logo
Буланенко
Разбираемся в кино вместе
logo Буланенко

Дурные шахматные аналогии заводят в тупик

Шахматы ‎сильно‏ ‎потеряли ‎в ‎популярности ‎по ‎мере‏ ‎развития ‎телевидения,‏ ‎а‏ ‎впоследствии ‎и ‎появления‏ ‎портативных ‎и‏ ‎мобильных ‎развлекательных ‎центров ‎в‏ ‎виде‏ ‎персональных ‎компьютеров‏ ‎и ‎смартфонов.‏ ‎Но ‎шахматные ‎образы ‎всё ‎ещё‏ ‎имеют‏ ‎широкий ‎оборот‏ ‎и ‎даже‏ ‎считаются ‎(по ‎крайней ‎мере ‎теми,‏ ‎кто‏ ‎их‏ ‎использует) ‎признаком‏ ‎какой-никакой ‎эрудиции.

Секрет‏ ‎этого ‎противоречия,‏ ‎как‏ ‎кажется, ‎прост:‏ ‎нам ‎всем ‎нравится ‎думать ‎о‏ ‎себе ‎хорошо,‏ ‎а‏ ‎шахматы, ‎насколько ‎бы‏ ‎меньше ‎в‏ ‎них ‎ни ‎стали ‎играть,‏ ‎всё‏ ‎ещё ‎имеют‏ ‎репутацию ‎интеллектуальной‏ ‎игры. ‎Так ‎что, ‎как ‎бы‏ ‎мало‏ ‎сам ‎человек‏ ‎ни ‎понимал‏ ‎в ‎них, ‎ему ‎достаточно ‎упомянуть‏ ‎какой-нибудь‏ ‎термин‏ ‎из ‎чарующего‏ ‎мира ‎ладей‏ ‎и ‎ферзей,‏ ‎чтобы‏ ‎все ‎окружающие‏ ‎поняли, ‎что ‎перед ‎ним ‎стоит‏ ‎человек ‎недюжинного‏ ‎ума‏ ‎и ‎даже ‎немного‏ ‎специалист.

Неудивительно ‎поэтому,‏ ‎что ‎шахматные ‎термины ‎и‏ ‎образы‏ ‎постепенно ‎утратили‏ ‎первоначальное ‎значение‏ ‎в ‎широком ‎обращении, ‎и ‎к‏ ‎ним‏ ‎уже ‎может‏ ‎привязываться ‎какой‏ ‎угодно ‎смысл.

Возьмём ‎для ‎примера ‎цейтнот.‏ ‎На‏ ‎первый‏ ‎взгляд, ‎это‏ ‎слово ‎потеряло‏ ‎не ‎так‏ ‎много,‏ ‎но ‎на‏ ‎самом ‎деле ‎оно ‎утратило ‎саму‏ ‎суть ‎любого‏ ‎образа‏ ‎— ‎обогащать ‎изначально‏ ‎понятие, ‎с‏ ‎которым ‎оно ‎символически ‎связывается,‏ ‎какими-то‏ ‎дополнительными ‎значениями.‏ ‎Хотя ‎все‏ ‎мы ‎помним ‎(и ‎старик ‎Аристотель‏ ‎настоятельно‏ ‎об ‎этом‏ ‎напоминает), ‎что‏ ‎аналогия ‎— ‎это ‎не ‎доказательство,‏ ‎всё‏ ‎же‏ ‎хороший ‎образ‏ ‎может ‎даже‏ ‎подтолкнуть ‎развитие‏ ‎мысли‏ ‎в ‎каком-то‏ ‎интересном ‎и ‎плодотворном ‎направлении. ‎Нынешнее‏ ‎же ‎словоупотребление‏ ‎«цейтнота»‏ ‎абсолютно ‎бесплодно ‎и‏ ‎никакой ‎глубины‏ ‎словосочетанию ‎«нехватка ‎времени» ‎не‏ ‎придаёт.

Между‏ ‎тем ‎в‏ ‎шахматах ‎цейтнот‏ ‎— ‎это ‎не ‎столько ‎описание‏ ‎ситуации,‏ ‎сколько ‎характеристика‏ ‎манеры ‎игры‏ ‎или ‎констатация ‎разницы ‎в ‎классе.‏ ‎Хронические‏ ‎цейтнотчики‏ ‎загоняют ‎себя‏ ‎в ‎цейтнот‏ ‎сами. ‎Более‏ ‎того,‏ ‎зачастую ‎они‏ ‎являются ‎— ‎один ‎из ‎парадоксов,‏ ‎на ‎которые‏ ‎так‏ ‎богата ‎жизнь, ‎—‏ ‎хорошими ‎блитцёрами.‏ ‎Грищук ‎может ‎выигрывать ‎чемпионаты‏ ‎по‏ ‎быстрым ‎шахматам,‏ ‎но ‎в‏ ‎партиях ‎с ‎классическим ‎контролем ‎регулярно‏ ‎сам‏ ‎себя ‎доводил‏ ‎до ‎дефицита‏ ‎времени. ‎В ‎более ‎былинные ‎времена‏ ‎славился‏ ‎постоянным‏ ‎загонянием ‎себя‏ ‎же ‎в‏ ‎тупик ‎Корчной,‏ ‎который‏ ‎тоже ‎был‏ ‎хорош ‎в ‎быстрых ‎шахматах ‎и‏ ‎даже ‎выиграл‏ ‎в‏ ‎блиц ‎у ‎пикового‏ ‎Фишера.

Так ‎что,‏ ‎при ‎прочих ‎равных, ‎цейтнот‏ ‎—‏ ‎это ‎такое‏ ‎управление ‎собственным‏ ‎временем ‎и ‎рабочим ‎процессом, ‎когда‏ ‎неспешное‏ ‎решение ‎задачи‏ ‎приводит ‎к‏ ‎срочному ‎авралу ‎перед ‎сдачей. ‎И‏ ‎главное‏ ‎в‏ ‎этом ‎описании,‏ ‎что ‎это‏ ‎скорее ‎характерная‏ ‎черта,‏ ‎чем ‎какое-то‏ ‎общее ‎явление ‎— ‎разумеется, ‎времени‏ ‎может ‎не‏ ‎хватать‏ ‎всем, ‎но ‎есть‏ ‎порода ‎людей,‏ ‎которые ‎всё ‎будут ‎делать‏ ‎в‏ ‎последний ‎момент,‏ ‎и ‎им‏ ‎всегда ‎будет ‎его ‎мало, ‎сколько‏ ‎ни‏ ‎дай. ‎И‏ ‎полная ‎аналогия‏ ‎как ‎раз ‎подчёркивала ‎бы, ‎что‏ ‎Некто‏ ‎попал‏ ‎в ‎цейтнот.‏ ‎Опять.

И ‎дело‏ ‎окружающих, ‎так‏ ‎же‏ ‎как ‎партнёра‏ ‎за ‎шахматной ‎доской, ‎это ‎учитывать‏ ‎и ‎пользоваться,‏ ‎или‏ ‎заранее ‎закладываться ‎на‏ ‎эти ‎цейтноты.‏ ‎Возможно, ‎что ‎поможет ‎и‏ ‎сокращение‏ ‎времени ‎на‏ ‎решение ‎задачи,‏ ‎но ‎здесь ‎мы ‎сталкиваемся ‎с‏ ‎ещё‏ ‎одной ‎популярной‏ ‎причиной ‎шахматных‏ ‎цейтнотов, ‎которая ‎работает ‎и ‎в‏ ‎жизни:‏ ‎задача‏ ‎просто ‎не‏ ‎по ‎плечу‏ ‎тому, ‎кому‏ ‎досталась.

Кроме‏ ‎хронических ‎цейтнотчиков,‏ ‎которые ‎сами ‎себя ‎загоняют ‎в‏ ‎угол ‎в‏ ‎партиях‏ ‎с ‎равными ‎противниками,‏ ‎в ‎цейтноты‏ ‎регулярно ‎попадают ‎люди, ‎которым‏ ‎просто‏ ‎не ‎хватает‏ ‎класса ‎играть‏ ‎с ‎более ‎сильным ‎противником, ‎и‏ ‎они‏ ‎тратят ‎больше‏ ‎времени ‎на‏ ‎решение ‎простых ‎для ‎оппонента ‎тактических‏ ‎задач‏ ‎и‏ ‎позиций. ‎Чем‏ ‎те, ‎надо‏ ‎сказать, ‎активно‏ ‎и‏ ‎пользуются: ‎зачастую‏ ‎более ‎сильный ‎противник ‎даётся ‎ошибаться‏ ‎более ‎слабому‏ ‎противнику‏ ‎сколько ‎тому ‎угодно,‏ ‎а ‎если‏ ‎он ‎захочет ‎находить ‎более‏ ‎сильные‏ ‎ходы, ‎чтобы‏ ‎хоть ‎немного‏ ‎повысить ‎шансы, ‎то ‎будет ‎неизбежно‏ ‎тратить‏ ‎сильно ‎больше‏ ‎времени.

Другое ‎слово,‏ ‎которое ‎очень ‎полюбилось ‎в ‎последнее‏ ‎время‏ ‎медийщикам‏ ‎всех ‎мастей,‏ ‎это ‎«цугцванг».‏ ‎Формально ‎оно‏ ‎всего‏ ‎лишь ‎значит‏ ‎вынужденный ‎ход, ‎но ‎используется ‎по‏ ‎значению ‎к‏ ‎тем‏ ‎ситуациям, ‎когда ‎одна‏ ‎из ‎сторон‏ ‎(реже ‎— ‎обе) ‎делают‏ ‎принуждена‏ ‎делать ‎ходы,‏ ‎ослабляющие ‎позицию.‏ ‎Главная ‎обманка ‎с ‎этим ‎словом,‏ ‎что‏ ‎в ‎чистом‏ ‎виде ‎цугцванг‏ ‎в ‎жизни ‎встречается ‎едва ‎ли‏ ‎не‏ ‎реже,‏ ‎чем ‎в‏ ‎шахматах. ‎А‏ ‎даже ‎последовательность‏ ‎временно‏ ‎ослабляющих ‎ходов‏ ‎не ‎означает ‎преимущества ‎противника ‎—‏ ‎вполне ‎возможно,‏ ‎что‏ ‎игрок, ‎пытаясь ‎загнать‏ ‎противника ‎в‏ ‎цугцванг, ‎ослабил ‎свою ‎позицию‏ ‎и‏ ‎остался ‎без‏ ‎страховки. ‎Очень‏ ‎часто ‎этим ‎грешат ‎любители. ‎Как‏ ‎любил‏ ‎повторять ‎Спасский,‏ ‎«пижон ‎увидел‏ ‎шах ‎— ‎пижона ‎шах ‎пленил».‏ ‎Собственно,‏ ‎находящийся‏ ‎под ‎шахом‏ ‎игроком ‎ход‏ ‎делает ‎вынужденно,‏ ‎так‏ ‎что ‎формально‏ ‎он ‎форсированный ‎— ‎также ‎как‏ ‎и ‎при‏ ‎цугцванге.

Любители‏ ‎очень ‎любят ‎гонять‏ ‎короля ‎и‏ ‎ферзя ‎противника, ‎то ‎и‏ ‎дело‏ ‎угрожая ‎им‏ ‎шахом ‎или‏ ‎взятием, ‎соответственно, ‎абсолютно ‎не ‎задумываясь‏ ‎о‏ ‎последствиях. ‎Это‏ ‎происходит ‎оттого,‏ ‎что ‎любители ‎склонны ‎принимать ‎любой‏ ‎форсированный‏ ‎ход‏ ‎(а ‎тем‏ ‎более ‎серию‏ ‎ходов) ‎противника‏ ‎за‏ ‎неизбежное ‎ослабление‏ ‎и ‎внутренне ‎ликуют, ‎вынуждая ‎того‏ ‎перекрываться ‎или‏ ‎отходить.‏ ‎Штука ‎в ‎том,‏ ‎что ‎это‏ ‎ещё ‎ничего ‎не ‎значит.‏ ‎Даже‏ ‎на ‎чемпионском‏ ‎уровне ‎людям‏ ‎не ‎всегда ‎удаётся ‎воспользоваться ‎реальным‏ ‎цугцвангом‏ ‎противника. ‎Чего‏ ‎уж ‎говорить‏ ‎о ‎дилетантах, ‎которые ‎зачастую ‎и‏ ‎определяют-то‏ ‎его‏ ‎ошибочно.

Ну ‎и,‏ ‎думаю, ‎излишне‏ ‎говорить, ‎что‏ ‎большинство‏ ‎аналогий ‎цугцванга‏ ‎с ‎реальной ‎жизнью ‎от ‎людей,‏ ‎которые ‎не‏ ‎знают,‏ ‎как ‎его ‎определить‏ ‎в ‎шахматах,‏ ‎ещё ‎менее ‎точны ‎и‏ ‎не‏ ‎ведут ‎ровным‏ ‎счётом ‎никуда,‏ ‎являясь ‎чистой ‎демонстрацией ‎эрудированности ‎автора.

Проще‏ ‎всего,‏ ‎пожалуй, ‎с‏ ‎рокировкой: ‎да,‏ ‎как ‎правило, ‎её ‎используют ‎как‏ ‎образ‏ ‎смены‏ ‎позиций. ‎Вот‏ ‎только ‎в‏ ‎мире ‎шахмат‏ ‎король‏ ‎остаётся ‎королём‏ ‎и ‎на ‎другом ‎поле. ‎Да‏ ‎и ‎сама‏ ‎рокировка‏ ‎является ‎ходом ‎короля,‏ ‎а ‎не‏ ‎обоюдным ‎(в ‎нашей ‎шахматной‏ ‎этике,‏ ‎которая ‎строже‏ ‎международной, ‎поэтому‏ ‎при ‎рокировке ‎браться ‎сперва ‎нужно‏ ‎строго‏ ‎за ‎короля)‏ ‎ходом. ‎Так‏ ‎что ‎синоним ‎с ‎шахматным ‎термином‏ ‎здесь‏ ‎и‏ ‎неполный, ‎и‏ ‎неточный, ‎и,‏ ‎похоже, ‎используется‏ ‎просто‏ ‎для ‎красоты.‏ ‎В ‎игре ‎мы ‎защищаем ‎короля,‏ ‎а ‎в‏ ‎жизни‏ ‎меняем ‎местами ‎директора‏ ‎и ‎его‏ ‎зама.

Когда ‎в ‎жизни ‎какое-то‏ ‎противостояние‏ ‎приходит ‎к‏ ‎полному ‎равновесию,‏ ‎принято ‎называть ‎это ‎патовой ‎ситуацией.‏ ‎Только‏ ‎более ‎верной‏ ‎аналогией ‎из‏ ‎мира ‎шахмат ‎будет ‎крепость ‎или‏ ‎даже‏ ‎«голые‏ ‎короли». ‎То‏ ‎есть ‎такая‏ ‎ситуация, ‎когда‏ ‎оба‏ ‎оппонента ‎не‏ ‎могут ‎дать ‎друг ‎другу ‎мат.‏ ‎Пат ‎же‏ ‎—‏ ‎ситуация, ‎в ‎которую‏ ‎попадают ‎(или‏ ‎стремятся ‎попасть), ‎стараясь ‎избежать‏ ‎неминуемого‏ ‎поражения. ‎Это‏ ‎ни ‎в‏ ‎коем ‎случае ‎не ‎равновесие ‎на‏ ‎доске,‏ ‎а ‎попытка‏ ‎слабейшего ‎вылезти‏ ‎за ‎канаты, ‎как ‎в ‎реслинге.

При‏ ‎каком-то‏ ‎более‏ ‎глубоком ‎втором‏ ‎и ‎третьем‏ ‎уровне ‎аналогий,‏ ‎которыми,‏ ‎увы, ‎не‏ ‎страдают ‎популярные ‎шахматные ‎образы, ‎можно‏ ‎было ‎бы‏ ‎вспомнить,‏ ‎что ‎пат ‎не‏ ‎везде ‎и‏ ‎не ‎всегда ‎приводил ‎к‏ ‎ничьей.‏ ‎Причём ‎победителем‏ ‎мог ‎объявляться‏ ‎как ‎тот, ‎кто ‎ставил ‎пат‏ ‎(за‏ ‎кем ‎был‏ ‎последний ‎ход),‏ ‎так ‎и ‎тот, ‎кому ‎пат‏ ‎поставили‏ ‎(такая‏ ‎трактовка ‎была‏ ‎популярна ‎и‏ ‎у ‎нас,‏ ‎и‏ ‎в ‎Англии‏ ‎в ‎XVII ‎веке, ‎например). ‎А‏ ‎также ‎мог‏ ‎объявляться‏ ‎и ‎простой ‎пропуск‏ ‎хода ‎запатованному.

И‏ ‎кажется, ‎что ‎такое ‎двойное‏ ‎дно‏ ‎закладывал ‎в‏ ‎уста ‎колкой‏ ‎Катарине ‎любитель ‎шахмат ‎Шекспир, ‎когда‏ ‎она‏ ‎говорит ‎отцу:‏ ‎«I ‎pray‏ ‎you, ‎sir, ‎is ‎it ‎your‏ ‎will‏ ‎to‏ ‎make ‎a‏ ‎stale ‎of‏ ‎me ‎amongst‏ ‎these‏ ‎mates?» ‎В‏ ‎русских ‎переводах ‎игру ‎слов ‎обычно‏ ‎опускают, ‎но‏ ‎похоже,‏ ‎что ‎«мейтс» ‎и‏ ‎«стелмейтс» ‎(собственно,‏ ‎«пат» ‎по-английски) ‎здесь ‎противопоставляются‏ ‎и‏ ‎именно ‎в‏ ‎значении, ‎которое‏ ‎было ‎принято ‎в ‎шахматах ‎елизаветинского‏ ‎периода:‏ ‎строптивая ‎дочь‏ ‎спрашивает ‎отца,‏ ‎не ‎намерен ‎ли ‎он ‎не‏ ‎просто‏ ‎выставить‏ ‎её ‎перед‏ ‎женихами, ‎на‏ ‎самом ‎деле‏ ‎ожидая,‏ ‎что ‎та‏ ‎поставит ‎пат, ‎желая ‎заматовать ‎противника‏ ‎(т. ‎е.‏ ‎проиграет‏ ‎в ‎погоне ‎за‏ ‎победой ‎—‏ ‎в ‎данном ‎случае ‎в‏ ‎словесной‏ ‎дуэли).

Другое ‎слово,‏ ‎которое ‎со‏ ‎временем ‎поблекло, ‎— ‎это ‎гроссмейстер.‏ ‎Гроссмейстеров‏ ‎сейчас ‎много,‏ ‎и ‎сам‏ ‎титул ‎уже ‎не ‎вызывает ‎былого‏ ‎пиетета‏ ‎(как‏ ‎ответил ‎мне‏ ‎один ‎шахматист:‏ ‎«А ‎что‏ ‎толку,‏ ‎что ‎в‏ ‎Исландии ‎столько ‎гроссмейстеров, ‎если ‎нет‏ ‎ни ‎одного‏ ‎приличного?»,‏ ‎на ‎что ‎я‏ ‎мог ‎только‏ ‎пожать ‎плечами: ‎в ‎моей‏ ‎родной‏ ‎Курской ‎области‏ ‎(более ‎многочисленной,‏ ‎чем ‎страна ‎селёдки ‎и ‎гейзеров),‏ ‎насколько‏ ‎знаю, ‎до‏ ‎сих ‎пор‏ ‎нет ‎ни ‎одного). ‎Но ‎раньше‏ ‎прозвище‏ ‎«гроссмейстер»‏ ‎означало, ‎по‏ ‎меньшей ‎мере,‏ ‎готовность ‎отвечать‏ ‎неожиданными‏ ‎ходами ‎на‏ ‎неожиданные, ‎казалось ‎бы, ‎ходы ‎противника‏ ‎(или ‎жизни).‏ ‎Когда‏ ‎немцы ‎называли ‎Ватутина‏ ‎гроссмейстером ‎или‏ ‎шахматистом, ‎подразумевалось, ‎что ‎у‏ ‎него‏ ‎всегда ‎готов‏ ‎контрудар ‎на‏ ‎их ‎удар. ‎Такого ‎человека ‎трудно‏ ‎удивить‏ ‎— ‎он‏ ‎достаточно ‎квалифицирован,‏ ‎чтобы ‎что-то ‎для ‎него ‎было‏ ‎в‏ ‎новинку.‏ ‎Зато ‎он,‏ ‎в ‎свою‏ ‎очередь, ‎всегда‏ ‎может‏ ‎удивить ‎в‏ ‎ответ, ‎потому ‎что ‎ждал ‎подобной‏ ‎реакции.

Так ‎что‏ ‎даже‏ ‎несколько ‎жаль, ‎что‏ ‎такой ‎образ‏ ‎вышел ‎из ‎употребления. ‎Он‏ ‎напрямую‏ ‎связан ‎с‏ ‎другим, ‎который,‏ ‎признаюсь, ‎мне ‎нравится ‎больше ‎других‏ ‎шахматных‏ ‎аналогий ‎—‏ ‎это ‎решение.‏ ‎Почти ‎любую ‎ситуацию ‎можно ‎рассматривать‏ ‎как‏ ‎шахматную‏ ‎задачу ‎или‏ ‎позицию ‎и‏ ‎искать ‎решение. Пробовать‏ ‎варианты,‏ ‎перепроверять ‎опровержения‏ ‎и ‎искать ‎лучший ‎ход. ‎Собственно,‏ ‎где-то ‎здесь‏ ‎шахматисты‏ ‎расходятся ‎на ‎разные‏ ‎типы: ‎на‏ ‎тех, ‎кто ‎ищут ‎надёжное‏ ‎решение,‏ ‎пытаясь ‎укрепить‏ ‎позицию, ‎тех,‏ ‎кто ‎ищут ‎сильнейший ‎ход, ‎и‏ ‎тех,‏ ‎кто ‎ищут‏ ‎красивый ‎ход,‏ ‎чтобы ‎построить ‎какую-нибудь ‎изящную ‎комбинацию‏ ‎(знаменитые‏ ‎жертвы‏ ‎Таля, ‎которые‏ ‎он ‎объяснял‏ ‎просто ‎«мне‏ ‎так‏ ‎хочется», ‎как‏ ‎раз ‎про ‎это ‎— ‎Михаил‏ ‎Нехемьевич ‎просто‏ ‎не‏ ‎мог ‎отказаться ‎от‏ ‎хода, ‎который‏ ‎ему ‎нравился ‎и ‎интуитивно‏ ‎мог‏ ‎принести ‎выигрыш).

Наверное,‏ ‎наиболее ‎известным‏ ‎(и ‎сильным ‎— ‎среди ‎шахматистов‏ ‎древняя‏ ‎игра ‎в‏ ‎чести) ‎шахматистом‏ ‎в ‎кино ‎был ‎Кубрик. ‎Он‏ ‎даже‏ ‎всерьёз‏ ‎подумывал ‎выбрать‏ ‎шахматы ‎главным‏ ‎делом ‎с‏ ‎тем,‏ ‎чтобы ‎свергнуть‏ ‎наконец ‎советских ‎чемпионов, ‎но ‎ограничился‏ ‎только ‎заработком‏ ‎в‏ ‎молодые ‎годы ‎на‏ ‎любителях ‎попроще,‏ ‎играя ‎в ‎парке ‎на‏ ‎деньги.‏ ‎Так ‎вот,‏ ‎Стэнли ‎подходил‏ ‎к ‎своим ‎фильмам ‎как ‎к‏ ‎шахматам‏ ‎и ‎искал‏ ‎как ‎решения‏ ‎всего ‎фильма ‎(он ‎сравнивал ‎это‏ ‎с‏ ‎выбором‏ ‎дебюта ‎—‏ ‎задать ‎верный‏ ‎тон ‎всему‏ ‎произведению)‏ ‎или ‎отдельной‏ ‎сцены. ‎Кажется, ‎что ‎с ‎последним‏ ‎связан ‎его‏ ‎совершенно‏ ‎нетипичный ‎стиль ‎работы‏ ‎с ‎актёрами:‏ ‎он ‎часто ‎не ‎давал‏ ‎им‏ ‎указаний, ‎а‏ ‎просто ‎делал‏ ‎множество ‎дублей, ‎пытаясь ‎посмотреть ‎на‏ ‎их‏ ‎разные ‎реакции,‏ ‎будто ‎прикидывая,‏ ‎какой ‎вариант ‎лучше ‎и ‎как‏ ‎может‏ ‎ответить‏ ‎противник.

Немногие ‎из‏ ‎исполнителей ‎главных‏ ‎ролей ‎хотели‏ ‎работать‏ ‎с ‎Кубриком‏ ‎второй ‎раз, ‎и, ‎кажется, ‎дело‏ ‎не ‎только‏ ‎в‏ ‎изматывающем ‎количестве ‎дублей,‏ ‎но ‎и‏ ‎в ‎откровенном ‎отношении ‎киногроссмейстера‏ ‎к‏ ‎актёрам ‎как‏ ‎к ‎фигурам‏ ‎на ‎доске. ‎Несомненно, ‎что ‎Стэнли‏ ‎был‏ ‎перфекционистом, ‎ищущим‏ ‎всегда ‎только‏ ‎сильнейший ‎ход. ‎Но ‎есть ‎подозрение,‏ ‎что‏ ‎это‏ ‎же ‎свойство‏ ‎придаёт ‎многим‏ ‎его ‎фильмам‏ ‎некоторую‏ ‎отстранённость, ‎если‏ ‎не ‎стерильность.

Предыдущий

Все посты проекта

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048