Тень Томаса Мора, или ахиллесова пята англичан
А что, если ахиллесова пята англичан — это совесть? Ну, или страх наказания свыше. И своею чопорностью, надменностью, черным юмором англичанин в глубине души скрывает терзающую его мысль о том, что он морально не прав. Телесериалы «Да, господин министр / премьер-министр» помимо великолепного учебного пособия для любого работника бюрократической структуры представляют собой также и образчик типично британского подхода к сделкам с совестью, или знаменитого англосаксонского лицемерия: как подменять смысл слов, делать умолчания, допускать неясное или множественное толкование сказанного и т. д. Англичане одержимы этой игрой слов неспроста. При этом, как мне представляется, природу этой культуры лицемерия обычно толкуют неверно или недопонимают до конца. Возможно, его истинная причина — в попытке заглушить голос совести. Такой, знаете ли, прием лукавого исповедника: как сказать духовнику все так, чтобы и не солгать, и не сказать всей правды.
Отсюда же традиция юридической казуистики, а также обязательного поиска моральных оправданий и предлогов для своих неправых деяний. Когда американцы оправдывают бомбежки очередной страны, не говорят ли в них именно английские корни? Не здесь ли и причина английского расизма? Мол, бремя белого человека такое: не скушал бы я, англичанин, это яблоко, если бы Бог не дал мне в «жены» Британскую империю. Нет великой нации без религиозного культа и мессианской идеи, а в основу британской нации заложено все же христианство. Англичанину, воспитанному в детстве, скажем, на «Ветере в ивах» Кеннета Грэма, сложно признаться себе, что его страна — это злобный демон. Вот и занимаются самотерапией. Нам часто кажется, что это они для других стараются, а это они для себя делают. На мнение других-то им наплевать.
Или, например, приведем в пример другой образ, из фильма «Альфи»: Майкл Кейн в нем великолепно играет сволочь, у которой в конце фильма неожиданно обнаруживаются признаки совести. И если просмотреть, например, самые сокровенные британские фильмы, которые сами же англичане любят (а это, как обычно бывает, зачастую совсем не те фильмы, которые любят и смотрят во всем мире), то в них же очень много человечности и совестливости, что так контрастирует с типичным образом англичанина и его практическими действиями. Так что надо не стесняться обличать англичан: они, конечно, и виду не подадут, что уязвлены, но страдать и рефлексировать будут мощно.
Кстати, здесь таится коренное отличие русских (великороссов) от британцев (англичан): для нас неправда — это что-то запредельно преступное, ложь мы не прощаем. И тут, конечно, есть проблема: наши призывы к совести и правде с высоких трибун встречают лишь насмешки со стороны англосаксов. Для них это свидетельство нашей некультурности: мол, эти «медведи» не умеют играть в цивилизацию и высокую политику, верят каждому слову, а потом еще прилюдно жалуются, что их обвели вокруг пальца, не стыдясь признать себя идиотами. Нам бы в позу судьи стать, а мы встаем в позу обиженного плаксы. Надо бы с черным юмором, игрой слов, двусмысленными поздравлениями и подарками, с многозначительными улыбками постоянно напоминать англичанам обо всех их скелетах в шкафу, преступлениях, геноцидах и прочей моральной нечистоплотности. Послать, например, королю Карлу III «Невидимую брань» Никодима Святогорца с пожеланиями прочитать эту книгу в его келье в Ватопеде при следующем визите на Афон и помолиться там за душу (и) принцессы Дианы / буров / сипаев и т. д. (вставить нужное). Созвать международную конференцию на тему «Последние достижения в социальной психиатрии на примере исследования комплексов британской элиты и их проецирования на международные отношения». Издать красочный альбом на нескольких языках «Виндзоры и нацизм — сорванная помолвка». И так далее.
Другая ахиллесова пята англичан — это детские комплексы британской элиты. Все эти частные интернаты с отрывом от семьи, насилием и прочими безобразиями не могут не причинять большие психологические травмы на всю жизнь. Вот и надо их безжалостно ковырять. Мы же родина Достоевского, мы это умеем.
Еще одна язва — предательство англичанами католической веры в 16 веке. У нас в России за недогматическое двоеперстие люди себя сжигали, а там не дали королю развестись, он и объявил себя главой новой церкви. Так что тень убиенного Томаса Мора до сих пор бродит по Англии и безмолвно укоряет совесть потомков предателей. Вот оно, все хваленое свободолюбие англичан, даже веру свою так легко сменили. Но стоит ли этому удивляться, если культурный идеал простого англичанина — это выдрессированный лакей, а ночной кошмар английского аристократа — это лакей-манипулятор (см. фильм «Слуга»)?
Если вы думаете, что я пытаюсь здесь возвысить нас и принизить англичан (в стиле «ну, тупые»), то ровно наоборот. У англичан нам как раз и нужно поучиться ведению психологических войн.
0 комментариев