О нищете духа
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». (Мф.5:3)
«Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня». (Лк.18:38)
У архимандрита Эмилиана (Вафидиса) в его толковании на житие преподобного Нила Калабрийского есть замечательная мысль: когда нищий просит подаяние, он показывает всем свои лохмотья и взывает о помощи, чтобы над ним сжалились и сотворили милостыню. Так и христианин постами, бдениями и прочей аскезой показывает Богу свои «лохмотья» – смиренное осознание собственной духовной нищеты и слепоты. Он молит Бога о прозрении, чтобы сердечными очами увидеть свою греховность, покаяться и получить прощение. Но как часто мы поступаем ровно наоборот, представляя свои аскетические «подвиги» в виде добродетелей, ставим себе их в заслугу и ожидаем получить от Бога награду. А надо иметь сознание нищего. Нищий же просит не награду, нищий просит милостыню.
Мытарь из евангельской притчи вопиет о милости, а фарисей ожидает награды. Иерихонский слепец лишь слышит о Спасителе, но уже верит в Него и хочет своими глазами Его увидеть, чтобы прозревши последовать за Ним. Фарисеи же остаются духовно незрячими и просят от Христа знамения для доказательства Его слов, как будто было недостаточно творимых Им чудес, свидетелями которых они были.
События евангельские порой воспринимаются лишь как хронологические точки - истории, которые когда-то случились с кем-то и, возможно, напоминают нам отчасти наши жизненные ситуации. Однако истории эти часто говорят нам не об остановках на нашем жизненном пути, но про сам жизненный путь. Игумен Никон (Воробьев) говорил о необходимости в жизни каждого христианина постоянного "мытаревого" покаяния, без которого нет спасения, но одна прелесть и фарисейство. Вот и с историей о слепце так же: это не про то, что и мы некогда были слепцами, а теперь якобы духовно прозрели, но про то, что мы всегда должны осознавать себя слепыми, нищими и нуждающимися в Боге. И если мы хотим, чтобы Христос не проходил мимо, чтобы он всегда беседовал с нами, чтобы быть зрячими и следовать за Ним, мы должны всегда взывать к Нему из глубины истинного осознания своей слепой нищеты: "Иисус, Сын Давидов! помилуй меня!".
0 комментариев