logo
Буланенко
Разбираемся в кино вместе
logo Буланенко

Аналитика абстрактная и конкретная, или За что Аверченко выкинул критика в окно

Люди ‎любят‏ ‎увлекаться, ‎погружаясь ‎в ‎свои ‎занятия‏ ‎с ‎головой,‏ ‎как‏ ‎дайвер ‎в ‎морскую‏ ‎пучину, ‎и‏ ‎нет ‎более ‎увлекательного ‎занятия,‏ ‎чем‏ ‎давать ‎советы.‏ ‎В ‎этом‏ ‎деле ‎все ‎мы ‎большие ‎мастаки.‏ ‎Но‏ ‎есть ‎люди,‏ ‎которые ‎сочетают‏ ‎в ‎себе ‎обе ‎эти ‎характерные‏ ‎всем‏ ‎черты,‏ ‎и ‎таких‏ ‎людей ‎принято‏ ‎называть ‎экспертами.‏ ‎И‏ ‎очень ‎нетривиальная‏ ‎задача ‎— ‎отделить ‎эксперта ‎подлинного‏ ‎от ‎поддельного.

Есть‏ ‎известный‏ ‎в ‎узких ‎кругах‏ ‎метод ‎Талеба‏ ‎— ‎проверить ‎специалиста ‎на‏ ‎предмет‏ ‎его ‎собственных‏ ‎рисков ‎при‏ ‎выдаче ‎экспертизы. ‎Если ‎экспертная ‎шкура‏ ‎(ливанец‏ ‎любит ‎выражаться‏ ‎грубовато ‎и‏ ‎лапидарно) ‎при ‎любых ‎раскладах ‎не‏ ‎рискует‏ ‎попасть‏ ‎в ‎руки‏ ‎кожевенника ‎(или‏ ‎хотя ‎бы‏ ‎поистрепаться),‏ ‎то ‎к‏ ‎её ‎носителю ‎в ‎лучшем ‎случае‏ ‎можно ‎только‏ ‎прислушиваться,‏ ‎как ‎к ‎интересному‏ ‎собеседнику ‎в‏ ‎поезде ‎жизни, ‎где ‎вам‏ ‎случайно‏ ‎выпали ‎соседние‏ ‎места.

Метод ‎этот‏ ‎всем ‎хорош, ‎беда ‎с ‎ним‏ ‎только‏ ‎одна: ‎не‏ ‎все ‎люди‏ ‎настолько ‎сильно ‎задумываются ‎о ‎последствиях,‏ ‎и,‏ ‎думаю,‏ ‎многие ‎встречали‏ ‎тех, ‎кто‏ ‎готов ‎вписаться‏ ‎в‏ ‎новую ‎передрягу‏ ‎с ‎очевидно ‎невыгодными ‎для ‎них‏ ‎последствиями ‎без‏ ‎всякого‏ ‎страха ‎и ‎рассуждения.‏ ‎Некоторые ‎вообще‏ ‎по ‎жизни ‎руководствуются ‎принципом‏ ‎«главное‏ ‎— ‎ввязаться‏ ‎в ‎бой,‏ ‎а ‎там ‎посмотрим», ‎вполне ‎понимая,‏ ‎что‏ ‎последствия ‎могут‏ ‎быть ‎и‏ ‎плачевными, ‎они ‎всё ‎равно ‎бросаются‏ ‎в‏ ‎очередную‏ ‎передрягу ‎очертя‏ ‎голову. ‎Спортивные‏ ‎комментаторы ‎любовно‏ ‎говорят‏ ‎о ‎таких‏ ‎типах: ‎«не ‎щадит ‎ни ‎себя,‏ ‎ни ‎соперника».‏ ‎В‏ ‎жизни ‎такие ‎часто‏ ‎не ‎щадят‏ ‎и ‎тех, ‎кому ‎не‏ ‎повезло‏ ‎вести ‎с‏ ‎ними ‎дело.

Кроме‏ ‎того, ‎все ‎мы ‎не ‎лишены‏ ‎азарта,‏ ‎и ‎бывает,‏ ‎что ‎даже‏ ‎очень ‎сдержанный ‎по ‎жизни ‎человек‏ ‎начинает‏ ‎разбрасываться‏ ‎деньгами, ‎друзьями‏ ‎и ‎долгами,‏ ‎когда ‎неожиданно‏ ‎попадается‏ ‎на ‎крючок‏ ‎своей ‎страсти. ‎Ставки ‎здесь ‎—‏ ‎очевидный ‎пример,‏ ‎но‏ ‎не ‎единственный, ‎это‏ ‎может ‎быть‏ ‎что ‎угодно, ‎от ‎аудиофилии‏ ‎до‏ ‎острого ‎желания‏ ‎стать ‎пусть‏ ‎даже ‎небольшим, ‎но ‎начальником.

Любой ‎специалист‏ ‎может‏ ‎оказаться ‎не‏ ‎только ‎слишком‏ ‎узким ‎в ‎своём ‎знании, ‎но‏ ‎чересчур‏ ‎увлечённым‏ ‎своей ‎темой.‏ ‎Как ‎не‏ ‎слишком ‎удачливые‏ ‎боксёры,‏ ‎которые ‎проигрывают‏ ‎через ‎раз, ‎но ‎продолжают ‎выходить‏ ‎на ‎ринг,‏ ‎веря‏ ‎в ‎свою ‎звезду‏ ‎или ‎просто‏ ‎делая ‎то, ‎что ‎умеют‏ ‎лучше‏ ‎всего.

И ‎редко‏ ‎в ‎какой‏ ‎сфере ‎деятельности ‎легко ‎выдавать ‎абстрактную‏ ‎экспертизу,‏ ‎не ‎теряя‏ ‎лица, ‎как‏ ‎в ‎сфере ‎искусствоведения. ‎В ‎спорте‏ ‎есть‏ ‎неприятный‏ ‎момент ‎с‏ ‎наличием ‎результатов‏ ‎(а ‎в‏ ‎рассуждениях‏ ‎даже ‎о‏ ‎прошедших ‎матчах ‎редко ‎кому ‎удаётся‏ ‎избежать ‎констатации‏ ‎уровня‏ ‎участников), ‎в ‎экономике‏ ‎— ‎неприятный‏ ‎вопрос ‎«А ‎сколько ‎заработал‏ ‎ты‏ ‎сам?». ‎Даже‏ ‎политические ‎эксперты‏ ‎скованы ‎чуть ‎больше, ‎поскольку ‎вынуждены‏ ‎реагировать‏ ‎на ‎события‏ ‎окружающего ‎мира‏ ‎и ‎хотя ‎бы ‎изредка ‎признавать‏ ‎реальную‏ ‎действительность.

Лирическое‏ ‎отступление.

Старожилы ‎политических‏ ‎интернетов ‎и‏ ‎ток-шоу ‎могут‏ ‎помнить,‏ ‎как ‎некоторые‏ ‎отечественные ‎политологи ‎видели ‎Горбачёва ‎в‏ ‎Обаме, ‎потенциально‏ ‎в‏ ‎Хилари ‎и ‎Камале,‏ ‎а ‎уж‏ ‎про ‎Байдена ‎на ‎эту‏ ‎тему‏ ‎был ‎чуть‏ ‎ли ‎не‏ ‎экспертный ‎консенсус. ‎Кто-то ‎разглядел ‎Горбачёва‏ ‎и‏ ‎в ‎Трампе.‏ ‎И ‎спрашивается,‏ ‎что ‎делать ‎с ‎теми ‎анализами,‏ ‎которые‏ ‎наанализировали‏ ‎эти ‎аналитики?‏ ‎К ‎какому‏ ‎месту ‎их‏ ‎приложить‏ ‎и ‎от‏ ‎чего ‎это ‎поможет? ‎И, ‎что‏ ‎важнее, ‎не‏ ‎исходили‏ ‎ли ‎эти ‎неверные‏ ‎выводы ‎не‏ ‎только ‎из ‎неверных ‎предпосылок‏ ‎и‏ ‎хотелочного ‎мышления,‏ ‎но ‎и‏ ‎из ‎того ‎взгляда ‎на ‎мироустройство,‏ ‎которое‏ ‎стало ‎консенсусным‏ ‎в ‎экспертном‏ ‎сообществе.

Чтобы ‎это ‎не ‎выглядело ‎как‏ ‎наезд‏ ‎только‏ ‎на ‎отечественных‏ ‎экспертов, ‎можно‏ ‎вспомнить ‎об‏ ‎уверенности,‏ ‎которая ‎царила‏ ‎в ‎американских ‎политтехнологических ‎кругах, ‎что,‏ ‎начиная ‎с‏ ‎середины‏ ‎2010-х, ‎двухпартийный ‎баланс‏ ‎нарушится ‎и‏ ‎выборы ‎будут ‎всегда ‎оставаться‏ ‎за‏ ‎демократами, ‎потому‏ ‎что ‎демография‏ ‎(низкая ‎рождаемость ‎белых ‎протестантов ‎и‏ ‎эмиграция‏ ‎латиноамериканцев, ‎в‏ ‎первую ‎очередь)‏ ‎прибавляет ‎им ‎избирателей, ‎отнимая ‎у‏ ‎республиканцев.‏ ‎Исходя‏ ‎из ‎этой‏ ‎уверенности ‎строились‏ ‎самые ‎смелые‏ ‎планы‏ ‎по ‎переделу‏ ‎человека ‎и ‎общества ‎в ‎целом.‏ ‎Но, ‎как‏ ‎оказалось,‏ ‎многие ‎из ‎приехавших‏ ‎внезапно ‎не‏ ‎разделяют ‎самых ‎прогрессивных ‎взглядов‏ ‎на‏ ‎жизнь ‎и‏ ‎почему-то ‎не‏ ‎всегда ‎рады ‎росту ‎конкуренции ‎на‏ ‎получение‏ ‎гражданства ‎и‏ ‎низкоквалифицированных ‎рабочих‏ ‎мест ‎(высококвалифицированные ‎мигранты ‎политанализ ‎больших‏ ‎цифр‏ ‎не‏ ‎интересовал, ‎разумеется).

Увы,‏ ‎похоже, ‎что‏ ‎Горбачёв ‎—‏ ‎это‏ ‎персонаж, ‎характерный‏ ‎именно ‎для ‎русского ‎сюжета. ‎Горбачёвыми‏ ‎до ‎Горбачёва‏ ‎работали‏ ‎Керенский ‎и ‎Шуйский.‏ ‎Если ‎коротко,‏ ‎то ‎это ‎некто, ‎кто‏ ‎считался‏ ‎в ‎критический‏ ‎момент ‎чуть‏ ‎ли ‎не ‎единственным ‎вариантом. ‎При‏ ‎всех‏ ‎внешних ‎различиях‏ ‎все ‎они‏ ‎обладали ‎навыками ‎политических ‎интриг, ‎свойственных‏ ‎для‏ ‎своего‏ ‎времени: ‎так,‏ ‎пересидевший ‎смену‏ ‎династий, ‎авантюристов‏ ‎и‏ ‎оккупантов ‎вельможный‏ ‎боярин ‎таки ‎успел ‎поправить, ‎а‏ ‎несостоявшийся ‎актёр‏ ‎и‏ ‎историк ‎стал ‎большим‏ ‎манипулятором ‎в‏ ‎дореволюционной ‎думе, ‎а ‎потом‏ ‎типичным‏ ‎вождём ‎популистского‏ ‎толка; ‎и‏ ‎партийный ‎вундеркинд ‎из ‎народа, ‎которого‏ ‎активно‏ ‎продвигали ‎сверху‏ ‎(напрашивается ‎сравнение‏ ‎с ‎недавно ‎поминаемой ‎Вами ‎римской‏ ‎практикой‏ ‎усыновления‏ ‎— ‎здесь‏ ‎же ‎была‏ ‎гонка ‎за‏ ‎звание‏ ‎лучшего ‎приёмного‏ ‎сына ‎у ‎самого ‎сильного ‎функционера),‏ ‎а ‎он‏ ‎сам‏ ‎овладел ‎великой ‎наукой‏ ‎нравиться ‎(кстати,‏ ‎при ‎желании ‎здесь ‎можно‏ ‎найти‏ ‎много ‎параллелей‏ ‎с ‎удачно‏ ‎построившим ‎карьеру ‎Чичиковым, ‎а ‎Керенский‏ ‎и‏ ‎сам ‎своей‏ ‎лучшей ‎ролью‏ ‎в ‎школьном ‎театре ‎считал ‎Хлестакова,‏ ‎куда‏ ‎приписать‏ ‎Шуйского ‎—‏ ‎надо ‎подумать,‏ ‎но ‎в‏ ‎его‏ ‎случае ‎есть‏ ‎риск ‎(пусть ‎и ‎незначительный), ‎что‏ ‎персонаж ‎был‏ ‎списан‏ ‎в ‎том ‎числе‏ ‎с ‎него).

Самое‏ ‎пугающее ‎во ‎всех ‎трёх‏ ‎случаях‏ ‎— ‎это‏ ‎то, ‎что,‏ ‎поучаствовав ‎напрямую ‎в ‎процессе ‎развала‏ ‎страны,‏ ‎все ‎трое‏ ‎бросили ‎всё‏ ‎и ‎бежали ‎(или ‎спокойно ‎уехали)‏ ‎заграницу.‏ ‎В‏ ‎них ‎не‏ ‎нашлось ‎даже‏ ‎здоровой ‎властности,‏ ‎чтобы‏ ‎стоять ‎на‏ ‎своём ‎до ‎конца ‎и ‎продолжить‏ ‎борьбу. ‎И‏ ‎та‏ ‎лёгкость, ‎с ‎которой‏ ‎эти ‎люди‏ ‎сложили ‎с ‎себя ‎ответственность‏ ‎вместе‏ ‎с ‎полномочиями,‏ ‎оказавшись ‎в‏ ‎критический ‎момент ‎совсем ‎уж ‎беспомощными,‏ ‎пугает‏ ‎больше ‎всего.

Конец‏ ‎лирического ‎отступления.

Но‏ ‎искусствоведы ‎избавлены ‎от ‎всех ‎этих‏ ‎неприятностей‏ ‎—‏ ‎по ‎сути,‏ ‎для ‎них‏ ‎важно ‎только‏ ‎умение‏ ‎убедительно ‎высказывать‏ ‎специальными ‎словами ‎собственные ‎эмоции ‎или‏ ‎мысли. ‎И‏ ‎неизвестно‏ ‎ещё, ‎что ‎хуже:‏ ‎похожие ‎чувства,‏ ‎по ‎крайней ‎мере, ‎при‏ ‎некоторой‏ ‎сходности ‎характера‏ ‎или ‎настроения‏ ‎могут ‎ощутить ‎и ‎другие ‎зрители,‏ ‎а‏ ‎вот ‎мысли‏ ‎могут ‎громоздиться‏ ‎одна ‎на ‎другую ‎безо ‎всякого‏ ‎разбора‏ ‎и,‏ ‎даже ‎сохраняя‏ ‎формальную ‎логичность,‏ ‎совершенно ‎отрываться‏ ‎от‏ ‎замысла ‎(если‏ ‎он ‎был ‎вообще) ‎автора. ‎И‏ ‎камнем ‎преткновения‏ ‎в‏ ‎различных ‎интерпретациях ‎обычно‏ ‎становится ‎сама‏ ‎образность ‎искусства ‎— ‎где-то‏ ‎на‏ ‎первой ‎же‏ ‎стадии ‎толкования‏ ‎символов ‎обычно ‎и ‎кроется ‎проблема‏ ‎любого‏ ‎рассуждения ‎о‏ ‎художественном ‎произведении.

Образы‏ ‎и ‎без ‎того ‎зачастую ‎многозначны‏ ‎и‏ ‎очень‏ ‎зависят ‎от‏ ‎культуры ‎и‏ ‎эпохи, ‎так‏ ‎ещё‏ ‎и ‎принципиальным‏ ‎является ‎глубина, ‎с ‎которой ‎в‏ ‎них ‎закопался‏ ‎автор.‏ ‎Причём ‎и ‎глубина‏ ‎эта ‎двух‏ ‎уровней: ‎эвристическая ‎и ‎метафизическая.‏ ‎И‏ ‎на ‎бытовом‏ ‎уровне ‎под‏ ‎«глубиной» ‎чаще ‎понимается ‎последняя ‎—‏ ‎не‏ ‎то, ‎насколько‏ ‎глубоко ‎зарыта‏ ‎идея, ‎а ‎насколько ‎она ‎значима‏ ‎и‏ ‎философична.‏ ‎Меж ‎тем‏ ‎евангельские ‎притчи‏ ‎— ‎частый‏ ‎(и‏ ‎почти ‎всегда‏ ‎недостижимый) ‎ориентир ‎для ‎художников ‎всех‏ ‎времён ‎—‏ ‎при‏ ‎всей ‎своей ‎многозначности‏ ‎были ‎ясны‏ ‎даже ‎самым ‎простым ‎слушателям‏ ‎без‏ ‎длинных ‎комментариев‏ ‎и ‎пояснений.‏ ‎И, ‎напротив, ‎памфлет, ‎бичующий ‎политических‏ ‎врагов,‏ ‎которых ‎нельзя‏ ‎назвать ‎напрямую,‏ ‎или ‎с ‎подмигиванием ‎намекающий ‎товарищам‏ ‎из‏ ‎тайной‏ ‎ложи ‎о‏ ‎том, ‎что‏ ‎автор ‎свой,‏ ‎могут‏ ‎не ‎нести‏ ‎никакой ‎философской ‎или ‎общечеловеческой ‎глубины,‏ ‎зато ‎иметь‏ ‎сложную‏ ‎систему ‎отсылок ‎и‏ ‎аллегорий ‎на‏ ‎аллегории.

Другой ‎бедой ‎искусствоведения ‎являются‏ ‎обобщения.‏ ‎Особенно ‎когда‏ ‎речь ‎заходит‏ ‎о ‎том, ‎чтобы ‎нарисовать ‎широкими‏ ‎мазками‏ ‎творческий ‎портрет‏ ‎автора. ‎Если‏ ‎образы ‎в ‎художественном ‎произведении ‎и‏ ‎правда‏ ‎есть‏ ‎и ‎обычно‏ ‎проблема ‎в‏ ‎их ‎излишне‏ ‎вольном‏ ‎толковании ‎(хотя‏ ‎символист ‎найдёт ‎образность ‎и ‎там,‏ ‎где ‎её‏ ‎автор‏ ‎не ‎подразумевал), ‎то‏ ‎вот ‎выводы‏ ‎о ‎творчестве ‎какого-либо ‎художника‏ ‎в‏ ‎целом ‎зачастую‏ ‎зависят ‎от‏ ‎общепринятых ‎представлений ‎(или ‎желания ‎их‏ ‎нарушить),‏ ‎а ‎не‏ ‎от ‎действительного‏ ‎смысла ‎произведений. ‎Ярко ‎это ‎описывает‏ ‎Аверченко‏ ‎в‏ ‎небольшой ‎зарисовке‏ ‎«Жвачка».

Но ‎остаётся‏ ‎неясным ‎вопрос:‏ ‎а‏ ‎как ‎же‏ ‎быть? ‎А ‎всё ‎также ‎—‏ ‎разбирать ‎конкретные‏ ‎художественные‏ ‎произведения. ‎В ‎контексте‏ ‎эпохи, ‎в‏ ‎которую ‎они ‎создавались ‎и‏ ‎места‏ ‎в ‎творчестве‏ ‎автора. ‎Разбирать‏ ‎в ‎самом ‎прямом ‎смысле ‎—‏ ‎анализируя‏ ‎по ‎частям‏ ‎произведение, ‎а‏ ‎потом ‎синтезируя ‎из ‎вычлененных ‎идей‏ ‎некую‏ ‎общую‏ ‎тему ‎(или‏ ‎признавать, ‎что‏ ‎её ‎нет,‏ ‎а‏ ‎есть, ‎например,‏ ‎задача ‎заявить ‎о ‎себе ‎или‏ ‎заработать, ‎или‏ ‎посмешить).

С‏ ‎карьерой ‎уже ‎тяжелее‏ ‎— ‎здесь‏ ‎допущения ‎будут ‎неизбежные. ‎Как‏ ‎и‏ ‎чисто ‎субъективные‏ ‎оценки: ‎пытаясь‏ ‎проследить ‎генеральные ‎линии ‎в ‎чьём-либо‏ ‎творчестве‏ ‎мы ‎неизбежено‏ ‎будем ‎наталкиваться‏ ‎на ‎избыточное ‎обобщение ‎(когда ‎тема,‏ ‎свойственная‏ ‎значительной‏ ‎части ‎произведений‏ ‎будет ‎выискиваться‏ ‎(а ‎при‏ ‎определённом‏ ‎навыке ‎и‏ ‎находиться) ‎и ‎в ‎тех ‎работах,‏ ‎где ‎её‏ ‎не‏ ‎было ‎вовсе), ‎анахронизм‏ ‎(когда ‎даже‏ ‎сам ‎автор ‎(а ‎тем‏ ‎более‏ ‎критик) ‎может‏ ‎начать ‎утверждать‏ ‎о ‎более ‎ранних ‎произведениях ‎то,‏ ‎что‏ ‎он ‎хотел‏ ‎бы ‎видеть‏ ‎в ‎них ‎впоследствии ‎(и ‎мемуары,‏ ‎и‏ ‎поздние‏ ‎интервью ‎в‏ ‎этом ‎плане‏ ‎могут ‎оказаться‏ ‎ложными‏ ‎помощниками).

В ‎общем,‏ ‎тут ‎всё ‎так ‎же, ‎как‏ ‎и ‎в‏ ‎спортивной‏ ‎аналитике, ‎— ‎говорить‏ ‎надо ‎конкретно‏ ‎о ‎конкретных. ‎О ‎том,‏ ‎как‏ ‎работает ‎произведение,‏ ‎можно ‎ли‏ ‎это ‎повторить. ‎Можно ‎подумать, ‎что‏ ‎у‏ ‎искусствоведения ‎чистого‏ ‎такой ‎цели‏ ‎быть ‎не ‎может, ‎но ‎в‏ ‎этом‏ ‎и‏ ‎его ‎проблема‏ ‎— ‎оно‏ ‎не ‎учит‏ ‎художественности,‏ ‎а ‎только‏ ‎оценивать. ‎И ‎парадокс ‎здесь ‎в‏ ‎том, ‎что‏ ‎оценить‏ ‎может ‎по-настоящему ‎только‏ ‎тот, ‎кто‏ ‎понимает, ‎как ‎оно ‎работает.

Есть‏ ‎у‏ ‎спортивной ‎аналитики‏ ‎и ‎другая‏ ‎задача ‎— ‎понять, ‎что ‎этому‏ ‎противопоставить.‏ ‎И, ‎казалось‏ ‎бы, ‎искусству‏ ‎это ‎чуждо ‎совершенно. ‎Но ‎даже‏ ‎это‏ ‎не‏ ‎так ‎—‏ ‎зачастую ‎художественные‏ ‎произведения ‎создаются‏ ‎в‏ ‎оппонировании ‎другим.‏ ‎Одна ‎волна ‎накатывает ‎на ‎другую‏ ‎и ‎зачастую‏ ‎ломает‏ ‎прежде ‎всего ‎способ‏ ‎работы, ‎технику‏ ‎и ‎приёмы, ‎а ‎потом‏ ‎уж‏ ‎и ‎смыслы‏ ‎(неизбежно, ‎впрочем,‏ ‎создавая ‎новых ‎закостенелых ‎академиков, ‎которыми‏ ‎успевают‏ ‎стать ‎и‏ ‎сами ‎культур-революционеры,‏ ‎если ‎живут ‎достаточно ‎долго). ‎Но‏ ‎бывает‏ ‎мотивация‏ ‎и ‎позитивная:‏ ‎будущий ‎творец‏ ‎любит ‎что-то‏ ‎всей‏ ‎душой, ‎но‏ ‎считает, ‎что ‎любимым ‎произведениям ‎чего-то‏ ‎не ‎хватает,‏ ‎и‏ ‎чтобы ‎понять, ‎что‏ ‎же ‎это‏ ‎«что-то», ‎придётся ‎также ‎разобраться‏ ‎с‏ ‎тем, ‎как‏ ‎оно ‎устроено.

Предыдущий Следующий
Все посты проекта

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048