Отрешенность и игра как отказ от попыток сбежать от реальности
Способы защиты, которые формируют личность человека, направлены на поддержание главной иллюзии, и когда мы принимаем эту мысль, мы можем понять всю ведомость человека. Он отдаляется от самого себя, от самопознания, от рефлексии.
Его тянет к вещам, которые поддерживают ложь в его личности, его повседневную и привычную уравновешенность.
Но человек, бросая вызов судьбе, обращается именно к тем вещам, которые заставляют его чувствовать свое беспокойство, с целью избежать внутреннего дискомфорта, испытать себя против него, взять его под контроль. [...]
Это объясняет большую часть трений в нашей жизни. Мы вступаем в симбиотические отношения, чтобы получить необходимую нам безопасность, избавиться от наших тревог, одиночества и беспомощности; но эти отношения также ограничивают и порабощают нас еще больше, потому что они поддерживают ложь, которую мы же сами создали. [...]
Он стремится описать того, кого мы сегодня называем «не подлинным» человеком, человеком, который избегает развития своей собственной уникальности; он следует модели автоматической и некритической жизни, в которой был воспитан ребёнком. Он «не подлинен» в том, что не принадлежит сам себе, не является “самим собой”, не действует исходя из своего собственного центра, не видит реальности на её условиях. Это одномерные люди, полностью погруженные в вымышленные игры, присущие их обществу, не способные выйти за пределы своей социальной обусловленности: корпоративные люди на Западе, бюрократы на Востоке, племенные люди, запертые в традициях - люди повсюду, кто не понимает, что значит думать за себя, которые даже если вдруг и помыслят об этом – тут же отпрянут от идеи подобной смелости и уязвимости. [...]
Человек с ясной головой - это человек, который освободил себя от подобных фантастических «идей» [личностной лжи по отношению к действительности] и смотрит жизни в лицо, осознаёт, что всё в ней проблематично, и чувствует себя потерянно. И это простая истина: жить - значит чувствовать себя потерянным; тот, кто принимает эту истину, уже начал обретать себя, становиться на твёрдую почву. Инстинктивно, как это делает потерпевший кораблекрушение, он будет искать то, за что сможет уцепиться, и этот трагичный, беспощадный взгляд, абсолютно искренний, потому что речь идет о его спасении, заставит его навести порядок в хаосе собственной жизни. Это – единственно подлинные представления; представления потерпевшего кораблекрушение. Всё остальное - риторика, позёрство, фарс. Тот, кто на самом деле не чувствует себя потерянным, не будет освобожден; то есть он никогда не найдёт себя, никогда не столкнётся со своей собственной реальностью.
Из книги Эрнеста Беккера "Отрицание смерти"
Знаешь, как ты существовал бы в абсолютном одиночестве?
Либо мечтая, рисуя ничем не ограниченные картины и образы, либо совершая бездумные спонтанные действия.
Человеческая культура превозносит мысли и эмоции как понимаемый инструмент отрицания смерти и бессмысленности своего существования.
Твое существование не определяется эмоциями и мыслями, они являются не более чем вторичным продуктом.
Жизнь определяется состоянием. Состояние живого - принятие факта смертности сознания.
Смерть сознания, обращение к состоянию души - это медитация отрешенности.
Погружение в сознание полностью со всей душой - это медитация игры.
В целом, медитативная практика - не более чем практика принятия смерти, умирания как любили говорить стоики.
Медитация отрешенности в одиночестве - абсолютный мысленный и эмоциональный покой.
Медитация отрешенности в социуме - мысленный и эмоциональный покой по отношению к проявлениям этого социума, в теории и практике обозначается тегом #любовник
Проблема заключается в том, что современный человек является жертвой собственного разочарования; он был лишён наследства своей аналитической силой. Характерной чертой современного ума является изгнание тайны, наивной веры, простодушной надежды. Мы делаем акцент на видимом, ясном, причинно-следственном отношении, логическом - всегда логическом. Мы знаем разницу между снами и реальностью, между фактами и выдумками, между символами и телами. Но сразу мы видим, что эти характеристики современного ума в точности соответствуют характеристикам невроза. Типичным для невротика является то, что он «знает» свою ситуацию в отношении реальности. У него нет сомнений; вы ничего не можете сказать, чтобы поколебать его, вселить в него надежду или доверие. Он - жалкое животное, чье тело разлагается, которое умрёт, которое уйдёт в прах и забвение, навсегда исчезнет не только в этом мире, но и во всех возможных измерениях вселенной, чья жизнь не служит никакой мыслимой цели. Он знает Истину и Реальность, мотивы всей вселенной. [...]
Дж. К. Честертон сохранил дух Кьеркегора и наивного христианства в современной мысли, например, когда он продемонстрировал, что черты, которыми гордится современный ум, являются в точности чертами безумия. [46] Нет никого более логичного, чем сумасшедший, более озабоченный мелочами причины и следствия. Безумцы - величайшие мыслители, которых мы знаем, и эта черта - одна из составляющих их гибели. Все их жизненные процессы заключены в разуме. Чего же недостаёт в рассудочности? Способности быть беззаботным, не обращать внимания на внешность, расслабляться и смеяться над миром. Они не могут себя освободить, не могут поставить на игру всё своё существование, как Паскаль. Они не могут делать того, о чем всегда просила религия: верить в оправдание своей несгибаемости, они не могут рисковать всем своим существованием, как Паскаль, делая фантастические ставки. Они не могут делать то, о чем всегда просила религия: верить в оправдание своей жизни, которое кажется абсурдным. Невротик лучше знает: он абсурден, но все остальное не абсурдно; это «единственно верно». Но вера требует, чтобы человек доверчиво расширялся до нелогичного, до поистине фантастического. Это духовное расширение - единственное, что современному человеку кажется наиболее трудным именно потому, что он замкнут в себе и ему не на что опереться, нет коллективной драмы, которая заставляет фантазию казаться реальной, потому что она переживается и разделяется. [...]
Как мы узнали от Хейзинги и более поздних авторов, таких как Йозеф Пипер и Харви Кокс, единственная надежная истина, которую имеют люди, - это то, что они сами создают и драматизируют; жить - значит играть смыслом жизни. Результатом всей этой мыслительной традиции является то, что она учит нас раз и навсегда, что детская глупость - призвание зрелых личностей. Именно так Ранк прописал лекарство от невроза: как «потребность в законной глупости». Проблема союза религии, психиатрии и социальных наук содержится в одной этой формуле.
Из книги Эрнеста Беккера "Отрицание смерти"
В своем внутреннем состоянии (душе) ты имеешь могущество сделать абсолютно все.
Между твоим состоянием и действительностью есть одно измерение - действие.
Действие происходит не из эмоции, не из мысли - из намерения.
Сознательный дискомфорт существования, депрессии и тому подобное в условиях физического благополучия - проявление боли души, нереализованной воли.
В измерении сознания у тебя всегда два варианта - либо сдаться и решить, что с тобой что-то не так, либо решить, что что-то не так со всем миром.
С точки зрения души оба варианта сознания - абсолютно одно и то же.
В измерении Души ты способен на следующее:
- либо знать, что вообще-то со всеми все нормально;
- либо видеть, что вообще не существует никакого "нормально" и никаких "всех".
Так душа видит сознание - с едким снисхождением к его ограниченности вперемешку с весельем от его нелепости.
Сознание, в свою очередь, цепляется за любой попавшийся на глаза осмысляемый объект, дабы хоть как-то обосновать самому себе собственное существование.
В каждый момент у тебя есть все, чтобы жить душой.
Прими эту силу и отвергни слабость сознания - это медитация игры.
Медитация игры в одиночестве - это акт творчества, физической деятельности или фантазий.
Медитация игры в социуме - перестройка сознания в интересную для данной ситуации роль, генерирующую нужные мысли и эмоции, в теории и практике обозначается тегом #отец.
0 комментариев