преподавателю вокала… Тут лучше дать слово самому Булгакову: «Дело было в Киеве, в бытность мою студентом-медиком тамошнего университета. Вообразив, что у меня голос, я решил поставить его по всем правилам вокального искусства. Сказано-сделано. Записался приходящим в консерваторию, толкаюсь по профессорам, извожу домашних бесконечными вокализами. Ну, а по вечерам собираемся в одной очень культурной семье – музицируем. Вокалисты, виолончелисты, скрипачи. Сама мамаша пианистка, дочь арфистка… Вот тут-то и подсекла меня эта самая проклятая встреча, о которой я хочу рассказать… М-да… Так вот, приходит как-то на наше вечернее бдение мой преподаватель по вокалу, а с ним мальчик… Лет ему даже не двадцать, а, вероятно, девятнадцать. Мальчик как мальчик. Росту моего, среднего. Только грудная коробка – моих две. Не преувеличиваю. Профессор сел за рояль. Сейчас, говорит, вы услышите “Эпиталаму” – только, пожалуйста, не судите строго. Искусства, говорит, у нас пока еще мало, но материал есть – это вы сейчас почувствуете сами. Сделал профессор на рояле вступительное трень-брень и кивает через левое ухо мальчику – мол, давай. Ну тот и дал! С первой же ноты он шарахнул такое форте, что все мы разинули рты, как звонари у Ивана Великого. Знаете, звонари и пушкари разевают рты, чтобы не полопались барабанные перепонки. Вот так мы и стоим с открытыми ртами, смотрим друг на друга. А подвески на люстре даже не звенят, а вроде даже подвывают как-то. Что дальше пел мальчик, как пел, ей-богу, не помню. Отошел я к сторонке и тихонько самому себе говорю: “Вот что, дорогой друг Михаил Афанасьевич! Материал пусть поет, а у нас с тобой профессор материала не нашел – давай-ка замолчим…”»[2] Так запомнил эту историю один из журналистов, служивших с Булгаковым в “Гудке” в 20-ых. Хотя был ли мальчик – это еще вопрос. Михаил с детства любил разыгрывать и вполне мог выдумать «материал» просто походя, чтобы угомонить своего коллегу, который слишком громко напевал и мешал тем работать.
[1] Воспоминания E.A. Земская
[2] Воспоминания. И. Овчинников
0 комментариев