Русский стыд, или как увидеть Бога, если ты не исихаст
Как поется в одном из ирмосов, «Бо́га челове́ком невозмо́жно ви́дети, на Него́же не сме́ют чи́ни А́нгельстии взира́ти». Но Бога можно увидеть духовными очами. Один из путей — исихазм, но то удел немногих — как правило, монахов, да и то не всех. Есть еще понятие «призывающей благодати», когда неофит переживает внутренние состояния — озарения, поддерживающие его в решении стать христианином или на начальном этапе воцерковления.
А есть еще одна возможность — встретиться со святым человеком. У меня было лишь несколько таких встреч, и я понимаю, что даже это большая редкость, и не всем в жизни может выпасть такая возможность. Далее передаю свои собственные ощущения. Идет беседа, я лишь один из группы присутствующих, лично со мной она не ведется. И вот, перед тобой человек, от которого веет таким смирением, что будто бы лицо его светится (тут вспоминается беседа Николая Мотовилова с Серафимом Саровским), и тебе вдруг становится… стыдно. И еще… страшно. Ибо «ди́венъ Бо́гъ во святы́хъ Свои́хъ: Бо́гъ Изра́илевъ» (Пс.67:36).
И если «испанский стыд» («кринж») — это когда тебе стыдно за слова и действия другого, то здесь тебе стыдно за себя из-за слов и действий другого человека, хотя к тебе они не относятся, и ты ничего предосудительного в этот момент не совершаешь. Назовем такое состояние «русским стыдом». А стыдно, потому что ты будто бы оказываешься перед самим Богом. Если этот смертный и современный тебе человек, у которого наверняка есть свои собственные недостатки, приобрел такое смирение, что ты начинаешь чувствовать в благоговейном ужасе присутствие Божие, то каково же оказаться перед самим Богом? И каков же сам Бог, если его святые такие смиренные? Перед таким Богом что ты можешь сказать в оправдание своим грехам? Не осудит ли тебя само смирение Божие? И не в смирении ли содержится гнев Божий?
0 комментариев